Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой
Содержание
Аккумуляторная батарея (АКБ) является одним из самых распространенных видов источников тока. При соблюдении правил и рекомендаций по эксплуатации она может функционировать на протяжении достаточно длительного срока, однако со временем все равно выйдет из строя. Причин такой ситуации может быть несколько. Например, покрытие свинцовых пластин (если АКБ относится к классу свинцово-кислых) окисью серы или осыпание активного вещества. В результате в аккумуляторе не происходит формирования заряженных частиц, и он перестает быть источником тока. Если устройство, которое питает батарея, перестает функционировать, следует проверить, все его элементы, однако при длительном периоде эксплуатации, в первую очередь, должна быть выполнена проверка аккумулятора нагрузочной вилкой.
Зачем проверять АКБ
Приобретая любое устройство, бывшее в эксплуатации, рекомендуется уделить внимание батарее. При длительном периоде эксплуатации вполне может оказаться, что этот электроприбор или другой агрегат автомобиля придется поменять, а это дополнительные затраты, которые необходимо будет нести сразу после оплаты самого изделия.
Встречаются и случаи мошенничества, когда АКБ меняется собственником специально. Например, владелец автомобиля продает свое транспортное средство. Его знакомый, зная это, предлагает поставить свой аккумулятор, который уже приходит в негодность, а себе забрать более новый источник тока. В результате покупатель приобретает автомобиль со слабой батареей, которую придется менять при наступлении первых холодов.
Избежать таких рисков позволит проверка АКБ нагрузочной вилкой. Во-первых, эта процедура предоставит возможность покупателю оперативно выявить неисправность и либо попросить скидку, либо отказаться от покупки, поскольку в такой ситуации велика вероятность, что продавец скрывает и другие проблемы автомобиля или прибора. Во-вторых, тестирование батареи при покупке только АКБ позволит узнать его реальную емкость и корректно спроектировать электрическую цепь.
Что проверить перед оценкой состояния аккумулятора
При возникновении проблем в электрической сети, которая питается от постоянного источника тока, не стоит сразу все проблемы связывать с АКБ. Для начала рекомендуется произвести следующие действия:
- Проконтролировать соответствие уровня электролита в аккумуляторе рекомендуемому;
- Проверить наличие утечек тока в электрической цепи. Данное действие проводить следует обязательно, поскольку утечки приводят не только к неисправностям сети, но и создают опасность для пользователей прибора;
- Если в сети имеется генератор, от которого заряжается АКБ, необходимо проверить его исправность. Вполне возможно, что он не выполняет своих функций, и это привело к тому, что батарея разрядилась, а нового заряда не получила, поэтому не выполняет своих функций;
- Произвести правильную зарядку АКБ (в соответствии с инструкцией). Причиной проблем может быть резкая разрядка аккумулятора из-за проблем в сети и отсутствие его своевременной зарядки;
- При возможности рекомендуется осуществить очистку пластин АКБ от серной окиси (десульфатации);
- Обязательно следует произвести осмотр клемм, поскольку они могут окислиться, что препятствует движению заряженных частиц от источника тока в сеть (создается ненужная изоляция).
Если результат проведенных действий показал, что батарея может функционировать, следует проверить АКБ под нагрузкой, для чего используется специальное устройство, которое называется нагрузочной вилкой.
Что такое нагрузочная вилка
Основным назначением данного прибора является измерение уровня заряда батареи и напряжения, которое она способна обеспечивать. По сути, вилка позволяет оценить исправность и пригодность аккумулятора для дальнейшей эксплуатации. Уровень нагрузки, которую обеспечивает описываемое устройство, составляет 12 или 24 В.
Внешне прибор представляет собой две клеммы (плюсовая и минусовая), к которым подсоединены провода. Между ними, как правило, расположено сопротивление (резистор или спираль, изготовленная из металла, который сложно расплавить), обеспечивающее нагрузку в цепи при проверке исправности аккумулятора.
На корпусе устройства в обязательном порядке устанавливается вольтметр. Его основное назначение состоит не только в том, чтобы оценить уровень напряжения, формируемый источником тока без нагрузочной вилки, но и для анализа параметров АКБ в процессе работы под нагрузкой.
Название прибора для контроля уровня заряда батареи произошло от ее формы. Раньше она действительно была похожа на вилку с двумя зубьями, на одном из которых располагалась плюсовая клемма, а на другом – минусовая. Сейчас формы, в которых выпускается нагрузочная вилка, могут быть разными:
- Такая же, как была раньше, которая внешне напоминает столовый прибор;
- С одним шипом и одним проводом. В таком случае к одной из клемм подсоединен провод с зажимом на конце. Его следует присоединить к АКБ, а шип – установить на клемму АКБ с противоположным зарядом;
- С двумя клеммами и двумя проводами. Зажимы на проводах помещаются на клеммы АКБ, и производится измерение напряжения или нагрузки.
Порядок проверки аккумулятора
Данный процесс осуществляется достаточно просто: нагрузочная вилка искусственно формирует нагрузку в пределах от 100 до 200 А, которая подается на батарею. Такая сила тока соответствует пиковому уровню потребления в сети (например, запуску двигателя стартером). В результате такого воздействия должно происходить резкое понижение напряжения, которое по завершении подачи нагрузки должно восстановиться до первоначального уровня.
Время нагрузки составляет 5-6 секунд. Затем полученные показания сравнивают с данными таблицы, из которой можно сделать вывод, способна АКБ выполнять свои функции или нет. Современные устройства позволяют также проверить наличие замыканий внутри самого аккумулятора.
Параметры для оценки годности батареи
Уровень напряжения под нагрузкой, В | Уровень зарядки, % |
---|---|
более 10 | 100 |
9,6-10 | 75 |
9-9,5 | 50 |
8,4-8,9 | 25 |
менее 8,4 | 0 |
Особенности применения устройства
Процедура использования нагрузочной вилки для оценки состояния батареи не представляет никакой сложности, освоить ее может любой желающий. Прибор является переносным, легко помещается под капот автомобиля и в другие места, где расположена АКБ, что избавляет пользователя от необходимости снимать и перемещать батарею, ведь это требует значительных физических усилий. Значит, пользоваться прибором могут даже девушки.
Однако чтобы произвести корректные измерения, следует соблюдать ряд ограничений и условий:
- Применять прибор рекомендуется при температуре окружающей среды от +20 до +25 градусов по Цельсию, поэтому измерения желательно проводить в помещениях;
- Полюса нагрузочной вилки следует подсоединять к аналогичным у АКБ (плюс – к плюсу, а минус – к минусу);
- Как правило, после включения прибор показывает напряжение батареи от 12,4 до 12,7 В;
- С помощью специальной кнопки производится подача нагрузки на аккумулятор. Период работы источника тока под нагрузкой не должен превышать 5-6 секунд;
- В момент окончания подачи нагрузки следует зафиксировать значение напряжения и сравнить его с данными в таблице.
Итак, ответ на вопрос, как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой, простой. Достаточно подсоединить провода и клеммы в соответствии с инструкцией и определить значение напряжения. Полученные данные необходимо сравнить со специальной таблицей, после чего принять решение о дальнейшей судьбе аккумулятора. При этом следует помнить, что перед началом использования нагрузочной вилки рекомендуется проверить состояние цепи на наличие утечек и произвести визуальный осмотр АКБ.