Ваз-21099 инжектор
Содержание
- 1 Проблемы в эксплуатации авто
- 2 Причины, по которым заливает свечи
- 3 Снятие, разборка и чистка карбюратора ваз 2109
- 4 Устройство и принцип подачи топлива
- 5 Где расположен топливный фильтр
- 6 Где находится масса ВАЗ-21099 инжектор (основная)
- 7 Настройка уровня топлива в поплавковой камере
- 8 Регулировка карбюратора
- 9 Ремонт карбюратора автомобиля ВАЗ 21099
- 10 Что такое инжектор – современная замена карбюратору
- 11 Выбор бортового компьютера
Проблемы в эксплуатации авто
Многие владельцы ВАЗ-21099 жалуются, что на малых оборотах машина сильно дергается, но при выходе на скорость около 80 км/ч успокаивается и дальше едет нормально. Почему это случается? Ответов на вопрос можно дать много. Основными причинами неисправности автомобиля является выход из строя следующих приборов:
- свеча сгорания;
- датчик массового расхода воздуха (ДМРВ);
- блок зажигания;
- проводка (нарушение работы высоковольтных проводов).
Под капотом прячется добротный мотор
Неисправности ДМРВ ВАЗ 21099, связанные с засорением прибора, — причина многих проблем. Датчик легко забивается, вследствие чего обороты мотора снижаются. ДМРВ ВАЗ 21099 можно прочистить самостоятельно, но лучше заменить его в специальном центре. Ремонт машина переживает хорошо, к тому же его придется проводить достаточно часто, так как инжектор весьма капризен.
После замены или прочистки датчика проблемы должны исчезнуть. Если же машина все равно дергается, надо проверить, горит лампочка «check». Если это так, необходимо внимательно осмотреть инжектор. В этом случае поможет ЭБУ. В зависимости от показаний ЭБУ следует либо поменять неисправный прибор или датчик, либо отвезти машину на ремонт. Очень редко бывает неисправным сам ЭБУ, но определить это может только профессионал.
При недостаточном охлаждении автомобиля могут возникнуть серьезные неисправности, поэтому с данной проблемой лучше разобраться сразу. Довольно часто термостат не виноват в происходящем. Конечно, можно поменять термостат ВАЗ 21099 на деталь от ВАЗ 2110, но это вряд ли решит проблему. Причиной неисправности может оказаться вышедший из строя датчик массового расхода воздуха.
Ремонт системы охлаждения: замена термостата
Основными причинами неполадки обычно являются:
- неисправная проводка;
- вышедший из строя инжектор;
- воздушная пробка в ДМРВ ВАЗ 21099;
- проблемы с зажиганием.
При воздушной пробке в ДМРВ ВАЗ 21099 прибор нужно будет прочистить или поменять. Для этого придется обращаться к специалисту. Если во время ремонта машины потребуется работать с внутренностями двигателя, лучше сфотографировать мотор до его разбора — в случае неисправностей будет гораздо проще собрать форсунки хотя бы так, как было раньше.
В случае замены проводки нужно ознакомиться с ее схемой. Схема 21099 инжекторной проводки не сложная, однако при неправильном подключении в критических случаях могут возникнуть большие проблемы. Если автовладелец плохо знает устройство машины, для замены проводки лучше обратиться к специалисту.
Наибольшую трудность представляют работы в салоне ВАЗ 21099. Объясняется это тем, что здесь очень мало места, а ведь требуется разобрать некоторые приборы.
Причины, по которым заливает свечи
Этот вопрос волнует владельцев карбюраторных автомобилей намного чаще, нежели инжекторных. В особенности часто это случается в зимний период времени. Существует несколько причин возникновения подобной неисправности:
- для того чтобы в зимний период года смешать рабочую смесь, требуется куда большее количество усилий, нежели летом. Чтобы данной проблемы не возникало, необходимо обязательно заливать в мотор качественное масло, держать аккумуляторную батарею в полностью заряженном состоянии, а также следить за исправностью стартера;
- двигатель сильно изношен;
- некачественные свечи либо свечные провода.
