Гост р 57612-2017 (исо 11429:1996) эргономика. система звуковых и визуальных сигналов опасности и информационных сигналов (переиздание)

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АО «НИЦ КД») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 «Эргономика, психология труда и инженерная психология»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 октября 2017 г. N9 1447-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИС011429:1996 «Эргономика. Система звуковых и визуальных сигналов опасности и информационных сигналов» (ISO 11429:1996 «Ergonomics — System of auditory and visual danger and information signals») путем внесения технических отклонений, объяснение которых приведено во введении к настоящему стандарту.

Международный стандарт разработан Техническим комитетом ISOtfC 159

Сведения о соответствии ссылочных национальных и межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте. приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандартыда. а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()

Стандартинформ. 2017

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

ГОСТ Р 57612—2017

Применение

Звуковые устройства используются как главный элемент в системе противопожарной безопасности. Они выступают в роли тревожной сигнализации и используются:

  • на промышленных предприятиях и заводах (см. Взрывозащищенные звуковые оповещатели)
  • в больницах, школах, институтах и других образовательных учреждениях
  • в административных помещениях и офисных кабинетов
  • в коммунальных предприятиях и зданиях сферы услуг (кафе, бары, рестораны, отели, гостиницы)

Система сигнализации используется как детекторы присуствия, сообщающие о проникновение посторонних лиц на защищаемый объект. Сигнал тревоги сообщает персоналу о возникновении потенциальной опасности в условиях завышенной шумовой акустики.

Сигналы по типу физической природы

В зависимости от способа образования, виды сигналов бывают следующими.

  • Электрические (носитель информации — изменяющиеся во времени ток или напряжение в электрической цепи).
  • Магнитные.
  • Электромагнитные.
  • Тепловые.
  • Сигналы ионизирующих излучений.
  • Оптические/световые.
  • Акустические (звуковые).

Виды сигналов последние два также являются простейшими примерами коммуникационных технических операций, цель которых — оповещение об особенностях сложившейся ситуации.

Чаще всего их используют для предупреждения об опасности или неисправностях системы.

Нередко звуковые и оптические разновидности используются в качестве координирующих для налаженной работы автоматизированного оборудования. Так некоторые виды сигналов управления (команды) являются стимулирующими для системы, чтобы начать действовать.

К примеру, в противопожарных сигнализациях при обнаружении следов дыма датчиками они издают пронзительный звук. Тот, в свою очередь, воспринимается системой как управляющий сигнал для тушения очага возгорания.

Еще одним примером того, как сигнал (виды сигналов по типу физической природы перечислены выше) активизирует работу системы в случае опасности, является терморегуляция человеческого организма. Так, если вследствие различных факторов температура тела повышается, клетки «информируют» мозг об этом, и он включает «систему охлаждения организма», более известную всем как потоотделение.

Электрический сигнал

Но что же из себя представляет электрический сигнал? Терзают меня смутные сомнения, что где-то здесь замешан электрический ток :-). Чем характеризуется электрический ток? Ну конечно же, напряжением и силой тока. Самое примечательное, что электрический ток очень удобно передавать через пространство с помощью проводов. В этом случае его скорость распространения будет равна скорости света. Хотя и электроны в проводнике движутся со скоростью всего несколько миллиметров в секунду, электрические поле охватывает сразу весь провод со скоростью света! А как вы помните, скорость света равна 300 000 километров в секунду! Поэтому, электрон на другом конце провода практически сразу придет в движение.

Устройство и схемы включения звуковых сигналов автомобиля

Рис. 2.

Устройство шумового безрупорного сигнала показано на рисунке 2 слева. Он состоит из стального корпуса на котором закреплен электромагнит, содержащий ярмо 2, сердечник 5, якорь 4 и катушку 3. Якорь электромагнита жестко соединен с мембраной 8 в ее центральной части. По периферии мембрана зажата винтами между корпусом 1 и крышкой 9 сигнала. На якоре закреплен также диск резонатор 10, обеспечивающий усиление громкости звучания сигнала и нужный частотный диапазон звукоизлучения. Питание на катушку электромагнита подается через контакты прерывателя 7.

