Федеральный закон «об электроэнергетике» от 26.03.2003 n 35-фз (ред. от 27.12.2019)

Обновлен порядок и срок рассмотрения ФАС России дел об установлении регулируемых тарифов на электроэнергию

Приказом ФАС России от 19.06.2018 № 834/18 «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» предусмотрено, что рассмотрение дела об установлении регулируемых цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности), осуществляется на основании заявления регулируемой организации об установлении регулируемых цен (тарифов) с приложением обосновывающих материалов.

В решении органа исполнительной власти в области регулирования тарифов приводятся, помимо прочего: цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по субъекту РФ; балансовые показатели планового объема полезного отпуска электрической энергии, используемые при расчете цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по субъекту РФ; единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям субъекта РФ, поставляемой прочим потребителям; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по уровню напряжения.

Также устанавливаются особенности рассмотрения вопросов, связанных с установлением платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Утратившим силу признается приказ ФСТ России от 28.03.2013 № 313-э «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов» с внесенными в него изменениями и дополнениями.

Приказ ФАС России от 19.06.2018 № 834/18 зарегистрирован в Минюсте России 18.12.2018 за № 53047.

Начало действия документа – 31.12.2018.

Минэнерго готовит проекты постановлений относительно функционирования розничных рынков электроэнергии

Минэнерго России уведомило о подготовке проектов постановлений Правительства РФ «О внесении изменений в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии» и «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросу совершенствования организации учета электрической энергии».

Проекты постановлений Правительства РФ разрабатываются в целях изменения взаимоотношений потребителей, субъектов электроэнергетики и исполнителей в части организации учёта электрической энергии путём переноса ответственности за организацию учёта электрической энергии с потребителей на квалифицированных субъектов электроэнергетической отрасли.

Разработчик – Минэнерго России.

Процедура – проведение публичного обсуждения подготовки проектов нормативных правовых актов.

ID проекта: 02/07/12-18/00087057, 02/07/12-18/00087054

Минэнерго готовит проект постановления, касающегося доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электроэнергии

Минэнерго России уведомило о подготовке проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)».

Проект постановления Правительства РФ разрабатывается в целях восполнения пробела в действующем законодательстве РФ в части установления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) и закрепления требований в отношении интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), приборам учета, подлежащим включению в такие системы, а также протоколам и форматам обмена информации.

Разработчик – Минэнерго России.

Процедура – проведение публичного обсуждения подготовки проекта нормативного правового акта.

ID проекта: 02/07/12-18/00087050

Обзор документа

В ближайшие годы в стране будут задействованы интеллектуальные системы учета электроэнергии. Правила предоставления доступа к минимальному набору функций новой системы определит Правительство.

Сейчас граждане должны сами купить и установить счетчик и отвечать за его функционирование. Но с 1 июля 2020 г. за это будут отвечать сетевые организации или гарантирующие поставщики. «Умные» счетчики с удаленным доступом позволят потребителям в режиме онлайн отслеживать объем поставляемых энергоресурсов и уровень их потребления. Граждане смогут снимать показания через компьютер или телефон, а контролерам не придется заходить в каждое помещение. Отдельным неплательщикам будут дистанционно ограничивать режим энергопотребления, а не распределять риски на всех потребителей, как сейчас.

Существующие системы учета пока сохраняются, но их запретят модернизировать. При замене счетчиков, а также при вводе в эксплуатацию многоквартирных домов должны быть установлены приборы учета с возможностью доступа к интеллектуальной системе. С 1 января 2023 г. за нарушения при предоставлении доступа гарантирующие поставщики и сетевые организации могут быть оштрафованы.

Закон применяется со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Текст проекта постановления «Об утверждении Положения об охранных зонах объектов электроэнергетики…» открыт для публичного обсуждения

21 декабря открыт для публичного обсуждения текст проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения об охранных зонах объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) и о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» и постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1033 «О порядке установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».

