Турбогенератор

Система газоохлаждения генератора

Система газоохлаждения турбогенератора (ST) предназначена для охлаждения водорода, циркулирующего в корпусе генератора, и дистиллята, охлаждающего обмотку статора генератора, а также для отвода тепла от воздухоохладителей возбудителя и выпрямителя. В состав системы газоохлаждения входят (рис. 5.1.28.):
компенсационный бак ОГЦ, два теплообменника ОГЦ два насоса, четыре газоохладителя генератора, два воздухоохладителя выпрямителя, четыре воздухоохладителя возбудителя; трубопроводы, арматура, КИП. 5.1.28. Упрощенная схема системы газоохлаждения генератора

Обмотка и вал ротора, а также сердечник статора генератора охлаждаются водородом. Циркуляция водорода в генераторе осуществляется двумя вентиляторами, установленными на валу ротора. Водород, в свою очередь, охлаждается в четырех газоохладителях, встроенных в корпус генератора. Бесщеточный возбудитель, состоящий из синхронного генератора и вращающегося выпрямителя, имеет воздушное охлаждение. Синхронный генератор и вращающийся выпрямитель имеют раздельные системы вентиляции. Вентиляция синхронного генератора вытяжная, обеспечивается собственным вытяжным вентилятором, насаженным на вал. Холодный воздух поступает в пространство между ребрами вала и сердечником. Далее проходит в радиальные щели, образованные распорками якоря, омывает обмотку, поверхность якоря, полюса и нагнетается в пространство перед четырьмя воздухоохладителями, установленными в корпусе статора.
Вентиляция вращающегося выпрямителя осуществляется радиальными отверстиями, выполненными в вентильных колесах. При работе радиальные отверстия, работающие как центробежный вентилятор, осуществляют циркуляцию воздуха через два воздухоохладителя, встроенных в фундаментную плиту, и далее во внутреннюю полость вентильных колес.
Подача охлаждающей воды в теплообменники системы водяного охлаждения обмотки статора турбогенератора, в газоохладители генератора, в воздухоохладители возбудителя и выпрямителя обеспечивается двумя насосами ST11,12DO1, один из которых рабочий, другой — резервный (рис. 5.1.28.). При работе системы ST по замкнутому контуру ее рабочим телом является хим. обессоленная вода, которая охлаждается циркуляционной водой в теплообменниках. Для подпитки системы и создания подпора на всасе насосов, имеется компенсационный бак.
В теплое время года схемой предусмотрена работа системы ST по разомкнутому контуру: с подачей на всас насосов циркуляционной воды через задвижки VC33S01, VC33S02 и со сбросом ее после нагрева в сливной водовод через задвижки VC33S03, VC33S04. При работе системы по разомкнутой схеме необходимость в теплообменниках и водяном баке отпадает. Переход с разомкнутой схемы на замкнутый контур и обратно производится на остановленной турбине.
Номинальные и допустимые параметры воды в системе газоохлаждения

Параметры охлаждающей воды в газоохладителях генератора и воздухоохладителях возбудителя и выпрямителя.

Мин. значение

Ном. значение

Макс, значение

Температура охлаждающей воды на входе в газоохладители и воздухоохладители, °C

15

33

Давление охлаждающей воды на входе в газоохладители, кГс/см2

4,5

Общий расход охлаждающей воды от насосов газоохладителей, м3/ч

2200

Расход охлаждающей воды на газоохладители генератора, воздухоохладители возбудителя и выпрямителя, м3/ч

660

1470

Расход охлаждающей воды на воздухоохладители возбудителя и выпрямителя, м3/ч

150

  • Назад
  • Вперёд

ПГУ – и это все о них…

В последние два десятилетия па- рогазовая технология стала самой популярной в мировой энергетике – на нее приходится до двух третей всех вводимых сегодня на планете генерирующих мощностей. Это об- условлено тем, что в парогазовых установках (ПГУ) энергия сжигаемого топлива используется в бинарном цикле – сначала в газовой турбине, а потом в паровой, а потому ПГУ эффективнее любых тепловых станций (ТЭС), работающих только в паровом цикле.

ПГУ обладают рядом преиму- ществ по сравнению с традицион- ными газовыми и угольными электростанциями:

  • Более высоким КПД – до 60 %;
  • По сравнению с возведением обычной паротурбинной электро- станции более низкими капитальными затратами и сжатыми сроками строительства за счет блочной конфигурации ПГУ;
  • Низким уровнем выбросов по сравнению с традиционными уголь- ными станциями.

Старение оборудования и низкая его эффективность – два основных фактора,  которые  указывают на необходимость внедрения нового технологического оборудования на отечественных станциях. При этом нужно учитывать, что в России доля газа в топливном балансе высока, более 60 %, и по планам развития в ближайшее десятилетие она существенно не снизится. Технология ПГУ также актуальна в силу наших суровых климатических  условий, в которых комбинированное производство электроэнергии и тепла экономит ~30% топлива по сравнению с раздельным способом энергоснабжения городов.

На сегодняшний день приоритетными решениями при реконструкции действующих электростанций и строительства новых на базе ПГУ считаются:

  • высокоэффективные газовые турбины большой мощности (110– 180 МВт), ПГУ на их основе электрической мощностью 300–500 МВт на природном газе с КПД более 57 %;
  • теплофикационные ПГУ на природном газе электрической мощностью свыше 100 МВт на базе ГТУ мощностью от 50 МВт с высоким электрическим КПД во всем диапазоне рабочих нагрузок.

