Контактная сеть троллейбуса

ВЫГОДНЫЕ МАРШРУТЫ

Сейчас в Новосибирске проложено 267 километров контактных
сетей, которые обслуживаются с помощью 33 тяговых подстанций. За счет последних
при авариях от напряжения отключается лишь небольшой участок сети, остальные
троллейбусы продолжают работу.

Всего в парке «Горэлектротранспорта» на сегодня насчитывается 288 троллейбусов самых разных модификаций. «Настоящий зоопарк», — лаконично характеризует состояние дел глава технического отдела. Основной остается легендарная модель «ЗиУ-682» в разных модификациях, в последние годы закупаются троллейбусы «ТролЗа Оптима» и «ТролЗа Мегаполис». 

На линию выходят даже троллейбусы 1989 года выпуска, при этом нормативный срок службы у этих машин — 10 лет. В парке 84 троллейбуса старше 20 лет, а 106 машин уже отработали нормативный десятилетний срок, продолжает Ноев. Впрочем, новые троллейбусы все же закупаются — в 2013 году было приобретено 20 машин.

Несмотря на огромное количество «ветеранов», специалисты депо держат коэффициент готовности на уровне 0,82 — по плану на линию ежедневно выпускаются 226 троллейбусов, остальные в это время находится в ремонте или резерве.

Самым выгодным троллейбусным маршрутом в Новосибирске
является №23 «Сад имени Дзержинского — Вокзал Новосибирск-Главный». Также
прибыль приносят маршруты №22 «Учительская — Лазурная», №24 «Жилмассив Станиславский
— Учительская», №13 «Учительская — Речной вокзал» и №5 «Городской аэропорт —
Ленинградская».

и) Система АБС

Тестирование системы АБС производится при включении АБ, при этом на
дисплее водителя должна кратковременно появиться индикация включения
системы АБС – будет мигать символАBS(желтый).

В случае неисправности символАBSбудет
гореть на дисплее. Устранить возможную неисправность в соответствии
с технической документацией на АБС. Для определения типа
неисправности необходимо однократно нажать на кнопку диагностики АБС
(SB4240) на пульте.

Работа системы АБС происходит только при торможении на скользком
участке дороги, когда имеется отличие в угловых скоростях колес
троллейбуса. Если какое-либо колесо вращается медленнее остальных, с
него в импульсном режиме снимается тормозное усилие до выравнивания
угловых скоростей колес.

Управление работой системы АБС осуществляет узел №53.

Диагностику и обслуживание системы АБС проводить согласно инструкции
по эксплуатации на АБС.

в) Остановочная тормозная система

Остановочная тормозная система предназначена для автоматического
затормаживания троллейбуса при остановках. Рекомендуется
применять остановочный тормоз при остановках, так как он
расходует значительно меньше воздуха и его использование
продлевает срок службы пружинных энергоаккумуляторов и
компрессора.

После остановки при нажатой педали тормоза или самопроизвольном
откате троллейбуса назад срабатывает электромагнитный клапанКЭи
сжатый воздух из ресивераР3(привода
дверей) через клапан редукционныйКР,
отрегулированный на рабочее давление(0,35-0,4)
МПа (3,5 4,0) кгс/см
2,
электромагнитный клапанКЭи
двухмагистральный клапанКД1поступает
к управляющему входу4ускорительного
клапанаКУ1.
В результате чего последний пропускает сжатый воздух из ресивераР4заднего
тормозного контура в тормозные камеры с энергоаккумуляторамиТА1иТА2колес
заднего моста.

При одновременном включении остановочного тормоза (открытии
дверей) и ручного тормозного кранаКТРза
счет более высокого давления в системе остановочного тормоза(0,35-0,4)
МПа (3,5-4,0) кгс/см
2(в
управляющей магистрали стояночного тормоза давление равно 0)
происходит переключение двухмагистрального клапанаКД2и
срабатывает остановочный тормоз, стояночный тормоз при этом
отключается.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ ОСТАВЛЯТЬ ТРОЛЛЕЙБУС НА ДЛИТЕЛЬНУЮ СТОЯНКУ С
ВКЛЮЧЕННЫМ ОСТАНОВОЧНЫМ ТОРМОЗОМ.

