Что такое утечка тока и как ее найти?

Что представляет собой мультиметр

Для начала ознакомимся с передней панелью мультиметра цифрового типа. На ней имеются такие обозначения:

  • отметка обозначения выключения – OFF;
  • знак переменного напряжения – ACV;
  • постоянное напряжение – DCV;
  • значок постоянного тока – DCA;
  • номинальное сопротивление – Q.

Более подробно все эти элементы видны на снимке ниже:

Следует уделить внимание трем разъемам, предназначенным для присоединения щупов

Для правильной работы прибора очень важно не напутать соединение этих элементов с тестером. Маркировкой СОМ обозначен выход для провода черного цвета

Предназначенный для нескольких видов измерений красный соединяется через «МΩmA». Но это только при тестировании тока до 200 мА. При более высоких параметрах используется разъем «10 ADC». Соблюдайте установленный порядок, чтобы избежать перегорания плавкого предохранителя

Маркировкой СОМ обозначен выход для провода черного цвета. Предназначенный для нескольких видов измерений красный соединяется через «МΩmA». Но это только при тестировании тока до 200 мА. При более высоких параметрах используется разъем «10 ADC». Соблюдайте установленный порядок, чтобы избежать перегорания плавкого предохранителя.

В устаревших модификациях использовалась аналоговая или стрелочная конструкция. Сейчас такие образцы практически исчезли из-за слишком значительной погрешности в измерениях и неудобному формату работы с табло.

Для тех, кто все-таки сохранил подобный раритет, рекомендуем посмотреть видео:

Измерение тока мультиметром и других параметров в сети цифровыми современными тестерами гораздо удобнее и точнее. Разберемся в последовательности действий для выявления причин утечки.

Чем опасна высокая утечка тока

Следствием наличия высокой утечки тока является разряд аккумулятора. Современные батареи совсем несложно зарядить, однако, в данном случае это всего лишь временное решение проблемы.

В состав кислотных аккумуляторов входят пластины, залитые электролитом, который состоит из смеси дистиллированной воды. Во время электрического разряда кислота оседает на пластинах (в виде солей), уменьшая рабочую поверхность аккумулятора. С течением временем происходит кристаллизация солей, и они перестают растворяться в электролите, что приводит к снижению емкости АКБ и приводит его в непригодность.

Обнаружив высокие показатели утечки тока, нельзя откладывать устранение этой проблемы, поскольку выхода из строя батареи аккумулятора обойдется гораздо дороже, чем ремонтные работы.

В чем основная опасность этого явления?

Отметим, что в природе не существует изоляции со стопроцентной надежностью. Самые лучшие образцы не предохраняют от микроскопических параметров утечки. Но при полной исправности такие величины мизерны и не представляют собой какой-либо угрозы организму человека.

А вот разрушение оболочки изоляционного слоя способствует увеличению потерь и становится угрожающим для нашего здоровья. Потери на таких участках показателей сопротивления превращают тело в своеобразный проводник. Любой контакт с кабельной оболочкой, поверхностью устройств, розеткой или штепселем, прикосновение к стенам здания и трубам систем отопления и водоснабжения вызывает протекание тока сквозь тело в землю. Возникает опасность тяжелых травм, а в отдельных случаях и летального исхода.

Есть и еще один момент, о котором иногда забывают. Значительно меняется потребление энергии в доме. Все ваши приборы находятся в отключенном состоянии, а прибор учета фиксирует потребление поступающей энергии.

Причины возникновения утечки

Утечки возникают по двум основным причинам: незапланированная работа оборудования авто, короткие замыкания положительных контактов на «массу». Оборудование автомобиля может оставаться включенным, если:

  • это предусмотрено заводом-изготовителем (например, сигнализация и некоторые другие системы безопасности включены всегда);
  • допущены ошибки при установке дополнительных устройств;
  • отдельные узлы или детали электрооборудования неисправны;
  • водитель забыл выключить осветительные приборы, обогрев или другие системы;
  • электрооборудование включили третьи лица (часто это бывают дети, которые любят поиграть с кнопками).

