Переполюсовка
Содержание
Все владельцы автомобильного транспорта имеют представление о предназначении и принципе работы аккумуляторной батареи. Однако не многие знакомы с методами восстановления работоспособности аккумуляторов.
Конструкция и принцип работы
Согласно картинке выше, аккумулятор состоит:
- Крышка аккумулятора;
- Межэлементное соединение;
- Вентиляционная пробка;
- Соединяющий мостик;
- Полюсный вывод;
- Борн;
- Катод – отрицательный электрод (Pb);
- Сепаратор;
- Анод – положительный электрод (PbO2);
- Полимерный моноблок;
- Опорная призма;
- Межбаночная перегородка.
Под конструкцией аккумулятора понимается сосуд с раствором электролита и со свинцовыми электродами внутри. Электролитом является смесь кислоты H2SO4 и очищенной воды H2O. Одна из пластин выполнена из губчатого свинца Pb и является катодом, а другая – из диоксида свинца PbO2, является анодом.
Свинец, будучи легкоокисляющимся металлом, обладает свойством электролитического растворения, путем перехода положительных ионов металла в раствор. В процессе опускания свинцовых пластин в раствор электролита от нее начнут отсоединяться положительные ионы свинца и переноситься в раствор, при этом электрод будет иметь отрицательный потенциал.
С увеличением разницы в потенциалах данный процесс замедляется до момента наступления баланса между силой, выталкивающей ионы в раствор, и силами электростатического поля и избыточного гидростатического давления на раствор.
При погружении электрода из двуокиси свинца в раствор серной кислоты происходит процесс его перехода в раствор, где он, соединяясь с водой, преобразуется в ионы свинца Pb4+ и ионы гидроксила ОН. Ионы Pb4+, оседая на электроде, формируют на нем положительный потенциал, а кислота создает только ионы ОН+ и HSO4. Соответственно, при разряде аккумулятора используется серная кислота, образовывается вода, и происходит образование на двух пластинах сульфата свинца. При заряде АКБ процессы проходят в противоположном направлении.
Возможные неисправности аккумуляторов
Среди возникающих неисправностей аккумуляторов основными являются:
- Переполюсовка аккумулятора. Данный процесс характеризуется тем, что при работе аккумулятора в циклическом режиме на «заряд-разряд» со временем может падать емкость некоторых аккумуляторных батарей в аккумуляторе. Такой дисбаланс может привести к тому, что просевшая батарея начнет заряжаться от соседних исправных батарей, но заряд будет проходить в обратном направлении, образуется так называемая обратная полярность. Поскольку зарядное напряжение практически в 2 раза выше разрядного, переполюсовка может привести к выходу из строя нескольких аккумуляторных батарей. Как последствие возможно разрушение аккумулятора ввиду сильного газовыделения и нагрева;
- Сульфатация аккумуляторных пластин. Процесс образования сульфата свинца –явление обычное для всех свинцовых аккумуляторов. Образовавшиеся мелкие кристаллы сульфата свинца при заряде аккумулятора растворяются и не доставляют проблем. Однако ненормальная сульфатация, в виде крупнокристаллического сульфата свинца, не растворяется при заряде и со временем покрывает всю активную часть электродов, мешая заряду аккумулятора.
Факторами, указывающими то, что аккумулятор переполюсованный и имеет глубокую сульфатацию, являются:
- Большое отличие плотности электролита в разных банках;
- Маленькая емкость АКБ по сравнению с гарантированной документацией;
- Резкое повышение напряжения в начале заряда аккумулятора;
- Стремительное повышение температуры электролита;
- Очень медленный рост плотности электролита при заряде;
- Раннее закипание раствора электролита по сравнению с нормальным временем.
Причины неисправностей и методы устранения
Основными причинами неисправностей являются:
- Нахождение аккумуляторов в разряженном или недозаряженном состояниях длительное время;
- Регулярная зарядка завышенными токами;
- Частые абсолютные разряды;
- Низкий уровень электролита;
- Увеличенная плотность электролита;
- Перепады температуры.
Для восстановления нормальной работы аккумулятора при наличии ненормальной сульфатации необходимо:
- Длительный перезаряд аккумулятора на протяжении 3 часов;
- Восстановление аккумулятора переполюсовкой.
Понимание в полной мере процессов, происходящих в аккумуляторе, и методов по устранению неисправностей позволит не допускать поломок и максимально продлить жизнь аккумулятору.