Техническое обслуживание и ремонт воздушных линий

Виды технического обслуживания воздушных линий

Техническое обслуживание ВЛ включает:

  • периодические осмотры;
  • внеочередные осмотры;
  • ремонтные работы;
  • очистку зоны отчуждения от поросли.

Периодичность плановых осмотров ЛЭП устанавливается лицом, ответственным на предприятии за электрохозяйство, но производится не реже одного раза в год. Осмотр ведется с поверхности земли электромонтером, проходящим вдоль линии. Она при этом находится под напряжением, так как в ходе осмотра не происходит приближения к токоведущим частям на расстояние, опасное для жизни.

В ходе осмотра проверяется:

  • состояние опор: вертикальность их установки, отсутствие трещин в железобетонных опорах, гниения – у деревянных;
  • состояние фундаментов опор;
  • целостность заземляющих спусков к контурам заземления;
  • наличие маркировки на опорах, запрещающих плакатов;
  • провис проводов и его соответствие допустимым нормам;
  • наличие деревьев на окраине охранной зоны ЛЭП, угрожающих при падении повреждению линии;
  • высоту растительности под ЛЭП, необходимость очистки от нее охранной зоны;
  • наличие несанкционированных построек в охранной зоне ЛЭП;

Для детального рассмотрения элементов ВЛ, расположенных на удалении от поверхности земли, применяются бинокли, с помощью них определяется:

  • состояние изоляторов линии, отсутствие на них сколов, загрязнений, трещин, обрывов гирлянд;
  • состояние проводов и их соединений, отсутствие обрывов отдельных проволок;
  • состояние концевых кабельных муфт на кабельных линиях, подключенных к проводам ЛЭП;
  • состояние разрядников и ограничителей перенапряжения, установленных на линии;
  • состояние коммутационной аппаратуры.

Результаты осмотров ВЛ регистрируются в журнале. Все обнаруженные дефекты устраняются либо при плановом выводе линии в ремонт, либо ВЛ ремонтируется аварийно. Решение об этом принимает главный энергетик в зависимости от серьезности и опасности обнаруженного дефекта.

После бурь, ураганов, налипания мокрого снега, стихийных бедствий, аварийных отключений производится внеплановый осмотр. При этом объем проверки – то же, что и при плановом обходе линии.

Разновидностью плановых осмотров является верховой осмотр. Для его проведения линия выводится в ремонт, с нее снимается напряжение. Выборочно проверяется электрооборудование части опор. Для этого электромонтеры поднимаются на эти опоры и производят визуальную диагностику.

Осмотр изоляторов ВЛ

На линиях 35 кВ и выше периодичность установлена не реже одного раза в 5 лет в зонах интенсивного загрязнения, а также для линий, не старше 20 лет. Остальные линии подвергаются этому осмотру один раз в 10 лет.

Для восстановления характеристик и свойств электрооборудования ЛЭП производятся капитальные ремонты. Железобетонные и металлические опоры ремонтируются не реже 1 раза в 10 лет, деревянные – в пять лет. В ходе ремонта полностью восстанавливаются их характеристики, неисправные детали заменяются новыми.

По мере роста кустарника в охранной зоне ЛЭП его вырубают. Для этого с линии снимается напряжение, и бригада электромонтера методично вырубает его участок за участком, укладывая в кучки вне охранной зоны ЛЭП. На протяженных трассах растительность удаляется механизированным способом вместе с корнями.

При обнаружении на краю охранной зоны деревьев, угрожающих при падении оборвать провода или повредить опоры, по согласованию с лесоохраной организацией осуществляется их плановая вырубка

При этом напряжение с линии также снимается, а валка деревьев осуществляется специально обученными людьми с применением всех мер предосторожности, исключающих их падение на провода линии

Аварийные ремонты ЛЭП

Для организации аварийных ремонтов создаются оперативно-выездные бригады (ОВБ). Они комплектуются:

  • соответствующим инструментом;
  • приспособлениями для ремонтных работ;
  • транспортом для доставки персонала и инструмента к месту повреждения;
  • средствами защиты;
  • средствами безопасного подъема на опоры;
  • комплектом материалов, требуемых для проведения ремонтных работ.

