Автотрансформатор
Содержание
- 1 Расчет провода
- 2 Недостатки авто трансформатора
- 3 Техника безопасности при работе с ЛАТРом
- 4 Однофазные разновидности
- 5 ЛАБОРАТОРНЫЙ АВТОТРАНСФОРМАТОР (ЛАТР)
- 6 Конструкция
- 7 На что обратить внимание при выборе
- 8 Трехфазные разновидности
- 9 Область применения
- 10 Процесс сборки
- 11 Изменение силы тока в автотрансформаторе
- 12 Понадобится
- 13 Работа ЛАТРа на практике
- 14 Принцип работы автотрансформатора
Расчет провода
Автотрансформатор нецелесообразно использовать для больших трансформаций по следующим причинам:
- Большой риск получить токи, близкие к короткому замыканию. Это компенсируется специальными электронными схемами или дополнительным сопротивлением. Для маленьких нагрузок выгоднее использовать электронный ЛАТР.
- Теряются преимущества перед трансформаторами: высокий КПД, экономия проводника и стали, малые габариты и вес, стоимость.
Определяемся в каких пределах будет работать ЛАТР. Питание сети выбираем 220 В. В качестве вторичных напряжений выбираем 127, 180 и 250 В. Мощность ограничиваем в 300 Вт. Можете выбрать свои значения и произвести аналогичные расчеты на примере этой статьи.
Обмотка рассчитывается по большему току. Наибольший ток будет при преобразовании напряжения 220 в 127 В. Автотрансформатор в этом случае является понижающим, и к нему подходит схема 1. Исходя из предоставленной схемы, рассчитываем максимальный ток I проходящий в обмотке обеих цепей:
I = I2 – I1 = P / U2 – P / U1 = 300 / 127 – 300 / 220 = 1 А
- где I, I2, I3 – токи в соответствующих участках цепи, А;
- P – мощность, Вт;
- U1, U2 – напряжения первичной и вторичной цепи, В.
Диаметр провода рассчитываем по формуле:
d = 0,8 * √I = 1 мм.
Из таблицы 1 выбираем тип провода и сечение. Выбор делаем с учетом расчетного тока и среднего значения плотности тока для трансформаторов – 2 А/мм².
Коэффициент трансформации ЛАТРа n вычисляем по формуле:
n = U1 / U2 = 220 / 127 = 1,73
Для дальнейшего расчета вычисляем расчетную мощность Pр:
Pр = P * k * (1 – 1/n) = 300 * 1,2 * (1 – 1/1,73) = 151,92 Вт
где к – коэффициент, учитывающий КПД автотрансформатора.
Для определения количества витков приходящихся на 1 вольт, необходимо посчитать площадь поперечного сечения сердечника S и определиться с типом магнитопровода:
S = √ Pр = √ 151,92 = 12,325 см²
W0 = m / S = 35 / 12,325 = 2,839
- где W0 – количество витков, приходящихся на 1 вольт;
- m – 50 для стержневого и 35 для тороидального магнитопроводов.
Если сталь не очень высокого качества стоит увеличить значение W0 на 20-30 %. Так же при расчете витков следует увеличить их количество на 5-10 %, чтобы избежать просадки напряжения. Рассчитываем количество витков для выбранных напряжений 127, 180, 220 и 250 В:
w = W0 * U
Получаем 360, 511, 624 и 710 витков.
Для расчета длины провода обматываем один виток на магнитопровод и измеряем его длину. Затем умножаем на максимальное количество витков и прибавляем по 25-30 сантиметров для каждого вывода к клемме.
Недостатки авто трансформатора
Как и любое другое устройство конструкция автотрансформатора может иметь определенные недостатки. К основным недостаткам можно отнести:
- Низковольтная схема в этом устройстве будет зависеть от высокого напряжения. Если вы планируете избежать, сбоя в сети, тогда вам необходимо разработать схему обеспечения низкого напряжения. Благодаря этому ваше устройство сможет выдержать высокие нагрузки.