Рассматриваемый проект постановления Правительства РФ разработан в соответствии со статьями 105 и 106 Земельного кодекса РФ и определяет:

  • порядок подготовки и принятия решений об установлении охранных зон объектов электроэнергетики;
  • требования к размерам охранных зон;
  • основания изменения, прекращения существования охранных зон;
  • порядок обозначения границы зоны с особыми условиями использования территории на местности;
  • уполномоченного на установление, изменение, прекращения существования охранных зон федерального органа исполнительной власти;
  • запреты и ограничения по использованию земельных участков, которые могут быть установлены в границах охранных зон объектов электроэнергетики;
  • новые правила определения размеров охранных зон объектов электросетевого хозяйства и ширины просек воздушных линий электропередачи;
  • порядок обозначения границ охранных зон на местности.

Основные положения, вводимые проектом Положения об охранных зонах объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства  и объектов по производству электрической энергии), предусматривают порядок установления охранных зон для планируемых строительством или реконструкцией объектов электроэнергетики, порядок изменения и прекращения существования охранной зоны.

Также проект постановления Правительства РФ включает в себя запреты и ограничения для охранных зон объектов электроэнергетики, в том числе:

  • исчерпывающий перечень зданий и сооружений, размещение которых запрещается в охранных зонах, а также минимально допустимые расстояния и параметры, соблюдение которых обязательно при размещении в охранных зонах зданий и сооружений;
  • виды деятельности (работ), выполнение которых запрещается в охранных зонах;
  • виды деятельности (работ), выполнение которых допускается в соответствии с техническими условиями.

По мнению разработчиков, принятие проекта постановления Правительства РФ будет способствовать созданию благоприятных правовых условий для обеспечения безопасного функционирования и эксплуатации объектов электроэнергетики.

Разработчик – Минэнерго России.

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.

ID проекта: 02/07/12-18/00087114

Общие положения

Краткое содержание ФЗ 35:

  • Глава 1 — описывает общие положения ФЗ 35;
  • Глава 2 — перечисляет основы организации электроэнергетики;
  • Глава 3 — описывает, что такое единая национальная электрическая сеть;
  • Глава 4 — раскрывает понятие системы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
  • Глава 5 — описывает систему контроля и регулирования на государственном уровне;
  • Глава 6 — перечисляет правовые основы деятельности оптового рынка;
  • Глава 7 — описывает основы организации розничных рынков;
  • Глава 8 — перечисляет заключительные положения и особенности осуществления хозяйственной деятельности.

Текст проекта постановления «О внесении изменения в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности» открыт для публичного обсуждения

21 декабря открыт для публичного обсуждения текст проекта постановления Правительства РФ «О внесении изменения в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности».

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2018 № 534 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с продлением особенностей функционирования оптового и розничных рынков на территориях отдельных частей ценовых зон оптового рынка» (далее – Постановление № 534) внесены изменения в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 (далее – Правила № 1172), устанавливающие особенности определения объемов поставки электрической энергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам) для покупателей, функционирующих в отдельных частях ценовых зон оптового рынка.

Указанные особенности устанавливают дополнительное снижение доли, применяемой для определения объемов поставки электрической энергии и мощности по регулируемым ценам (тарифам) для покупателей, функционирующих в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, указанные в пункте 8 статьи 36 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», коммерческим оператором оптового рынка в случае несоблюдения установленных критериев, в том числе критерия «д», характеризующего достижение территориальными сетевыми организациями, функционирующими на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, показателей снижения величины фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.

Постановлением № 534 установлены целевые показатели фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям для соответствующих субъектов Российской Федерации (далее – целевые показатели) и темпы их достижения до 2027 года включительно.

Пунктом 7 Постановления № 534 и пунктом 72(3) Правил № 1172 Минэнерго России начиная с 01.10.2018 по итогам каждого квартала календарного года осуществляет контроль за соблюдением установленных пунктом 72(1) Правил № 1172 критериев, в том числе по соответствию фактического уровня потерь электрической энергии в электрических сетях целевому уровню.

Вместе с тем, подпунктом «д» пункта 72(3) Правил № 1172 коэффициент фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям для каждого квартала одного календарного года устанавливается равным значению коэффициента фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям за последний истекший год. Таким образом, при осуществлении контроля за соблюдением критериев соответствия фактического уровня потерь электрической энергии в электрических сетях целевому уровню в IV квартале 2018 года указанное значение будет установлено равным фактическому уровню потерь за 2017 год.