Снятие, разборка и чистка карбюратора ваз 2109
При обнаружении всех вышеперечисленных симптомов можно приступать к снятию и разборке карбюратора. На ВАЗ 2109 ремонт карбюратора солекс возможен при использовании . Рекомендуется заранее приобрести , чтобы сразу поменять все прокладки, жиклеры и клапана. Таблица имеет данные жиклеров и всех необходимых клапанов. Машина должна стоять неподвижно. Разбирая детали, самое главное – ничего не потерять.
Чтобы снять и настроить устройство, необходимо открыть капот и отсоединить от него все шланги. Они крепятся на хомутах, поэтому рекомендуется заранее запастись отверткой. Следующий этап – это трос привода педали газа и воздушной заслонки. Оба элемента снимаются достаточно просто. После этого демонтируйте фишку с экономайзера холостого хода. Демонтаж выполняется предельно аккуратно, чтобы не повредить контакты. Разобрать все – еще проще.
Условии эксплуатации | Пропускная способность См³/мин | Условии эксплуатации | Пропускная способность См³/мин |
Легкие дорожные условия со значительной нагрузкой (экономичная регулировка) | 60 | Средние дорожные условия | 110 |
Работа с прицепом (экономичная регулировка) | 160 | ||
Работа с прицепом (мощностная регулировка) | 200 | ||
Легкие дорожные условии | 80 |
Теперь можно открутить четыре гайки корпуса, удерживающие карбюратор на впускном коллекторе. Если он снимается с трудом, то можно подковырнуть его при помощи толстой отвертки. Забейте коллектор тряпкой, чтобы внутрь не попали инородные частицы и очистите место посадки от остатков старой прокладки карбюратора.
Сам карбюратор состоит из нескольких элементов:
- Верхняя крышка
- Нижняя крышка и поплавковая камера
- Блок дроссельных заслонок
В первую очередь, снимается верхняя крышка. Заодно проверяется состояние игольчатого клапана и состояние поплавка. Клапан должен перемещаться без заеданий и также легко возвращаться в исходное положение. Сразу можно проверить работу привода ускорительного насоса. Все соединения должны легко крутиться. Принцип действия многих механизмов очень простой, а стоять они должны ровно. Настраивается он после сборки.
Теперь необходимо отделить блок дроссельных заслонок от нижней крышки. Все держится при помощи болтов, поэтому отвертки тут будет достаточно. Как только все узлы будут полностью разобраны, их нужно обработать при помощи очистителя дроссельных заслонок или обычного бензина. Детали нужно вытирать при помощи сухих ветошей.
Особое внимание заслуживают жиклеры. Их нужно не только чистить, но и продувать
Все дело в том, что жиклеры имеют очень тонкие каналы, которые легко забиваются посторонними частицами. Даже одной соринки хватит, чтобы вывести весь узел из строя. Разобрать и собрать карбюратор – это полдела. Теперь нужно все аккуратно установить и настроить. Подключение шлангов выполняется без герметика.
Если остались вопросы, посмотрите видео:
Устройство и принцип подачи топлива
Двухкамерный карбюратор ВАЗ 21099 (Solex) состоит из 2 частей: основного корпуса и крышки. В крышке стоит электромагнитный клапан с жиклером холостого хода и система холодного пуска, которая иногда комплектовалась устройством подогрева. Снизу крышки закреплен поплавок с игольчатым либо шариковым клапаном, оттуда же выходит 2 латунных трубки с жиклерами на концах.
Основной корпус карбюратора оснащен такими устройствами:
- блок топливных и воздушных жиклеров (главная дозирующая система);
- диффузоры с распылителями топливовоздушной смеси;
- 2 оси с дроссельными заслонками;
- топливный ускоритель, состоящий из рычага, диафрагмы и двойного распылителя, направленного в камеры;
- система принудительного холостого хода (иначе — экономайзер).
Рисунок 1. Детали карбюратора ВАЗ-2109.
Регулировочный винт оборотов холостого хода подпирает заслонку первичной камеры и снабжен пластиковой рукояткой. Винт, управляющий обогащением топливной смеси, прячется в глубоком колодце, сделанном в «подошве» корпуса. Схема нижней части агрегата показана на рисунке 1.
Теперь о функциях, выполняемых каждой системой:
- Подпружиненная заслонка холодного пуска в закрытом положении обеспечивает подачу обогащенной смеси. При наличии биметаллической спирали открывается автоматически по мере прогрева, без таковой — вручную.