- Поток рассеивания между обмотками считается небольшим. Это может означать, что, если система будет неисправной, тогда может возникнуть короткое замыкание.
- Соединения между первичной и вторичной обмоткой должны быть одинаковыми. Именно поэтому во время соединения у вас могут возникнуть определенные проблемы.
- Систему невозможно выполнить с заземляющей нетралью с одной стороны. Именно поэтому нейтраль должны иметь оба блока.
- В этой конструкции вам будет сложно сохранить в целостности электромагнитный баланс. Балансирование будет связано с увеличением корпуса этого устройства. Если диапазон будет большим, тогда преимущества первоначальной стоимости значительно растеряются.
Надеемся, что, благодаря нам вы разберетесь с устройством автотрансформатора. Мы постарались предоставить вашему вниманию детальную инструкцию о его применении. Также мы постарались дать полный ответ на вопрос, что такое автотрансформатор.
Техника безопасности при работе с ЛАТРом
Хочется также добавить пару слов о технике безопасности. Есть ЛАТРы без гальванической развязки. Это означает, что фазный провод из сети идет прямо на выход такого ЛАТРа. Схема ЛАТРа без гальванической развязки выглядит вот так:
В этом случае на выходной клемме ЛАТРа может появиться напряжение сети 220 Вольт с вероятностью 50/50. Все зависит от того, как вы воткнете сетевую вилку ЛАТРа в розетку 220 Вольт.
Если присмотреться к схемотехническому изображению на самой лицевой панели ЛАТРа Ресанта, то можно увидеть, что клемма “Х” и “х” (те, которые два нижних) связаны между собой проводником.
То есть если на клемме “Х” фаза, то и на клемме “х” тоже будет фаза! Вы ведь не будете каждый раз замерять фазу в розетке, чтобы воткнуть правильно вилку? Поэтому БУДЬТЕ крайне ОСТОРОЖНЫ! Старайтесь не задевать голыми руками выходные клеммы ЛАТРа!
В принципе я задевал и ничего со мной такого не произошло. Дело оказалось в том, что у меня деревянный пол, который почти является диэлектриком. Замерял напряжение между мной и фазой – вышло около 40 Вольт. Поэтому я и не чувствовал эти 40 Вольт. Если бы я взялся одной рукой за батарею или встал бы голыми ногами на землю, а другой рукой взялся бы за выход “х” ЛАТРа, то меня тряхануло бы очень и очень сильно, так как через меня бы прошли все полноценные 220 Вольт.
Однофазные разновидности
Сегодня применяются однофазный и трехфазный автотрансформатор. В первом случае оборудование представлено такой разновидностью, как ЛАТР. Его применяют для низковольтных сетей. При повышенном напряжении требуется понижающая конструкция, например, автотрансформатор типа 220/110 или 220/100. В этом случае вторичная обмотка входит в состав первичного контура. Повышающий тип автотрансформаторов, наоборот, включает первичную обмотку в состав вторичного контура.
В обеих разновидностях устройств регулирование производится посредством скольжения подвижного контакта по обмоточным виткам. ЛАТРы состоят из магнитопривода кольцеобразной формы. Его обмотка включает в себя один слой. Она состоит из изолированного провода из меди.
Однофазные автотрансформаторы имеют несколько ответвлений, которые отходят от обмотки. Именно эти элементы конструкции определяют, будет ли агрегат работать на повышение или понижение напряжения сети. Чтобы получить плавность настройки вторичного напряжения создается небольшая дорожка на поверхности обмотки. Она очищена от слоя изоляции. По этой дорожке перемещается роликовый или щеточный контакт. Регулировка осуществляется в пределах от 0 до 250 В.
ЛАБОРАТОРНЫЙ АВТОТРАНСФОРМАТОР (ЛАТР)
Данное устройство предназначено для регулирования сетевого напряжения 220В в широких пределах, нередко от нуля до номинального значения.