Короткие замыкания могут возникать из-за износа изоляции, поломок некоторых механических деталей электрооборудования, ошибках при подключении к системе новых устройств. Помимо очень быстрого разряда, короткие замыкания создают опасность возгорания, что требует немедленной локализации, устранения подобных неисправностей.

Причины и последствия

Для начала необходимо разобраться, что такое автомобильный АКБ. Как и любой другой аккумулятор – это химический источник тока, имеющий электрическую ёмкость, значение которой обычно наносится на этикетке батареи. Измеряется она в ампер-часах (А·ч).

Ёмкость АКБ измеряется в ампер-часах и показывает каким током будет происходить разряд автомобильного аккумулятора

Фактически ёмкость определяет количество электрической энергии, которую может отдать полностью заряженный аккумулятор. Утечка тока представляет собой ток, потребляемый от батареи. Допустим, у нас серьёзное короткое замыкание в автопроводке, и ток утечки составляет 1 А. Тогда приведённый в качестве примера аккумулятор на 77 А·ч разрядится за 77 часов. В ходе использования ресурс батареи и её эффективная ёмкость уменьшаются, поэтому стартеру может не хватать пускового тока уже при разряде АКБ наполовину (в холодное время до 75 %). С такой утечкой можно считать, что через сутки завести авто с ключа станет практически невозможно.

Главная неприятность заключается в глубоком разряде аккумулятора. При получении энергии с АКБ, серная кислота, входящая в состав электролита, постепенно преобразуется в соли свинца. До некоторого момента этот процесс является обратимым, так как подобное происходит при заряде аккумулятора. Но если напряжение в ячейках опускается ниже определённого уровня, электролит образует нерастворимые соединения, оседающие на пластинах в виде кристаллов. Эти кристаллы никогда не восстановятся, но будут уменьшать рабочую поверхность пластин, приводя к увеличению внутреннего сопротивления батареи, а, значит, к уменьшению её ёмкости. В конце концов, придётся покупать новый аккумулятор. Опасным разрядом считается напряжение ниже 10,5 В на клеммах АКБ. Если вы принесли домой на зарядку автомобильный аккумулятор и увидели более низкое напряжение, настало время бить тревогу и срочно разбираться с утечкой!

Кроме того, утечки, вызванные короткими замыканиями или расплавленной изоляцией проводки при достаточно больших токах могут привести не просто к порче АКБ, но и к возгоранию. Действительно, новый автомобильный аккумулятор способен отдавать в течение небольшого периода времени сотни ампер, которые по законам физики могут привести к плавлению и воспламенению за несколько минут. Старые батареи могут вскипеть или взорваться при постоянной повышенной нагрузке. Хуже того – всё это может произойти совершенно случайно в любое время, например, ночью на парковке.

Электрическая система автомобиля представляет собой комплекс сложных электронных систем, соединённых между собой

После рассмотрения всех неприятных последствий тока утечки стоит разобраться и в его причинах. Раньше, во времена карбюраторных автомобилей с минимумом электроники нормальным током утечки считалось полное его отсутствие. В тех машинах просто нечему было потреблять ток с батареи, когда зажигание было отключено. Сегодня всё изменилось: любой автомобиль просто напичкан различной электроникой. Это могут быть как штатные устройства, так и установленные водителем впоследствии. И хотя вся современная электроника под дружное шествие экологов с лозунгами об энергосбережении поддерживает специальные «спящие» режимы или режимы ожидания с очень низким потреблением энергии, какое-то количество тока потребляется дежурными цепями. Потому небольшие значения тока утечки (до 70 мА) являются нормой.

Из заводского оборудования в автомобиле в норме постоянно потребляют некоторое количество энергии следующие девайсы:

  • Диоды в выпрямителе генератора (20-45 мА);
  • Магнитола (до 5 мА);
  • Сигнализация (10-50 мА);
  • Различные коммутирующие устройства на базе реле или полупроводников, бортовой компьютер двигателя (до 10 мА).