- Электромагнитный клапан перекрывает топливный канал по команде от ключа зажигания или от блока ЭПХХ.
- Поплавок с игольчатым клапаном пополняет запас бензина в поплавковой камере по мере его использования.
- Эконостат всасывает топливо из камеры и подает его прямо в коллектор через открытую заслонку, когда двигатель работает на максимальных оборотах.
- Жиклеры главной дозирующей системы смешивают горючее с воздухом и подают смесь в диффузоры за счет разрежения в камерах.
- Заслонками карбюратора ВАЗ 099 регулируется количество подаваемой в цилиндры смеси. Именно к ним подключен тросик от педали газа.
- Ускоритель впрыскивает дополнительную порцию топлива в коллектор при резком нажатии на акселератор.
- Экономайзер отключает подачу горючего по каналам холостого хода, когда машина движется накатом при включенной передаче. Снабжение возобновляется, когда обороты двигателя падают ниже 1800 об/мин.
Где расположен топливный фильтр
Топливный фильтр (ТФ) на ВАЗ-21099i предназначен для очистки бензина от сора, грязи и различных примесей, представляет собой монолитную конструкцию с жестким металлическим корпусом и фильтрующим элементом внутри. Периодичность его замены – через каждые 20-30 тыс. км пройденного пути, также в случае, если автомобиль стал двигаться с рывками, а диагностика показала, что засорился ТФ.
Где расположен топливный фильтр, выяснить несложно, для этого нужно установить авто на смотровую яму или автоподъемник. ТФ размещается на днище кузова, рядом с задней балкой и бензобаком, крепится специальным хомутом, который стягивается болтом и гайкой.
Прежде чем начинать менять фильтр, нужно стравить давление топлива, иначе при откручивании топливных штуцеров под большим напором будет брызгать бензин. Сбросить давление в магистрали можно с помощью специального ниппеля, расположенного в задней части топливной рейки. Перед началом такой операции необходимо подготовить пластиковую тару, в которую следует сливать бензин, потом открутить предохранительный колпачок.
Для стравливания давления можно использовать стандартную плоскую отвертку, во время нажатия на клапан ниппеля бензин будет выходить из системы.
После удаления топлива из магистрали приступаем к замене ТФ.
Где находится масса ВАЗ-21099 инжектор (основная)
Если слабо крутит стартер, или вовсе не запускается двигатель (происходят щелчки при запуске), возникают различные проблемы с электрикой, вполне вероятно, что на автомобиле нет нормальной массы. Устранить такую проблему в целом несложно, но для этого еще нужно знать, где находится масса ВАЗ-21099 инжектор.
Основной массовый (толстый) провод идет от минусовой клеммы аккумулятора на двигатель, более тонкий проводок соединяется с кузовом машины, от этого соединения зависят все потребители энергии в автомобиле. При плохом контакте аккумуляторная батарея перестает нормально заряжаться, чтобы стартер хорошо крутил, следует проверять надежность этих контактов, зачищать металл от окисления. Если из-за большой нагрузки (например, при установке дополнительного оборудования) массовый провод греется, и его явно не хватает, можно «проложить» дополнительную массу практически в любом месте, где обеспечивается хороший контакт двигателя с кузовом. Главное, чтобы этот провод был достаточного сечения.
Настройка уровня топлива в поплавковой камере
Поддержание нормального уровня бензина в поплавковой камере – важное условие, если оно не соблюдается, происходят нарушения в работе автомобиля:
- если уровень ниже нормы, двигателю не хватает оборотов, снижается мощность, возрастает расход бензина;
- если выше положенного, потребление горючего также повышается, к тому же еще больше.
Настройка уровня топлива для ВАЗ-2108-09-099 производится достаточно просто, и снимать карбюратор в этом случае вовсе не обязательно. Порядок регулировки положения поплавков следующий:
- снимаем КВФ в сборе с фильтрующим элементом;
- отсоединяем трос подсоса, топливные шланги, провод питания ЭМГ;
- откручиваем пять винтов крепления карбюраторной крышки;
- переворачиваем крышку, берем сверло толщиной от 1 до 2 мм и делаем замер между прокладкой и нижней поверхностью поплавков – это расстояние должно быть именно в таких пределах, причем, одинаковое.
