Как проверить якорь электродвигателя?
Содержание
Как определить неисправность болгарского якоря
Признаками поломки болгарской арматуры являются: повышенное искрение щеток на коллекторе двигателя, вибрация двигателя на низких оборотах, вращение рабочего вала в разные стороны. Если такие симптомы возникают, инструмент следует прекратить. Это опасно. Подозрения легко проверить с помощью простых тестов.
Визуальный осмотр снаружи
Устранение неисправностей следует начинать с визуального осмотра мельницы:
Провести обзор инструмента.
Обратите внимание на целостность шнура питания, наличие напряжения в розетке.
Используйте индикатор напряжения, чтобы убедиться, что ток подается на коллектор двигателя и кнопку пуска.
Внутри устройства изнутри
Если блок питания в порядке, но кофемолка не работает, вам нужно открыть корпус для доступа к двигателю. Как правило, разборка не сложная. Но вы должны следовать простым правилам, чтобы избежать проблем при повторной сборке:
- Обязательно отсоединяйте шнур питания перед разборкой.
- Снимите рабочий диск и защитную крышку со шпинделя.
- Откройте корпус в хорошо освещенном месте на чистой поверхности стола.
- Запомните расположение всех деталей и компонентов перед разборкой. Рекомендуется сделать эскиз или сфотографировать внутреннюю структуру устройства.
- Положите винты и крепежные винты в отдельном месте, чтобы не потеряться.
Лучше всего осматривать двигатель при ярком освещении, чтобы все мелкие детали были хорошо видны. Якорь должен свободно вращаться вокруг своей оси, правильно работающие подшипники не должны издавать звук во время работы. На анкере не должно быть следов расплавленной проводки, обмотки цепи должны быть целыми, без разрывов. Вы можете почувствовать запах ротора. При закрытии прерывания изолирующий лак горит и издает постоянный специфический запах. Но такой диагноз требует определенного опыта.
Тестер цепи
Если визуальный осмотр не дает очевидных результатов, рекомендуется продолжить обследование с помощью мультиметра. Установив переключатель режима в положение омметра (диапазон 200 Ом), необходимо «позвонить» двум соседним усиливающим пластинам с двумя зондами. Если сопротивление на всех оборотах одинаково, это означает, что обмотки работают. Если тестер показывает другое сопротивление или разомкнутую цепь на некоторых парах, в этой катушке есть неисправность.
Между обмоткой и сердечником может возникнуть разрыв проводки. Необходимо тщательно осмотреть стыки катушек с пластинами коллектора в нижней части клапана, визуально проверить пайку контактов.
Проверьте контакты с лампочкой
Если у вас нет тестера, вы можете выйти из ситуации с помощью простой 12-вольтовой лампочки. Мощность может быть любая, оптимально 30-40 Вт. Напряжение от 12-вольтовой батареи должно быть приложено к болгарской вилке, вставив лампочку в зазор одного провода. С помощью якоря, если вы вращаете шпиндель вручную, лампочка должна загореться без изменения яркости. Если свечение меняется, это верный признак короткого замыкания.
Если индикатор не горит, это может означать следующее:
- Возможно, что руки будут висеть в нерабочем положении. Опорная пружина сработала.
- Произошел обрыв в цепи питания.
- Произошло короткое замыкание или обрыв в обмотке статора.
Существуют и другие методы диагностики, но они требуют более совершенного оборудования, которое обычно не используется дома. Опытный мастер с высокой степенью точности определит неисправность, используя «пробойник» или простой трансформатор с разрезанным тороидальным сердечником и одной первичной обмоткой.