Возникающий при этом магнитный поток проходит через часть корпуса, крепящий сердечник, сердечник, ярмо, якорь электромагнита, и якорь притягивается к сердечнику. Выступ якоря, перемещаясь, действует на держатель 6 подвижного контакта прерывателя, разрывая цепь питания катушки электромагнита. Обратный ход якорь осуществляет под действием упругой силы мембраны.

Некоторые типы звуковых сигналов автомобиля высокого и низкого тонов отличаются только толщиной мембраны, например, сигналы С-304 и С-305. У сигнала низкого тона мембрана толще.

Устройство тонального рупорного сигнала автомобиля изображено на рисунке 2 справа. Он состоит из: 1 — корпус электромагнита; 2 — сердечник электромагнита; 3 — якорь; 4 — катушка; 5 — ярмо электромагнита; 6 — мембрана; 7 — корпус рупора; 8 — крышка рупора.

Тональный сигнал по устройству мало отличается от шумового. Он также имеет корпус, электромагнит, прерыватель и мембрану 6. Однако резонатором этого сигнала является столб воздуха, заключенный в рупоре. Рупор образуется соединением его корпуса 7 и крышки 8. Конфигурация рупора обеспечивает взаимную настройку частот колебания мембраны и воздушного столба, чем достигается получение громкого звука определенного тона. Конец рупора расширяется для эффективного излучения звука. Для уменьшения искрения контактов прерывателя в тональных сигналах так же, как и в шумовых, параллельно контактам включают резисторы или конденсаторы. В малогабаритных сигналах средства, уменьшающие искрение контактов, не устанавливаются.

Рис. 3. Схемы включения автомобильных звуковых сигналов.

Шумовые сигналы имеют двухпроводную схему и управляются кнопкой S включения сигналов по схеме рис. 3, а.

Тональные сигналы потребляют ток, превышающий допустимые значения для механических кнопок. Поэтому они управляются по схеме, приведенной на рис. 3, б с использованием промежуточного реле KV. Один вывод обмотки электромагнита тональных сигналов соединен с массой. Такие сигналы имеют однопроводную схему.

Что такое сигнал?

Сигнал –  это что-то такое, что можно передать через пространство и время. Итак, какие условия должны быть, чтоб назвать сигнал “сигналом”?

Во-первых, сигнал должен кем-либо создаваться (генерироваться).

Во-вторых, сигнал должен для кого предназначаться.

В-третьих, кто-то должен принять этот сигнал и сделать для себя какие-либо выводы, то есть правильно трактовать сигнал.

Окунемся в Дикий Запад.

Думаю, не секрет, что индейцы разжигали костер, и дым от костра использовался для передачи сигнала. Значит, в нашем случае костер – генератор сигнала. Итак, первый пункт работает). Для кого же был предназначен дым от костра? Для ковбоев? Конечно же нет! Для своих же индейцев. Значит, работает пункт два. Ну ладно, вы увидели два столба дыма, возвышающихся в небо. Вам это что-то говорит? Кто-то, наверное, жарит шашлыки? Может быть. Но если вы подойдете к этим кострам, то шашлык сделают именно из вас). Для индейцев эти два  столба дыма означали, что их отряд благополучно поохотился на ковбоев ;-). Ну вот и выполнилось третье правило ;-).

На что обратить внимание

Хоть в ГОСТе и нет никаких требований (разве что штраф за отсутствие сигнала), важно помнить, что высокочастотные гудки нормируются, поэтому следите, чтобы основная частота была неизменной. Кроме этого, не стоит выбирать клаксоны, имитирующие паровоз или другие транспортные средства, которые пешеход или автолюбитель на «встречке» просто не ожидают услышать

Подумайте и о своем здоровье, так как медики не рекомендуют использовать сигналы с частотой более 440 Гц. Если вы планируете приобрести мощный многоголосый горн, то не забудьте позаботиться о качественной звукоизоляции в машине

Кроме этого, обратите внимание на следующие нюансы:

