Гелевый аккумулятор
Содержание
Необслуживаемые аккумуляторы представляют собой особый тип свинцово-кислотной батареи. Благодаря их конструкции они не требуют вентиляции, могут устанавливаться в любой ориентации, и им не нужно постоянное обслуживание. Батареи широко используются в больших передвижных электрических устройствах, а также системах, где требуются значительные объемы хранения энергии. При этом они являются более дешевыми, чем другие технологии с низким уровнем обслуживания (Li-Ion).
Существует два типа таких аккумуляторов:
- Гелевый аккумулятор, в котором к электролиту добавляется густая кремнеземная пыль, в результате чего образуется замазкоподобный гель;
- AGM, имеющие стекловолоконную сетку между пластинами аккумуляторных батарей, служащую для содержания электролита.
Оба варианта предлагают преимущества и недостатки по сравнению с обычными аккумуляторами и друг с другом.
Главный принцип работы устройства
Чтобы разобраться, что такое гелевый аккумулятор, надо понять принцип работы необслуживаемых батарей.
В наливных батареях свинцово-кислотные ячейки состоят из двух пластин свинца, находящихся в электролите, – водном растворе серной кислоты с низкой концентрацией. Несколько ячеек соединяются последовательно в одном контейнере. Батарея вырабатывает энергию за счет окисления свинцовых пластин с одновременным повышением рН электролита. Когда аккумулятор заряжен, пластины возвращаются к чистому свинцу, а кислота восстанавливается. Этот цикл не является совершенным – водородный газ часто выходит из электролита прежде, чем он может снова превратиться в воду.
Чтобы предотвратить возможность воспламенения горючего газа до опасного уровня, требуется вентиляция, как самой батареи, так и места, где она находится. Вентиляционные отверстия означают, что электролит может вытекать из батареи, если она опрокинута. Кроме того, постоянная потеря водорода приводит к уменьшению количества воды в электролите, аккумуляторы требуется доливать.
В устройстве гелевых аккумуляторных батарей и AGM научились избегать этих проблем, обезвоживая электролит. При этом водород улавливается вблизи пластин и доступен для повторного объединения при перезарядке аккумулятора. Это значительно снижает потери воды во время повторных циклов заряда-разряда и делает их не требующими обслуживания. Также уменьшается количество образования водорода до такой степени, что не нужна вентиляция. Можно обеспечить герметичность гелевых АКБ, что позволяет использовать их в произвольной ориентации, не опасаясь разлива электролита.
Во время быстрой подзарядки электролит может кипеть и нагнетать давление в корпусе, или накопление газа может быть слишком быстрым для рекомбинации. Такие эффекты требуют регулировочного клапана. Обычно это односторонний клапан, открывающийся только в случае возрастания давления. Но даже его открытие не вызовет вытекания электролита из-за его связанности.
Основной недостаток конструкции состоит в том, что химические реакции, создающие энергию в GEL батареях, также замедляются. Поэтому они имеют более низкие значения пиковой мощности, чем обычные аккумуляторы. Для автомобильных стартовых батарей, где шаблоны использования – кратковременные импульсы с большим током (во время запуска), а затем длительные медленные циклы перезарядки, могут использоваться подобные устройства, но при установке на автомашину у гелевого аккумулятора есть плюсы и минусы. Кроме того необслуживаемые батареи используются в мотоциклах, квадроциклах, инвалидных креслах, как устройства циклического действия, и в солнечных батареях, телефонных станциях, как источники непрерывной энергии. Больше подходят для стартовых целей аккумуляторы AGM, которые обеспечивают более высокие значения токов, чем обычные свинцово-кислотные батареи.
Конструкция
В устройстве и гелевого аккумулятора, и AGM есть общие конструктивные узлы:
- Предохранительный клапан, активирующийся, когда в аккумуляторе начинает создаваться давление газообразного аодорода, в основном из-за перезарядки при избыточном напряжении, превышающем 2,30 В на ячейку. Активация газа позволяет некоторому его количеству выйти, что уменьшает общую емкость батареи;
- В крышках ячеек обычно содержатся газовые диффузоры, позволяющие безопасно распределять избыток водорода, образующегося во время перезарядки;
- Ячейки могут изготавливаться из плоских пластин, подобных используемым в обычной свинцово-кислотной батарее, или производиться в виде цилиндрических элементов.