Также можно произвести и замер уровня топлива, но перед проведением такой процедуры необходимо, чтобы двигатель проработал несколько минут на холостых оборотах. Замеряется расстояние от верхней кромки корпуса до поверхности бензина, по заводским условиям оно должно равняться 25-26 мм. Другой способ – замер штангенциркулем расстояния от прокладки до верхней кромки поплавков, оно составляет 34 мм (при перевернутой крышке).
Еще один метод измерения – с помощью специально изготовленного шаблона.
Важные условия при настройке уровня:
- поплавки должны располагаться обязательно параллельно относительно друг друга, вдоль крышки;
- устанавливаются они строго вертикально, без перекосов;
- при поднятии поплавковой пары до упора вверх расстояние от их нижних углов до прокладки должно находиться в пределах 15 мм;
- настройка крайних положений при регулировке выполняется с помощью подгибания язычков с двух сторон;
Если внутри камеры поплавки будут установлены с перекосом или не строго вертикально, возможно их перетирание о стенки корпуса, перелив бензина в результате залипания.
Регулировка карбюратора
Совет: При выполнении работ своими руками нельзя пользоваться открытым огнем и курить.
Регулировка уровня топлива в поплавковой камере
Наиболее сложной и важной регулировочной работой в карбюраторе является регулирование в поплавковой камере уровня топлива. Перед началом работы отсоединяется «- » клемма аккумуляторной батареи, снимается воздушный фильтр
Для точной и правильной регулировки устройства лучше всего изготовить шаблон, который устанавливается на крышку карбюратора. Крышка располагается в горизонтальном положении поплавками вверх. Если зазор по контуру между шаблоном и поплавками больше одного миллиметра, то необходимо выполнить регулировку его с помощью подгибания язычка и рычагами поплавков. Порядок выполнения работ:
- Снимается крышка карбюратора.
- Вымеряется зазор между прокладкой и выступами, расположенными на нижней части поплавков. Он должен быть одинаковым у двух поплавков, а его значение не должно превышать одного миллиметра.
- Если зазоры разные или больше допустимого значения, а разъемы пресс-формы относительно крышки карбюратора не параллельны, необходимо выполнить их регулировку, подогнув поплавки и язычок, упирающийся в хвостовик клапана.
- Визуально проверяется уровень топлива. Крышка устанавливается и закрепляется на карбюраторе, подсоединяются шланги подачи и слива топлива, заводится двигатель автомобиля ВАЗ 21099. Одну-две минуты двигатель работает на холостом ходу, затем он глушится, отсоединяются шланги, снимается крышка. Измеряется расстояние между плоскостью корпуса и уровнем топлива. Оно должно быть 25,5 миллиметра. При отклонении регулировка повторяется.
Регулировка привода заслонки воздуха
Порядок выполнения работ:
- Ослабляется болт, соединяющий тягу с рычагом привода заслонки для воздуха.
- Рычаг проворачивается до полного открытия воздушной заслонки.
- На приборной панели полностью утапливается ручка привода заслонки для воздуха.
Утопленная ручка привода заслонки для воздуха на приборной панели
- Вытягивается полностью тяга и затягивается болт крепящий тягу с рычагом привода заслонки для воздуха.
- Вытягивается ручка привода заслонки для воздуха до упора, что должно обеспечить закрытие заслонки.
Воздушная заслонка полностью закрыта
Если этого нет, необходимо оболочку тяги отсоединить, и перемещая ее добиться, чтобы дроссельная заслонка полностью закрылась и зафиксировать ее болтом.
Регулировка привода заслонки дросселя
Если гайка позиции 1 заворачивается – заслонка открывается, гайка позиции 2 заворачивается – заслонка закрывается.
Регулировка привода заслонки дросселя
Порядок выполнения работ:
- До упора нажимается педаль акселератора. В этом случае полностью открывается заслонка первой камеры дросселя. Определяется это перемещением в крайнее положение сектора управления заслонками дросселя.
- Педаль акселератора отпускается, тогда должна закрыться заслонка дросселя первой камеры, а сектор управления заслонками дросселя должен до упора переместиться в другую сторону. Если этого нет, необходимо отрегулировать привод.
- Ослабляется одна гайка, другая заворачивается до тех пор, пока заслонка дросселя будет полностью открываться и закрываться. Затягивается гайка, которая раньше была ослаблена.