В лабораторной практике ЛАТР используется:
- для испытания различного электрооборудования;
- как регулируемый источник переменного напряжения.
Основой лабораторного АТ является кольцевой (тороидальный) магнитопровод, на котором расположена обмотка, выполненная медным эмалированным проводом. Крайние выводы обмотки включаются в электрическую сеть 220 вольт, средний вывод обмотки — скользящий.
Токосъёмник среднего вывода имеет следующую конструкцию. Наружный слой обмотки лабораторного АТ зачищен от изоляционного лака с одной из торцевых сторон. По зачищенному участку обмотки перемещается графитовое токосъёмное колесо, прижимаемое к обмотке усилием пружины.
Ось механизма вращения токосъёмника находится в центре тора, а на её конце установлена ручка, при вращении которой перемещается токосъёмник.
Нагрузка лабораторного АТ подключается к одному из крайних выводов и среднему. Таким образом, вращение рукоятки, вызывающее перемещение токосъёмника изменяет число витков обмотки, подключенной к нагрузке, следовательно, и значение U на нагрузке.
В эпоху ламповых телевизоров данное устройство имело широкое применение в качестве ручного регулятора напряжения. Автотрансформатор снабжался стрелочным индикатором выходного напряжения, за уровнем которого потребитель должен был наблюдать и при необходимости производить корректировку вращением рукоятки.
В наши дни такой принцип регулирования также не потерял актуальность. Лабораторный автотрансформатор находится в основе конструкции автоматических стабилизаторов напряжения электромеханического типа.
Ось токосъёмника в этих устройствах сопряжена с электронным сервоприводом, который автоматически устанавливает токосъёмник в положение, обеспечивающее номинальное значение напряжения на выходе. Сервопривод управляется электронной системой контроля.
Примечание. Электромеханические стабилизаторы напряжения относятся к наиболее точным приборам. Малая величина их погрешности обусловлена бесступенчатой системой регулирования.
Конструкция
Регулировать представленный агрегат становится возможным посредством наличия в конструкции поворотной ручки. С ее помощью задается количество витков вторичного контура. Ручка связывается с угольной щеткой. Регулируемые автотрансформаторы позволяют управлять обмотками после включения аппаратуры. При этом щетка, согласно инструкции, скользит вдоль контура, задавая показатель трансформации.
С угольной щеткой соединяется один из выходов вторичной обмотки. Другой ее конец подведен к входной стороне сети. Потребители подсоединяются к выходным клеммам, а они, в свою очередь, подключаются к электросети. Это делает применение оборудования эффективным и удобным.
На лицевой панели прибора устанавливается вольтметр. Он снимает показания вторичной цепи. Это позволяет оперативно реагировать на перегрузки. Вольтметр предоставляет возможность производить регулировку точно.
На корпусе есть вентиляционная решетка. Это обеспечивает естественное охлаждение магнитопривода.
На что обратить внимание при выборе
В процессе выбора наиболее подходящей модели необходимо обращать внимание на некоторые важные параметры. Среди них выделяют:
Среди них выделяют:
- мощность;
- диапазон регулировки напряжения и пр.
Рассмотрим каждый из них подробней.
Мощность
На российском рынке представлены модели с мощностью от 0,5 до 10 Вт, однако встречается и выше. Для выбора оптимального показателя изначально выполняется подсчет номинальной нагрузки всего подключаемого оборудования.
Диапазон регулировки напряжения
Показатель напрямую зависит от того, как именно работает прибор:
- на понижение;
- на повышение значения напряжения.
Большая часть представленного модельного ряда относится к пониженному классу, особенно актуально это в отношении однофазных автотрансформаторов. Их рабочий диапазон находится в пределах:
- от 0 до 250 В;
- от 160 до 220 В.
В зависимости от необходимого значения номинального напряжения требуется подбирать соответствующую модель лабораторного автотрансформатора.