  • Перед покупкой следует убедиться, что АКБ автотранспортного средства «потянет» выбранный клаксон. Если вы планируете комбинировать несколько гудков, то аккумулятор будет разряжаться очень быстро, так как такие «игрушки» прожорливы и потребляют порядка 20-25 А.
  • При выборе гудка, уточните у продавца, понадобится ли подключать клаксон к питанию или для работы потребуется приобрести компрессор (который может идти в комплекте).
  • Если вам нужен больше басов в гудке, то выбирайте низкочастотные модели, и наоборот, для тонкого звучания лучше подойдут высокие частоты. Для полифонической мелодии используются и те и другие.
  • Помните, что напряжение отличается в легковых и грузовых авто. Для легковушек оно составляет 12 В, а для грузовиков – 24 В.

Можно уточнить, сколько мелодий воспроизводит гудок, а также, сколько у него в наличии раструбов.

Инфразвук

Основная статья: Инфразвук

Инфразву́к (от лат. infra — ниже, под) — звуковые колебания, имеющие частоты ниже воспринимаемых человеческим ухом. За верхнюю границу частотного диапазона инфразвука обычно принимают 16—25 Гц. Нижняя же граница инфразвукового диапазона условно определена как 0,001 Гц. Практический интерес могут представлять колебания от десятых и даже сотых долей герц, то есть с периодами в десяток секунд.

Поскольку природа возникновения инфразвуковых колебаний такая же, как и у слышимого звука, инфразвук подчиняется тем же закономерностям, и для его описания используется такой же математический аппарат, как и для обычного слышимого звука (кроме понятий, связанных с уровнем звука). Инфразвук слабо поглощается средой, поэтому может распространяться на значительные расстояния от источника. Из-за очень большой длины волны ярко выражена дифракция.

Инфразвук, образующийся в море, называют одной из возможных причин нахождения судов, покинутых экипажем.

Звуковые сигналы компьютера или о чём пищит биос

Несколько слов о диагностической программе POST. Данная программы выполняет проверку всех самых важнейших компонентов персонального компьютера. Таких как: контроль работоспособности процессора, CMOS. Поддерживающих чипов материнской платы и конечно же производит быстрый тест оперативной памяти. Всю эту информацию о работоспособности ПК, компьютер выдаёт на микро-динамик в виде звукового сигнала биоса, (бип).

Если программа POST успешно завершила диагностику важнейших компонентов компьютера и если ПК работает в отличном состоянии, то Вы должны услышать один короткий звуковой сигнал (бип). После чего сразу же начнётся загрузка операционной системы. Если при запуске компьютера обнаружится не работоспособный компонент, программа POST сразу же выдаст определённый звуковой сигнал. Несколько коротких или несколько длинных гудков. Тем самым он определяет обнаруженную ошибку. Соответственно компьютер перестаёт работать.

Как войти в BIOS Windows 7

Для того чтобы войти в BIOS с Windws 7 или XP, Вам необходимо нажать определённую клавишу, или набор клавиш сразу же после включения ПК. Соответственно до загрузки самой операционной системы компьютера. Как только Вы нажали кнопку перезагрузки компьютера, сразу необходимо нажимать определённую клавишу. Или набор клавиш. Желательно щёлкать ею до входа в меню BIOS.

Обычно на экране монитора выводится определённая надпись на английском языке (press DEL to enter SETUP). В которой говорится о входе в настройки ПК. Часто используется клавиша Delete. Также встречаются и другие варианты горячих клавиш.

ОХРАННЫЕ ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЗВУКОВЫЕ ИЗВЕЩАТЕЛИ

Принципы обработки сигнала акустическими охранными датчиками мы рассмотрели, теперь давайте перейдем к способам передачи извещений. По сути своей их два:

  • проводной;
  • и беспроводной.

В первом случае для работы извещателей в составе системы охранной сигнализации требуется физическая соединительная линия. К ней можно подключать датчики, имеющие релейный выход и адресные устройства. Первые обладают минимальной информативностью, поскольку реле имеет два положения — замкнутое и разомкнутое.