Перспективы

Троллейбусная сеть Москвы не претерпевала существенных изменений с конца 1970-х годов до середины 2010-х годов, строительство новых линий прекращено, движение троллейбусов постепенно свёртывается (в центре города прекращено с лета 2016 года) . Опережающее по сравнению с ростом пропускной способности улиц увеличение количества автотранспорта, особенно в центре и на крупных магистралях, существенно усложняет работу всех видов общественного транспорта Москвы. Поскольку троллейбусная сеть фактически проходит по наиболее напряжённым магистралям столицы, этот вид транспорта в наибольшей степени страдает из-за заторов, что сдерживает его развитие. В то же время, возможность закрытия маршрутных линий без снятия контактной сети с переводом их в служебные (сеть не мешает движению автотранспорта), не стимулирует городские власти создавать хордовые и связующие линии за пределами центра.

Несмотря на то, что троллейбусная сеть Москвы является крупнейшей в мире, её будущее остаётся неоднозначным. Фактически, начиная с 2014 года, троллейбусное движение в столице находится под угрозой уничтожения после того, как мэр С. С. Собянин (ранее закрывший также крупную троллейбусную систему в Тюмени) заявил о сокращении сети с ликвидацией её участков в центре с заменой на автобусы и электробусы по программам «Моя улица» и «Магистраль». В январе 2014 года генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов в интервью телеканалу «Москва 24» сообщил о том, что «приобретение меньшего количества троллейбусов связано с разработкой плана реформирования троллейбусного движения до 2020 года, предусматривающего вывод из эксплуатации троллейбусов и замену подвижного состава на автобусы».

Политика по закрытию троллейбусных маршрутов в центре города и планы по дальнейшему сокращению троллейбусного движения до 2020 года подвергаются критике экспертов и горожан. В январе 2017 года на Суворовской площади состоялся митинг за сохранение троллейбусной сети, на котором присутствовали около 900 человек.

20 апреля 2018 года закончился прием заявок по конкурсу на поставку в Москву первых 200 электробусов, которые планировалось запустить в эксплуатацию осенью того же года на линиях, дублирующих маршруты троллейбусов № 7, 34к, 42, 76, 36, 83, 73 и 80. Водителей троллейбусов намерены переквалифицировать в водителей электробуса, тем самым сохранив для них рабочие места. К концу 2019 года ожидается, что по улицам столицы будет курсировать 600 электробусов, а Москва войдет в тройку городов Европы и Америки имеющих большую долю электробусов.

Летом 2018 года стало известно о планах полного закрытия троллейбусного движения в Москве к 2020 году. Предполагается перепрофилирование оставшихся троллейбусных площадок под автобусный (площадки Ленинградская филиала «Центральный» и Электролитная) и автобусно-электробусный парки (основная площадка филиала «Центральный» и троллейбусная площадка филиала «Северо-Восточный»).

Межбюджетный диссонанс

Исходя из заявления Сергея Собянина о том, что столица будет ежегодно закупать 300 электробусов, нетрудно подсчитать, что только на покупку такой техники бюджет Москвы каждые 12 месяцев планирует тратить более 10 млрд рублей.

Сергей Булкин/NEWS.ru

В начале 2019 года столичный Департамент инвестиционной и промышленной политики сообщал, что город заключил контракт с ПАО «КамАЗ» на поставку 100 электробусов и 36 ультрабыстрых зарядных станций к ним. Цена вопроса составляла 6,35 млрд рублей. Вычтя из этой суммы стоимость транспортных средств, можно выяснить, что одна станция обходится в сумму более 90 млн рублей.

На фоне почти трёхтриллионной столичной казны это кажется «копейками», хотя для абсолютного большинства периферийных городов РФ одна партия нового подвижного состава в 10+ млрд сопоставима, а то и превышает весь годовой бюджет. Так, к примеру, казна Иркутска в 2019 году составила чуть более 16 млрд рублей, Омска и Волгограда — более 18 млрд рублей, Белгорода — 10 млрд рублей, Твери — 8 млрд рублей, а Кургана — менее 7 млрд рублей.

Неудивительно, что во многих нестоличных городах система общественного транспорта приходит в упадок, о чём региональные и муниципальные чиновники безуспешно говорят, аккуратно намекая на необходимость реформирования бюджетно-налоговой системы в пользу её децентрализации. Но вместо этого в стране подобие «гуманитарной помощи», которую Москва оказывает нищей провинции в виде отработавшей на столичных улицах техники.

На фоне перехода на электробусы столица, в частности, «» свои троллейбусы другим регионам, где парк городского электротранспорта порой не обновлялся десятилетиями. В последний день 2019 года 78 машин были переданы Рязани (там 50 из 130 машин отработали свой ресурс). Ростов-на-Дону получил 14 единиц подвижного состава, из которых семь вышли на маршруты, в этом году Москва передаст городу около 60 машин. По 10 троллейбусов пообещали отдать Петрозаводску и Красноярску.

Среди регионов-реципиентов оказалась и Саратовская область, которая сама производит троллейбусы. Осенью 2016 года, в преддверии выборов в Госдуму, регион 23 трамвая и 20 троллейбусов, из которых из-за неисправности на рейсы вышли только семь и один соответственно. В 2019 году Москва пообещала субъекту ещё около полусотни троллейбусов.

Сергей Лантюхов/NEWS.ru

В Саратовской области находится крупнейший в России производитель троллейбусов и электробусов с динамической подзарядкой — ЗАО «Тролза», который в последнее время пребывает не в лучшем состоянии. На заводе прошли сокращения, его рабочие устраивали митинги. Руководство компании объясняло сложности отсутствием необходимого количества оборотных средств.

До 2016 года продукцию «Тролзы», кстати, приобретала Москва, но в итоге столичная мэрия пришла к выводу, что качество троллейбусов и электробусов этого предприятия её .

Саратовский завод как потенциальную площадку для производства электробусов рассматривали в ПАО «КамАЗ», но, как заявил в апреле глава входящей в Ростех компании Сергей Когогин, переговоры о возможности покупки «Тролзы» были прекращены из-за долговых обязательств предприятия, которое в состоянии банкротства, а в октябре арбитражный суд Москвы взыскать с компании и АО «АРНО» 1 млрд рублей в пользу «БМ-Банка». Позднее многомиллионные долги приобрела фирма, связанная с соучредителем завода Владиславом Буровым, также являющегося бенефициаром Группы компаний «Букет». К активам последней спикер Госдумы Вячеслав Володин, а также его мать Лидия Барабанова.

ДОМ ДЛЯ ТРОЛЛЯ

Центральное троллейбусное депо Новосибирска (№3) встречает вереницей зелёных и красно-белых машин, которые с военной точностью стартуют из депо — часть экипажей возвращаются, вместо них на линию выходят новые.

Утренняя смена начинает работать в 5.00, последний
троллейбус приходит с линии в районе полуночи, рассказывает начальник
производственно-технического отдела «Горэлектротранспорта» Антон Ноев. Каждый
водитель перед выездом проходит обязательную медицинскую проверку.

Пришедшие с линии троллейбусы сразу же отправляются на мойку
— обязательную процедуру, отменить которую могут только сильные морозы. Под
напором воды на прямоугольных боках машин проступают неровности — следы
многочисленных перекрашиваний после капитальных ремонтов.

Как говорят в депо, у троллейбуса сразу две дороги — одна
внизу, другая вверху, а водитель обязан следить за обеими. Проработавший на линии
20 лет Виктор Недобор на вопрос об особенностях профессии смеется: «После троллейбуса
можно хоть вертолётом управлять».