Для современных маневренных энергетических установок с приводом как от газовых, так и от паровых турбин в большинстве случаев применяются турбогенераторы с воздушным охлаждением. Исполнение с воздушным охлаждением упрощает конструкцию турбогенератора по сравнению с другими системами охлаждения, что в итоге повышает надежность, снижает затраты на эксплуатацию и ремонт, сокращает сроки монтажа, уменьшает номенклатуру необходимых запчастей.

Для удовлетворения нужд энергетики для паровых и газовых турбин на НПО «ЭЛСИБ» была освоена ли- нейка турбогенераторов серии ТФ с воздушным охлаж- дением (косвенное охлаждение обмотки статора и не- посредственное охлаждение обмотки ротора), табл.  1.

Система водородного охлаждения генератора

5.1.27. Схема водородного охлаждения генератора

Система обеспечивает возможность заполнения генератора водородом, азотом или воздухом, а также пополнение утечек водорода, неизбежных при эксплуатации генератора (рис. 5.1.27.). Для безопасного заполнения генератора водородом и удаления его оттуда, перед подачей воздуха, в качестве промежуточной среды используется азот. Водород или воздух вводится в корпус генератора через два коллектора, расположенных в его верхней части. Азот вводится в корпус генератора через два нижних коллектора.
В нижней части азотных коллекторов подсоединяются трубопроводы для дренирования жидкости (воды или масла), в случае попадания ее в корпус генератора и в коробку выводов. При этом с помощью указателей жидкости УЖ1 и УЖ2, установленных в низшей точке дренажных трубопроводов, на БЩУ подается сигнал и на п.НУ-41 загорается табло «Жидкость в корпусе генератора». Для определения мест попадания жидкости на дренажном трубопроводе из камер газоохладителей и коробки выводов имеются петлевые карманы с дренажными вентилями.
Водородный и азотный коллекторы генератора соединяются трубопроводами с газовой рампой, расположенной на отм.15.00 машзала. К газовой рампе подводятся также трубопроводы от центральных станционных магистралей водорода, азота и воздуха. С газовой рампы ведется подача газа в корпус генератора, как при переходных режимах, так и при его нормальной работе (подпитка водородом). Трубопроводы выпуска водорода и азота из генератора в атмосферу соединяются с общей выхлопной трубой.
На водородной магистрали от ресиверов за вентилем 1 и на воздушной магистрали за вентилем 2, в соответствии с требованиями техники безопасности, предусмотрена съемная перемычка для создания видимого разрыва на трубопроводе (рис. 5.1.27.). На газовой рампе расположены вентили, которыми оперирует оперативный персонал ЭЦ, при подпитке или замене газа в корпусе генератора, а также манометры, позволяющие контролировать давление газа в корпусе генератора и водорода, азота, воздуха в магистрали.
Для осушения водорода в корпусе генератора используется метод охлаждения с применением холодильной установки МВВ4. Принцип работы состоит в охлаждении небольшой части циркулирующего в генераторе водорода до температуры конденсации основного количества содержащихся в водороде водяных паров.
Признаками нормальной работы МВВ4 являются: обмерзание или покрытие инеем нагнетательной линии хладона от терморегулирующего вентиля до колонки испарителя;
обмерзание или отпотевание всасывающей линии от колонны до компрессора в пределах 1/3 своей длины. В летнее время допускается повышенная температура всасывающей линии (прохладная на ощупь).
Обычный режим работы МВВ4:

  1. — 23.30: работа,
  2. — 7.30: размораживание и дренирование влаги.

Основные параметры водорода в корпусе генератора

Параметры водорода в корпусе генератора

Мин. значение

Ном. значение

Макс, значение

Давление водорода в корпусе генератора, кГс/см2

5,0±0,2

6,0

Температура /холодного/ водорода, °C.

20

40

55

Температура /горячего/ водорода, °C.

75

Чистота водорода, %.

98

Относительная влажность водорода, приведенная к температуре /холодного/ водорода, %.

20

Температура точки росы водорода в корпусе генератора при рабочем давлении, °C.

15

Содержание кислорода в корпусе генератора, %.

0,8

Температура водорода, выходящего из испарителя холодильной установки, °C.

+5

Автомобильный генератор. Как он работает?

— СТО39.рф/articles/electrical_equipment_of_car_11.html, Tue, 10 Mar 2015 22:10:13 GMT —>

Автомобильный генератор. Как он работает?

Разделы сайта

Устройство автомобиля

  • Устройство двигателя
  • Ремонт двигателя
  • Трансмиссия
  • Система впрыска топлива
  • Подвеска автомобиля
  • Тормозная система
  • Рулевое управление
  • Электрооборудование
  • Карбюратор
  • Диски. Шины. Колёса
  • Кузов автомобиля
  • Бензин. Автомасло
  • Разное

Тюнинг автомобилейСоветы автолюбителямОпыт эксплуатации автомобилейАвтомобильные книгиАвто справочникАвто статьи

Лучшие статьи

Какой выбрать антифриз по цвету?

Замена масла в двигателе. Полезные советы

Выбор зарядного устройства для аккумулятора

Антикоррозийная обработка авто. Когда делать?

Оцените статью:
Оставить комментарий