Таким образом, получаем состояния «норма», соответствующее режиму охраны и, как бы я его назвал «все остальное». Здесь может быть и снятие с охраны и неисправность прибора и режим тревоги. Идентифицировать причину срабатывания реле на стороне датчика невозможно. Кроме того, при наличии в шлейфе сигнализации нескольких поверхностных датчиков, оперативно определить сработавший мы тоже не имеем возможности.

От указанных недостатков свободны адресные звуковые извещатели поверхностного типа.

Принцип их действия заложен в самом названии — каждое устройство имеет индивидуальный свой адрес, по которому и идентифицируется в системе сигнализации. Вся информация передается в цифровом коде, поэтому появляется возможность формирования более чем двух извещений, например:

  • норма;
  • неисправность;
  • тревога.

Дополнительный плюс — возможность использования одной линии для значительного количества извещателей.

Если возникает желание по той или иной причине избавиться от проводов, то следует использовать беспроводные акустические извещатели. Кстати, все беспроводные устройства по определению являются адресными, а про их достоинства и недостатки можно почитать здесь.

Теперь давайте посмотрим какие конкретные модели поверхностных звуковых датчиков нам может предложить современный рынок систем безопасности. Ограничимся наиболее популярными моделями, которыми на сегодняшний день являются:

  • Астра-с — производитель ЗАО НТЦ «ТЕКО» г. Казань;
  • Стекло-3 — производитель ЗАО «Риэлта» г. С-Петербург;
  • Арфа — производитель «Аргус спектр» г. С-Петербург.

Все они проводные, формирующие сигнал тревоги размыканием контактов реле.

Астра-С.

Один из самых популярных акустических поверхностных извещателей. При дальности действия до 6 метров позволяет контролировать различные типы остекленных поверхностей (обычные и защищенные полимерной пленкой, армированные, многослойные и закаленные).

Исполнение проводное, так сказать «классика жанра». Цена средняя по сравнению с другими моделями. Выпускается достаточно давно, поэтому «на слуху» у многих инсталляторов. Однако, никакими экстраординарными параметрами не отличается. Есть похожие по характеристиками более дешевые модели того же производителя, например: Астра 531АК, Астра-612.

Стекло-3.

Дороже чем Астра, давайте посмотрим за счет чего. Во первых, дальность действия 9 метров против 6. Во вторых, имеет более совершенные заявленные алгоритмы обработки сигнала и несколько более широкий функционал, что далеко не всегда критично.

Кстати, эта торговая марка известна тоже достаточно давно и имеет ряд модификаций: Стекло-2 (питается по шлейфу сигнализации), Стекло-3М.

Арфа.

Мне кажется, для дома или дачи оптимальна все-таки линейка моделей Астра, поскольку она более бюджетна, но, подчеркиваю, — это мое личное мнение, правда основанное на достаточном опыте.

Специальные звуковые и световые сигналы


Академик.ру. 2012 . Смотреть что такое «Устройство для подачи специальных звуковых сигналов» в других словарях: устройство — 2.

5 устройство: Элемент или блок элементов, который выполняет одну или более функцию.

Купить оборудование в компании ООО Бриз, в том числе Специальные звуковые и световые сигналы вы можете в городах: Ставрополь, Астрахань и Грозный, а также в городе Махачкала. Покупка будет выгодной, ведь предлагаемая цена и ассортимент доступны многим.

Также право использовать Специальные звуковые и световые сигналы имеют водители тех транспортных средств, которые находятся в сопровождении, у которых на всех наружных поверхностях нанесены цветографические схемы.

Автошкола онлайн

Почти все считают, что на «Скорой помощи» проблесковый маячок синего цвета. Однако, что касается «Пожарной охраны», то здесь мнения могут и разделиться.

Половина или даже большая часть утверждают, что красного . Так вот, и там и там проблесковые маячки синего цвета .

И вообще давайте запомним следующее: Если транспортное средство оснащено проблесковыми маячками, и они включены, и хотя бы один их них – синего цвета, это транспортное средство в настоящий момент выполняет неотложное служебное задание и может отступать от требования Правил.

Конечно же, все мы должны уступать дорогу таким транспортным средствам.

