Гост р 54815-2011/iec/pas 62612:2009 лампы светодиодные со встроенным устройством управления для общего освещения на напряжения свыше 50 в. эксплуатационные требования
Содержание
- 1 4 Организация управления программой
- 2 О стандартизации и стандартах в области управления проектами
- 3 3 Термины и определения
- 4 Проектное управление в России до появления ГОСТа Р 54869-2011
- 5 6 Требования к управлению документами проекта
- 6 3 Термины и определения
- 7 6 Требования к управлению документами программы
- 8 Предисловие
- 9 Проектное управление до появления ГОСТа Р 54869-2011
- 10 Предисловие
4 Организация управления программой
Ролевая (организационная) структура управления программами может в значительной степени различаться в зависимости от их специфики, но в каждой программе должны быть определены следующие роли:
— заказчик программы — физическое или юридическое лицо, определяющее цели программы, заинтересованное в получении выгод от реализации программы;
— руководитель программы — лицо, осуществляющее управление программой, непосредственно ответственное за достижение целей и выгод программы:
— куратор программы — лицо, осуществляющее административную, организационную, финансовую и иную поддержку программы:
• руководитель проекта программы — лицо, осуществляющее управление отдельным проектом, входящим в программу, и ответственное за результаты этого проекта.
Схема, иллюстрирующая основные понятия менеджмента программы и их взаимосвязь, приведена в приложении А.
О стандартизации и стандартах в области управления проектами
Выпуском стандартов могут заниматься коммерческие и международные организации (например, International Organization for Standardization, ISO), профессиональное сообщество, а также государство. В последнем случае стандарты — это способ государственного упорядочивания деятельности компаний. Фактически система стандартизации в России действует более 80 лет. Основной категорией стандартов в СССР были государственные стандарты. В настоящее время на территории СНГ применяются межгосударственные стандарты.
Документы, утвержденные до 1996 г., являлись нормативно-правовыми актами и поэтому были обязательными для применения в областях, которые определялись в их преамбулах. Нормативность документов, принятых после 1996 г., сама по себе перестала означать их обязательность. К их числу относятся и стандарты ГОСТ Р по управлению проектами, программами и портфелями проектов.
Очень важно, чтобы все участники проектной деятельности использовали единую базовую терминологию, работали в едином понятийном пространстве, поскольку реализация проектов — особый вид деятельности, часто имеющий высокий уровень неопределенности, обусловленный участием в нем значительного количества заинтересованных сторон. Без стандартизации требований к процессам управления, документам и результатам проекта невозможно добиться эффективного взаимодействия участников проектной деятельности
Без стандартизации требований к процессам управления, документам и результатам проекта невозможно добиться эффективного взаимодействия участников проектной деятельности.
На сегодняшний день в семейство стандартов «Проектный менеджмент», утвержденных Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. №1582-ст, входят:
- ГОСТ Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом».
- ГОСТ Р 54870-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов».
- ГОСТ Р 54871-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой».
Эти стандарты определяют как единое понимание общей последовательности процессов управления проектами, программами, портфелями проектов, так и требования к отдельным процессам. Стандарты должны способствовать дальнейшему развитию дисциплины управления проектами, в них обобщаются лучшие практики УП.
Разработчики ГОСТов учли общемировые тенденции стандартизации, к которым относятся взаимосвязь процессов управления (как на уровне отдельных проектов, так и на уровне программ и портфелей) и разделение базовых требований к процессам управления проектами и возможным (рекомендуемым) процессам, методам и инструментам. Стандарт дает четкие и емкие определения основных терминов, необходимых для описания процесса управления проектом.
Данная статья не ставит целью сравнить ГОСТ Р 54869-2011 с «Руководством PMBOK» PMI или стандартом ISO 21500 (в последнее время появилось достаточно много подобных материалов), а посвящена описанию практики использования стандарта в конкретной российской госкорпорации и опыту автора.
3 Термины и определения
8 настоящем стандарте применены термины в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000. а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 архив проекта: Структурированный комплект документации проекта, представленный в бумажном и/или электронном виде.
