Выбираем самый лучший цап для музыки 2020 года

Как работает ЦАП?


Любое аудио, независимо от того как оно хранится, в виде виниловой пластинки или mp3 файла, это звуковая волна

Задача ЦАПа состоит в том, чтобы получить оцифрованную информацию о звуке и по ней воссоздать первоначальный звук в аналоговой форме, который потом подаётся в наушники и вы слышите звук. Для этого ЦАП получает данные о каждом положении звуковой волны очень много раз в секунду, это значение называется частотой дискретизации, чем она выше, тем ближе цифровая копия к оригиналу и тем выше качество звука. По причинам того, что ЦАПы несовершенны, при этой процедуре преобразования цифрового сигнала в аналоговый могут возникать различные проблемы, это: джиттеринг, узкий динамический диапазон и ограниченный битрейт (малая частота дискретизации).

Прежде чем продолжить, вы должны запомнить следующие термины: битрейт, битность записи звука и частота дискретизации.

Битрейт — показывает какое количество информации о звуке записывается для одной секунды звучания.

Частота дискретизации — показывает сколько раз в секунду было замерено изменение амплитуды звукового сигнала.

Битность звука — показывает какое количество данных было записано за одно измерение частоты дискретизации.

Как получить полный кайф от звучания?

Важный момент, на который стоит уделить внимание: чтобы ЦАП полностью раскрыл свои возможности, стоит позаботиться о том, чтобы подключаемая к нему акустика позволяла воспроизводить весь частотный диапазон. Лучше, если она будет Hi-Fi класса

Ещё лучше для стационарных устройств, если вы добавите в систему и усилитель такого же уровня. В этом случае от преобразователя вы получите максимум удовольствия.

Выбор ЦАПа дело не сложное. Просто определитесь, для какого устройства он будет предназначен. А дальше изучите бренды производителей самих устройств и используемых в них чипов и выберете только проверенных.

Так же обратите внимание на разрядность обработки сигнала, которая бывает 16, 24 или 32-х битной. Однако здесь есть спорные вопросы

Одни логично полагают что больше – значит лучше. А для других реально слышимая разница в качестве звука настолько трудно различима, что не стоит внимания. Здесь уже решать вам.

И не исключено, что, расширив возможности своей техники, у вас появится несколько интересных вопросов. Задавайте их мне, и вы обязательно получите на них ответы в новых обзорах и статьях. Желаю новых ощущений от приятного прослушивания любимой музыки, пока!

Что такое битность записи, динамический диапазон и на что они влияют

Если вы послушаете старые mp3 файлы или плохие MIDI записи вы заметите, что вам сложно различать музыкальные инструменты, если они играют одновременно, они просто сливаются в «звуковую кашу» и разобрать в ней ничего невозможно.

Это происходит от того, что у записи узкий динамический диапазон. Чем он больше, тем более глубоким слышится звук, более приятным и реалистичным. Узкий динамический диапазон просто не позволяет разным инструментам, которые звучат одновременно, иметь различную громкость и один инструмент глушит другой, от этого возникает мутный неприятный звук и слушать такую музыку совершенно не хочется.

Теоретически за динамический диапазон отвечает битность звука во время его кодирования в цифровой вид. Чем выше битность, тем больше значений может принимать звуковая волна за единицу времени и тем шире может быть динамический диапазон. Но это в теории, т.к. это кроме битности на громкость могут влиять много других факторов и битность начинает влиять на динамический диапазон тогда, когда все другие факторы исключены.

Например, почти вся современная музыка выпускается со значительной компрессией, чтобы увеличить базовую громкость всего материала, от этого сильно страдает динамический диапазон, т.к. все тихие места композиции подтягиваются и становятся более громкими, а очень громкие пики инструментов срезаются до среднего значения

Таким образом, после процедуры компрессии уже почти не важно какой была битность записи. Но в том случае если вы слушаете качественный материал, который не испортили на студии, битность действительно начинает играть значительную роль в динамическом диапазоне

Самое распространённое значение сегодня это 16 битная запись, но уже набирает популярность 24 битная музыка, а в скором времени в общее пользование начнут попадать 32 битные записи музыкальных произведений. При качественной обработки музыкального материала на студии и без ужасающей компрессии 16 битная точность записи, в общем, достаточна для того, чтобы не испытывать проблем с динамическим диапазоном.