Уход и правильная эксплуатация
Чтобы сохранить работоспособность инструмента и собственное здоровье, следует применять болгарку только для тех работ, для которых она предназначена
Стоит обратить внимание на следующие правила:
- нельзя использовать любую смазку, любые запчасти, кроме тех, что рекомендованы производителем;
- все фирмы предупреждают в своих инструкциях, что работать с УШМ можно только при хорошем самочувствии; даже обычная усталость, не говоря уже об алкогольном или наркотическом опьянении, представляет серьезную опасность;
- нельзя проводить какие бы то ни было работы, если снят защитный кожух;
- все время следует контролировать расположение провода – он не должен попасть под режущий или шлифующий диск;
- проверка технического состояния инструмента должна проводиться и до начала работы, и после ее завершения; желательно осматривать УШМ также после длительных (от 1 часа и более) перерывов;
- вне зависимости от марки и модели необходимо время от времени разбирать инструмент, вычищая из него все загрязнения, обновляя смазку ходовых частей;
- нужно помнить, что болгарка не предназначена для работы и даже для хранения в условиях высокой влажности;
- класть ее необходимо всегда так, чтобы инструмент не упал случайно, не подвергался давлению тяжелых предметов; стоит при этом помнить, что шнур не должен свисать;
- требуется минимизировать складывание и скручивание кабеля;
- категорически недопустимо переносить болгарку за сетевой провод или подтягивать за него к себе;
- диск и другую насадку подбирают строго под ту работу, которую собираются выполнять;
- при появлении трещины, или даже единичных выбоин – круг подлежит немедленной замене; точно так же следует поступить и с дисками, которые имеют неправильную форму;
- когда круг заменен, проводится запуск на 30 секунд в пробном режиме; если за это время не будет замечено каких-то необычных шумов, вибраций или биений, все в порядке;
- нельзя оставлять в рабочей зоне что-либо, что может легко загореться, сильно раскалиться или взорваться;
- работать следует только при хорошем освещении на устойчивой платформе (опоре);
- нельзя держать в руках обрабатываемые заготовки – их или зажимают в тиски, или поручают кому-то держать разводными ключами.
О том, как ремонтировать болгарку своими руками, смотрите в следующем видео.
Как отремонтировать якорь в домашних условиях
Из-за якоря происходит треть поломок шуруповёрта. При каждодневном интенсивном режиме работы неисправности могут возникнуть уже в первые полгода, например, при несвоевременной замене щёток. При щадящем использовании шуруповёрт продержится год и более.
Якорь можно спасти, если не нарушена балансировка. Если во время работы прибора слышен прерывистый гул и идёт сильная вибрация, то это нарушение балансировки. Такой якорь подлежит замене. А отремонтировать можно обмотку и коллектор. Небольшие короткие замыкания устраняются. Если повреждена значительная часть обмотки, её можно перемотать. Изношенные и сильно повреждённые ламели проточить, нарастить или впаять. К тому же не стоит браться за ремонт якоря, если вы неуверены в своих возможностях. Лучше его заменить или отнести в мастерскую.
Проточка коллектора
Со временем на коллекторе образуется выработка от щёток. Чтобы от неё избавиться, необходимо:
- Проточить коллектор, используя резцы для продольного обтачивания, то есть проходные резцы.
Проходной прямой резец
Не забудьте очистить ротор от стружки, чтобы не произошло замыкания.
Видео по теме
Как перемотать якорь
Перед тем как разобрать якорь, запишите или зарисуйте направление обмотки. Оно может быть влево или вправо. Чтобы его определить правильно, посмотрите на торец якоря со стороны коллектора. Наденьте перчатки, возьмите острые кусачки или ножовку по металлу. Удалите лобовые части обмотки. Коллектор нужно почистить, а снимать необязательно. Аккуратно, не повреждая пазовые изоляторы, выбейте стержни оставшихся частей обмотки с помощью молотка и металлического зубила.
Видео: Снимаем обмотку
Надфилем, не повреждая плёнки изолятора, удалите остатки пропитки. Посчитайте проводники в пазу. Высчитайте число витков в секции и измерьте диаметр провода. Нарисуйте схему. Нарежьте из картона гильзы для изоляции и вставьте их в пазы.