Такие машины сразу их не определишь, на вид ничего не выдает установленных сигналов. То есть до применения специальных сигналов, такой автомобиль отличить от других практически невозможно. Ведь сигналы спрятаны где-то под капотом или за решеткой радиатора.

На самом деле, незаконное, несанкционированное применение сигналов спец служб является правонарушением, которое карается согласно КоАП РФ. Таким же правонарушение является и применение стетографических полос спецслужб и даже знака такси и шашечек на борту вашего автомобиля без соответствующих документов.

Что такое спецсигнал и в каком случае лишают прав?

Часть 3

N 482 «Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков».

Для объективного и всестороннего рассмотрения дела следует изучить п. 3.11. специальный звуковой сигнал — устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения специальных звуковых сигналов определенного спектрального состава.

Таким образом, речь идет об определенном спектральном составе, ввиду чего ни одно устройство не может быть признано специальным звуковым сигналом, если его звучание не соответствует установленному спектральному составу.

Информация для автомобилистов

На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар.

На транспортных средствах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен проблесковый маячок красного цвета.

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 марта 2014 г

Изучение сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации положений настоящего приказа. 2.2. Контроль за установкой на транспортные средства устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов и их использованием, а также проведение профилактических мероприятий.

3.

Признать утратившими силу нормативные правовые акты МВД России и отдельные положения нормативных правовых актов МВД России (приложение N 3).

4.

Разработчик и производитель СГУ в России

Возможно применение специального звукового сигнала типа «кратковременная сирена» или «Air Horn».

Устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов должны быть сертифицированы согласно правилам и процедурам, утвержденным Госстандартом России.

Отсюда вывод: Основными критериями оценки звукового сигнала являются параметры тона и громкость звука.

Спецсигналом согласно этому ГОСТу считается сигнал, меняющий свою тональность с некоторой частотой огибающей — частотой девиации, а звуковой сигнал акустической установки «vip-сигнал» производства ПК «Элина» — однотональный и не меняет свою частоту как сигнал сирены.

Типы, устройство и принцип действия звуковых сигналов

Конструкция мембранного (дискового) звукового сигнала

Конструкция пневматического звукового сигнала

Представленные на рынке ЗСП можно разделить на несколько типов по принципу действия, спектральному составу и тону излучаемого звука.

По заложенному в них принципу действия все приборы делятся на три основных группы:

  • Электрические;
  • Пневматические и электропневматические;
  • Электронные.

К первой группе относятся все ЗСП, в которых звук генерируется мембранной, колеблющейся под действием переменного тока в соленоиде (электромагните). Ко второй группе относятся сигналы, в которых звук формируется проходящим через рупор потоком воздуха от автомобильного или собственного компрессора, эти устройства обычно называют клаксонами. К третьей группе относятся разнообразные устройства с электронными генераторами звука.

По спектральному составу излучаемого звука ЗСП бывают двух типов:

  • Шумовые;
  • Тональные.

К первой группе относятся сигналы, излучающие звук широкого диапазона частот (от десятков до тысяч Гц), воспринимаемые нашим ухом, как резкий отрывистый звук или просто шум. Ко второй группе относятся ЗСП, излучающие звук определенной высоты в пределах 220-550 Гц.

При этом тональные ЗСП могут работать в двух диапазонах:

  • Низкого тона — в пределах 220-400 Гц;
  • Высокого тона — в пределах 400-550 Гц.

Следует отметить, что данные частоты соответствуют основному тону излучения звукового сигнала, но каждое такое устройство излучает звук и других частот вплоть до десятка килогерц.

Каждый из типов ЗСП имеет свои особенности и сферы применения, их следует рассмотреть подробнее.

Передача электрических сигналов

Итак, для передачи сигнала через пространство мы будем использовать провода. Чуть выше мы разобрали условия возникновения сигнала. Значит, первым делом, нам нужен генератор этих сигналов! То есть это может быть какая-либо батарея или схемка, которая бы генерировала  электрический ток. Далее, должен быть кто-то, кто бы принимал этот сигнал. Это может быть какая-нибудь нагрузка, типа лампочки, нагревательного элемента или целой схемы, которая бы принимала этот сигнал. Ну и в-третьих, нагрузка должна как-то среагировать на этот сигнал. Лампочка должна источать свет, нагревательный элемент – греться, а схема исполнять какую-либо функцию.

