Межгосударственный стандарт

7 Объекты стандартизации и основные виды нормативных документов по стандартизации

7.1 Объектами межгосударственной стандартизации являются

— общетехнические нормы и требования, в том числе единый технический язык, типоразмерные рядыи типовые конструкции изделий общемашиностроительного применения (подшипники, крепеж и др.), совместимые программные и технические средства информационныхтехнологий, справочные данныео свойствах материалов и веществ;

— объекты крупных промышленных и хозяйственных комплексов (транспорт, энергетика, связь и др.);

— объекты крупных межгосударственныхсоциально-экономических и научно-технических программ, таких как обеспечение населения питьевой водой, создание системы контроля среды обитания, обеспечение электромагнитнойсовместимости радиоэлектронныхсредств, обеспечение безопасности населения и народнохозяйственных объектовс учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и др.;

— взаимопоставляемая продукция, выпускаемая в ряде государств.

7.2 В межгосударственные стандартывключают:

— требованияк качеству продукции, обеспечивающиеее безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды;

— требованиятехники безопасности и производственнойсанитарии;

— требованияк совместимости и взаимозаменяемостипродукции;

— параметрические ряды и типовые конструкции изделий;

— основныепотребительские (эксплуатационные) свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению и утилизации продукции;

— методы контроля требований к продукции;

— требования, обеспечивающиетехническое единство при разработке, производстве, эксплуатации (применении) и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, термины и их определения, обозначения, метрологическиеи другие общетехнические правила и нормы;

— правила обеспечения качества продукции;

— требованияк сохранению и рациональному использованию всех видов ресурсов.

7.3 В зависимостиот специфики объекта стандартизациии содержания устанавливаемыхк нему требованийпредусмотрены следующие основные виды межгосударственныхстандартов:

— стандартыосновополагающие;

— стандартына продукцию (услуги);

— стандартына процессы;

— стандартына методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

7.4 Основополагающие межгосударственные стандартыустанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехническиетребования (нормы, правила), обеспечивающиевзаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областейнауки, техники и производства в процессе создания и использования продукции, охрану окружающей среды, охрану труда и другие общетехническиетребования.

7.5 Межгосударственные стандартына продукцию устанавливают требования к группам однородной продукции и, при необходимости, к конкретной продукции.

7.6 Межгосударственные стандартына процессы устанавливают требования к методам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ в технологическихпроцессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

7.7 Межгосударственные стандартына методы контроля устанавливают методы (способы, приемы, режимы и др.) проведения испытаний продукции при ее создании, сертификации и использовании (применении).

7.8 Для решения задач по организации и координации работ по межгосударственнойстандартизацииМежгосударственныйсовет, а в области строительства — МНТКС, после обсуждения с национальными органами по стандартизации (национальными органами управления строительством) принимает правила по межгосударственнойстандартизации (ПМГ) и рекомендации по межгосударственнойстандартизации (РМГ).

7.9 Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены межгосударственныхстандартов, правил и рекомендаций по межгосударственнойстандартизации- по ГОСТ 1.2, а межгосударственныхнормативных документов в строительстве — в соответствии с нормами, принятыми МНТКС [].

(Введен дополнительно, Изм. № 5).

7.10 Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение межгосударственныхстандартов, правил и рекомендаций по межгосударственнойстандартизации- по ГОСТ 1.5, а межгосударственныхнормативных документов в строительстве — по ГОСТ 1.5 и нормам, принятым МНТКС [].

(Измененная редакция, Изм. № 6).

Раздел 8. (Исключен, Изм. № 5).

Приложение А. (Исключено, Изм. № 5).