3.2 базовый план проекта: Принятый к исполнению план проекта, содержащий сведения об основных временных и стоимостных параметрах проекта.
Примечание — Базовый план является основой для сравнения фактических показателей проекта с запланированными и оценки прогресса реализации проекта. Употребляется с уточнениями (базовый календарный план проекта, базовый бюджет проекте).
Издание официальное
3.3 бюджет проекта: Документ, содержащий общую сумму финансовых средств, распределен* ных по статьям и временным периодам.
3.4 допущение: Фактор, который считается верным для проекта без привлечения доказательств.
3.5 заинтересованные стороны в проекте: Лица или организации, чьи интересы могут быть затронуты в ходе реализации проекта.
3.6 изменение в проекте: Модификация утвержденного ранее содержания, сроков, ресурсов в проекте, а также установленных процедур.
3.7 контрольное событие проекта: Существенное событие проекта, отражающее получение измеримых результатов проекта.
Примечание — Контрольное событие е отличие от работ проекте не имеет характеристик длительности и трудоемкости.
3.8 корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия плану проекта.
3.9 ограничение: Сдерживающий фактор, влияющий на ход исполнения проекта.
3.10 предупреждающее действие: Действие, предпринятое для снижения вероятности или последствий отрицательных рисков проекта.
3.11 продукт проекта: Измеримый результат, который должен быть получен в ходе реализации проекта.
3.12 проект: Комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений.
3.13 процесс: Совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение определенных результатов.
3.14 работа проекта: Действие, выполняемое для достижения цели проекта.
3.15 расписание проекта (календарный план): Плановые даты исполнения работ и контрольных событий проекта.
3.16 риск: Вероятное для проекта событие, наступление которого может как отрицательно, так и положительно отразиться на результатах проекта.
3.17 управление проектом: Планирование, организация и контроль трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта, направленные на эффективное достижение целей проекта.
Проектное управление в России до появления ГОСТа Р 54869-2011
Предприятие, о котором пойдет речь, предоставляет широкий спектр телекоммуникационных услуг. Оно имеет статус Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП), контролируется и регулируется государством.
Уникальность рассматриваемой компании обусловлена тем, что она относится к госсектору и вместе с тем ее деятельность имеет коммерческую составляющую. Можно утверждать, что перед компанией стоит амбициозная цель — зарабатывать деньги для государства, вследствие чего она является объектом пристального внимания со стороны всех компетентных контролирующих органов.
Часто проектное управление в России напоминает знаменитый диалог Алисы и Чеширского кота из «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла.
«— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? — спросила Алиса.
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все равно… — сказала Алиса.
— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.
— … только бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.
— Куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал Кот. — Нужно только достаточно долго идти».
В начале проекта команда с энтузиазмом приступает к его выполнению, при этом игнорируя любые препятствия на своем пути. В качестве препятствия может восприниматься, например, необходимость оформления документации должным образом. Однако проекты осуществляются в конфликтной среде, и поэтому возникновение разногласий — их неизбежная составляющая. Незафиксированные документально договоренности приводят к серьезным конфликтам, которые невозможно разрешить, т. к. у устных соглашений в подобных ситуациях нет правового статуса. Это происходит из-за того, что с самого начала нарушается главный постулат проектного управления — последовательность в организации УП.
Прежде чем осуществлять какие-либо действия, необходимо, чтобы заказчик сформулировал цель, затем нужно детализировать ее, создать команду, распределить роли, разработать план, согласовать бюджет и продумать риски.
Для предприятий госсектора типична ситуация, когда для управления проектом привлекаются высокопрофессиональные сотрудники, каждый из которых является уникальным в своем роде специалистом, но у команды в целом нет общего видения, стратегического подхода к решению поставленных задач.
6 Требования к управлению документами проекта
Форма, наименование и содержание документов могут отличаться в различных проектах и зависят от специфики проекта, договорных требований или требований организации, в рамках которой проект реализуется.