Трехфазные модели обладают более широким диапазоном:
- 200-220 В. При этом далеко не всегда есть необходимость в использовании такого агрегатора;
- 180-220 В – оптимальное решение в случае перепадов напряжения в электросети.
Среди трехфазных автотрансформаторов пользуются спросом модели с рабочим диапазоном 180-220 В. Во многом это связано с существенными перепадами в сети.
Номинальное напряжение питающей сети
Если в планах имеется подключение устройства к однофазной сети, оптимальным вариантом станет покупка модели автотрансформатора на 220 В, если к трехфазной – на 380 В (такие модели вполне могут существенно выходить за пределы номинальных показателей трехфазной сети, из-за чего диапазон составляет от 0 до 430 В).
В данном случае все просто и вопросов не должно возникнуть.
Трехфазные разновидности
Наряду с однофазными применяются и трехфазные аппараты. Они отличаются типом обмотки. Существует автотрансформатор трехфазного типа с двумя и тремя контурами.
Чаще всего обмотки в подобных устройствах соединяются в виде звезды. Они имеют выведенную отдельно точку нейтрали. При помощи направления подведения напряжения выполняется понижение или повышение. Этот принцип положен в основу старта работы мощного двигателя, регулирования электрического тока по ступенчатой системе. Трехфазный тип автотрансформаторов применяется для нагревательных элементов печей.
Приборы с тремя обмотками используются в сетях высоковольтного типа. При этом со стороны высшего напряжения агрегат соединяется с нулевым проводом в звезду. Этот тип контакта способен снизить напряжение с учетом особенностей изоляции аппаратуры. Применение подобных приборов способно повысить уровень КПД системы, а также сэкономить затраты на совершение передачи электроэнергии. Однако в этом случае повышается количество токов короткого замыкания.
Наличие гальванической связи между совмещенными контурами не позволяют использовать представленное оборудование в силовых сетях (6-10 кВ), если напряжение понижается до 0,38 кВ. В этом случае трехфазное напряжение 380В подается непосредственно к электрическим потребителям. На таком оборудовании могут работать люди. Во избежание несчастных случаев применяются в подобных условиях другие разновидности агрегатов.
Область применения
Особенности автотрансформатора позволяют применять его в быту и разных областях промышленности.
Металлургическое производство
Регулируемые автотрансформаторы в металлургии применяются для проверки и настройки защитной аппаратуры прокатных станов и трансформаторных подстанций.
Коммунальное хозяйство
До появления автоматических стабилизаторов эти аппараты применялись для обеспечения нормальной работы телевизоров и другой аппаратуры. Они представляли из себя обмотку с большим числом отводов и переключателем. Он переключал вывода катушки, а выходное напряжение контролировалось при помощи вольтметра.
В настоящее время автотрансформаторы используются в релейных стабилизаторах напряжения.
Справка! В трехфазных стабилизаторах установлены три однофазных автотрансформатора, и регулировка производится в каждой фазе по-отдельности.
Химическая и нефтяная промышленность
В химической и нефтяной промышленности эти аппараты применяются для стабилизации и регулировки химических реакций.
Производство техники
В машиностроении такие аппараты используются для пуска электродвигателей станков и управления скоростью вращения дополнительных приводов.
Учебные заведения
В школах, техникумах и институтах ЛАТРы применяются при выполнении лабораторных работ и демонстрации законов электротехники, и опытах по электролизу.
Процесс сборки
Для сборки регулируемого ЛАТРа выбираем тороидальный магнитопровод (рис. 2). Место наложения обмотки изолируем тряпичной изолентой. Выводим провод для первой клеммы питания. Все последующие провода выводим не разрывая. Закрепляем первый виток на магнитопроводе и начинаем накручивать рассчитанное количество. При достижении витка соответствующего одному из выбранных напряжений, выводим петлю, и продолжаем наматывать провод. На рисунке 3 изображен процесс намотки на деревянном каркасе.
