Всё о терменвоксах: полный гайд для любопытных новичков
Содержание
История создания
В 1919 году руководитель Физико-технического института в Петрограде Абрам Иоффе пригласил к себе на работу Льва Термена как специалиста по радиотехнике. Новому сотруднику была поставлена задача измерения диэлектрической постоянной газов при различных давлениях и температурах.
Поначалу измерительная установка Термена представляла собой генератор электрических колебаний на катодной лампе. Испытуемый газ помещался в полость между металлическими пластинами и становился элементом колебательного контура, выполняя роль диэлектрика в конденсаторе и влияя на частоту электрических колебаний. В процессе работы над повышением чувствительности установки возникла идея объединения двух генераторов, один из которых давал колебания переменной частоты, а другой — колебания определённой неизменной частоты. Сигналы от обоих генераторов подавались на катодное реле; на выходе реле формировался сигнал с разностной частотой. Относительное изменение разностной частоты от параметров испытуемого газа позволяло компенсировать систематические ошибки, повышая точность измерений. При этом, если разностная частота попадала в звуковой диапазон, то сигнал можно было воспринимать на слух. Прибор оказался очень чувствительным: реагировал на малейшие изменения ёмкости колебательного контура, вызванные, например, изменением положения руки человека в пространстве. С изменением ёмкости менялась частота звука. То есть, звук возникал при движении руки человека.
Подобрать мелодию не составляло для Термена большого труда, так как он с детства увлекался музыкой. В ноябре 1920 года на заседании кружка механиков имени профессора Кирпичёва физик Термен дал свой первый концерт. Изобретённый им электронный музыкальный инструмент первоначально был назван этеротоном (звук из воздуха, эфира), вскоре был переименован в честь автора и стал называться терменвоксом.
При создании инструмента (помимо электрической генерации звука) Термен обращал особое внимание на «возможность весьма тонкого управления без какой-либо затраты механической энергии, требуемой для нажатия струн или клавиш. Исполнение музыки на электрическом инструменте должно производиться, например, свободными движениями пальцев в воздухе, аналогично дирижёрским жестам, на расстоянии от инструмента».. В марте 1922 года Лев Сергеевич Термен и член коллегии Наркомпочтеля председатель Радиосовета А. М. Николаев приехали в Кремль к В. И. Ленину для показа инструмента
Термен после собственноручного исполнения «Этюда» Скрябина, «Лебедя» Сен-Санса и «Жаворонка» Глинки стал помогать Ленину играть на терменвоксе. Однако вскоре оказалось, что Ленин может играть самостоятельно. Ленин завершил исполнение «Жаворонка» Глинки без помощи изобретателя. Кроме того, была продемонстрирована сигнализация на ёмкостном реле, принцип действия которого был схож с принципом действия терменвокса.
В марте 1922 года Лев Сергеевич Термен и член коллегии Наркомпочтеля председатель Радиосовета А. М. Николаев приехали в Кремль к В. И. Ленину для показа инструмента. Термен после собственноручного исполнения «Этюда» Скрябина, «Лебедя» Сен-Санса и «Жаворонка» Глинки стал помогать Ленину играть на терменвоксе. Однако вскоре оказалось, что Ленин может играть самостоятельно. Ленин завершил исполнение «Жаворонка» Глинки без помощи изобретателя. Кроме того, была продемонстрирована сигнализация на ёмкостном реле, принцип действия которого был схож с принципом действия терменвокса.
Высоко оценив перспективы изобретения, Ленин в письме наркомвоенмору Льву Троцкому от 4 апреля 1922 года писал:
В результате, несмотря на все трудности того времени, был подписан декрет о создании физико-технического отдела при Государственном рентгенологическом и радиологическом институте, где изобретатель продолжил свои исследования.
Космос и ужасы
Неудивительно, что пути Термена и созданного им инструмента надолго разошлись. Ещё в 1920-е годы, после отъезда изобретателя, знамя терменвокса в СССР подхватил его ученик Константин Ковальский, тоже бывший виолончелист. Чтобы играть было удобнее, музыкант даже разработал собственную модель инструмента. Усовершенствование состояло в том, что Ковальский придумал… педаль и кнопку, от которых Термен отказался при первой возможности. На своём инструменте с одной антенной Ковальский дал несколько тысяч концертов по всей стране, а с 1950-х годов стал играть вместе с «ансамблем электромузыкальных инструментов» Вячеслава Мещерина. Пожалуй, именно благодаря Ковальскому и Мещерину терменвокс стал восприниматься в нашей стране как атрибут советской авангардной поп-музыки.