Но в определении качества звука мы снова сталкиваемся с особенностями человеческого восприятия звука. Что такое 16 битная запись звука? Это значит, что одно измерение изменения амплитуды звуковой волны может принимать 65536 значений, что даёт нам динамический диапазон до 96,33 Дб. В свою очередь это означает, что звук с громкостью до 96,33 Дб должен быть записан без искажений по уровню громкости.

Если вы похожи на меня, то в большинстве случаев вы слушаете музыку в наушниках, а в наушниках довольно опасно долго слушать громкую музыку и, поверьте, 96,33 Дб это очень громко. Я стараюсь не превышать 60-65 Дб при прослушивании, этого вполне достаточно чтобы в полной мере насладиться звуком, но недостаточно чтобы повредить слух. И, как видите, у меня остается значительный запас по громкости до заветных 96,33 дб. По этой причине записи с 24 битной точностью для меня не дадут никакого преимущества, я просто не буду слышать разницы из-за того, что не слушаю музыку достаточно громко. Если кто-то из ваших знакомых, слушающий музыку в наушниках, говорит вам, что есть разница между 16 битной записью и 24 битной — не верьте ему. Он стал жертвой маркетинга и просто верит, что разница есть, хоть он её и не слышит. Добавим к этому тот факт, что наш слух имеет разную чувствительность по громкости к разным частотам звука, поэтому 16 битных записей для прослушивания в наушниках хватит для любых ситуаций.

Так почему многие люди верят, что 24 битная запись музыки значительно превосходит 16 битную? Для некоторых ситуаций это действительно так. Например, если вы слушаете живую запись симфонического оркестра, вам действительно нужна 24 битная запись, т.к. вам придется значительно повышать громкость, чтобы услышать все нюансы. Вы повышаете громкость технически, на вашем устройстве, но та громкость, которую вы услышите будет нормальной, потому что записи симфонической музыки делаются довольно тихими как раз для того, чтобы можно было расслышать все нюансы звука. Но это правило не работает для современных записей поп музыки, т.к. уже на студии записи делают предельно громкими и если вы будете слушать её на той же громкости, что и качественную запись оркестра, вы просто рискуете повредить свой слух.

Также 24 битная запись подходит для записи звука. Гораздо эффективнее сделать запись в более высокой битности и потом, при финальной обработке снизить её до 16, чем наоборот. Если вы сделаете запись в 16 битах и потом искусственно увеличите её до 24, то качество будет даже ниже, чем при исходных 16 битах, а возможно и такое, что в звуке появится посторонний фоновый шум.

Разновидности аудио ЦАПов

Но что это за чудо, спросите вы? И какое оно? И как его вообще можно использовать?

Начнём отвечать в обратном порядке. Условно, интересующие нас ЦАПы можно разделить на две категории: компактные (переносные) для работы с плеерами, смартфонами и стационарные, для подключения к компьютерам и телевизорам.

Первые подключаются к гаджету на IOS или Android через USB с помощью OTG и короткого экранированного кабелей. Возможно, понадобится установка сопутствующего приложения. Часто такие устройства имеют встроенный усилитель и аккумулятор, что позволяет использовать их и как пауэр-банк.

Стационарные ЦАПы это солидные устройства выполненные, обычно, в алюминиевом корпусе, эффективно отводящем тепло. Многие оснащаются собственным дисплеем, аналоговыми регуляторами громкости и тембра. Главное их отличие, помимо высокой мощности, это наличие разнообразных разъемов для подключения всевозможных устройств:

  • Оптический (Toslink);
  • USB-B, позволяющий обходить звуковую карту и читать музыкальные файлы прямо с жёсткого диска;
  • Электрический (AES/EBU и SPDIF);
  • В некоторых устройствах имеется картридер и стандартный USB для флешек.

В обоих типах преобразователей используется вывод аналогового аудиосигнала через линейный RCA выход (под «тюльпаны»), mini-jack или jack для профессиональной акустики и высокоомных наушников.

ЦАП и с чем его едят.