После наложения обмотки лакируем ЛАТР. Наполняем емкость выбранным лаком, и окунаем в него автотрансформатор. Оставляем на длительную просушку.
После просушки помещаем автотрансформатор в корпус. Первый выведенный провод присоединяем к разъему питания. Этот разъем должен быть электрически связан с общей клеммой нагрузки, поэтому соединяем их между собой каким-нибудь проводником. Петлю выведенную для 220 В, соединяем со второй клеммой питания. Остальные провода подключаем к соответствующим клеммам вторичной цепи. На “схеме” 2 изображены выводы проводов.
Для лабораторного автотрансформатора с переменным коэффициентом трансформации добавляем корпус, и делаем крепление для ручки регулятора. К ручке прикрепляем ползунок с угольной щеткой. Щетка должна плотно касаться верхней части обмотки. Помечаем область по которой будет передвигаться щетка, и в этом месте избавляемся от изоляции. Так щетка будет иметь прямой электрический контакт с вторичной обмоткой. Клеммы вторичных напряжений, кроме общей, заменяем одной, соединенной с угольной щеткой (схема 3). При подсоединяем закрепляем вольтметр.
Если следовать написанной статье, то ЛАТР можно с легкостью сделать своими руками.
Изменение силы тока в автотрансформаторе
По силе тока есть простое правило — ток в обмотке более высокого напряжения меньше, чем ток в обмотке с более низким напряжением.
Другими словами, если используется понижающий отвод от первичной обмотки автотрансформатора – то ток на вторичной обмотке будет больше, а напряжение ниже и наоборот, если используется повышающий отвод – то ток на вторичной обмотке будет ниже, а напряжение выше.
Мощности же на обеих обмотках примерно одинаковы, поэтому, согласно закону ОМА:
I1U1 = I2U2, где I1 – ток в первичной обмотке, I2 – ток во вторичной обмотке, U1- напряжение в первичной обмотке, U2 – Напряжение во вторичной обмотке.
Соответственно ток, например, в первичной обмотке рассчитывается так: I1 = U2*I2/U1
Зная, как изменяется ток, можно заранее правильно подобрать кабели питания и защитную автоматику.
Теперь, когда вы знакомы с принципом работы автотрансформатора и знаете его конструкцию, давайте рассмотрим какие они бывают, их назначение и места применения, какие у них плюсы и минусы и чем принципиально отличаются от обычных трансформаторов. Всё это и многое другое читайте во второй части этой статьи. Подписывайтесь на нашу группу вконтакте, следите за выходом новых материалов!
Понадобится
Нам понадобятся детали:
- Радиатор охлаждения с кулером (любой).
- Макетная плата.
- Контактные колодки.
- Детали можно подбирать исходя из наличия и соответствия номинальным параметрам, я ставил то, что первым под руку попало, но выбирал более или менее подходящее.
- Диодные мосты VD1 – на 4 — 6А – 600 В. Из телевизора, кажется. Или собрать из четырёх отдельных диодов.
- VD2 — на 2 — 3 А – 700 В.
- T1 – C4460. Транзистор я поставил от импортного телевизора на 500V и мощностью рассеяния 55W. Можете попробовать любой другой подобный высоковольтный, мощный.
- VD3 – диод 1N4007 на 1A 1000 В.
- C1 – 470mf х 25 В, лучше ёмкость ещё увеличить.
- C2 – 100n.
- R1 – 1 кОм потенциометр любой проволочный, от 500 Ом и выше.
- R2 – 910 — 2 Вт. Подбор по току базы транзистора.
- R3 и R4 — по 1 кОм.
- R5 – подстрочный резистор на 5 кОм.
- NTC1 — терморезистор на 10 кОм.
- VT1 – любой полевой транзистор. Я поставил RFP50N06.
- M – кулер на 12 В.
- HL1 и HL2 – любые сигнальные светодиоды, их можно вовсе не ставить вместе с гасящими резисторами.