В задачу ОВБ входит выезд к месту повреждения и восстановление работоспособности воздушной линии. Безопасность работ обеспечивается отлаженным взаимодействием старшего электромонтера бригады и диспетчерской службой, в управлении которой находится линия.

Ремонт проводов ВЛ

Виды повреждений воздушных линий:

  • разрушение или перекрытие поверхности изоляторов;
  • обрывы проводов под действием ветра, старения проводников, падения деревьев;
  • захлестывание проводов;
  • разрушение элементов опор или падение опор.

Для определения аварийного участка на протяженных линиях используются средства определения расстояния до места повреждения. Объехать всю линию в поисках поврежденного изолятора или оборванного провода невозможно, а время, затраченное на ремонт, и без того требуется минимизировать. Ведь пока линия находится без напряжения, потребители остаются без энергоснабжения.

Первый метод основан на измерении тока и напряжения в линии в момент короткого замыкания в ней. Измерения производятся автоматически на обоих концах линии специальными устройствами. Затем по имеющимся данным рассчитывается расстояние до места повреждения, определяется предполагаемый район на карте расположения ЛЭП. Эти данные с описанием возможного характера повреждения передаются ОВБ. Современные средства диагностики и фиксации режимов коротких замыканий позволяют получать эти данные автоматически, сообщая оператору конечный результат.

Микропроцессорное устройство для определения места повреждения в ЛЭП

Второй метод основан на использовании рефлектометров – приборов для определения расстояния до повреждения на отключенной линии. Прибор подключается по очереди к поврежденной и неповрежденным фазам. Он выдает в линию короткий сигнал, который, отражаясь от неоднородностей на ее токопроводах, возвращается обратно. Измеряя время от момента подачи сигнала до его возвращения, прибор определяет расстояние до неоднородности. Для сравнения и уточнение результатов, снимают показания на неповрежденных фазах, на которых прибор покажет расстояние до конца линии.

Короткое замыкание на воздушной линии отключается релейной защитой, но после этого в работу включается устройство автоматического повторного включения (АПВ). С выдержкой по времени оно вновь включает линию в работу. Связано это с тем, что причины короткого замыкания порой устраняются в ходе аварии под действием электрической дуги, и оборудование вновь оказывается работоспособным. Если после срабатывания АПВ замыкания не произошло, линия остается в работе, если оно повторилось – линию выводят в ремонт. Существуют АПВ однократного и многократного действия, а в некоторых ситуациях автоматика может его и запретить.

5.7.5

. При техническом обслуживании должны
производиться работы по поддержанию работоспособности и исправности ВЛ и
их элементов путем выполнения профилактических проверок и измерений,
предохранению элементов ВЛ от преждевременного износа.

При капитальном ремонте ВЛ выполняются
работы по восстановлению исправности и работоспособности ВЛ и их
элементов путем ремонта или замены новыми, повышающими их надежность и
улучшающими эксплуатационные характеристики линии.

Перечень работ, которые должны выполняться
на ВЛ при техническом обслуживании, ремонте и техническом
перевооружении, приведен в правилах технического обслуживания и ремонта
зданий и сооружения электростанций и сетей и типовых инструкциях по
эксплуатации ВЛ.

Контроль соединений проводов.

Проводится при капитальном ремонте и в межремонтный период.

При эксплуатации состояния проводов и тросов и их соединений определяется визуально при осмотрах воздушных линий. Электрические измерения болтовых соединений воздушных линий перенапряжением 35 кВ и выше производятся 1 раз в 6 лет. Электрические измерения соединений проводов, выполненных сваркой, скруткой, обжатием и опрессованием, а также соединений тросов всех типов при осмотрах ВЛ выполнять не требуется. При обрыве не проводе или тросе нескольких жил должны быть проведены ремонтные работы.