В скобках указаны максимально допустимые значения тока для исправного оборудования. Компоненты с неисправностью могут резко увеличить своё потребление. О выявлении и устранении таких компонентов мы поговорим в последней части, а пока приведём список устанавливаемых водителями дополнительных устройств, которые часто могут добавить к утечке ещё добрую сотню миллиампер:

  • Нештатная магнитола;
  • Дополнительные усилители и активные сабвуферы;
  • Противоугонка или вторая сигнализация;
  • Видеорегистратор или радар-детектор;
  • GPS-навигатор;
  • Любое оборудование с питанием через USB, подключенное к прикуривателю.

Опасность утечки

Пока ток утечки соответствует принятым нормам, он не представляет серьезной опасности. Когда сопротивление изоляции снижается, например, при ее повреждении, ток утечки резко возрастает и может стать опасным для человека. На 1-й части рисунка 2 схематически изображен путь тока утечки (Iу) при касании человеком корпуса электроустановки, в которой повреждена изоляция корпуса Rи

При заземлении корпуса электроустановки (см. 2-ю часть рис.2) поражение электротоком при касании не происходит, поскольку утечка пойдет по пути наименьшего сопротивления. Но в этом случае в месте крепления защитного проводника (отмечено на рисунке красным кругом) может наблюдаться интенсивное выделение тепла, что провоцирует возникновение пожара.

Нормальное значение тока бортовой сети

Как упоминалось выше, некоторые приборы автомобиля работают постоянно и не зависят от включенного зажигания. Конечно при этом расходуется определенное количество энергии, однако эти цифры ничтожно малы по сравнению с емкостью АКБ. Обычно они не превышают 20-80 мА – для разряда штатного аккумулятора легковой машины такой ток формируется от одного до четырех месяцев. Немного выше могут быть значения токопотери у новых иномарок с постоянно работающими подсистемами бортового компьютера, однако даже они редко превышают 100 мА.

Важно помнить о том, что у любой батареи есть естественный саморазряд, который протекает интенсивно и зависит, как от возраста так и степени износа деталей. Нужно своевременно проверить утечку аккумулятора мультиметром и позаботиться об обслуживании или замене АКБ в машине на новое

Раз в сезон это делать достаточно.

Инструкция: как в автомобиле найти, проверить и определить утечку тока:

Первое, с чего нужно начинать поиск утечек – анализ комплектации и технического состояния электрооборудования, после этого её можно замерить. Проблемы, которые водитель принимает за утечку тока в автомобиле возникают, когда закислен аккумулятор, произошла сульфатизация его пластин. Когда за ночь он сильно разряжается, а утром с трудом заводится, энергию могут забирать паразитные токи, которые образовались на автомобиле.

Нужно измерить ток в машине. Если все элементы электрооборудования  правильно подключены и технически исправны, но есть перебои в работе стартера автомобиля,  не исправно работают свечи зажигания, не поступает ток, значит на каких-то участках есть его утечки. Убедившись, что электроника в автомобиле исправна, осмотрите все заизолированные соединения в подкапотном пространстве, проверить правильность подключения оборудования, особенно внештатного – мультиметром (смотрите видео).

Нарушения изоляции на автомобиле устраняют, соблюдая правила электробезопасности. Теперь определите, где удалось локализовать утечку и насколько велика.

Как определить, поврежден ли электроприбор?

Классическим средством измерения сопротивления изоляции является мегомметр, но, так как такой прибор в домашнем обиходе вещь довольно редкая, для этой цели можно использовать простейшие и доступные средства измерения, такие как индикатор напряжения и мультиметр.

Другой вариант — проверить утечку тока индикатором напряжения. Такой способ проверки можно использовать в том случае, если проверяемый электроприбор имеет металлическую оболочку. В случае, когда есть сомнения в исправности и безопасности пользования прибором, наличие или отсутствие утечки можно проверить отверткой-индикатором, предназначенным для поиска фазы в сети. Для этого необходимо при включенном потребителе прикоснуться жалом отвертки-индикатора к металлическому корпусу электротехнического устройства, если произойдет даже слабое срабатывание индикации фазоискателя, проверяемый потребитель неисправен и представляет опасность. Более подробно о том, как использовать индикаторную отвертку, мы рассказали в отдельной статье.