Как вы поняли из всего выше сказанного, главный козырь сигнала – это его генератор. Итак, как мы уже разобрали, по проводам можно передавать два параметра электрического тока – это напряжение и сила тока. То есть мы можем создать  генератор, который бы менял или свое напряжение или силу тока в нагрузке, которая бы цеплялась через провода к этому генератору. В основном в электронике используют именно параметр “напряжение”, так как напряжение легко получить и менять его значение.

Производители и модели звуковых оповещателей

На текущий момент сфера безопасности представляет клиентам большой ассортимент предоставляемых товаров. Рынок современных звуковых сигнализаторов состоит из сотни наименований, отличающихся техническими характеристиками и сферами применения.

Звуковые оповещатели Комтид

Отечественная марка «Комтид» представляет стандартный класс звукооповещающих устройств. Она нашла применение в системах противопожарной-сигнализации и может функционировать как на улице, так и в помещении (см. Пожарные дымовые извещатели). Модель ПКИ РС запрограммирована на произношение заранее установленной фразы.

Иволга ПКИ-1ПКИ-1 (Колибри)ПКИ МШ (Шмель)
Потребляемая мощность мА
25-3025-3025-30
Напряжение питания
12 +/- 3 В12 +/- 3 В12 +/- 3 В
Уровень звукового сигнала
95-110 дБ85 – 110 дБ85-110 дБ
Габариты
85х70х50 мм85х65х20 мм60х45х15 мм
Масса
40 г40 г30 г
Условия эксплуатации
от -30 до +55 °Сот -30 до +55 °Сот -30 до +55 °С

Пьезосирены «Alarmico»

Иностранные модели «Alarmico» нашли применение в индустриальной сфере. Компактные модели способны вырабатывать мощный звуковой сигнал, оповещающей всех на больших дистанциях о возникновении опасной ситуации. Они применяются на промышленных предприятиях и заводах с повышенным шумовым фоном. Способны выдерживать высокие температуры в момент возникновения пожара (см. Извещатель пожарный пламени).

AL-P1 (VP-1)AL-S36VS-85 (AL-S58)
Потребляемая мощность
200 мА500 мА1200 мА
Напряжение питания
6-12 В6-12 В6-14 В
Уровень звукового сигнала
108 дБ102 дБ118 дБ
Габариты
45х60х40 мм110х55х1100 мм200х235х118 мм
Масса
150 г240 г325 г
Условия эксплуатации
от -40 до +100 °Сот -30 до +500 °Сот -30 до +250 °С

Звуковые оповещатели от фирмы «Арсенал Безопасности»

Продукция компании «Арсенал Безопасности» отличается возможностью восстановления оповещателей. Устройства работают в комплексе охранно-противопожарных систем для подачи звукового сигнала на объектах с установленной сигнализацией. Все устройства очень компактны, имеют малый вес и легко монтируются на поверхности.

Гром 12МФлейта 12ВФлейта 220 В
Потребляемая мощность
35 мА35 мА1 Вт
Напряжение питания
9-13,8 В9-13,8 В187-242 В
Уровень звукового сигнала
105 дБ105 дБ100 дБ
Габариты
67х41 мм90х38 мм103х160х47 мм
Масса
70 г60 г160 г
Условия эксплуатации
от -30 до +56 °Сот -30 до +55 °Сот -30 до +55 °С

Виды светофоров, места их установки, обозначения и значения подаваемых ими сигналов.

Светофоры по назначению подразделяются на:

— входные, выходные,

— маршрутные (на станции)

— проходные (на перегоне),

— прикрытия (в местах пересечения ж.д путей в одном уровне),

— заградительные (остановка при опасности движения)

— предупредительные (предупреждающие о показании основного светофора)

— повторительные (оповещающие о разрешающих показаниях на других светофорах.)

— локомотивные,

— маневровые,

— горочные.