Особенности гелевой батареи
В гелевой батарее электролит состоит из жидкой серной кислоты, которая связана с диоксидом кремния. Если гелевые аккумуляторы для авто не находятся в режиме заряда, образуется положительный электрод с сульфатом свинца и отрицательный электрод, на котором накапливается пористый свинец. Во время заряда и разряда генерируется электрическая энергия.
Когда устройства работают, в геле образуются небольшие трещины. Это позволяет кислороду легче достичь отрицательного электрода. Там он сочетается с ионами водорода и превращается в воду. Это приводит к небольшому количеству газа, который легко покидает электрод через клапан. Плотность кислоты здесь не падает настолько сильно, как у батарей AGM.
Общий эксплуатационный срок гелевых аккумуляторов для автомобилей зависит от условий использования, в среднем определяется производителем, как 10 лет.
Заряд гелевых аккумуляторов
Чтобы зарядить гелиевый аккумулятор для авто, потребуется специальное зарядное устройство в зависимости от производителя. Особенно важным является контроллер заряда. Он контролирует процесс зарядки и предотвращает чрезмерное образование газа. Ведь потери от дегазации не могут быть компенсированы добавлением новой дистиллированной воды. При зарядке нельзя допускать, чтобы зарядное напряжение превышало 14,6 В.
Рекомендации к выбору зарядного устройства:
- Лучшими являются зарядные устройства, которые регулируют зарядное напряжение в зависимости от температуры окружающей среды. Так риск будет исключен даже в экстремальном климате. Рекомендуемое напряжение заряда – 14,4-14,6 В;
- Существуют быстрые и медленные зарядные устройства. Более медленные имеют преимущество в том, что они не так сильно нагружают аккумулятор, что продлевает его эксплуатационный срок. Для контроля уровня заряда используется микропроцессор.
Зарядное устройство для стартерной батареи автомобилей должно обладать зарядным током, минимум в одну десятую от емкости аккумулятора. Если батарея имеет емкость 18 А ч, то ток зарядки должен обеспечиваться в 1,8 А. Это особенно важно при первом заряде. При меньшем зарядном токе батарея не может быть отформатирована.
Достоинства и недостатки гелевых аккумуляторов
Можно подвести итог, объединив плюсы и минусы гелевого аккумулятора. К несомненным его достоинствам относятся:
- Он гораздо безопаснее, чем традиционные свинцово-кислотные аккумуляторы (из-за рекомбинации взрывчатого газа при заряде);
- Не требует дополнительного обслуживания;
- Более низкая скорость саморазряда (1-2% в месяц);
- Продолжительный эксплуатационный срок;
- Повышенная вибрационная стойкость;
- Меньше отказов при глубокой разрядке;
- Может использоваться в соленой воде, что актуально для установки на катера и моторной лодке;
- Устойчив к утечке и может быть установлен практически в любом месте (поскольку он герметичен);
- Экологически безопасен;
- Большее сопротивление концевых полюсов против коррозии;
- Не страдает сульфатацией пластин из-за кислотной стратификации или потери воды;
- Незначительные потери емкости при многочисленных зарядах-разрядах.
Недостатки гелевых батарей:
- Чувствительность к высоким температурам. При повышении температуры выше 50 градусов должно быть предусмотрено дополнительное охлаждение. Недостаточная теплостойкость является причиной того, что автолюбители предпочитают устанавливать их в багажник, а не рядом с горячим двигателем;
- Отсутствие устойчивости к току короткого замыкания. Даже однократное его воздействие может сильно повредить аккумулятор;
- Необходимость использования специальных зарядных устройств для контроля тока и напряжения;
- Ухудшение работы в условиях низких температур из-за замораживания электролита;
- Высокая стоимость.
Каждый владелец автомобиля решает сам, надо ли покупать гелевый аккумулятор. Это устройства, безусловно, современные и обладающие многими преимуществами, но наличие серьезных недостатков не делает выбор в их пользу однозначным.