Первым делом нужно приготовить плату для размещения деталей схемы и закрепить её на месте в корпусе.Размещаем на плате детали и припаиваем их.Когда схема собрана, настаёт время её предварительного испытания
Но нужно это делать очень осторожно. Все детали находятся под напряжением сети.Для испытания устройства я спаял две лампочки на 220 вольт последовательно, чтобы они не сгорели, когда на них пойдёт напряжение 280 вольт
Одинаковой мощности лампочек не нашлось и поэтому накал спиралей сильно различается. Нужно иметь ввиду, что без нагрузки регулятор работает очень некорректно. Нагрузка в данном устройстве является частью схемы. При первом включении лучше поберегите глаза (вдруг что – то напутали).Включаем напряжение и потенциометром проверяем плавность регулировки напряжения, но не долго, во избежание перегрева транзистора.После испытаний начинаем собирать схему автоматической работы кулера, в зависимости от температуры.У меня не нашлось терморезистора на 10 кОм, пришлось взять два по 22 кОм и соединить их параллельно. Получилось около десяти кОм.Крепим терморезистор рядом с транзистором с применением теплопроводной пасты, как и для транзистора.Устанавливаем остальные детали и припаиваем. Не забудьте удалить медные контактные площадки макетной платы между проводниками, как на фото, иначе при включении высокого напряжения может произойти замыкание в этих местах.Осталось отрегулировать подстроечным резистором начало работы кулера, когда температура радиатора возрастёт.Помещаем всё в корпус на штатные места и закрепляем. Окончательно проверяем и закрываем крышку.Смотрите, пожалуйста, видео работы беспомехового регулятора напряжения.Удачи вам.
Работа ЛАТРа на практике
Возьмём ЛАТР и лампочку накаливания, на которой будет наглядно видно, как изменяется напряжение. Прикрепив лампу накаливания к клеммам, находящимся справа, и прокручивая регулятор по часовой стрелке, сокращаем количество витков, тем самым увеличивая напряжение. Выясняем, при каком напряжении загорается лампа и начинаем поворачивать регулятор до того момента, пока не заметим слабое свечение на спиралях. Смотрим показанное напряжение по регулятору (примерно 35 вольт). Поясним: чем больше мы будем повышать напряжение, тем больше будет увеличиваться яркость накала нитей напряжения в лампе. Также мы видим изменения на вольтметре, который расположен на лицевой стороне прибора: при повышении напряжения стрелка вольтметра изменяет своё положение в правую сторону, т. е. в сторону повышения напряжения.
Чтобы выставить напряжение ещё точнее, вместо вольтметра воспользуемся мультиметром. Поставим рукоятку регулировки мультиметра на положение измерения переменного напряжения, прикрепляем клеммы и измеряем переменное напряжение. Настраиваем нужное напряжение на регуляторе ЛАТРа.
Принцип работы автотрансформатора
Схема автотрансформатора с плавной регулировкой выходного напряжения
Предположим, что источник электрической энергии (сеть переменного тока) подключен к виткам w{\displaystyle w} обмотки автотрансформатора, а потребитель — к некоторой части витков этой обмотки w2{\displaystyle w_{2}}.
При прохождении переменного тока по обмотке автотрансформатора возникает переменный магнитный поток, индуцирующий в этой обмотке электродвижущую силу, величина которой прямо пропорциональна числу витков обмотки.
Следовательно, если во всей обмотке автотрансформатора, имеющей число витков w{\displaystyle w}, индуцируется электродвижущая сила E{\displaystyle E}, то в части этой обмотки, имеющей число витков w2{\displaystyle w_{2}}, индуцируется электродвижущая сила E2{\displaystyle E_{2}}. Соотношение величин этих ЭДС выглядит так: EE2=ww2=k{\displaystyle {{E} \over {E_{2}}}={{w} \over {w_{2}}}=k}, где k{\displaystyle k} — коэффициент трансформации.