Подробнее регулировку карбюратора можно увидеть на видео.
Ремонт карбюратора автомобиля ВАЗ 21099
Под ремонтом карбюратора на автомобиле ВАЗ 21099 подразумеваются работы, которые заключают в себе чистку основных систем и замену элементов, вышедших из строя. Необходимо приобрести ремонтный комплект для карбюратора, установленного в машине ВАЗ 21099.
Сюда входят: жиклеры, прокладки для уплотнения, пусковое устройство, ускорительный насос.
Порядок разборки карбюратора
На автомобиле ВАЗ 21099 ремонт карбюратора начинается с его разборки:
- Из карбюратора выкручивается электромагнитный клапан и извлекается топливный жиклер из его корпуса.
- Снимается крышка карбюратора и аккуратно, не повредив поплавок, откладывается в сторону.
- Снимается поплавок. С помощью шила выдавливается фиксирующая его ось, и деталь свободно снимается.
Вынимается ось и снимается поплавок
- Удаляется уплотнительная прокладка.
- Отворачивается топливный клапан.
- Снимается крышка пускового устройства и извлекается диафрагма.
- Отворачивается с боку крышки топливный фильтр.
- При необходимости снимается сектор привода дроссельными заслонками. Для этого отворачивается гайка крепления, вынимается шарик с пружиной и удаляется рычаг.
- Аккуратно поддеваются отверткой и вытаскиваются распылители ускорительного насоса.
- Разбирается ускорительный насос, снимаются пружина и диафрагма.
Удаленные из карбюратора пружина и диафрагма (по стрелкам)
- Аналогично разбирается экономайзер мощностных режимов. Если под крышкой устройства установлена пластмассовая заглушка, она просто удаляется.
- Выкручиваются эмульсионные трубки. Корпус карбюратора переворачивается, и вытряхиваются, предварительно выкрученные, основные топливные жиклеры.
- Снимается провод датчика винта, регулирующего количество смеси.
Устранение неисправностей
При выполнении всех работ самостоятельно цена ремонта карбюратора ВАЗ 21 099 будет значительно ниже, чем такую же работу выполнит специалист. В справочниках по ремонту автомобилей существует инструкция, облегчающая проведение ремонта в домашних условиях.Итак:
Промывается в ацетоне и продувается сжатым воздухом топливный жиклер.
Меняется на новую уплотнительная прокладка, в случае ее повреждения.
Следует обратить внимание на плоскости соединения корпуса с крышкой. Если отпечатки от соединения деталей не сплошные, это указывает на износ привалочной поверхности.
В этом случае нужно притереть плоскость корпуса или крышки.
Проверяется работа топливного клапана
Игла его входит без заедания, нельзя допустить большого поперечного люфта.
По своей оси легко должен перемещаться демпфирующий шарик. Если такие неисправности выявлены топливный клапан подлежит замене.
Проверяется работа пускового устройства. Нельзя допустить механических повреждений диафрагмы, а материал, из которого она изготовлена, не должен потерять эластичность.
Пружина должна быть не сильно вытянута.
Отмачивается в ацетоне, продувается сжатым воздухом топливный фильтр.
Осматриваются уплотнения распылителей, при необходимости их нужно заменить. Распылители можно помыть в ацетоне, продуть сжатым воздухом и установить обратно.
Крышка насоса промывается ацетоном.
Карбюратор ВАЗ 21099 ремонт завершен, сборка осуществляется в последовательности обратной разборке.
Что такое инжектор – современная замена карбюратору
Инжектор – это устройство, которое заменяет работу карбюратора и состоит из топливной рейки (рампы), на которую крепятся форсунки. Под высоким давлением от бензонасоса топливо поступает на рейку, и оттуда идет распределение бензина на форсунки. Форсунки инжектора, при помощи уплотнительных резиновых колец, вставляются вместе с рейкой в блок двигателя и делают впрыск топлива, которое потом воспламеняется.
Инжектор – достаточно тонкое устройство, работу которого регулирует в постоянном режиме электронный «мозг» автомобиля. Наличие бортового компьютера позволяет проводить в специализированных автосервисах быструю и точную диагностику автомобиля. Диагностика проводится подключением специального оборудования через разъем к бортовому компьютеру автомобиля.