Видео: Намотка влево и вправо
После намотки сварите выводы секций с петушками коллектора. Теперь проверьте обмотку тестером и индикатором короткого замыкания. Приступайте к пропитке.
Инструкция по пропитке (с учётом регулятора числа оборотов)
- Убедившись в отсутствии проблем, отправьте якорь в электродуховку на прогрев для лучшего протекания эпоксидной смолы.
- После прогрева поставьте якорь на стол под наклоном для лучшего растекания по проводам. Капните смолой на лобовую часть и медленно крутите якорь. Капайте до появления клея на противоположной лобовой части.
Пропитка под наклоном
Сушка якоря на воздухе до полимеризации
В конце процесса слегка проточите коллектор. Балансируйте якорь при помощи динамической балансировки и болгарки. Теперь проточите окончательно на подшипнике. Необходимо прочистить пазы между ламелями и отполируйте коллектор. Сделайте окончательную проверку на обрывы и замыкания.
Основные неисправности болгарки и их причины
По статистике, большинство случаев выхода из строя УШМ связаны с электрической частью аппарата.
Некоторые поломки могут быть незначительными, что позволяет провести ремонт болгарки своими руками. Но, например, при перегорании обмоток двигателя ремонт угловой шлифовальной машины может произвести только специалист.
Болгарка не включается
Причины того, что УШМ не включается, могут быть следующие:
- неисправна электрическая вилка;
- неисправен электрический кабель;
- сломалась кнопка запуска;
- нарушен контакт между кабелем питания и кнопкой;
- обрыв контактного провода электрощетки;
- сильный износ электрощеток;
- выход из строя обмоток ротора или статора.
УШМ не развивает обороты
Причины того, что угловая шлифмашина не набирает обороты, могут быть разные.
-
Поломка блока регулировки оборотов
. Для проверки этой версии необходимо подключить двигатель аппарата напрямую, минуя регулятор, и проверить работу устройства. -
Неисправность электрического кабеля
вследствие постоянных перегибов или механического повреждения. Из-за этого поврежденный провод начинает греться под нагрузкой, а обороты двигателя падать. -
Загрязнение коллектора пылью
. Необходимо удалить загрязнения спиртом. -
Проблемы с щетками
. Они могут износиться или иметь короткий контактный провод, как показано на следующем фото.
Щетка хотя наполовину и стерлась, но является вполне работоспособной. При этом короткий контактный провод не дает пружине прижать электрод к коллектору. Данная ситуация также может быть причиной того, почему УШМ перестала работать в нормальном режиме.
Причины того, что греется болгарка, могут быть следующие.
Болгарка искрит
Если вы заметили сильное искрение при включении углошлифовальной машины в том месте, где находится коллектор, то причины данной неприятности могут быть следующие.
-
Повреждение обмотки якоря
: обрыв одной или нескольких секций обмотки, межвитковое замыкание. При таких поломках появляется повышенный шум, падают обороты двигателя и горят щетки. - Нарушился контакт между коллекторными пластинами и обмоткой.
-
Слабый прижим щеток
. При длительных режимах болгарки пружины перегреваются и могут “отжигаться”, теряя при этом упругость. - Разбалансировка ротора двигателя.
-
Нарушение цилиндрической поверхности коллектора
. Это иногда происходит после перемотки, если якорь не протачивается на токарном станке, а сразу устанавливается в аппарат. В таком случае можно также наблюдать, что чрезмерно искрят щетки. -
Между ламелями коллектора нарушена изоляция
. Также может быть засорение пазов продорожки графитом или пробой между ламелями. -
Износ подшипников
, вызывающий биение ротора, также приводит к тому, что сильно искрят щетки. -
Нарушение геометрии вала якоря
. Обычно это случается при неаккуратной разборке электродвигателя, когда вал гнется. -
Установлены графитовые щетки не той марки
. Щетки подбираются, исходя из ожидаемых оборотов и напряжения. -
Поднятие одной или нескольких ламелей
приводит к тому, что быстро сгорают щетки. Случается это по причине перегрева двигателя при длительной работе. В результате стекломасса, служащая основой коллектора, размягчается, и ламели начинают подниматься. Из-за того, что ламели подняты, щетки стираются очень быстро.