Заумных слов и определений о ЦАПе (цифро-аналоговом преобразователе) сказана уйма, но сходу, так вот понять, зачем же эта штукенция нужна — не так уж и просто. Поэтому, сегодня просто о сложном (ну, или не очень просто..). ЦАП берёт, и преобразовывает двоичный сигнал вашего компа в сигнал, понимаемый Вашими музыкальными колонками, то есть — в аналаговый электрический сигнал, который те, в свою очередь, превращают в аналоговый звук. Чё эт? — резонно спросите вы — мои колонки и мой компьютер и без него друг-друга не плохо понимают. Понимают, потому что компьютер и сам своего рода переводчик, его звуковая карта через порт подключения колонок к компьютеру посылает, уже преобразванный в аналоговый, бывший цифровым сигнал. Но штука в том, что звуковая карта переводчик — так себе. Преобразует один сигнал в другой с некоторыми искажениями. Есть, конечно, внешние звуковые карты, которые справляются с этим лучше встроенной, и стоят не дорого, но у них спектр задач весьма широк — обеспечивать работу звуковой клавиатуры, студийных микрофона и наушников, или электрогитары… Да, внешняя звуковая карта, как и интегрированная, это и ЦАП и АЦП (аналого-цифровой преобразователь) в одной коробке. Только внешняя поддерживает подключение большего количества устройств, у неё меньше задержка обработки и более качественное преобразование.

О преобразовании — это сложнейший процесс, осуществляемый определённым алгоритмом (кодеком), но если в двух словах: АЦП получает сигнал, разделяет его на мельчайшие частицы, нумерует их двоичной системой, склеевая из неё уже упорядоченную дорожку координат — цифровой сигнал, который «слышит» наш копьютер, планшет, или смартфон. Склеевать может в разных форматах, но выделяются форматы с потерями (техническими искажениями из-за недостаточной точности и количества координат), среди которых и всеми нами любимый mp3, и форматами без потерь. Без потерь — это условно, так как звук в идеале, то есть полнейшую его копию, передать — невозможно (нет той точности и достаточного количества координат во временном отрезке). Но форматы без потерь (flac, dsd) делают это настолько качественно, что даже самый придирчивый меломан едва ли заметит разницу. При условии хорошей акустики, разумеется. Об акустике пространне можно узнать здесь. Цифро-аналоговое преобразование — задача не менее сложная. Здесь уже нужно всё сделать в обратном порядке. Дорожку цифровых координат нужно раскодировать из двоичной системы в аналоговый электрический сигнал, посылаемый на динамик, из которого уже льётся непрерывный аналоговый сигнал — звук, который мы с Вами слышим.

Последовательные ЦАП

В последовательных ЦАП входной код преобразуется в аналоговый сигнал поразрядно. При этом для преобразования всех разрядов используется одна и та же схема, что значительно упрощает устройство, однако скорость преобразования в таких обратно пропорциональна разрядности. Не стоит путать способ преобразования и входной интерфейс устройства: на вход последовательного ЦАП входной код может подаваться как последовательно, так и параллельно. К последовательным ЦАП можно отнести следующие виды:

Широтно-импульсный модулятор — простейший тип ЦАП. Стабильный источник тока или напряжения периодически включается на время, пропорциональное преобразуемому цифровому коду, далее полученная импульсная последовательность фильтруется аналоговым фильтром нижних частот. Такой способ часто используется для управления скоростью электромоторов, а также становится популярным в Hi-Fi-аудиотехнике;
Циклический ЦАП (cyclic DAC);
Конвейерный ЦАП (pipeline DAC);

ЦАП передискретизации, такие, как дельта-сигма-ЦАП, основаны на изменяемой плотности импульсов. Передискретизация позволяет использовать ЦАП с меньшей разрядностью для достижения большей разрядности итогового преобразования; часто дельта-сигма ЦАП строится на основе простейшего однобитного ЦАП, который является практически линейным

На ЦАП малой разрядности поступает импульсный сигнал с модулированной плотностью импульсов (c постоянной длительностью импульса, но с изменяемой скважностью), создаваемый с использованием отрицательной обратной связи. Отрицательная обратная связь выступает в роли фильтра верхних частот для шума квантования.

Большинство ЦАП большой разрядности (более 16 бит) построены на этом принципе вследствие его высокой линейности и низкой стоимости. Быстродействие дельта-сигма ЦАП достигает сотни тысяч отсчётов в секунду, разрядность — до 24 бит. Для генерации сигнала с модулированной плотностью импульсов может быть использован простой дельта-сигма модулятор первого порядка или более высокого порядка как MASH (англ. Multi stage noise SHaping). С увеличением частоты передискретизации смягчаются требования, предъявляемые к выходному фильтру низких частот, и улучшается подавление шума квантования;

ЦАП схемы. Краткое сравнение

Сравнение типов ЦАП (схемы)

Схема минималистичного R2R ЦАП (часть A ) содержит резисторную матрицу (ladder). Каждый из резисторов матрицы имеет отклонение от требуемого значения. Это приводит к .