«Терменвокс системы Ковальского» стал частым гостем в советском кино. Первым писать для него саундтреки стал Дмитрий Шостакович: вероятно, дебютом стала музыка к фильму «Одна» (1931). Композиции для терменвокса можно услышать в картинах «Подруги» (1935), «На семи ветрах» (1962) и «Большое космическое путешествие» (1975), а в комедии «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) звук этого инструмента применялся как звуковой эффект, сопровождавший работу машины времени.
Надо сказать, Голливуд тоже заинтересовался техническим новшеством. Здесь-то терменвокс и превратился в потусторонний, инопланетный голос
Дело в том, что первым из американских режиссёров на инструмент обратил внимание Альфред Хичкок, использовавший терменвокс в триллере «Заворожённый» (1945). Композитор Миклош Рожа получил за этот фильм «Оскар», а инструмент прочно обосновался в жанре хоррора и научной фантастики
Главным голливудским терменвоксистом стал Сэмюэль Хоффман (бывший… вы угадали, опять скрипач). Его исполнение легко отличить по намеренно дрожащему, нервному звуку. Тема летающих тарелок из фильма «День, когда Земля остановилась» (1951) — пожалуй, самый характерный пример хоффмановской манеры игры. Терменвокс стал настолько неотъемлемой частью той киноэпохи, что его сплошь и рядом применяют для стилизации под старые ужастики: достаточно вспомнить музыку из бёртоновских фильмов «Эд Вуд» (1994) и «Марс атакует» (1996).
Фильм «День, когда Земля остановилась» прославил звучание терменвокса среди любителей фантастики
Тем временем наступили годы холодной войны — и Лев Термен в очередной раз поспел за эпохой. В «шарашке» инженер создал первое пассивное подслушивающее устройство: крошечную проволочку с мембраной, которая под электромагнитным облучением превращалась в микрофон. Такую проволочку вставили в резной барельеф, который советские пионеры «в знак дружбы» подарили американскому консулу, после чего разведчики радостно засели с блокнотами прямо напротив посольства.
Когда восемь лет истекли, какое-то время Лев Сергеевич продолжал работать на «оборонку» уже в качестве свободного человека, а причиной его ухода стала… опять-таки фантастика. Термен живо интересовался космосом и с детства увлекался астрономией, но к литературному жанру «про пришельцев» был достаточно равнодушен. Когда службисты решили перевести его в отдел, занимавшийся НЛО, Лев Сергеевич счёл это издевательством и ушёл на пенсию.
Термен вернулся к музыке — на этот раз он устроился в Московскую консерваторию. Там как раз проводились исследования акустики и обертонов: профессора старались выяснить, из чего складывается насыщенный тембр, отличающий, например, скрипки Страдивари от фабричных моделей. Лев Сергеевич же начал исследовать, какой характер придают музыке разные исполнители: он записывал движения педалей под ногами выдающихся пианистов. Изобретатель по-прежнему нацеливался на виртуозов классической музыки, поэтому дорабатывал звучание терменвокса, консультируясь с Рахманиновым, Тосканини и Стоковским. Увы, менталитет холодной войны проник и в консерваторию: когда изобретатель неосмотрительно дал интервью американскому журналисту (сенсация: Термен жив!), его не только выгнали, но и разломали накопившиеся терменвоксы с терпситонами.
Сам Лев Термен по-прежнему играл вместо современной музыки романсы
[править] Терменфаги
по гибкости с терменвоксом может соперничать, пожалуй, только голос |
— Лидия Кавина (Слова типичного терменфага) |
Они свято верят, что терменвоксом можно сымитировать любой инструмент, какой только существует в этой Галактике, либо исполнить на нём музыку любого стиля. Более того, пытаются это делать. Результат хоть отдалённо и напоминает скрипку, орга́н, клавишные, %instrumentname%, постулат нихуя не доказывает, хотя сами исполнители никогда в этом не признаются. Для тролля эта трапеза маловероятна ввиду большой редкости терменфагов, но если змеёныш таки попался на узкой дорожке, затроллить его не составит большого труда. Всё, что нужно сделать — это заявить, что сабж — говно, и что любая свистоперделка умеет то же самое. В доказательство следует привести любую терменвоксовую композицию и заявить, что она сыграна на обычной MIDI-клаве с помощью программ, указанных здесь . На чём оно на самом деле сыграно, значения не имеет никакого — обычное быдло неспособно отличить программный синтез от аппаратного. Попытки терменфага доказать обратное способны доставить море лулзов.
Схема и ее особенности.
Схема нашего «терменвокса» изображена на рис. 1. Как мы видим, здесь имеются четыре лампы: первые две являются генераторными, третья – детекторной, а четвертая усиливает колебания низкой частоты.
Рис. 1. Принципиальная схема.