Диагностика якоря стартера своими руками
При исправной обмотке показания везде будут одинаковы. При обрыве или полном коротком замыкании показание прибора равно нулю. При частичном коротком замыкании, а также при меньшем числе витков дает увели-чение показаний. Пазы, в которых уложена секция с короткозамкнутыми витка-ми могут быть найдены с помощью стальной пластины из комплекта принад-лежностей. Поворачивая якорь, слегка касайтесь пластиной поверхности якоря (рис. 7б). Над пазом, в котором расположена секция с короткозамкнутыми витками (витком) пластина будет вибрировать. Это объясняется тем, что по ко-роткозамкнутым виткам (витку) течет ток, создается местное переменное маг-нитное поле, которое замыкается через пластину и заставляет ее вибрировать.
Принцип работы устройства для определения межвиткового замыкания по-ясняется рис.8, где в развернутом виде изображена обмотка якоря, коллектор, и индуктор, возбуждающий переменное электромагнитное поле. За счет измене-ния потока индукции Ф во времени на проводниках обмотки, расположенных в пазах якоря, возникает ЭДС. Наибольшее значение ЭДС возникает в проводни-ках, расположенных вблизи полюсов. Если учесть, что обмотка якоря замкнута накоротко сама на себя, то показание вольтметра 7 будут зависеть от полюсов пластин, к которым он подключен. Вольтметр будет показывать некоторую суммарную ЭДС, максимум её определяется экспериментальным путем щупов вольтметра вправо-влево.
Необходимо учитывать, что якорь имеет только 1 или 2 витка в каждой сек-ции, располагаемой в двух пазах, а сам провод обмотки имеет незначительное сопротивление из-за большого поперечного сечения, вследствие этого отклоне-ние стрелки индикатора зависит также от прочности контакта в точке замыкания обмотки. Поэтому показания вольтметра могут отличаться лишь на несколько делений шкалы при наличии межвитковых замыканий. По этой причине более эффективной является проверка с помощью пластин, как показано на рис.7б.
Рис.8 Представление якоря стартера в развернутом виде для пояснения принципа по обнаружению межвиткового замыкания:
1- пластины коллектора; 2 — шихтованный сердечник якоря в развернутом виде; 3- простая- волновая обмотка якоря; 4- сердечник электромагнита, в котором возбуждается переменный магнитный поток Ф(t); 5- обмотка, создающая магнитный поток Ф(t); 6-вольтметр со щупа-ми; 7-щупы.
1. Акимов С.В., Чижков Ю.П. Электрооборудование автомобилей. Учебник для Вузов. — М.:ЗАО КЖИ ”За рулем”, 2001.-384 с.
2. Руководство по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации авто-мобилей ВАЗ- 2110 и их модификаций. -М.: Изд. дом “Третий Рим”, 2001-168с.
3. Литвиненко В.В. Электрооборудование автомобилей ВАЗ.-М.:”За рулем”, 1997.
Диагностика электрической части УШМ
Как было сказано выше, чаще всего УШМ отказывается работать по причине поломок электрической части агрегата. Для правильной диагностики электрических цепей инструмента мастера по ремонту электрооборудования пользуются специальным прибором — тестером.
Если вы нажали на кнопку запуска агрегата, и он не работает, то в 90% случаев причина поломки не настолько серьезная, чтобы вы не смогли отремонтировать болгарку своими руками.
Первым делом потребуется проверка электрического кабеля и вилки
на его конце. Если она разборная, то раскрутите ее и проверьте надежность контактов. В противном случае, придется разобрать болгарку (снять кожух аппарата) и “прозвонить” кабель тестером, а также убедиться, что ток подходит к контактам кнопки “Пуск”. Если прибор покажет обрыв, то кабель следует заменить на новый.