Учитывая вышеизложенное, указанный проект постановления Правительства РФ разработан в целях сохранения экономического эффекта для территорий ценовых зон оптового рынка, в которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков, а также для корректировки темпов достижения целевых показателей фактических потерь электрической энергии при ее передаче на таких территориях.

Разработчик – Минэнерго России

Процедура – публичные обсуждения текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза

ID проекта: 02/07/12-18/00087127

Госдума приняла поправки в закон об электроэнергетике

Депутаты Государственной думы РФ приняли в окончательной редакции закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам лицензирования энергосбытовой деятельности».

Рассматриваемый закон был разработан в соответствии с поручением Правительства РФ от 18.09.2018 № ДК-П9-6205.

Закон предусматривает внесение изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона от 29.12.2017 № 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности», в результате которых переносится срок установления запрета на осуществление энергосбытовой деятельности без соответствующей лицензии с 1 января 2019 г. на 1 июля 2020 г., а также возможность применения административной ответственности за нарушение данного запрета с 1 июля 2020 г.

Описание 35 ФЗ

Федеральный закон «Об электроэнергетике» N 35-ФЗ принят 23 февраля 2003 года и одобрен Советом РФ 12 марта 2003 года. Действительный закон о электроснабжении регламентирует деятельность объектов ЕЭС, юридические аспекты экономических отношений в области электроснабжения и определяет права и обязанности юридических лиц и потребителей в обозначенной сфере. Основанием для действительного закона является Конституция Российской Федерации.

ЕЭС (ОЭ) играет ведущую роль в осуществлении электроснабжения населения. Собственники электропроизводящих предприятий, входящих в состав Общероссийской Электросети, ограничиваются в своих правах. Эти нормы приняты в рамках обеспечения безопасности потребителей электрической энергии.

Рассматриваемый закон предусматривает ограничения по части:

  • Прав на оформление договорённости об электроснабжении с эксплуатацией объектов электрохозяйства, составляющих часть Единой Энергетической Системы;
  • Эксплуатации, признания непригодными для эксплуатации системных объектов без постановления органов управления ЕЭС.

Рассмотренные ограничения не применяются для изъятия у собственников доходов, приобретённых посредством осуществления права на энергетическую деятельность, предусмотренного законом.

При нарушении органом управления Единой Национальной Электросети условий, утверждённых в п. 1 ст. 21 настоящего закона, законные владельцы предприятий, осуществляющих электроснабжение, получают право самостоятельного заключения договоров по предоставлению электричества. Соответственно, в рамках рассматриваемого случая снимается запрет, предусмотренный в ч. 1 ст. 7 закона 35-ФЗ об электричестве для населения.

Централизованное оперативно-диспетчерское управление системами электроснабжения производится в соответствии нормам технического устава. Цель систематизированного управления — обеспечение безопасности, надёжности и высоких качественных характеристик процесса энергоснабжения.

Организацией, на которую возлагаются управленческие обязанности в пределах ЕЭС РФ, является системный оператор. Это акционерное общество, доля непосредственного участия в уставном капитале которого по закону не может составлять более 52% процентов в период реформирования. По истечению указанного периода, доля акционеров должна составлять 100%.

Настоящий Федеральный закон не уполномочивает системного оператора и другие оперативно-диспетчерские системы энергетических объектов на закупку, продажу и производство электричества, кроме как для обеспечения работы и электроснабжения ЭС.

При возникновении опасностей деформации оборудования и прекращения (ограничения) тепло- и электроснабжения, объявляется режим чрезвычайной ситуации (ст. 15 настоящего Федерального закона). Действия управляющих органов в критических условиях регламентируются в порядке, утверждённом Правительством Российской Федерации.

Согласно нормативным актам актуального текста ФЗ об энергоснабжении 35-ФЗ надзор за деятельностью руководства Единой Энергетической Системы РФ, наложение запрета на дальнейшую трудовую деятельность недобросовестных операторов — прямая обязанность Правительства Российской Федерации.

При оплате услуг по предоставлению электроснабжения, учитывается компенсация затрат на расходы по организации администрирования по осуществлению электроснабжения, и экономически обоснованную прибыль. Тарифы на электричество для населения регулируются непосредственно государством.