Документами необходимо управлять в соответствии со следующими требованиями:
• документы должны быть утверждены до их применения:
• необходимо обеспечить анализ актуальности документов и их своевременное обновление по мере необходимости:
• необходимо обеспечить наличие актуальных версий документов в местах их применения;
• необходимо обеспечить сохранение документов в течение установленных сроков и возможность их восстановления;
• необходимо обеспечить уровень конфиденциальности документов согласно требованиям заказчика и других заинтересованных сторон проекта:
• необходимо обеспечить предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и соответствующую идентификацию устаревших документов, оставленных для определенных целей.
Приложение А (справочное)
Основные понятия проектного менеджмента и их взаимосвязь
УДК 005.0(083.74) ОКС 01.040.30.03.100.01.03.100.40
Ключевые слова: проектный менеджмент, управление проектом, процесс инициации проекта, реагиро» вание на риски, ролевая структура проекта, заказчик проекта, руководитель проекта, куратор проекта, команда проекта, выходы процесса
Редактор T.U. Кононова Технический редактор Н.С. Гоишамооа Корректор М.8. Бу’шая Компьютерная оерстка И.А . НапеиконоО
Сдано о набор 24.05.2012. Подписано о печать 07.06.2012. Формат 60 > 84^. Гарнитура Ариел. Уел. печ. п. 1.40. Ум-над. п. 1.02. Тираж 146 экэ. За* 540.
ФГУП «СТАНДЛРТИНФОРМ*. 123895 Москва. Гранатный пер . 4. info@goslmlo ги
Набрано во ФГУП «СТЛНДЛРТИНФОРМ» на ПЭВМ.
Отпечатано а филиале ФГУП «СТЛНДАРТИНФОРМ» — тип. «Московский печатник». 10S062 Москва. Лялин пер., 6.
3 Термины и определения
8 настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000. а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 архив документов программы: Структурированный комплект документации по программе, представленный в бумажном и/ипи электронном виде.
3.2 бюджет программы: Документ, содержащий общую сумму финансовых средств, используемых программой, распределенных по статьям и временным периодам.
3.3 выгоды программы: Комплексопределенных положительных результатов и/или эффектов, получаемых в ходе выполнения и в результате реализации программы.
3.4 допущение программы: Фактор, который считается верным для программы без привлечения доказательств.
Издание официальное
3.5 заинтересованные стороны в программе: Лица или организации, чьи интересы могут быть затронуты в ходе реализации программы.
3.6 изменение в программе: Изменение утвержденных ранее содержания, сроков, ресурсов, а также установленных процедур управления.
3.7 контрольное событие программы: Существенное событие программы, отражающее полу* чение измеримых результатов программы или получение запланированных выгод.
3.8 корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия плану программы.
3.9 ограничение программы: Сдерживающий фактор, влияющий на ход исполнения программы и/или возможность получения выгод программы.
3.10 предупреждающее действие: Действие, предпринятое для снижения вероятности и/или последствий отрицательных рисков программы.
3.11 программа: Совокупность взаимосвязанных проектов и другой деятельности, направленных на достижение общей цели и реализуемых в условиях общих ограничений.
3.12 проект: Комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального продукта или услуги е условиях временных и ресурсных ограничений.
3.13 процесс: Совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение определенных результатов.
3.14 расписание программы (календарный план программы): Документ, содержащий плановые даты исполнения работ и контрольных событий программы.
3.15 риск: Вероятное для программы событие, наступление которого может как отрицательно, таки положительно отразиться на результатах и/или выгодах программы.
3.16 управление программой: Централизованные координирующие действия, предпринимаемые для достижения целей и реализации (извлечения) выгод программы.
6 Требования к управлению документами программы
Форма, наименование и содержание документов программы могут отличаться в различных программах и зависят от специфики программы, договорных требований или требований организации, в рамках которой программа реализуется.