Ситуация, когда ток поступает на кнопку, но дальше не проходит (при включенном положении), говорит о неисправности переключателя
. Кнопку починить не получится. Ее необходимо заменить на новую, но прежде промаркируйте снимаемые контакты, чтобы в дальнейшем подсоединить их правильно. При неправильном подсоединении контактов может сгореть обмотка двигателя.
Если при проверке оказалось, что и кабель, и кнопка пуска исправны, но на щетки не поступает ток, то необходимо произвести зачистку контактных пластин щеткодержателей
. В случае неэффективности данной процедуры рекомендуется замена щеток. Далее, если со щетками все нормально, и ток на них поступает, следует проверить ротор и статор на наличие замыканий и обрывов.
Проверка якоря электродвигателя
Ротор электромотора может иметь следующие неисправности: межвитковое замыкание и обрыв проводников на контактах ламелей. Проверить якорь болгарки можно мультиметром: прибор переводится в режим изменения сопротивления, выставляется значение 200 Ом, и с помощью щупов замеряется сопротивление между двумя соседними ламелями.
Таким образом требуется проверить все пары ламелей. Если показатели сопротивления одинаковые, то обмотка ротора не имеет повреждений. Обнаружение во время “прозвона” других значений сопротивления, а также выявление обрыва цепи говорит о неисправности в этой катушке. В таком случае потребуется ремонт якоря болгарки.
Если у вас нет измерительного прибора, то проверить ротор можно, использовав для этих целей лампочку на 12 В и аккумулятор
. Мощность должна быть в пределах 30-40 Вт. Проверка делается следующим образом: подайте напряжение 12 В от аккумулятора на вилку угловой шлифмашины, в разрыв одного провода подключите лампочку, начинайте вращать шпиндель УШМ. При исправной обмотке лампочка будет гореть ровно, без миганий. При межвитковом замыкании степень накала спирали лампочки будет меняться. В таком случае ремонт якоря болгарки своими руками будет затруднителен, поскольку схема намотки якоря достаточно сложная, да и сам процесс требует специального оборудования и знаний. Поэтому данную операцию рекомендуется доверить специалистам. Но лучшим выходом из ситуации будет замена якоря на болгарке новым.
Если лампочка не загорается при тестировании ротора, это свидетельствует о наличии обрыва в статоре или замыкания в его обмотках, а также о проблемах с электрощетками.
Проверка статора электродвигателя
Чтобы проверить статор болгарки, используют, как и в предыдущем случае, мультиметр. Значения нужно выставить на 20-200 Ом
и сделать следующее. Прикоснитесь одним щупом к контакту обмотки статора, а вторым – к корпусу детали. Если прибор показывает сопротивление, это значит, что произошел пробой на корпус. Прикоснитесь щупами к контактам одной обмотки, а затем к контактам другой. Если сопротивление одинаковое, значит катушки исправны. Если на одной обмотке прибор показывает обрыв цепи, значит, потребуется перемотка статора или замена детали на новую.
Перемотать статор в домашних условиях, не имея специальных знаний, навыков и оборудования, будет проблематично.
Лучше обратиться к специалистам, профессионально занимающимся перемотками двигателей.
Элементарная проверка
Первым делом необходимо аккуратно установить индуктор на платформе тормозного изделия и включить его в сеть. Переключатель следует перевести в положение 4. Якорь аккуратно укладывают на полюса индуктора, после чего закрепляют на валу приспособление для проворачивания якоря. Можно включить стенд. Мастеру предстоит аккуратно прижать щупы контактного агрегата к двум соседним коллекторам якоря. Немного проворачивая механизм, нужно отыскать положение, при котором показания механизма будут находиться на максимальной отметке. При помощи резистора устанавливают стрелку устройства на максимально удобную отметку шкалы. Необходимо постепенно проворачивать якорь, не меняя при этом пространственного положения щупов. Мастеру остается только считать показания прибора.