4 Принципы стандартизации

Национальную стандартизацию в Российской Федерации осуществляют в соответствии с принципами:- добровольности применения заинтересованным лицом документов в области стандартизации и обязательности соблюдения указанным лицом требований, содержащихся в этих документах, в случае объявления об их использовании, а также в случае определения обязательности исполнения требований стандартов в рамках контрактных (договорных) обязательств;- применения в установленном порядке на территории Российской Федерации международных и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств;- максимального учета мнения заинтересованных лиц при разработке документов в области стандартизации;- обеспечения преемственности работ по стандартизации;- обеспечения условий для единообразного применения документов в области стандартизации;- обоснованности разработки документов в области стандартизации;- открытости (прозрачности) процедур разработки документов в области стандартизации;- обеспечения доступности документов в области стандартизации и информации о них для заинтересованных лиц;- однозначности понимания требований, включаемых в документы в области стандартизации;- соответствия документов в области стандартизации нормативным правовым актам Российской Федерации;- прогрессивности и оптимальности требований документов в области стандартизации;- комплексности стандартизации взаимосвязанных объектов и аспектов, стандартизуемых на одном уровне, путем согласованности требований к этим объектам (аспектам) и увязки сроков разработки и введения стандартов в действие;- недопустимости разработки национальных стандартов Российской Федерации на объекты и аспекты стандартизации, стандартизованные на межгосударственном уровне;- недопустимости разработки и применения национальных стандартов Российской Федерации, которые создают излишние препятствия международной торговле;- унификации процессов разработки, хранения стандартов, а также процессов внесения в них изменений и обеспечения доступа к документам в области стандартизации;- обеспечения системности и комплексности информационных ресурсов в области стандартизации с использованием информационных технологий;- обеспечения актуальности и достоверности информационных ресурсов в области стандартизации.(Измененная редакция, Изм. N 1).

Примечания

  1. Приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе Протокол о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза, п. 2
  2. Договор о Евразийском экономическом союзе, ст. 51, п. 1
  3. Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13.03.1992
  4. Договор о Евразийском экономическом союзе, ст. 52, п. 3
  5. О стандартизации в Российской Федерации. Статья 9
  6. О стандартизации в Российской Федерации. Статья 26
  7. Постановление Совета народных комиссаров СССР от 15.09.1925 «Положение о Комитете по стандартизации при Совете труда и обороны»
  8. Постановление Совета народных комиссаров СССР от 23.11.1929 «Об уголовной ответственности за выпуск недоброкачественной продукции и за несоблюдение стандартов»
  9.  См. Указ Президиума ВС СССР от 10 июля 1940 года «Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов предприятиями» в Викитеке
  10. Постановление Совета народных комиссаров СССР от 09.07.1940 № 1211 «О государственных общесоюзных стандартах и порядке их введения»
  11. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18.05.1984 «Об административной ответственности за нарушение правил по стандартизации и качеству продукции, выпуска в обращение и содержания средств измерений и пользования ими»
  12. Закон СССР от 22.05.1991 № 2184-1 «О защите прав потребителей»
  13. Ткаченко В. В. (ред.) Основы стандартизации —М.: Издательство стандартов, 1986
  14. Постановление Совета Министров СССР от 4 июня 1988 г. № 712 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства СССР по вопросам научно-технического прогресса, качества продукции и некоторым другим вопросам»
  15. ГОСТ 1.3-2014 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов», п. 4.8
  16. ГОСТ 1.3-2014 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов», приложение Г (рекомендуемое)
  17. Классификатор государственных стандартов СССР. — М: Издательство стандартов, 1978. — 51 c.
  18.  (недоступная ссылка). Дата обращения 27 мая 2017.
  19. ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции», п. 107.

3 Цели и задачи стандартизации в Российской Федерации

3.1 В Российской Федерации стандартизация осуществляется в целях:- содействия интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;- снижения неоправданных технических барьеров в торговле;- улучшения качества жизни населения страны;- установления технических требований к продукции, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда;- обеспечения обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности Российской Федерации, а также безопасности при использовании атомной энергии;- повышения конкурентоспособности отечественной продукции (работ, услуг);- обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества людей, животных, растений, охраны окружающей среды;- содействия развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях;- предупреждения действий, вводящих потребителя в заблуждение;- создания национальной системы стандартизации, отвечающей положениям Соглашения Всемирной торговой организации по техническим барьерам в торговле и соглашениям в рамках Таможенного союза в сфере технического регулирования;- содействия экономической интеграции государств — членов Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств;- содействия трансферту наилучших лабораторных практик;- участия в работе международных и региональных организаций по стандартизации;- расширения применения информационных технологий в сфере стандартизации.