Документами программы необходимо управлять в соответствии со следующими требованиями:
— документы должны быть утверждены до их применения;
— необходимо обеспечить анализ актуальности документов и их своевременное обновление по мере изменения и соответствующую идентификацию версий документов;
— необходимо обеспечить наличие актуальных версий документов в местах их применения:
• необходимо обеспечить сохранение документов в течение установленных сроков и возможность их восстановления;
• необходимо обеспечивать уровень конфиденциальности документов согласно требованиям заказчика и других заинтересованных сторон программы;
— необходимо обеспечить предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и соответствующую идентификацию устаревших документов, оставленных для определенных целей.
Приложение А (справочное)
Основные понятия менеджмента программы и их взаимосвязь
Рисунок А.1
УДК 005.8(083.74) ОКС 01.040.30.03.100.01,03.100.40
Ключевые слова: проектный менеджмент, управление программой, оценка соответствий, заказчик про* граммы, руководитель программы, куратор программы, процесс инициации программы
Редактор Д.Д. Чайка Технический редактор Н.С. Гришамоеа Корректор Р.А Меитова Компьютерная верстка И.А. НзпеикиноО
Сдано а набор 24.05.2012. Подписано a печать 07.06.2012. Формат 60 » 54Гарнитура Ариел. Уел. печ. л. 1.40. Уч.-им. л. 1.12. Тираж 146 so Зак. 537.
ФГУП «СТЛНДЛРТИНФОРМ*. 123395 Москва. Гранатный пер.. 4. info@goslmlo ги
Набрано во ФГУП «СТЛНДЛРТИНФОРМ» на ПЭВМ.
Отпечатано в филиале ФГУП «СТЛНДЛРТИНФОРМ* — тип. «Московский печатник». 10S062 Москва. Пялим пар., 5.
Предисловие
Цели и принципы стандартизации е Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения »
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Центр стандартизации управления проектами» (АНО «Центр стандартизации управления проектами»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК100 «Стратегический и инновационный менеджмент»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. No 1582-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе #Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежеме-сячно издаваемых информационных указателях *Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Стандартинформ.2012
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и рас* пространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Проектное управление до появления ГОСТа Р 54869-2011
Предприятие, о котором пойдет речь, предоставляет широкий спектр телекоммуникационных услуг. Оно имеет статус Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП), контролируется и регулируется государством.
Уникальность рассматриваемой компании обусловлена тем, что она относится к госсектору и вместе с тем ее деятельность имеет коммерческую составляющую. Можно утверждать, что перед компанией стоит амбициозная цель — зарабатывать деньги для государства, вследствие чего она является объектом пристального внимания со стороны всех компетентных контролирующих органов.
Часто проектное управление в России напоминает знаменитый диалог Алисы и Чеширского кота из «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла.
В начале проекта команда с энтузиазмом приступает к его выполнению, при этом игнорируя любые препятствия на своем пути. В качестве препятствия может восприниматься, например, необходимость оформления документации должным образом. Однако проекты осуществляются в конфликтной среде, и поэтому возникновение разногласий — их неизбежная составляющая. Незафиксированные документально договоренности приводят к серьезным конфликтам, которые невозможно разрешить, т. к. у устных соглашений в подобных ситуациях нет правового статуса. Это происходит из-за того, что с самого начала нарушается главный постулат проектного управления — последовательность в организации УП.
Прежде чем осуществлять какие-либо действия, необходимо, чтобы заказчик сформулировал цель, затем нужно детализировать ее, создать команду, распределить роли, разработать план, согласовать бюджет и продумать риски.
Для предприятий госсектора типична ситуация, когда для управления проектом привлекаются высокопрофессиональные сотрудники, каждый из которых является уникальным в своем роде специалистом, но у команды в целом нет общего видения, стратегического подхода к решению поставленных задач.
Предисловие
Цели и принципы стандартизации е Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N9 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения »
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Центр стандартизации управления проектами» (АНО «Центр стандартизации управления проектами»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК100 «Стратегический и инновационный менеджмент»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. No 1584-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе #Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежеме-сячно издаваемых информационных указателях *Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Стандартинформ.2012
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и рас* пространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии