Турбогенератор
Содержание
Система газоохлаждения генератора
Система газоохлаждения турбогенератора (ST) предназначена для охлаждения водорода, циркулирующего в корпусе генератора, и дистиллята, охлаждающего обмотку статора генератора, а также для отвода тепла от воздухоохладителей возбудителя и выпрямителя. В состав системы газоохлаждения входят (рис. 5.1.28.):
компенсационный бак ОГЦ, два теплообменника ОГЦ два насоса, четыре газоохладителя генератора, два воздухоохладителя выпрямителя, четыре воздухоохладителя возбудителя; трубопроводы, арматура, КИП. 5.1.28. Упрощенная схема системы газоохлаждения генератора
Обмотка и вал ротора, а также сердечник статора генератора охлаждаются водородом. Циркуляция водорода в генераторе осуществляется двумя вентиляторами, установленными на валу ротора. Водород, в свою очередь, охлаждается в четырех газоохладителях, встроенных в корпус генератора. Бесщеточный возбудитель, состоящий из синхронного генератора и вращающегося выпрямителя, имеет воздушное охлаждение. Синхронный генератор и вращающийся выпрямитель имеют раздельные системы вентиляции. Вентиляция синхронного генератора вытяжная, обеспечивается собственным вытяжным вентилятором, насаженным на вал. Холодный воздух поступает в пространство между ребрами вала и сердечником. Далее проходит в радиальные щели, образованные распорками якоря, омывает обмотку, поверхность якоря, полюса и нагнетается в пространство перед четырьмя воздухоохладителями, установленными в корпусе статора.
Вентиляция вращающегося выпрямителя осуществляется радиальными отверстиями, выполненными в вентильных колесах. При работе радиальные отверстия, работающие как центробежный вентилятор, осуществляют циркуляцию воздуха через два воздухоохладителя, встроенных в фундаментную плиту, и далее во внутреннюю полость вентильных колес.
Подача охлаждающей воды в теплообменники системы водяного охлаждения обмотки статора турбогенератора, в газоохладители генератора, в воздухоохладители возбудителя и выпрямителя обеспечивается двумя насосами ST11,12DO1, один из которых рабочий, другой — резервный (рис. 5.1.28.). При работе системы ST по замкнутому контуру ее рабочим телом является хим. обессоленная вода, которая охлаждается циркуляционной водой в теплообменниках. Для подпитки системы и создания подпора на всасе насосов, имеется компенсационный бак.
В теплое время года схемой предусмотрена работа системы ST по разомкнутому контуру: с подачей на всас насосов циркуляционной воды через задвижки VC33S01, VC33S02 и со сбросом ее после нагрева в сливной водовод через задвижки VC33S03, VC33S04. При работе системы по разомкнутой схеме необходимость в теплообменниках и водяном баке отпадает. Переход с разомкнутой схемы на замкнутый контур и обратно производится на остановленной турбине.
Номинальные и допустимые параметры воды в системе газоохлаждения
Параметры охлаждающей воды в газоохладителях генератора и воздухоохладителях возбудителя и выпрямителя. |
Мин. значение |
Ном. значение |
Макс, значение |
Температура охлаждающей воды на входе в газоохладители и воздухоохладители, °C |
15 |
— |
33 |
Давление охлаждающей воды на входе в газоохладители, кГс/см2 |
— |
— |
4,5 |
Общий расход охлаждающей воды от насосов газоохладителей, м3/ч |
— |
2200 |
— |
Расход охлаждающей воды на газоохладители генератора, воздухоохладители возбудителя и выпрямителя, м3/ч |
660 |
1470 |
— |
Расход охлаждающей воды на воздухоохладители возбудителя и выпрямителя, м3/ч |
— |
150 |
— |
- Назад
- Вперёд
ПГУ – и это все о них…
В последние два десятилетия па- рогазовая технология стала самой популярной в мировой энергетике – на нее приходится до двух третей всех вводимых сегодня на планете генерирующих мощностей. Это об- условлено тем, что в парогазовых установках (ПГУ) энергия сжигаемого топлива используется в бинарном цикле – сначала в газовой турбине, а потом в паровой, а потому ПГУ эффективнее любых тепловых станций (ТЭС), работающих только в паровом цикле.
ПГУ обладают рядом преиму- ществ по сравнению с традицион- ными газовыми и угольными электростанциями:
- Более высоким КПД – до 60 %;
- По сравнению с возведением обычной паротурбинной электро- станции более низкими капитальными затратами и сжатыми сроками строительства за счет блочной конфигурации ПГУ;
- Низким уровнем выбросов по сравнению с традиционными уголь- ными станциями.
Старение оборудования и низкая его эффективность – два основных фактора, которые указывают на необходимость внедрения нового технологического оборудования на отечественных станциях. При этом нужно учитывать, что в России доля газа в топливном балансе высока, более 60 %, и по планам развития в ближайшее десятилетие она существенно не снизится. Технология ПГУ также актуальна в силу наших суровых климатических условий, в которых комбинированное производство электроэнергии и тепла экономит ~30% топлива по сравнению с раздельным способом энергоснабжения городов.
На сегодняшний день приоритетными решениями при реконструкции действующих электростанций и строительства новых на базе ПГУ считаются:
- высокоэффективные газовые турбины большой мощности (110– 180 МВт), ПГУ на их основе электрической мощностью 300–500 МВт на природном газе с КПД более 57 %;
- теплофикационные ПГУ на природном газе электрической мощностью свыше 100 МВт на базе ГТУ мощностью от 50 МВт с высоким электрическим КПД во всем диапазоне рабочих нагрузок.