После капитального ремонта ВЛ соединения проводов должны удовлетворять требованиям приведенным ниже.

Опрессованные соединения:

  • геометрические размеры (длина и диаметр спрессованной части) должны соответствовать значениям, указанным в инструкции по монтажу соединительных зажимов данного типа;
  • на поверхности соединителя или зажима не должно быть трещин, следов значительной коррозии и механических повреждений;
  • величина падения напряжения или сопротивления на участке соединения (соединителя) должна не более чем в 1,2 раза превышать падение напряжения или сопротивление на участке провода то же длины (испытание проводятся выборочно на 5-10% соединителей);
  • кривизна опрессованного соединителя должна быть не более 3% его длины;
  • стальной сердечник опрессованного соединителя должен быть расположен симметрично относительного его корпуса по всей длине.

Сварные соединения:

  • не должно быть пережога наружного повива или нарушения сварки при перегибе соединенных проводов;
  • усадочная раковина в месте сварки не должна иметь глубину более 1/3 диаметра провода, а для сталеалюминиевых проводов сечением 150-600 мм 2 — более 6 мм;
  • величина падения напряжения или сопротивления не должна превышать более чем в 1,2 раза паление напряжения и сопротивления на участок провода той же длины.

Болтовые соединения:

  • соединительные болтовые зажимы должны строго соответствовать мерами монтируемых проводов;
  • падение напряжения или сопротивление на участке болтового соединения проводов воздушной линии напряжением 35 кВ и выше должно не более чем в 2 раза превышать падение напряжения или сопротивление на участке целого провода той же длины.

Болтовые соединения, измерение параметров которых дали неудовлетворительные результаты, должны пройти ревизию.

Способы измерений падения напряжения и сопротивления соединений проводов приведены в п.21.2.3.

Опрессованные и сварные соединения, не удовлетворяющие указанным требованиям, должны быть забракованы и вырезаны, а соединение проводов выполнено вновь.

  • Следующая страница
  • Предыдущая страница

5760

Закладки

Электропитающие устройства и линейные сооружения автоматики, телемеханики и связи железнодорожного транспорта