Аналоговый фильтр предназначен для цифро-аналоговой конверсии. Аналоговый фильтр имеет плавное изменение подавления с ростом частоты. Соответственно, не могут быть глубоко подавлены все алиазы. Эти алиазы могут привести к появлению слышимых продуктов, порожденных ультразвуком благодаря нелинейным искажениям (интермодуляционные искажения).

Аналоговый фильтр имеет минимальное подавление в области низких частот. Для подавления алиазов в низкочастотной области используются оверсемплер и цифровой фильтр, который имеет более крутой рост подавления с частотой, чем аналоговый (часть B ).
Но появляется новая проблема: оверсемплинг добавляет свои алиазы с которыми борется цифровой фильтр.

Читайте подробности здесь >

Нелинейность резисторной матрицы может быть решена с помощью цифрового сигма-дельта модулятора (часть C ). Потому, что такой модулятор является линейным устройством. Но дельта сигма модулятор имеет проблемы с .

Когда входным цифровым потоком является DSD (1-битная сигма дельта модуляция) вместо PCM, минималистичный DSD DAC содержит пару резисторов и аналоговый фильтр (часть D ).

Конечно, реальные ЦАПы — это более сложные устройства, чем они показаны здесь на . Встают вопросы качества питания, температурной стабильности, разброса логических уровней и т.п. Концепции ЦАП (части A, B, C, D на картинке) дают только потенциальные возможности разработчикам. И они не гарантируют лучшего качества определенному типу DAC.

Подробности о том, как работают эти схемы, читайте далее.

Немного о форматах

Для того, чтобы мы слышали непрерывное звучание, у этих точек координат должна быть очень большая плотность в единицу времени — секунду. Из этих точек тоже должна получиться непрерывная для нашего восприятия волна. Чем больше точек координат мы имеем в цифровой записи — тем больше двоичного кода. Плотность этого кода в секунду времени именуется битрейтом (не путайте с битовой разрядностью!). Бит здесь выступает выражением общего количества координат по двум осям в информационном виде. А у форматов MPEG и mp3 битройтом еще называют ширину канала сжатия звука. В любом случае, чем он больше (шире) — тем лучше качество звука. К примеру, mp3-формат способен содержать в себе битрейт от 32 килобит в секунду (32 тысячи бит) до 320 кбит/с. При этом, звук в аж целых 32 тысячи бит, по времени воспроизводимых в секунду, будет весьма слабого качества, так как этой частоты указанния координат не достаточно. Звук течет с некоторой хаотичностью, мы слышим его с шумами. 320 кбит/с — для нашего уха слышатся уже очень хорошо. Но это не предел качества. Формат flac течёт с частотой до 1411,2 кбит/с, а dsd аж с 5644,8 кбит/с! И это еще далеко не предел, есть форматы звучания с более чем 10-ю мегабитами (1 Мбит = миллион бит) в секунду! Но для нашего слуха, звучание форматов flac, dsd и других форматов без потерь (с очень точным указанием координат волны и высокой частотой) является идеальным. Если кто-то запутался, не перечитывайте, просто представьте — аналоговый звук, который слышим мы с Вами — непрерывен. Цифровой сигнал — это карта, которая указывает звуку путь, куда ему нужно бежать. Чем она точнее — тем более качественно звук проделывает по ней путь. Вернемся к графику. На левом нижнем мы увидим как выглядит звуковая волна в цифровом виде, кодированная в двоичную систему координат. На правом нижнем — искаженная волна, с неточными координатами. Такое случится, если АЦП и/или ЦАП закодируют/раскодируют сигнал недостаточно качественно.

ЦАП

Из вышесказанного, думаю, задача ЦАПа вырисовывается довольно ясно. Кодируем аудио зачастую не мы, если только Вы не музыкант и не записали песню сами в звукостудии. А вот раскодировать, то есть преобразовать обратно в аналаговый сигнал, приходится нам самим, силами и средствами установленных в нашей технике звуковых карт. А они, как говорилось в начале, переводчики — так себе. Могут запросто допускать ошибки в чтении координат. То есть, уводить наш звук в «чужую степь». С форматом mp3 они еще мало-мальски справляются, а вот с форматами без потерь — беда.