Светофоры применяются линзовые и прожекторные; они подразделяются на мачтовые, карликовые и устанавливаемые на мостиках и консолях.

Сигнальные огни применяются:

— нормально горящие;

— нормально негoрящие (АБ);

— немигающие и мигающие.

Проходные светофоры АБ обозначаются цифрами, все остальные — буквами или буквами с цифрами.

Основные значения сигналов, подаваемых светофорами следующие:

— Один зеленый огонь — разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор открыт;

— Один желтый мигающий огонь — разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью;

— Один желтый огонь — разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт.

— Два желтых огня, из них верхний мигающий, — разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт;

— Два желтых огня — разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью; и готовностью остановиться у следующего светофора; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор закрыт;

— Один красный огонь — стой! Запрещается проезжать сигнал.

Звуковые сигналы выражают свои требования числом и сочетанием звуков различной продолжительности. Значение их днем и ночью одно и тоже. Для подачи звуковых сигналов служат свистки локомотивов, моторвагонных поездов и дрезин, ручные свистки, духовые рожки, сирены, гудки и петарды. Обозначение недействующих светофоров — должны быть погашены и закрещены двумя планками.

Сигналы служат для обеспечения безопасности движения, а также для четкой организации движения поездов и маневровой работы. Основные значения подаваемые светофорами (независимо от места их установки и их значения).

— один зеленый огонь — «Разрешается движение с установленной скоростью».

— один желтый мигающий огонь — «Разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор открыт и требует проследование его с уменьшенной скоростью».

— один желтый огонь «Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт».

— два желтых огня, из них верхний мигающий, — «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт».

два желтых огня — «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться у следующего светофора; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу».

— «Стой! Запрещается проезжать сигнал»

— Пригласительный сигнал, разрешает поезду проследовать светофор с красным огнем со скоростью не более 20 км/час.

— Три желтых огня – «Разрешается моторвагонному поезду, дрезине следовать на свободный участок пути с особой осторожностью и со скоростью не более 20км/час до маршрутного светофора с красным огнем»

— Два зеленых огня – на выходном светофоре, указывает, что при АБ (при отсутствии маршрутного указателя) свободны не менее двух блок- участков.

Сортировочные горки оборудуются: светофорной сигнализацией, радиосвязью, устройствами двусторонней парковой связи.

Основной горочный светофор – трехзначный, подает пять сигналов:

— один зеленый разрешает роспуск вагонов с установленной скоростью.

— один желтый разрешает роспуск вагонов с уменьшенной скоростью.

— один желтый и один зеленый огни разрешает роспуск вагонов со скоростью промежуточной между установленной и уменьшенной.

— один красный огонь требует остановки.

— «Н» — красный огонь с индикатором «Н» — осадить вагоны с горки на пути парка приема или вытяжной путь.

— один белый огонь разрешает маневры.

— один синий огонь запрещает маневры.

Неисправности звукового сигнала

Не работают звуковые сигналыУстранение неисправности
а) Перегорел предохранитель.Заменить предохранитель, предварительно устранить причину перегорания предохранителя.
б) Обрыв цепи в схеме звуковых сигналов: окислены или разъединены наконечники проводов в разъемных соединениях, повреждены провода.Проверить последовательно наличие цепи в разъемных соединениях согласно схеме включения звуковых сигналов
в) Окисление, загрязнение контактного кольца на рулевом колесе.При замыкании контактной пластины центрального переключателя на «массу» звуковые сигналы работают. Зачистить контактное кольцо, отрегулировать.
г) Перекос арматуры рулевого колеса, накладки сигнальной кнопки или не отрегулирован зазор включения звуковых сигналов.При замыкании контактной пластины центрального переключателя на «массу» звуковые сигналы работают. Зачистить контактное кольцо, отрегулировать. Заменить поврежденные детали, отогнуть накладку рулевого колеса, отрегулировать.
д) Отогнута пластина включателя звуковых сигналов центрального переключателя или ее излом.При замыкании контактной пластины центрального переключателя на «массу» звуковые сигналы работают. Зачистить контактное кольцо, отрегулировать. Отогнуть пластину или заменить центральный переключатель.
е) Не работает реле включения звуковых сигналов.Проверить реле на работоспособность,в случае поломки заменить аналогичным
ж) Неправильно установлена перемычка в месте установки реле включения звуковых сигналов на монтажном блоке.Проверить и установить правильно перемычку: на блоке.
и) Обрыв цепи монтажного блока : перегорание дорожек, ложная пайка.Проверить цепь согласно схеме монтажного блока. Заменить монтажный блок.
к) Не работает звуковой сигнал: разрегулировка, обрыв цепи обмотки катушки, отпадание «таблетки» контакта, попадание влаги.Отрегулировать или заменить звуковой сигнал. При регулировке сигнала винтом возможно постоянное замыкание контактов и перегорание предохранителя.
Некачественное звучание звуковых сигналовУстранение неисправности
а) Неисправность звуковых сигналов: разрегулировка, трещина мембраны.Отрегулировать сигналы или заменить.