По существу можно было ограничиться одной лампой в генераторной части. Действительно, поставив простой одноламповый приемник о обратной связью, мы при увеличении генерации получили бы известные всем любителям биения в виде свиста (сложение колебаний принимаемой станции и приемника). Вращая конденсатор, мы можем менять высоту свиста, т. е. играть. Но это, конечно, не годится для вашего случая, так как при отсутствии работающих станций молчал бы и наш инструмент, что неудобно. Кроме того, почти невозможно получить чистые низкие ноты.
Можно далее поставить не два генераторных контура, а один генератор-детектор (т. е. обычный приемник с обратной связью) и дополнительный гетеродин наподобие классического супергетеродина. Однако и такой способ несколько ухудшает результаты, как показала практика, и потому приходится ставить 2 отдельные лампы. Лица, имеющие нормальный аудион (ламповый детектор) о усилителем низкой частоты, могут для получения «терменвокса» добавить лишь два генератора.
Как изменять настройку контура? Употреблять для этой цели переменный конденсатор нерационально. Так как здесь требуется весьма незначительное изменение емкости, то уже достаточно ощутительно влияет приближение руки играющего (вспомним наэкранированный регенератор, где приближение руки к конденсатору меняет настройку).
Для этой цели от сетки второго генератора выведена небольшая антенна (медный прут); приближая и удаляя правую руку, мы меняем высоту музыкальной ноты.
Рис. 2.
Труднее обстоит дело с изменением силы звука. У Термена изменение силы получалось путем приближения и удаления левой руки от проволочного круга, расположенного о левой стороны аппарата, т. е. менялась, по-видимому, емкостная связь между контурами. Однако изменение этой связи в контурах высокой частоты удавалось получать с трудом, так как всякое изменение в контуре одновременно отражалось и на силе и на высоте тона. Другой путь, а именно изменение силы в усилителе низкой частоты, оказался более удачным. Здесь пока нами применяются три способа. По первому – перед сеткой четвертой лампы включается переменный конденсатор с максимальной емкостью в 100–150 см и с минимальной начальной емкостью (рис. 2). Изменение емкости отзывается резво и на изменении силы звука. Практически такой конденсатор составляется из 2 небольших металлических плоскостей, находящихся снаружи приемника; одна неподвижна, а вторая поставлена на эбонитовую ручку, соединена гибким шнуром с сеткой и держится в левой руке. Изменение силы достигается путем сближения пластин. Так как иногда при этом слышны шумы, можно сетку соединить с накалом сопротивлением в 1–2 мегома.
По второму способу в провод, соединяющий репродуктор с анодом лампы, включается изменяющееся сопротивление (максимум 1 000 000 ом). Сопротивление можно сделать из бумажной полоски, хорошо натертой карандашом, по которой ходит ползунок, лучше всего вверх и вниз (вниз – максимальная сила звука, вверх – тихо).
Наконец, в известной степени силу звука можно регулировать изменением накала лампы усилителя низкой частоты (необходим отдельный реостат).
Для упрощения конструкции описываемая в настоящей статье схема выполнена без приспособления, изменяющего силу звука.
Внутренний вид терменвокса.
XXI век: наследие
Модель Moog Etherwave. На таких нехитрых терменвоксах сейчас играет большинство исполнителей
Причудливый способ игры и сложная история терменвокса привели к тому, что в последние годы этот инструмент стал восприниматься как атрибут гик-культуры. Наверное, окончательно такой образ закрепился за ним после того, как в «Теории большого взрыва» с космическими звуками стал развлекаться Шелдон Купер. Инструмент обманчиво лёгок в освоении, но сотни роликов начинающих исполнителей на YouTube оставляют не лучшее впечатление. Найти преподавателя по терменвоксу почти невозможно, а разработать собственную технику игры получается далеко не у каждого. Большинству энтузиастов по-прежнему хватает радости от того, что воздух умеет издавать звуки.
Легендарные создатели синтезаторов — Роберт Муг, Дэйв Смит, Томас Оберхайм и другие — в компании Льва Термена (Стэнфорд, 1991)
К счастью, в эпоху интернета разрозненные эксперименты терменвоксистов из разных стран постепенно перерастают в новый всплеск интереса к инструменту. В прошлом году отметился даже Google, отпраздновав день рождения Клары Рокмор, — 9 марта «Лебедь» Сен-Санса в её исполнении звучал на всех мониторах планеты. Постепенно появляется новое поколение выступающих исполнителей, которые пытаются использовать терменвокс именно как мелодический инструмент. При этом в Америке чаще вдохновляются эпохой Хоффмана, а в Европе некоторые склоняются к «классической школе»: так, голландцы подумывают о включении терменвокса в консерваторскую программу, а в России дело изобретателя продолжает его правнук Пётр Термен, основавший «Школу терменвокса» и ежегодный фестиваль «Терменология». Большинство музыкантов сходится на том, что от американских, немецких и японских терменвоксов можно добиться весьма достойного звучания, хотя до планки концертных моделей 1920-х ещё только предстоит дотянуться.