3.2 При проведении в Российской Федерации стандартизации решают следующие задачи:- устанавливают (с учетом новейших достижений науки и уровня развития современных технологий) требования к техническому уровню и качеству продукции (работ, услуг), сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также нормам в области проектирования и производства продукции, которые позволяют ускорить внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров, а также обеспечить взаимозаменяемость элементов сложной продукции;- создают условия для производства и выпуска в обращение инновационной продукции, в том числе продукции наноиндустрии, обеспечения энергоэффективности, включая использование альтернативных источников энергии, а также для рационального использования ресурсов;- осуществляют модернизацию и технологическое переоснащение промышленного производства;- содействуют взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики;- повышают роль стандартизации в технологических процессах производства промышленной продукции;- осуществляют добровольное подтверждение соответствия для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций и сводам правил;- осуществляют применение методов и средств стандартизации в федеральных целевых и иных государственных программах, направленных на модернизацию экономики страны;- осуществляют координацию разработки международных, региональных и национальных стандартов с участием российских специалистов и технических комитетов по стандартизации.Для содействия экономической интеграции государств — членов Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств при проведении в Российской Федерации работ по стандартизации решают следующие задачи:- сохранение хозяйственных, торговых, научно-технических и иных отношений;- реализацию скоординированной политики по обеспечению разработки, принятия и применения межгосударственных стандартов;- установление единых требований к продукции на экспортных рынках;- разработку единых классификаторов и каталогизацию продукции.(Измененная редакция, Изм. N 1).

История

ОСТ 4498 Единые нормы строительного проектирования. Административные сооружения. Административные помещения (1931 год)

Бочка из-под беломорской сельди. Произведено в 1988 году, на упаковке указаны ГОСТы 1084-55 и 8777-80

В 1925 году был организован Комитет по стандартизации при Совете труда и обороны СССР. На комитет было возложено утверждение и опубликование как обязательных, так и рекомендуемых стандартов. Комитет 7 мая 1926 года утвердил первый общесоюзный стандарт добровольного применения ОСТ 1 «Пшеница. Селективные сорта зерна. Номенклатура».23 ноября 1929 года было предложено установить уголовную ответственности за несоблюдение обязательных стандартов.

Утверждённый в 1931 году как рекомендуемый общесоюзный стандарт ОСТ 1042 «Допуски и посадки. Система отверстия. 2-й класс точности. Горячая посадка» действует до сих пор. Аналогичный статус имеют ОСТ 1043, ОСТ 1044, ОСТ 1069, ОСТ 1142, ОСТ 1143, ОСТ 1214 и ОСТ 1216.

Указом Президиума ВС СССР от 10 июля 1940 года была установлена ответственность для директоров, главных инженеров и начальников отделов технического контроля промышленных предприятий в виде тюремного заключения сроком от 5 до 8 лет за выпуск продукции с нарушением обязательных стандартов.

В 1940 году утверждение государственных общесоюзных стандартов было передано от наркоматов к Всесоюзному комитету по стандартизации. С начала второй пятилетки и до 1941 года было разработано и утверждено 8600 ГОСТов[источник не указан 1620 дней].

В 1962 году были созданы Постоянная комиссия СЭВ по стандартизации и Институт СЭВ по стандартизации, которые занимались стандартизацией в рамках СЭВ[источник не указан 1620 дней]. 21 июня 1974 года сессия СЭВ на своем заседании утвердила положение о стандарте Совета экономической взаимопомощи (СТ СЭВ)[источник не указан 1620 дней]. Стандарты СЭВ, по мере их разработки, постепенно заменяли ГОСТ вплоть до распада СЭВ в 1991 году[источник не указан 1620 дней].

В 1984 году установлена административная ответственность за выпуск или поставку (реализацию) продукции, не соответствующей требованиям стандартов.

Закон СССР 1991 года «О защите прав потребителей» относил к государственным стандартам: государственный стандарт Союза ССР, республиканский стандарт, строительные нормы и правила, государственную фармакопею и временные фармакопейные статьи на лекарственные средства.

В СССР ГОСТы утверждались:

Государственным комитетом СССР по стандартам;
Госстроем СССР;
Советом Министров СССР — имеющие особо важное значение для народного хозяйства (например: ГОСТ 7173-54 «Рельсы железнодорожные типа Р43 для путей промышленного транспорта. Конструкция и размеры» утверждён Советом Министров СССР 25 августа 1954 г.).. Принятые Совнаркомом СССР Государственные общесоюзные стандарты отменялись постановлением Совета Министров СССР.

Принятые Совнаркомом СССР Государственные общесоюзные стандарты отменялись постановлением Совета Министров СССР.