ЦАПы, помимо качественного прочтения уже имеющихся координат, могут добиваться улучшенного преобразования разными способами. Могут искусственно увеличивать частоту дискретизации (количество герц в секунду) и повышать разрядность, то есть, сами дорисовывают карту координат, могут формировать последовательности импульсов разбивая сигнал на отдельные биты. Как ЦАП будет преобразовывать сигнал зависит от его архитектуры, современные — с широтно-импульсной модуляцией, и последовательность импульсов сформируют и все точки координат сосчитают вовремя, и дорисуют что-нибудь, если нужно. Но нам с Вами главное знать, для чего конкретно нам нужен цифро-аналоговый преобразователь. Если нам нужен мобильный и компактный ЦАП — лучше выбирать из моделей подключаемых по USB и расчитанных на работу как с ПК, так и со смартфонами. Можно так же приобрести качественный Hi-res плеер, который будет сам себе ЦАП и компьютеру сможет помочь с преобразованием. Если же у Вас серьезная акустическая апаратура звук на которую подаётся с компьютера — Вам подойдут многовункциональные и мощные настольные преобразователи.

Секрет качественного звучания

Фактически в гаджетах уже имеется некое подобие цифро-аналогового преобразователя. Однако качество его работы может сильно отличаться в разных устройствах, что чувствуется по слышимому звуку. Чтобы достичь в этом направлении более-менее приличных результатов производители интегрируют отдельные ЧИПы и даже дискретные звуковые карты, которые как раз и созданы для этих целей.

Специальные процессоры для обработки кодированной цифры и трансляции ее в аналоговом формате стоят и в ЦАПах, но здесь они работают намного эффективней. Достигается это за счёт дополнительных электронных компонентов и своего блока питания, что позволяет выделить преобразователь в отдельное внешнее устройство.

Но главным достоинством такого ЦАПа является минимизация влияния помех, исходящих от сопряжённого аппарата. Именно этот принцип работы позволят на выходе получить кристально чистый аналоговый звук. Чего невозможно добиться с обычной звуковой картой (не имеющей его).

Итак, мы плавно подошли к главному предназначению ЦАПа: не просто преобразовать содержимое файла в аналоговый сигнал, а сделать это наиболее качественно, обеспечив

  • качественное воспроизведение при существенном повышении громкости;
  • насыщенный динамический частотный диапазон;
  • минимизацию возможных помех;
  • усиление мощности звучания;
  • широкие возможности для точной настройки.

Я уже представляю себе, как загорелись глаза истинных меломанов и почитателей качественной музыки, сейчас впервые узнавших об этом необычайно полезном устройстве для преобразования звука.

Как звучат различные типы ЦАП

Довольно часто автор читает дискуссии, в которых обсуждается предпочтение одного вида DAC перед другим. Участники дискуссии имеют практический опыт прослушивания ЦАП и оценки их качества звучания.

В этой статье автор не будет рассматривать качество записи/сведения/постпродакшн, которые также являются вопросом оценки качества звука DAC. Потому, что достигнуть полной идентичности копии одной записи в разных форматах может быть технически невозможно.

Производство аудио треков имеет несколько стадий:

  • запись;
  • сведение;
  • постпродакшн/мастеринг;
  • конверсия в разные форматы.

Как производятся тестовые аудио записи

На картинке выше изображены несколько путей производства тестовых музыкальных записей.

Для некоторых записей некоторые стадии могут быть исключены. Или для одна мастер-запись (финальный продукт музыкального производства) может быть конвертирована в несколько форматов.

Один акустический материал может быть записан сразу в 2 формата. В этом случае разница имеется в записывающем оборудовании (микрофоны и их предусилители, аналого-цифровые конвертеры и пр.) и его настройках.

Таким образом, сравнение типов ЦАП может включать, как минимум, сравнение конвертеров аудио файлов или записывающего оборудования.

Основная техническая проблема, возникающая при сравнении типов DAC — это различия в их схемах.

На картинке показано влияние внутренних модулей цифро-аналоговых преобразователей на качество звука (уровень искажений).

Здесь может быть много переменных, которые необходимо рассматривать при сравнении DAC.

Например, в резисторных ЦАП, сопротивления могут иметь различные разбросы. Это может привести к различной нелинейности и разнице в звуке. Даже между различными экземплярами одной и той же модели устройства.

Другой пример: некий PCM DAC имеет проблемы алиасов оверсемплинга, но сравниваемый DSD DAC имеет худший аналоговый фильтр. Возможно ли предположить, который из них звучит лучше? Вероятно, нет.

Таким образом, невозможно сравнить звучание типов DAC, как абстрактных устройств. Но можно сравнить звучание конкретных экземпляров реальных цифро-аналоговых конвертеров, невзирая на их внутреннее устройство.