Для современных маневренных энергетических установок с приводом как от газовых, так и от паровых турбин в большинстве случаев применяются турбогенераторы с воздушным охлаждением. Исполнение с воздушным охлаждением упрощает конструкцию турбогенератора по сравнению с другими системами охлаждения, что в итоге повышает надежность, снижает затраты на эксплуатацию и ремонт, сокращает сроки монтажа, уменьшает номенклатуру необходимых запчастей.
Для удовлетворения нужд энергетики для паровых и газовых турбин на НПО «ЭЛСИБ» была освоена ли- нейка турбогенераторов серии ТФ с воздушным охлаж- дением (косвенное охлаждение обмотки статора и не- посредственное охлаждение обмотки ротора), табл. 1.
Система водородного охлаждения генератора
5.1.27. Схема водородного охлаждения генератора
Система обеспечивает возможность заполнения генератора водородом, азотом или воздухом, а также пополнение утечек водорода, неизбежных при эксплуатации генератора (рис. 5.1.27.). Для безопасного заполнения генератора водородом и удаления его оттуда, перед подачей воздуха, в качестве промежуточной среды используется азот. Водород или воздух вводится в корпус генератора через два коллектора, расположенных в его верхней части. Азот вводится в корпус генератора через два нижних коллектора.
В нижней части азотных коллекторов подсоединяются трубопроводы для дренирования жидкости (воды или масла), в случае попадания ее в корпус генератора и в коробку выводов. При этом с помощью указателей жидкости УЖ1 и УЖ2, установленных в низшей точке дренажных трубопроводов, на БЩУ подается сигнал и на п.НУ-41 загорается табло «Жидкость в корпусе генератора». Для определения мест попадания жидкости на дренажном трубопроводе из камер газоохладителей и коробки выводов имеются петлевые карманы с дренажными вентилями.
Водородный и азотный коллекторы генератора соединяются трубопроводами с газовой рампой, расположенной на отм.15.00 машзала. К газовой рампе подводятся также трубопроводы от центральных станционных магистралей водорода, азота и воздуха. С газовой рампы ведется подача газа в корпус генератора, как при переходных режимах, так и при его нормальной работе (подпитка водородом). Трубопроводы выпуска водорода и азота из генератора в атмосферу соединяются с общей выхлопной трубой.
На водородной магистрали от ресиверов за вентилем 1 и на воздушной магистрали за вентилем 2, в соответствии с требованиями техники безопасности, предусмотрена съемная перемычка для создания видимого разрыва на трубопроводе (рис. 5.1.27.). На газовой рампе расположены вентили, которыми оперирует оперативный персонал ЭЦ, при подпитке или замене газа в корпусе генератора, а также манометры, позволяющие контролировать давление газа в корпусе генератора и водорода, азота, воздуха в магистрали.
Для осушения водорода в корпусе генератора используется метод охлаждения с применением холодильной установки МВВ4. Принцип работы состоит в охлаждении небольшой части циркулирующего в генераторе водорода до температуры конденсации основного количества содержащихся в водороде водяных паров.
Признаками нормальной работы МВВ4 являются: обмерзание или покрытие инеем нагнетательной линии хладона от терморегулирующего вентиля до колонки испарителя;
обмерзание или отпотевание всасывающей линии от колонны до компрессора в пределах 1/3 своей длины. В летнее время допускается повышенная температура всасывающей линии (прохладная на ощупь).
Обычный режим работы МВВ4:
- — 23.30: работа,
- — 7.30: размораживание и дренирование влаги.
Основные параметры водорода в корпусе генератора
Параметры водорода в корпусе генератора |
Мин. значение |
Ном. значение |
Макс, значение |
Давление водорода в корпусе генератора, кГс/см2 |
— |
5,0±0,2 |
6,0 |
Температура /холодного/ водорода, °C. |
20 |
40 |
55 |
Температура /горячего/ водорода, °C. |
— |
— |
75 |
Чистота водорода, %. |
98 |
— |
— |
Относительная влажность водорода, приведенная к температуре /холодного/ водорода, %. |
— |
— |
20 |
Температура точки росы водорода в корпусе генератора при рабочем давлении, °C. |
— |
— |
15 |
Содержание кислорода в корпусе генератора, %. |
— |
— |
0,8 |
Температура водорода, выходящего из испарителя холодильной установки, °C. |
— |
+5 |
Автомобильный генератор. Как он работает?
— СТО39.рф/articles/electrical_equipment_of_car_11.html, Tue, 10 Mar 2015 22:10:13 GMT —>
Автомобильный генератор. Как он работает?
Разделы сайта
Устройство автомобиля
- Устройство двигателя
- Ремонт двигателя
- Трансмиссия
- Система впрыска топлива
- Подвеска автомобиля
- Тормозная система
- Рулевое управление
- Электрооборудование
- Карбюратор
- Диски. Шины. Колёса
- Кузов автомобиля
- Бензин. Автомасло
- Разное
Тюнинг автомобилейСоветы автолюбителямОпыт эксплуатации автомобилейАвтомобильные книгиАвто справочникАвто статьи
Лучшие статьи
Какой выбрать антифриз по цвету?
Замена масла в двигателе. Полезные советы
Выбор зарядного устройства для аккумулятора
Антикоррозийная обработка авто. Когда делать?