Согласно ст. 23 настоящего Федерального закона, при упорядочивании цен и надбавок учитываются:

  • Расчётные себестоимость и прибыль, предполагаемая от предоставления услуг по энергоснабжению;
  • Затраты на выработку и сбыт электроэнергии коммерческими предприятиями;
  • Результаты плановой деятельности ЭС со времени действия предшествующих тарифов;
  • Соответствие требованиям акта об энергоснабжении и повышении качественной эффективности;
  • Наличие открытых и прозрачных взаимоотношений с потребителями и населением.

В Федеральный нормативный акт об электричестве планомерно вводятся изменения. Последние поправки были внесены 30 июня 2017 года.

Статья 6. Общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики

1. Общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются:

обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации;

технологическое единство электроэнергетики;

обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики;

свобода экономической деятельности в сфере электроэнергетики и единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами;

соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии;

использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии;

обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня;

содействие посредством мер, предусмотренных федеральными законами, развитию российского энергетического машиностроения и приборостроения, электротехнической промышленности и связанных с ними сфер услуг;

обеспечение экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, используемого при осуществлении субъектами электроэнергетики видов деятельности, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов) (далее — регулируемый вид деятельности);

обеспечение экологической безопасности электроэнергетики;

экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения ими выработки электрической и тепловой энергии.

2. Государственная политика в сфере электроэнергетики направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом.

Последние изменения, внесенные в ФЗ 35

Последние поправки в действительный Федеральный закон ФЗ-35 были внесены 30 июня 2017 года и вступили в силу 18 июля 2017 года. Изменения коснулись нескольких статей и положений.

Ч. 8.1 ст. 23 настоящего закона об электроснабжении дополнена новыми абзацами 4, 4 и 6. В их тексте утверждается процентная ставка акционерного сообщества в отношении ЕЭС — 50% плюс одна голосующая акция. Субъекту, согласно юридическому праву, принадлежит энерговырабатывающее оборудование суммарной мощностью не менее 10 000 МВт.

Ст. 32 рассматриваемого закона дополнена пунктом 1.1, гласящим о положении субъектов оптового рынка по отношению к планируемым реформам в сфере энергоснабжения на территории Дальневосточного округа.

Годами ранее существенные поправки были внесены и в другие статьи. Федеральным законом N 196-ФЗ, принятым 23 июня 2016 года, утверждены правки в статье 2 нормативного акта об электроснабжении. В ч. 1 ст. 2 говорится, что рассматриваемое законодательство базируется на принципах Конституции Российской Федерации и состоит из нормативов Гражданского кодекса, ФЗ-35 и Указов Президента Российской Федерации.

К рядовой терминологии 35-ФЗ, согласно ст. 3 действительного Федерального закона, относятся понятия:

  • Электроэнергетика — экономическая отрасль РФ, вовлечённая в сферу экономических отношений, основанных на выработке и реализации электрической энергии;
  • Единая Энергетическая Система — централизованная совокупность предприятий, осуществляющих энергоснабжение на территории Российской Федерации;
  • Субъекты электроэнергетики — юридические и физические лица, деятельность которых относится к энергетической системе и области электроснабжения;
  • Потребители электроэнергии — граждане, приобретающие электроэнергию для личных или производственных нужд.

Согласно поправкам на основании Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ, в ч. 4 ст. 26 35-ФЗ указывается порядок преобразования объектов электрообеспечения в случае смены законного владельца. Новый собственник обладает полномочиями присовокупления в технологическом смысле к энергопринимаемому устройству объект электроснабжения, принадлежащий другому лицу. Это допускается в случае выполнения владельцем всех технологических условий по эксплуатации и содержанию объекта энергоснабжения. При передаче права собственности и получении вытекающих из этого полномочий, новый владелец обязан уведомить сетевую организацию.

Согласно поправке в ч. 8 ст. 38 настоящего закона об электроснабжении, произведённой на основании 196-ФЗ от 23 июня 2016 года, меры, предпринимаемые в случае дефицита электроснабжения, возникновения внештатных ситуаций и аварий, производятся уполномоченными представителями оперативно-диспетчерского управления

Порядок соблюдения мер предосторожности и ограничений определяется Правительством Российской Федерации

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (800) 333-78-83

Оцените статью:
Оставить комментарий
Adblock
detector