Так как падение напряжения в активном сопротивлении обмотки автотрансформатора относительно мало, то им практически можно пренебречь и считать справедливым равенство:
- Us=E{\displaystyle U_{s}=E} и Ul=E2,{\displaystyle U_{l}=E_{2},}
- где Us{\displaystyle U_{s}} — напряжение источника электрической энергии, поданное на всю обмотку автотрансформатора, имеющую число витков w{\displaystyle w};
- Ul{\displaystyle U_{l}} — напряжение, подаваемое к потребителю электрической энергии, снимаемое с той части обмотки автотрансформатора, которая обладает количеством витков w2{\displaystyle w_{2}}.
Следовательно, UsUl=ww2=k{\displaystyle {{U_{s}} \over {U_{l}}}={{w} \over {w_{2}}}=k}.
Напряжение Us{\displaystyle U_{s}}, приложенное со стороны источника электрической энергии ко всем виткам w{\displaystyle w} обмотки автотрансформатора, во столько раз больше напряжения Ul{\displaystyle U_{l}}, снимаемого с части обмотки, обладающей числом витков w2{\displaystyle w_{2}}, во сколько раз число витков w{\displaystyle w} больше числа витков w2{\displaystyle w_{2}}.
Если к автотрансформатору подключен потребитель электрической энергии, то под влиянием напряжения Ul{\displaystyle U_{l}} в нём возникает электрический ток, действующее значение которого обозначим как Il{\displaystyle I_{l}}.
Соответственно в первичной цепи автотрансформатора будет ток, действующее значение которого обозначим как Is{\displaystyle I_{s}}.
Однако ток в верхней части обмотки автотрансформатора, имеющей число витков w1=w−w2{\displaystyle w_{1}={w}-{w_{2}}} будет отличаться от тока в нижней её части, имеющей количество витков w2{\displaystyle w_{2}}. Это объясняется тем, что в верхней части обмотки протекает только ток Is{\displaystyle I_{s}}, а в нижней части — некоторый результирующий ток, представляющий собой разность токов Is{\displaystyle I_{s}} и Il{\displaystyle I_{l}}. Дело в том, что согласно правилу Ленца индуцированное электрическое поле в обмотке автотрансформатора w2{\displaystyle w_{2}} направлено навстречу электрическому полю, созданному в ней источником электрической энергии. Поэтому токи Is{\displaystyle I_{s}} и Il{\displaystyle I_{l}} в нижней части обмотки автотрансформатора направлены навстречу друг другу, то есть находятся в противофазе.
Сами токи Is{\displaystyle I_{s}} и Il{\displaystyle I_{l}}, как и в обычном трансформаторе, связаны соотношением:
- IsIl=w2w=1k,{\displaystyle {{I_{s}} \over {I_{l}}}={{w_{2}} \over {w}}={1 \over k},} или
- Il=ww2⋅Is.{\displaystyle I_{l}={{w} \over {w_{2}}}\cdot I_{s}.}
Так как в понижающем трансформаторе w>w2{\displaystyle {w}>{w_{2}}}, то Il>Is{\displaystyle {I_{l}}>{I_{s}}} и результирующий ток Is1{\displaystyle I_{s1}}в нижней обмотке автотрансформатора равен Il−Is{\displaystyle {I_{l}}-{I_{s}}}.
Следовательно, в той части обмотки автотрансформатора, с которой подаётся напряжение на потребитель, ток значительно меньше тока в потребителе, то есть Il−Is≪Il{\displaystyle {I_{l}}-{I_{s}}\ll {I_{l}}}.
Это позволяет значительно снизить расход энергии в обмотке автотрансформатора на нагрев её проволоки (См. Закон Джоуля — Ленца) и применить провод меньшего сечения, то есть снизить расход цветного металла и уменьшить вес и габариты автотрансформатора.
Если автотрансформатор повышающий, то напряжение со стороны источника электрической энергии подводится к части витков обмотки трансформатора w{\displaystyle w}, а на потребитель подводится напряжение со всех его витков w2{\displaystyle w_{2}}.