Инжекторные модели ВАЗ 21099 с 2000 года также обзавелись электронными «мозгами». Данная модель автомобиля имеет передний привод, показывает высокую устойчивость на дорогах. Двигатель у инжекторной 99-ки четырехцилиндровый, восьмиклапанный, с рабочим объемом 1.5 л. В современном ВАЗе максимальная скорость, указанная на спидометре – 180 км/час. На практике не рекомендуется разгонять данный автомобиль свыше 160 км/час.
Конструктивной особенностью инжектора автомобиля является намного меньший расход топлива, по сравнению с карбюраторным автомобилем. ВАЗ 21099 (инжектор) имеет средний расход 7.0–7.5 л на 100 км, при средней скорости 100–120 км/час. Достигнуть снижения расхода топлива удалось за счет уменьшения энергопотребления автомобиля. Стоит отметить, что инжектор данного автомобиля не очень привередлив к октановому топливу и одинаково расходует бензин, что марки А-92, что А-95.
Мнение эксперта
Руслан Константинов
Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.
Инжекторный двигатель сегодня куда популярнее карбюратора. Неудивительно, ведь плюсы очевидны:
• режим работы двигателя подбирается автоматически;
• нет необходимости ручной настройки, человеческий фактор исключается;
• экономия топлива;
• соответствие экологическим нормам;
• не теряет мощности и может запускаться без проблем в любых условиях.
Однако и недостатками инжектор не обделён:
• более высокая стоимость, в том числе обслуживания;
• датчики не подлежат ремонту и их следует менять на новые;
• без специального оборудования и навыков самостоятельно отремонтировать инжектор затруднительно;
• от напряжения бортовой сети зависит работа двигателя.
Что касается экономичности инжекторных двигателей, то с этим могут поспорить опытные специалисты по настройке карбюратора. После правильной регулировки карбюратор потребляет даже меньше топлива, чем инжектор. Но и мощность двигателя становится меньше. Автомобилисты старой закалки и вовсе предпочитают не переходить на инжектор из-за его чувствительности к качеству топлива. Как бы то ни было, карбюратор со временем полностью уступит современным технологиям.
Выбор бортового компьютера
На рынке представлено очень много электронных устройств, которые якобы возможно установить на автомобили семейства Лада Самара. Они производятся в разных странах, находятся в разных ценовых сегментах и различаются по многим параметрам. Не обращайте внимания на советы продавцов.
В первую очередь бортовой компьютер Ваз 21099 должен быть совместим с протоколами электронного блока управления (ЭБУ), установленного на ваш автомобиль. Поэтому заранее узнайте, какой ЭБУ у вас стоит, а потом уже идите за компом
Выбирая бортовой компьютер на Ваз Спутник — Самара, обратите внимание на следующие параметры
Напряжение питания — важно, чтобы прибор работал при напряжении ниже 10 и выше 14 вольт.
Разрядность процессора — нужно, чтобы компьютер имел 32-разрядный процессор. 16-разрядный процессор может не успевать отслеживать ситуацию.
Средний потребляемый ток — дабы не повышать нагрузку на генератор, необходимо, чтобы прибор потреблял не более 0,5 А в рабочем режиме
А дабы не разряжался аккумулятор, необходимо, чтобы в ждущем режиме прибор потреблял не более 0,04 А.
Рабочая температура окружающего воздуха — для умеренных широт минимальная температура должна быть -20…-25 °С, а максимальная до +45 °С.
Дискретность предоставления информации — определяет допуски в отображении информации. Если дискретность в отображении расхода топлива будет равна 0,1 л, то показатели на дисплее будут округляться до этого значения (при расходовании 0,16 литра топлива на дисплее будет показан расход в 0,2 литра).
Наличие либо отсутствие голосового синтезатора. Голосовой синтезатор хорош тем, что проговаривает выявленные неисправности вслух. Это позволяет заметить любую поломку прямо во время движения, ведь в процессе интенсивной езды сложно глядеть на экран БК.
Среди представленных на рынке марок бортовых компьютеров специалисты рекомендуют устройства марок «Штат» и «Multitronics». Они гарантированно подходят для машин Лада. Выбор модели устройства зависит от модели автомобиля и бюджета владельца машины.