Утечка тока на корпус в приборе с металлической оболочкой может быть вызвана не только потерей сопротивления изоляции. Причиной этого может служить обрыв перемычки заземляющей металлический корпус изделия, в том случае, если предусмотрена система заземления.

Важно! Во время проверки необходимо соблюдать осторожность и исключить прикосновение руками металлического корпуса изделия и жала отвертки. Проверка мультиметром. Проверка сопротивления изоляции мультиметром производится только на обесточенном оборудовании

Перед проверкой измерительный прибор необходимо переключить в режим измерения сопротивления на отметке 20 МОм. Щуп мультиметра зафиксировать на корпусе проверяемого изделия, второй на одном из контактных штырей вилки. Такую же операцию необходимо проделать для второго контактного штыря и с заменой полярности щупов. На исправном электрооборудовании на шкале измерительного прибора должна высвечиваться бесконечность. В противном случае электрооборудованием пользоваться нельзя, его необходимо либо сдать в ремонт, либо утилизировать. Инструкцию по эксплуатации мультиметра мы также рассмотрели на сайте

Проверка сопротивления изоляции мультиметром производится только на обесточенном оборудовании. Перед проверкой измерительный прибор необходимо переключить в режим измерения сопротивления на отметке 20 МОм. Щуп мультиметра зафиксировать на корпусе проверяемого изделия, второй на одном из контактных штырей вилки. Такую же операцию необходимо проделать для второго контактного штыря и с заменой полярности щупов. На исправном электрооборудовании на шкале измерительного прибора должна высвечиваться бесконечность. В противном случае электрооборудованием пользоваться нельзя, его необходимо либо сдать в ремонт, либо утилизировать. Инструкцию по эксплуатации мультиметра мы также рассмотрели на сайте

Проверка мультиметром. Проверка сопротивления изоляции мультиметром производится только на обесточенном оборудовании. Перед проверкой измерительный прибор необходимо переключить в режим измерения сопротивления на отметке 20 МОм. Щуп мультиметра зафиксировать на корпусе проверяемого изделия, второй на одном из контактных штырей вилки. Такую же операцию необходимо проделать для второго контактного штыря и с заменой полярности щупов. На исправном электрооборудовании на шкале измерительного прибора должна высвечиваться бесконечность. В противном случае электрооборудованием пользоваться нельзя, его необходимо либо сдать в ремонт, либо утилизировать. Инструкцию по эксплуатации мультиметра мы также рассмотрели на сайте.

Проверка мегомметром. Порядок проверки такой же, как в случае с мультиметром. Пользуясь мегомметром, необходимо помнить, что при вращении его рукоятки на выходе этого прибора генерируется напряжение от 500 до 1000 Вольт, которые могут безвозвратно вывести из строя слаботочные электронные элементы оборудования.

О том, как пользоваться мегаомметром, мы рассказывали в отдельной статье на сайте!

Изображение на экране

Если экран вашего телевизора или монитора компьютера часто дергается, то это также может говорить об утечке, несмотря на многоуровневую защиту в современных моделях. Игнорирование неполадок в этом случае или самостоятельный ремонт представляют опасность для здоровья, поэтому лучше вызвать мастера.

Причины бывают разные, но все они связаны с нарушением изоляции проводов. Антенна также накапливает статическое электричество. Это проверяют с помощью отвертки с индикатором напряжения — ее следует приложить к антенному штекеру, если лампочка на ней загорится, значит, происходит утечка тока.

Причины проблемы:

  • слишком длинный кабель, что позволяет накопить заряд;
  • короткое замыкание в ресивере;
  • индивидуальная антенна смонтирована близко к проводке.

Способы измерения утечки тока

Проверить утечку тока на автомобиле можно самостоятельно. Для этого необходимо иметь при себе:

  • мультиметр;
  • рожковый ключ на 10;
  • резиновые перчатки.