Принципиальная схема цифро-аналогового преобразователя

Проект можно разделить на три блока — это базовый блок, использующий следующие микросхемы: PCM2704, CS8416, TDA1543; модуль управления с контроллером Attiny24; модуль питания.

Выбор именно таких компонентов возможно и не самый оптимальный, конечно есть более лучшие решения. Но они работали успешно в предыдущих проектах цифро аналоговых преобразователей звука, а значит доказали хорошую повторяемость.

Вход SPDIF, который здесь выполнен на CS8416, может работать в двух режимах. Здесь выбран более простой вариант — аппаратный режим. Так что дополнительно есть встроенный входной селектор 1 из 4. Все эти входы используются в данном проекте. Один в качестве оптического, еще два в качестве коаксиальных входов, и последний для входа USB. Здесь пригодился чип PCM2704, потому что CS8416 не поддерживает интерфейс USB. Чип PCM2704 представляет собой полноценный цифроаналоговый преобразователь со входом USB, но использовалась только часть его возможностей. Просто нужно было преобразовать сигнал USB в формат SPDIF. Микросхема PCM2704 питается от разъема USB и имеется гальванически развязана с остальной частью устройства.

Возвращаясь к CS8416. Этот чип может обрабатывать различные форматы вывода. Печатная плата спроектирована так, чтобы можно было выбрать два резистора, используя место монтажа. I2S — для датчика TDA1543 или EIAJ — для датчика TDA1543A. Таким образом, устройство может быть адаптировано для работы с одним из упомянутых преобразователей. В заводских решениях преобразователей с TDA1543 преобразование тока в напряжение обычно применяется как активное на операционных усилителях. В любительских — много сторонников пассивного преобразования на резисторах. Здесь применена активная дискретная система. Кроме того, эта система была оснащена простым фильтром нижних частот.

ЦАП (хотя микросхема CS8416 работает в режиме аппаратного режима) управляется микроконтроллером. Для управления выбран один из небольших микроконтроллеров AVR, Attiny 24. Он управляет включением / выключением устройства, изменением входа и индикацией.

Управлять ЦАП можно с помощью простой двухкнопочной клавиатурой или дистанционно с помощью соответствующих кодовых команд RC5, указанных на разъеме для пульта дистанционного управления на задней панели устройства.

Для питания всего цифро аналогового преобразователя звука был сделан блок питания на базе трансформатора TS8 / 38. Был перемотан трансформатор на три независимых вторичных обмотки. Два напряжения ~ 8 В и одно ~ 16 В. Первое, после выпрямления и стабилизации, используется для питания системы управления, а второе связано с реле для подачи питания. Это более высокое напряжение от трансформатора также переключается реле, что в свою очередь служит для питания преобразователя I / V и фильтров нижних частот на главной плате.

Характеристики

Для описания цифро-аналоговых преобразователей в общем случае используют следующие характеристики.

Общие

  • Разрядность. Определяет количество уровней аналогового сигнала, которое может воспроизводить ЦАП. Для N разрядного ЦАП число уровней аналогового сигнала равно 2N (включая значение для нулевого кода);
  • Напряжение питания;

Статические характеристики:

  • Статическая характеристика преобразования — это зависимости значения выходного сигнала ЦАП от значения входного кода;
  • Статическая нелинейность. Для описания статической нелинейности используют две величины: дифференциальная нелинейность (DNL) и интегральная нелинейность (INL);
  • Монотонность. Одна из важнейших характеристик ЦАП, которая говорит о том, что при увеличении кода значение аналогового сигнала также увеличивается. Унарная архитектура гарантирует монотонность. Для бинарной архитектуры монотонность не гарантируется;
  • Смещение нуля;
  • Ошибка усиления;

Динамические характеристики:

  • Максимальная частота смены входного кода. Это максимальная частота, с которой можно изменять входной код ЦАП, получая при этом корректный результат на выходе;
  • SNR (отношение сигнал/шум). Считается как отношение амплитуды восстанавливаемого гармонического сигнала к сумме амплитуд всех остальных гармоник в спектре выходного сигнала, кроме кратных, и выражается в децибелах;
  • SFDR (динамический диапазон, свободный от паразитных составляющих). Считается как отношение амплитуды восстанавливаемого гармонического сигнала к амплитуде наибольшей гармоники в спектре выходного сигнала, также выражается в децибелах. Эту характеристику так же ещё называют «динамической линейностью».
  • Потребляемая мощность;
Оцените статью:
Оставить комментарий