Как устроен клаксон автомобиля?

Рассмотрим универсальную схему устройства звукового сигнала автомобиля:

  1. Так называемый якорь.
  2. Стержень устройства.
  3. Гайка для регулировки.
  4. Контргайка.
  5. Первый вольфрамовый контакт клаксона.
  6. Еще один контакт из вольфрама.
  7. Конденсаторный элемент.
  8. Сердечник.
  9. Корпус, в котором заключены все компоненты.
  10. Кнопка активации, расположенная на руле.
  11. Резонаторный диск.
  12. Мембрана.
  13. Обмотка.
  14. Это контакт реле.
  15. Еще один якорь.
  16. Обмотка реле.
  17. Сигналы.

В соответствии со схемой подключения, когда водитель жмет на кнопку управления, через обмотку начинает проходить ток, который в итоге намагничивает сердечник, в свою очередь притягивающий якорь. С этим якорем начинает перемещаться и стержень, прогибающий мембрану, а благодаря гайке происходит размыкание контактов, что способствует прерыванию электроцепи. Все элементы, в частности, диск, стержень, якорь и прочие, посредством пружины и мембраны возвращаются в начальное положение. При этом контакты смыкаются, что опять приводит к прохождению тока через обмотку. Процесс размыкания контактов осуществляется при нажатии на клавишу клаксона на руле (автор видео — канал pribambas sender).

УСТАНОВКА, МОНТАЖ И ПОДКЛЮЧЕНИЕ

Установка акустических извещателей производится на стены, потолок или откосы оконного проема. Такое размещение возможно для всех моделей, необходимо только учесть следующие моменты:

  • расстояние до самой дальней точки контролируемой конструкции не должно превышать паспортной дальности действия извещателя;
  • между датчиком и контролируемой поверхностью не должно находиться посторонних предметов типа штор и жалюзей;
  • доступ к извещателю должен быть удобным, индикаторы хорошо видны — его же еще обслуживать.

Небольшой совет — если крышка извещателя фиксируется при помощи защелки, то предусмотрите возможность последующего удобного доступа к фиксатору. Это не мелочь, поскольку, например, установив датчик на стену защелкой вплотную к потолку вы доставите себе или тем кто впоследствии будет обслуживать систему сигнализации достаточно серьезные проблемы.

При подключении к шлейфу сигнализации проводного датчика обеспечьте небольшой запас проводов — если вы подключите их «в натяг» то:

  • во первых — при отключении/подключении датчика делать это будет неудобно;
  • во-вторых — если провод в процессе монтажа или эксплуатации обломится, то его наращивание отнимет у вас много времени и нервов.

Сделать, конечно, можно все, только какой ценой.

На что еще следует обратить внимание при монтаже проводных извещателей, так это на их тип. При подключении адресных датчиков, а также устройств, получающих питание по шлейфу сигнализации необходимо соблюдать полярность шлейфа..   *  *  *

  *  *  *

2014 — 2020 г.г. Все права защищены.

Материалы сайта имеют ознакомительный характер и не могут использоваться в качестве руководящих и официальных документов

Оцените статью:
Оставить комментарий
Adblock
detector