Проверка транспортного средства происходит в следующей последовательности:

  1. Полностью выключить автомобиль, отключить электронику в виде магнитолы, видеорегистратора, прикуривателя и всех лампочек в салоне, багажнике и в бардачке.
  2. Отсоединить скрытые лампочки в бардачке и под капотом.
  3. Ключ зажигания вынуть и опустить стекла. Последнее понадобится для попадания в салон в случае блокировки дверей.
  4. Закрыть все двери.
  5. Подождать до полного обнуления в сети статического напряжения (10–15 минут).
  6. Открыть и зафиксировать капот. На аккумуляторе с помощью ключа снять минусовую клемму или просто ослабить.
  7. На мультиметре установить отметку в 10 А. Один щуп прибора (красный) подсоединяют к минусовой отметке АКБ, а второй (черный) — к клемме. Значение, которое будет показываться на мультиметре, и будет величиной утечки тока.

Полученное значение необходимо сравнить с нормальными показаниями. Если оно находится в пределах нормы, значит ничего предпринимать не нужно. Если число оказалось больше положенного, то следует искать причину и устранять ее.

На заметку!

При подключении мультиметра важно не перепутать клеммы аккумулятора. Если подсоединить два щипа прибора к плюсу, то будет короткое замыкание, которое влечет за собой перегорание предохранителя в измерительном приборе

Измерить ток можно не только мультиметром, но и другими инструментами. К примеру, это может быть бесконтактный пробник напряжения. Он позволяет определить, какое напряжение на смесителях или на корпусе бытовых приборов. Вместо мультиметра можно проверить утечку токоизмерительными клещами. А для проверки изоляции можно использовать авометр.

Допустимый ток утечки

После того как вы подсчитали потребление в состоянии покоя, по таблице можно определить допустимые значения тока утечки исходя из таблицы. Где отмечено, при каком уровне потерь вы сможете завести автомобиль.

Ток утечки на потребители (мА) Через сколько не заведется авто
≤20-30 Машина сможет простоять на парковке пару недель без движения и после этого без проблем завестись.
50-80 Многовато, если стоит штатная сигнализация, но терпимо когда есть развитая нештатная аудиосистема. Машину со старым аккумулятором буквально через 3-4 дня уже можно не завести.
≥100> Признак неисправности электрооборудования или установки некачественных гаджетов. В зимнее время, достаточно будет 1-2 дня не заводить автомобиль, и уже потребуется прикуривание.

Зная ток утечки в автомобиле, можно посчитать на сколько хватит аккумулятора (время разряда) при условии долгой стоянки машины в состоянии покоя.

Типы УЗО

Всё в том же ГОСТ Р 60755 в пунктах с 5.2.9.1 по 5.2.9.3 говорится о том, на какие виды токов утечки реагирует УЗО того или иного типа. Не будем приводить сюда дословных цитат, вы и сами можете прочитать их в упомянутых выше пунктах, но расскажем о чем там написано далее.

Различают 3 типа УЗО — АС, А и В.

  1. УЗО типа АС реагирует только на утечки переменного тока.
  2. УЗО типа А сработает при утечках переменного тока, как тип АС, а также постоянного пульсирующего тока.
  3. УЗО типа В срабатывает при утечке тока разной формы, частоты и полярности.

На лицевой панели устройств защитного отключения наносится графическое обозначение типа. Благодаря ему вы можете понять для чего предназначен прибор

Обозначение типа на примере продукции известных брендов

Если рассмотреть нашу бытовую технику, то станет ясно, что большинство приборов питается от импульсных блоков питания, имеет регуляторы мощности (яркости, оборотов, температуры), или вовсе инверторное управление электродвигателем. Исходя из вышесказанного, очевидно, что следует устанавливать в электрощиты УЗО типа А. Но что об этом говорят другие источники и нормативные документы? Обратимся к ПУЭ, а именно пункту 7.1.78

В зданиях могут применяться УЗО типа «А», реагирующие как на переменные, так и на пульсирующие токи повреждений, или «АС», реагирующие только на переменные токи утечки.