4.1 Требования к тексту стандарта

4.1.1 В зависимости от особенностей и содержания стандарта требования излагают в виде текста, таблиц, графического материала (рисунков, схем, диаграмм) или их сочетаний.

4.1.2 Текст стандарта должен быть кратким, точным, не допускающим различных толкований, логически последовательным, необходимым и достаточным для применения стандарта в соответствии с его областью применения.

В стандарт следует включать только характеристики и требования, которые могут быть проверены объективными методами.

4.1.3 В стандарте следует применять термины, определения, обозначения и сокращения, установленные действующими стандартами.

Если термины и определения, обозначения и сокращения, принятые в стандарте, не установлены другими стандартами, то при необходимости их приводят соответственно в структурных элементах текста «Определения» и «Обозначения и сокращения».

4.1.4 При изложении обязательных требований в тексте стандарта следует применять слова «должен», «следует», «необходимо», «требуется, чтобы», «разрешается только», «не допускается», «запрещается», «не следует». При изложении других положений следует применять слова — «могут быть», «как правило», «при необходимости», «может иметь», «в случае», «допускается», «рекомендуется» и т.д.

При этом допускается использовать повествовательную форму изложения текста стандарта, например, «применяют», «указывают» и т.п.

Приводя наибольшие или наименьшие значения величин, следует применять словосочетание «должно быть не более (не менее)». Приводя допустимые значения отклонений от указанных в стандарте норм, требований, применяют словосочетание «не должно быть более (менее)».

Пример — Массовая доля углекислого натрия в технической кальцинированной соде должна быть не менее 99,4 %.

4.1.5 Устанавливаемые стандартом числовые значения величин, необходимые для изготовления продукции с заданной точностью, ее применения и контроля, должны быть заданы с предельными отклонениями или указаны в виде наибольших и (или) наименьших значений.

Примеры

При указании числовых значений в процентах следует писать:

«¼от 63 % до 67 %» или «(65±2) % (а не 65±2 %).

Данные о физических константах и свойствах веществ и материалов следует приводить в документе с указанием категории данных по ГОСТ 8.310.

4.1.6 Римские цифры следует применять только для обозначения сорта (категории, класса и др.) изделия, валентности химических элементов, кварталов года, полугодия. В остальных случаях применяют арабские цифры.

Римские цифры, даты, указанные арабскими цифрами, и количественные числительные, как правило, не должны иметь падежных окончаний.

4.1.7 Обозначения единиц счета и единиц физических величин применяют в таблицах, пояснениях символов и чистовых коэффициентов, входящих в формулы, и в тексте только при числовых значениях и записывают без точки.

Пример — 5 шт., 10 кг

4.1.8 В стандарте не допускается:

— применять обороты разговорной речи, техницизмы и профессионализмы;

— применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

— применять произвольные словообразования;

— применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами, а также в данном стандарте.

4.1.9 В тексте стандарта, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:

-применять математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);

— применять знак «Æ» для обозначения диаметра (следует писать слово «диаметр»). При указании размера или предельных отклонений диаметра на рисунках перед размерным числом следует писать знак «Æ»;

применять без числовых значений математические знаки, например, > (больше), < (меньше), = (равно), ³ (больше или равно), £ (меньше или равно), ¹ (не равно), а также знаки № (номер) и % (процент).

4 Цели межгосударственной стандартизации[править]

4.1 Основными целями межгосударственной стандартизации являются:

— защита интересов потребителей и каждого государства — участника Соглашения в вопросах качества продукции, услуг и процессов (далее — продукция), обеспечивающих безопасность для жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды;

— обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции и других требований, представляющих межгосударственный интерес;

— содействие экономии всех видов ресурсов и улучшению экономических показателей производства государств — участников Соглашения;

— устранение технических барьеров в производстве и торговле, содействие повышению конкурентоспособности продукции государств — участников Соглашения на мировых товарных рынках и эффективному участию государств в межгосударственном и международном разделении труда;

— содействие повышению безопасности хозяйственных объектов государств-участников Соглашения при возникновении природных и техногенных катастроф, а также других чрезвычайных ситуаций.

4.4 Перечисления

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте стандарта на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечисления необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка.

Пример

а) ________________________________________________________________

б) ________________________________________________________________

1) ___________________________________________________________

2) ___________________________________________________________

в) ________________________________________________________________

Оцените статью:
Оставить комментарий