Основные органы управления троллейбусом — руль, педаль
тормоза и аналог автомобильной педали газа, который называют педалью
контроллера. Выжимать сцепление и переключать передачи водителю троллейбуса не
нужно — электромотор выдает необходимую мощность на любой скорости.

Почти всех интересует, как троллейбусы умудряются проезжать
стрелки — со стороны совершенно непонятно, каким образом эти машины выбирают
необходимый путь на развилке. Однако на самом деле все довольно просто,
говорит Антон Ноев.

Режим открывания дверей водителем

Для открытия пассажирских дверей необходимо нажать один раз на
правую часть выключателей на пульте:(SB4220)
– передняя дверь,(SB4231)
– задняя дверь.

Для закрытия дверей нажать на левую часть выключателей.

При открытии дверей на пульте загораются соответствующие красные
лампы, встроенные в выключатели и на дисплее появляется силуэт
троллейбуса с открытыми дверями.

При закрытии дверей над дверьми загораются красные лампы, включается
шумовое реле (сигнализация пассажирам о начале закрытия двери) и
двери начинают закрываться. После закрытия двери соответствующая
красная лампа на пульте водителя гаснет.

Если хотя бы одна дверь не закрыта, то на дисплее пульта(рисунок
45 б), зона 26)
горит
оранжевый символ(изображение
троллейбуса с незакрытыми дверями).

При зажатии дверями пассажира происходит автоматическое открытие
дверей. При повторном нажатии на выключатель двери снова начнут
закрываться.

л) Светильники

Освещение пассажирского салона осуществляется десятью светильниками, в
каждом светильнике установлено по одной люминесцентной лампе мощностью
35 Вт.

Светильники объединены в две группы и включаются выключателем(SB4211)
на пульте.

При нажатии на выключательодин
раз, должны загореться четыре светильника сало-

на, при нажатии на выключатель торой раз должны дополнительно загореться
шесть светильников, при нажатии на выключатель третий раз свет в салоне
должен погаснуть.

ВНИМАНИЕ! В РЕЖИМЕ АВАРИЙНОГО ОСВЕЩЕНИЯ ОСТАЮТСЯ ВКЛЮЧЕНЫ ДВА
СВЕТИЛЬНИКА САЛОНА (ПРИ ОТКЛЮЧЕНИИ НАПРЯЖЕНИЯ 24 В ЗАМКОМ ЗАЖИГАНИЯ И
ВКЛЮЧЕННОМ ВЫКЛЮЧАТЕЛЕ

НА ПУЛЬТЕ).

Кабина водителя освещается одним светильником с люминесцентной лампой
мощностью

18 Вт, включение которого осуществляется выключателем(SB4206)
на пульте.

ВНИМАНИЕ! ПРИ ОТКЛЮЧЕНИИ НАПРЯЖЕНИЯ 24 В ЗАМКОМ ЗАЖИГАНИЯ ОСВЕЩЕНИЕ
КАБИНЫ ОСТАЕТСЯ ВКЛЮЧЕННЫМ, ЕСЛИ ВКЛЮЧЕН ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ

Подвижной состав

Исторический

Конечная в селе Всехсвятском. 1934 год

Английский троллейбус AEC на Ленинградском шоссе. 1937 год

  • ЛК-1 — первый советский троллейбус
  • ЛК-2, ЛК-4, ЛК-5
  • ЛК-3 — первый отечественный трёхосный троллейбус
  • ЯТБ-1, ЯТБ-2, ЯТБ-4, ЯТБ-4А
  • ЯТБ-3 — единственный советский двухэтажный троллейбус
  • МТБ-82, МТБ-82Д
  • ТБЭС(-ВСХВ)
  • МТБЭС
  • ТС-1, ТС-2 — первые советские сочленённые троллейбусы
  • ЗиУ-5 и модификации
  • ЗиУ-9, ЗиУ-9Б (вскоре — ЗиУ-682Б), ЗиУ-682В, ЗиУ-682В00, ЗиУ-682В-012, ЗиУ-682В-013, ЗиУ-682Г00, ЗиУ-682Г-013, ЗиУ-682Г-018, ЗиУ-682-Г01, ЗиУ-682ГН, ЗиУ-682ГП.
  • ЛиАЗ-МТРЗ-6220
  • ЛАЗ-52522
  • СВАРЗ-Икарус
  • ВМЗ-100
  • ЗиУ-683
  • Ikarus-280T
  • ЗиУ-52642
  • ТролЗа-5264.01 «Столица»
  • ТролЗа-5264.02 «Слобода»
  • ТролЗа-5275.00
  • ЮМЗ-Т2
  • АКСМ-101ПС

Троллейбусные поезда

В 1970 году на московском троллейбусном ремонтном заводе был изготовлен киевского изобретателя Владимира Веклича из .
В 1986 году в московском парке № 7 проходили испытания два поезда из , соединённых по системе Владимира Веклича. К этому времени в СССР троллейбусные поезда успешно эксплуатировались более чем в 20 городах страны (только в Киеве в поездах использовалось 55 процентов всего парка троллейбусов (296 сцепок)). Однако из-за интенсивного движения в городе ГАИ запретила эксплуатацию троллейбусных поездов в Москве.

  • ТролЗа-5275.05 «Оптима»
  • ТролЗа-5265.00 «Мегаполис»
  • ТролЗа-6206 «Мегаполис»
  • АКСМ-20101
  • АКСМ-321
  • АКСМ-333
  • ВМЗ-5298.01 (ВМЗ-463)
  • ВМЗ-5298.01 «Авангард»
  • ВМЗ-62151 «Премьер»
  • ЗиУ-682ГМ1 (с широкой передней дверью)
  • МТРЗ-52791 «Садовое кольцо»
  • ]
  • СВАРЗ-6235.01
  • ЛиАЗ-52802 (ВЗТМ)
  • СВАРЗ-6238ЭПМ
  • СВАРЗ-6238 (Тролза-5265.00 «Мегаполис»)
  • МТрЗ-5238

Альтернативные системы поворота

В Вологде поворот осуществляется при помощи селектрической стрелки, названную так от англоязычной версии (selectric switch). Отличие состоит в том, что контакты в перьях скошены на 45 градусов. Чтобы проехать прямо, водителю не надо совершать никаких действий, а чтобы повернуть направо водителю необходимо сделать крутой поворот. Контакты вынужденно замыкаются и троллейбус поворачивает направо.

Там же, в Вологде, можно встретить переключение при помощи транспондера, которое научно называется индуктивным. При этом водителю не требуется тратить время на переключение стрелки при помощи электричества. Это значительно ускоряет поворот. Схема здесь работает по принципу дистанционного управления. Это позволяет избежать неприятностей при подрезании другим троллейбусом, снижает влияние ошибок человеческого фактора.

Автоматика не позволяет перьям переводиться до тех пор, пока головки токоприёмников не закончат свой маневр и не перейдут на новую контактную линию. Обычно такие стрелки снабжают светофорами, которые подсказывают водителю троллейбуса текущее положение левой и правой стрелок. При возможности подрезания включается красный свет. Управление происходит при помощи кодированного радиосигнала, который передает на стрелку нужный сигнал в нужное время.

Для многих жителей крупных городов троллейбусы настолько вросли в жизнь, что стали обыденностью, но по прогнозам экспертов это будет продолжаться недолго. Если транспорту с двигателями внутреннего сгорания, скорее всего, в недалеком будущем предстоит состариться и исчезнуть, то для троллейбусов уготовлено более радужное будущее. Возможно, с увеличением емкости батарей, у них «отвалятся рога», а питание перекочует в батареи. И это – уже обыденность в Китае, где на маршрутах уже находится более 300 тысяч электроавтобусов, полная зарядка которых занимает не более 2-3 часов.

Оцените статью:
Оставить комментарий