Переполюсовка

Все владельцы автомобильного транспорта имеют представление о предназначении и принципе работы аккумуляторной батареи. Однако не многие знакомы с методами восстановления работоспособности аккумуляторов.

Химические процессы в аккумуляторной батарее

Химические процессы в аккумуляторной батарее

Конструкция и принцип работы

Конструкция свинцово-кислотного аккумулятора

Конструкция свинцово-кислотного аккумулятора

Согласно картинке выше, аккумулятор состоит:

  1. Крышка аккумулятора;
  2. Межэлементное соединение;
  3. Вентиляционная пробка;
  4. Соединяющий мостик;
  5. Полюсный вывод;
  6. Борн;
  7. Катод – отрицательный электрод (Pb);
  8. Сепаратор;
  9. Анод – положительный электрод (PbO2);
  10. Полимерный моноблок;
  11. Опорная призма;
  12. Межбаночная перегородка.

Под конструкцией аккумулятора понимается сосуд с раствором электролита и со свинцовыми электродами внутри. Электролитом является смесь кислоты H2SO4 и очищенной воды H2O. Одна из пластин выполнена из губчатого свинца Pb и является катодом, а другая – из диоксида свинца PbO2, является анодом.

Свинец, будучи легкоокисляющимся металлом, обладает свойством электролитического растворения, путем перехода положительных ионов металла в раствор. В процессе опускания свинцовых пластин в раствор электролита от нее начнут отсоединяться положительные ионы свинца и переноситься в раствор, при этом электрод будет иметь отрицательный потенциал.

С увеличением разницы в потенциалах данный процесс замедляется до момента наступления баланса между силой, выталкивающей ионы в раствор, и силами электростатического поля и избыточного гидростатического давления на раствор.

При погружении электрода из двуокиси свинца в раствор серной кислоты происходит процесс его перехода в раствор, где он, соединяясь с водой, преобразуется в ионы свинца Pb4+ и ионы гидроксила ОН. Ионы Pb4+, оседая на электроде, формируют на нем положительный потенциал, а кислота создает только ионы ОН+ и HSO4. Соответственно, при разряде аккумулятора используется серная кислота, образовывается вода, и происходит образование на двух пластинах сульфата свинца. При заряде АКБ процессы проходят в противоположном направлении.

Возможные неисправности аккумуляторов

Среди возникающих неисправностей аккумуляторов основными являются:

  • Переполюсовка аккумулятора. Данный процесс характеризуется тем, что при работе аккумулятора в циклическом режиме на «заряд-разряд» со временем может падать емкость некоторых аккумуляторных батарей в аккумуляторе. Такой дисбаланс может привести к тому, что просевшая батарея начнет заряжаться от соседних исправных батарей, но заряд будет проходить в обратном направлении, образуется так называемая обратная полярность. Поскольку зарядное напряжение практически в 2 раза выше разрядного, переполюсовка может привести к выходу из строя нескольких аккумуляторных батарей. Как последствие возможно разрушение аккумулятора ввиду сильного газовыделения и нагрева;
  • Сульфатация аккумуляторных пластин. Процесс образования сульфата свинца –явление обычное для всех свинцовых аккумуляторов. Образовавшиеся мелкие кристаллы сульфата свинца при заряде аккумулятора растворяются и не доставляют проблем. Однако ненормальная сульфатация, в виде крупнокристаллического сульфата свинца, не растворяется при заряде и со временем покрывает всю активную часть электродов, мешая заряду аккумулятора.

Факторами, указывающими то, что аккумулятор переполюсованный и имеет глубокую сульфатацию, являются:

  • Большое отличие плотности электролита в разных банках;
  • Маленькая емкость АКБ по сравнению с гарантированной документацией;
  • Резкое повышение напряжения в начале заряда аккумулятора;
  • Стремительное повышение температуры электролита;
  • Очень медленный рост плотности электролита при заряде;
  • Раннее закипание раствора электролита по сравнению с нормальным временем.

Причины неисправностей и методы устранения

Основными причинами неисправностей являются:

  1. Нахождение аккумуляторов в разряженном или недозаряженном состояниях длительное время;
  2. Регулярная зарядка завышенными токами;
  3. Частые абсолютные разряды;
  4. Низкий уровень электролита;
  5. Увеличенная плотность электролита;
  6. Перепады температуры.

Для восстановления нормальной работы аккумулятора при наличии ненормальной сульфатации необходимо:

  1. Длительный перезаряд аккумулятора на протяжении 3 часов;
  2. Восстановление аккумулятора переполюсовкой.

Понимание в полной мере процессов, происходящих в аккумуляторе, и методов по устранению неисправностей позволит не допускать поломок и максимально продлить жизнь аккумулятору.

Видео

Оцените статью:
Оставить комментарий