Схема реверсивного пускателя
Содержание
Для пуска, остановки моторов, управления рабочими процессами, совершаемыми электродвигателями, применяются магнитные пускатели – аппараты, конструктивное исполнение которых позволяет включать и отключать электроцепи с протекающим значительным током.
Как устроен магнитный пускатель
Контакторы, как и пускатели, замыкают и размыкают электроцепи, но в устройстве аппаратов имеются различия. Контактор служит в качестве основного компонента магнитного пускателя. Он обладает тремя полюсами. Кроме него устройство содержит защитную часть и пост с кнопками для ручного управления.
Закрытие контактов пускателя обеспечивается электромагнитом. В нормальном состоянии контакты разомкнуты, а при протекании тока через катушку происходит притяжение якоря и замыкание силовой контактной группы.
Назначение отдельных элементов:
- Кнопочный узел. Обычный пускатель оснащен двумя кнопками: пуска и останова. Реверсивный аппарат имеет три. Третья служит для того, чтобы произвести запуск электромотора с обратным направлением вращения. Иногда электроаппарат оснащается сигнальными лампами. С помощью кнопок осуществляется активация контактора;
- Для выполнения других операций могут служить вспомогательные нормально закрытые или открытые контакты;
- Управляющий электромагнит. Напряжение на нем может быть идентичным напряжению на силовых контактах. Иногда цепи электромагнита питаются от 220 В переменного тока. Когда катушка активирована, в результате возникновения магнитной связи происходит притяжение якоря, и силовые контакты включаются. Ток течет к двигателю или другой нагрузке. При обесточивании электромагнита пружина заставляет контакты размыкаться, отключая электромотор;
- Тепловое реле. Служит для защиты двигателя от повреждений в случае короткого замыкания или перегрева, связанного с перегрузкой. Обычно это биметаллическая пластина, которая, изгибаясь при нагревании, размыкает электроцепь, снимая питание с электромагнита.
Подключение обычного пускателя
На электросхеме подключения магнитного пускателя обозначены:
- QF1 – автомат для подачи питания на аппарат;
- КМ – катушка электромагнита;
- КМ1 и КМ1.1 – контакты катушки;
- кнопки пуска и останова;
- М – асинхронный электромотор.
Этапы работы схемы:
- Включением QF1 и затем пусковой кнопки подается напряжение на КМ;
- Электромагнит включает свои силовые контакты КМ1, подавая питающее напряжение на электромотор;
- Одновременно включается вспомогательный контакт КМ1.1, который производит блокировку пусковой кнопки, позволяя току течь и при ее отпускании;
- Для останова электромотора достаточно нажать на соответствующую кнопку, разрывающую питающую цепь электромагнита, якорь которого пружины возвращают на место, и силовые контакты КМ1 также отключаются.
Включением вспомогательного контакта КМ1.1 выполняется нулевая защита электромотора. При пропадании питания питающей сети или резком снижении напряжения до 0,6 Uн силовые и вспомогательный контакты электромагнита отключатся.
Подключение реверсивного пускателя
Для выполнения обратного вращения электромотора применяется схема реверс. В конструкцию реверсивного магнитного пускателя добавляются еще один пускатель с тремя полюсами и кнопка для запуска обратного вращения.
Основные принципы работы схемы реверсивного пускателя:
- двигательный реверс осуществляется при включении двух фаз наоборот;
- должно быть выполнено схемное блокирование для недопущения одновременного подключения обеих силовых контактных групп во избежание короткого замыкания.
Поэтапная работа схемы:
- При подключении автомата QF производится подача напряжения на схему;
- Нажимается копка прямого запуска. Электромагнит КМ1 получает напряжение, и включается его силовая контактная группа. Одновременно дополнительный контакт КМ1.1 шунтирует пусковую кнопку, а другой контакт КМ1.2, будучи в нормальном состоянии замкнутым, отключается, разрывая питающую электроцепь контактора КМ1. Электромотор вращается в прямом направлении;
- Нажатием остановочной кнопки разрывается общая питающая цепь обоих электромагнитов, и пружины разъединяют силовые контакты КМ1. Мотор останавливается;
- Теперь можно задействовать кнопку реверсивного пуска. Она подает питание на второй электромагнит КМ2. Включаются силовая контактная группа КМ2, а также дополнительные контакты. При этом КМ2.1 осуществляет блокирование кнопки реверсного вращения, а КМ2.2 разъединяет питающую электроцепь КМ1.
В некоторых схемах пускателей выполняется двойное блокирование. Иногда дополнительно используется механическое блокирование с помощью перекидывающегося рычага.
Особенности подключения силовых контактов
Из схемы реверсивного магнитного пускателя видно, что фаза А силовых контактов обоих пускателей соединяется без изменений. А две другие фазы перевернуты наоборот. Фаза В подсоединена к фазе С, а фаза С – к фазе В. В результате на электромоторе меняется чередование фаз, и он вращается в обратном направлении.
Подсоединение пускателя:
- Фаза А питающего напряжения подсоединяется к крайнему слева входному контакту первого пускателя и затем к аналогичному контакту второго;
- Выход этого контакта от первого пускателя соединяется с аналогичным выходом первого и далее идет к электромотору;
- Фаза В питающего напряжения подключается к среднему контакту первого пускателя, а далее соединяется с крайним правым контактом второго;
- Выход данного контакта от второго пускателя подключается к крайнему правому выходу первого пускателя. Таким образом, фаза В питания занимает место С-фазы;
- C-фаза питания подводится к крайнему правому входному контакту первого пускателя, затем соединяется со средним входным контактом второго пускателя;
- Средний выходной контакт второго пускателя надо соединить со средним выходным контактом второго пускателя, и С-фаза на двигатель поступит вместо В-фазы.
Как правильно установить магнитный пускатель
Корректная схема подключения – главное, но не единственное условие стабильной и безопасной работы оборудования. Необходимо обеспечить правильную эксплуатацию аппаратов.
- Для монтажа магнитных пускателей должны использоваться места с минимальной вибрацией и сотрясениями. Следует учитывать, что большие пусковые токи вызывают вибрацию электромоторов;
- Для исключения ложного срабатывания термореле необходимо устанавливать электроаппараты вдали от источников сильного нагрева;
- Монтаж производится на вертикальном основании, которое должно быть ровным и не допускать смещений в разные стороны;
- Зачищенным концам подсоединяемого проводника придается кольцевая форма, так как в противном случае зажимные шайбы смогут перекоситься.
Возможные дефекты магнитных пускателей и их причины:
- Сильный нагрев аппарата. Причинами могут быть межвитковое замыкание в катушке (в этом случае она подлежит замене), повышенное напряжение, нарушение плотного соприкосновения контактов;
- Гудение. Происходит, когда якорь прилегает не плотно. Причины кроются в попадании грязи, пониженном сетевом напряжении, нарушении подвижности компонентов.
Периодические осмотры и обнаружение дефектов являются гарантией, что не произойдет серьезных поломок, которые отразятся на работе подсоединяемого оборудования. Для этого производятся своевременная чистка аппаратов, регулирование контактов, проверка состояния катушки и якоря, измерение сопротивления изоляции.