Здесь сказано, что, в принципе, можно использовать и А и АС, но приписка о том, что может стать источником пульсирующего тока говорит о том, что на линии к которым подключаются такие приборы нужно устанавливать УЗО типа А.

Также в книге НПЦ ПЭУ МЭИ «Рекомендации по проектированию, монтажу и эксплуатации электроустановок зданий при применении устройств защитного отключения» есть таблица В1, в которой указаны формы дифференциальных токов при повреждении изоляции, форма тока нагрузки и УЗО какого типа следует использовать. Выдержку из этого документа вы видите ниже, часть текста удалена для уменьшения объема.

Измерение сопротивления

Самая большая гарантия по обеспечению сохранности прибора гарантирована при его применении для тестирования характеристик сопротивления в конкретной цепи. Установка переключателя допускается на всех диапазонах «Ω», а затем подбирается вариант для получения максимально точных измерений. Не забывайте перед началом непосредственного замера сопротивления обесточить цепь. Эту процедуру обязательно произвести даже в случае с элементарной батарейкой. Несоблюдение такого правила – причина больших неточностей показаний.

Измерение данного параметра очень популярно при ремонте электробытовой техники.

Как производится проверка утечки тока в автомобиле мультиметром

При  появлении первых признаков такой неисправности, необходимо произвести проверку утечки тока в автомобиле с помощью прибора.

Последовательность проверки:

1. Перед выполнением работ необходимо найти схему расположения предохранителей автомобиля. Это можно сделать, скачав руководство по эксплуатации авто, задав соответствующий запрос в поисковике. В некоторых автомобилях расшифровка предохранителей имеется на крышке блока предохранителей. Необходимо найти все места, где имеются предохранители в автомобиле.

2. Снимается положительная клемма аккумуляторной батареи. Зажигание и все электрооборудование авто должны быть выключены. Некоторые специалисты рекомендуют вести контроль по отрицательно клемме. Принципиальных отличий нет, цепь все равно одна. При контроле по положительной клемме проще производить поиск конкретного места утечки.

3. Мультиметр переключается в режим измерения постоянного тока 10 Ампер, щупы устанавливаются в соответствующие разъемы. На щупы лучше надеть наконечники-крокодилы.

4. Далее положительный (красный) щуп тщательно закрепляют на плюсовой клемме АКБ, минусовой – на снятой клемме, идущей к оборудованию автомобиля. Место этого соединения необходимо защитить от случайного контакта с кузовом авто (можно просто временно заизолировать ветошью), чтобы не было короткого замыкания.

5. На цифровом дисплее мультиметра будет индицироваться ток утечки. Если его величина меньше, чем 0,2 Ампера, можно дальнейший контроль не производить. Если ток больше 0,5 Ампер, то есть критического значения, необходимо перейти к дальнейшим операциям.

В случае, когда его величина находится в пределах от 0,2 до 0,5 Ампера, решение о целесообразности дальнейших действий принимается самостоятельно. Если ток превышает верхний предел измерений (как это показано на следующем фото), следует немедленно прекратить измерения и пригласить специалиста.

6. Если ток утечки в автомобиле больше критического значения, приступают к поиску конкретной причины и ее источника.

Для этого необходим помощник. Он будет последовательно доставать и вставлять на прежние места предохранители. В это время «оператор» мультиметра должен контролировать изменение показаний прибора.

Если при демонтированном предохранителе, показания значительно не изменятся (более, чем на 5%), значит, через этот предохранитель ток утечки практически не идет.

Правильнее начинать отключение — включение с мощных предохранителей, рассчитанных на большие токи. Это может ускорить процесс поиска. Обычно по цепи предохранителей большого номинала стоит еще несколько меньших предохранителей.

Если, например, при демонтаже предохранителя, отвечающего за блок управления кузовом, ток утечки значительно уменьшился, необходимо перейти к контролю малых предохранителей отвечающих за световое оборудование, дворники, омыватель и другие элементы оборудования кузова.