  • Введение
  • Классификация воздушных линий
  • Типовые профили опор ВЛ, ВСЯ СЦБ и воздушных линий связи
  • Материалы и арматура воздушных линий
  • Деревянные опоры, железобетонные приставки и железобетонные опоры
  • Основные типы опор воздушных линий СЦБ и связи
  • Оборудование высоковольтных линий автоматики и телемеханики
  • Оборудование воздушных линий связи
  • Устройство удлиненных пролетов, пересечений и переходов
  • Заземления в устройствах автоматики, телемеханики и связи
  • Типы и конструкции заземляющих устройств
  • Строительство воздушных линий
  • Техническое обслуживание и ремонт воздушных линий
  • Механизация работ при строительстве и ремонте воздушных линий
  • Техника безопасности при работах на воздушных линиях
  • Назначение и классификация кабельных линий
  • Конструкция кабелей
  • Кабели для устройств автоматики и телемеханики
  • Железнодорожные кабели связи
  • Оборудование, арматура и материалы кабельных линий
  • Строительство кабельных линий
  • Монтаж силовых электрических кабелей
  • Монтаж силовых и контрольных кабелей. Паспортизация кабельных линий
  • Механизация кабельных работ
  • Техническое обслуживание и ремонт кабельных линий
  • Техника безопасности при работах на кабельных линиях
  • Влияние электрических железных дорог и линий электропередачи на воздушные и кабельные линии
  • Средства защиты устройств автоматики, телемеханики и связи от опасных и мешающих влияний железных дорог и линий электропередачи
  • Защита полупроводниковых приборов от перенапряжений
  • Воздействие молнии на устройства автоматики, телемеханики и связи. Приборы защиты
  • Защита устройств автоматики, телемеханики и связи от атмосферных перенапряжений
  • Защита кабелей от коррозии
  • Генераторы постоянного тока
  • Реакция якоря и коммутация тока
  • Типы генераторов и их характеристики
  • Общие сведения о двигателях постоянного тока
  • Электродвигатели постоянного тока и их характеристики
  • Однофазный и трехфазный трансформаторы
  • Автотрансформаторы и дроссели насыщения
  • Трансформаторы железнодорожной автоматики и телемеханики
  • Путевые дроссель-трансформаторы
  • Асинхронные электродвигатели
  • Синхронные генераторы
  • Первичные химические источники тока
  • Свинцовые аккумуляторы
  • Электролит и химические процессы в свинцовых аккумуляторах
  • Электрические характеристики свинцовых аккумуляторов
  • Аккумуляторные батареи
  • Правила эксплуатации и способы устранения неисправностей свинцовых аккумуляторов
  • Щелочные никепь-железные и никель-кадмиевые аккумуляторы. Аккумуляторные помещения
  • Электрические вентили и выпрямительные устройства
  • Классификация схем выпрямления переменного тока и их параметры
  • Влияние характера нагрузки на работу выпрямительных схем
  • Выпрямители, применяемые в устройствах автоматики и телемеханики
  • Электромагнитные и полупроводниковые преобразователи
  • Особенности электроснабжения устройств
  • Энергоснабжение устройств автоблокировки
  • Системы питания
  • Электропитание устройств переездной сигнализации и полуавтоматической блокировки
  • Техническое обслуживание устройств электропитания на перегонах и станциях
  • Питающие пункты устройств автоматики и телемеханики
  • Расчеты питающих устройств сигнальной точки автоблокировки
  • Электропитание устройств автоматики и телемеханики крупных станций
  • Унифицированная щитовая установка электропитания устройств централизации на крупных станциях при безбатарейной системе питания
  • Электропитание устройств электрической централизации малых станций
  • Устройства электропитания электрической централизации промежуточных станций
  • Электропитающие установки безбатарейной и батарейной систем питания ЭЦ промежуточных станций
  • Расчеты электропитающих устройств электрической централизации
  • Автоматизированные дизель-генераторные установки и резервные электростанции

2.3.21

На ВЛ напряжением выше 1000 В, подверженных интенсивному гололедообразованию, следует осуществлять плавку гололеда электрическим током.

Потребитель, эксплуатирующий ВЛ, должен контролировать процесс гололедообразования на ВЛ и обеспечивать своевременное включение схем плавки гололеда; ВЛ, на которых производится плавка гололеда, должны быть, как правило, оснащены устройствами автоматического контроля и сигнализации гололедообразования и процесса плавки, а также закорачивающими коммутационными аппаратами.

Выбор метода плавки определяется условиями работы ВЛ (схема сети, нагрузка потребителей, зона гололедообразования, возможность отключения линий и т.п.).

2.3.5

Приемка в эксплуатацию и допуск вновь сооруженных ВЛ и токопроводов должны производиться в соответствии со строительными нормами и правилами и установленным порядком допуска в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок, а также правилами приемки в эксплуатацию законченных строительством линий электропередачи.

Перед приемкой должны быть проверены на соответствие проекту техническое состояние трассы, опор и других элементов ВЛ (токопровода), заземляющих и молниезащитных устройств, стрелы провеса и расстояния от проводов и тросов в пролетах и пересечениях до земли и объектов.

При сдаче в эксплуатацию токопроводов напряжением выше 1000 В кроме документации, предусмотренной правилами устройства электроустановок и строительными нормами и правилами, должны быть оформлены:

исполнительный чертеж трассы с указанием мест пересечений с различными коммуникациями;

чертеж профиля токопровода в местах пересечений с коммуникациями; перечень отступлений от проекта; протокол фазировки;

акт на монтаж натяжных зажимов для гибких токопроводов; протоколы испытаний;

документы, подтверждающие наличие подготовленного персонала; необходимые исполнительные схемы; разработанные и утвержденные инструкции.

Оцените статью:
Оставить комментарий
Adblock
detector