Видео — поиск утечки тока в автомобиле:

Лучше всего таким методом перебрать все предохранители. Предохранители автосигнализации обычно устанавливаются не на штатные места, они могут «висеть» рядом с основным блоком сигнализации.

Некоторые автоэлектрики используют усложненный метод контроля. Для него помощник не требуется.

7. Усложненный метод. В этом случае обратно накидывается положительная клемма АКБ. Последовательно достаются предохранители. Щупы мультиметра устанавливаются в разъемы вынутого предохранителя, контролируя ток по конкретной цепи. Данный метод более трудоемок, но точен.

8. Расшифровав по схеме расположения предохранителей все цепи, по которым утекает ток, приступают к установке конкретной причины утечки в этих цепях. Для этого нужен опыт работы со схемами электрооборудования автомобиля. Наиболее распространенные причины:

  • замыкание проводки;
  • залипание реле;
  • выход из строя электронных блоков.

9. Для временного устранения проблемы утечки тока, можно не вставлять на место предохранитель, через который идет утечка. Например, если причина утечки находится в неисправности автомагнитолы, на время стоянки можно выключать соответствующий предохранитель.

Измерения с помощью специального оборудования

Существует ли профессиональный прибор для измерения тока утечки? Разумеется, но пользоваться им в домашних условиях нерационально (в смысле покупки). Другое дело, если такой прибор совмещен с мультиметром, и его функционал расширен.

Это так называемые токовые клещи, предназначенные для работы с проводниками без отключения электропитания.

Мало того, если электроприбор отключить от сети, померить ток утечки будет невозможно.

Как он работает? Истинное назначение клещей — бесконтактное определение токов нагрузки на силовых линиях. Почему нельзя использовать возможности прибора для иных целей? Охватить кабель питания можно только целиком, то есть фазный провод и нулевой будут в кольце вместе с заземляющим проводником. Замер не получится.

Использование токовых клещей для измерения тока утечки

Распускать силовой кабель на отдельные провода нежелательно, это опасно для дальнейшего использования. Выход есть: надо изготовить временный удлинитель, предназначенный исключительно для замеров.

  • распускаем кабель из общей наружной изоляции на три отдельных проводника;
  • подключаем электроустановку, на которой требуются измерения;
  • фиксируем данные, которые измерял прибор по каждому проводу.

Важно: «земляной» провод должен быть подключен именно к земле, а не к нулевой шине. Иначе измерение бессмысленно

Если значение отлично от нуля, ток утечки присутствует. Необходимо тщательно проверить всю внутреннюю электросхему внутри электроустановки. Если это невозможно сделать в домашних условиях — изделие отдается в ремонт в профильную мастерскую. Пользоваться им опасно. А при наличии в помещении УЗО, будет постоянно срабатывать защита.

Штатный режим измерения тока утечки предусмотрен, но для этого электроприбор должен иметь выносной (отдельный) заземляющий проводник. Если есть возможность подключить на корпус отдельную клемму — необходимо соединить переносной заземлитель с корпусом, и замерить клещами ток при включенном состоянии электроприбора.

Так же, как и в предыдущем случае, значение должно быть нулевым.

Специальные измерители токов утечки

Для общего образования рассмотрим специализированный прибор ИТВ 140Р. Он не предназначен для ремонтных измерительных работ, его задача — постоянный контроль за состоянием электроустановок.

Измерительная часть располагается в непосредственной близости от потенциального места утечки, а съем информации производится дистанционно

Поскольку речь идет об электроустановках, работающих под напряжением более 1000 В, такая предосторожность необходима для безопасности

Разумеется, такие приборы в домашних условиях не применяются.

Еще один вариант специального прибора — емкостной дистанционный измеритель токов утечки. С помощью специального датчика электромагнитных волн, он определяет наличие электротока на заземляющих шинах. Однако стоимость такого оборудования слишком велика для личного пользования.

Оцените статью:
Оставить комментарий