Торвальд Йоргенсен — один из современных терменвоксистов, предпочитающих классический репертуар
* * *
Конечно, сейчас технологии позволяют «играть на воздухе» десятками разных способов. Довольно популярна лазерная арфа — инструмент, при игре на котором музыкант перекрывает руками лучи света. Существуют целые костюмы с датчиками, подобно терпситону, реагирующие на любое движение. Однако все подобные инструменты вызывают один и тот же вопрос: когда аттракцион приестся, что останется от музыки? Похоже, простая конструкция вековой давности оказалась идеальным сочетанием классики и современности. Остаётся только заново освоить искусство игры, которое едва не потерялось за какую-то сотню лет.
Терменвокс возвращается в XXI веке (играет Пётр, правнук Льва Термена)
Эра роботов
Во второй половине XX века терменвокс всё дальше двигался от классики к эстраде. С выпуска собственной модели этого инструмента в 1953 году начал свою карьеру инженер Роберт Муг, пионер электронной музыки. Муг прославился тем, что превратил синтезаторы из дорогих и экзотических устройств в доступные каждому инструменты — благодаря ему «клавиши» стали обязательным атрибутом любой музыкальной группы 1970-х. Точно так же случилось и с терменвоксом: Муг продавал транзисторные наборы «сделай сам», которые стали куда более дешёвыми и массовыми, чем ламповые инструменты от RCA. Надо сказать, история повторилась и по другую сторону океана: ещё в 1928 году в журнале «Радио всем» опубликовали схему терменвокса, и с тех самых пор бесчисленные советские радиолюбители увлечённо паяли собственные модели.
Но хотя добыть терменвокс стало проще некуда, искусство игры на нём начало постепенно забываться
Создатели массовых моделей отлично разбирались в электронике, но не всегда уделяли внимание акустике — мало кто из них понимал, какого тембра хочет добиться от терменвокса. Возможно, сказалось здесь и то, что в 1960-х благодаря новаторству Pink Floyd шумы и посторонние звуки постепенно завоевали своё место в музыке наравне с мелодией
Как бы то ни было, в 1970-х годах терменвокс начали использовать прежде всего для спецэффектов: от инструмента с такой гибкостью звука можно добиться и рёва бензопилы, и воя сирены, и крика чайки. За этим, например, терменвокс был нужен Джимми Пейджу: музыкант размахивал перед антенной обеими руками, нагоняя характерную для Led Zeppelin тревожную атмосферу. Группа Lothar and The Hand People и вовсе утверждала, что терменвокс по имени Лотар — это их фронтмен, однако соло они всё-таки играли на электрогитаре, а в большинстве композиций Лотар отмалчивался, лишь изредка издавая загадочный вой.
В музыке 1980-х на первый план вышли синтезаторы всевозможных моделей и форм. На фоне инструментов, из которых можно было извлечь голос любого существующего и несуществующего инструмента, терменвокс занял почётное музейное место. Такие корифеи электронной музыки, как Жан-Мишель Жарр, относились к прародителю с почтением, но использовали его обычно только в тех случаях, когда нужно было добиться неровного и «вихляющего» звука. Ведь заранее продуманной мелодии от синтезатора добиться просто — но как перевести в ноты случайный взмах руки?
Дочь Термена Наталья Львовна в те годы трудилась над созданием концертного терменвокса, который работал бы на транзисторах, а не лампах. При этом даже в эпоху новых технологий инженер вовсе не считал, что изобрёл электронный инструмент. Когда основоположник жанра «эмбиент» клавишник Брайан Ино посетил Москву и с гордостью продемонстрировал Термену новейший синтезатор, старомодный Лев Сергеевич только улыбнулся и вежливо кивнул: «Очень хорошо».
Парадоксально, но при всех почестях, которые оказывали «отцу электронной музыки», за несколько десятилетий музыканты уже успели забыть, как звучал терменвокс до эпохи фантастики. Когда в 1989 году нестареющему изобретателю наконец-то удалось возобновить заграничные поездки, на западных фестивалях электронной музыки словно бы открылось окно в прошлое. Возможно, именно выступления Термена с дочерью убедили западную публику, что история «музыки эфира» ещё не дописана.
Что в Америке, что в России Термен мечтал только об одном: чтобы ему не мешали работать
Тем временем эпоха в очередной раз сменилась и принялась решительно избавляться от пережитков прошлого. Новой России удалось разрушить то, что не сломал Советский Союз: в начале 1990-х неизвестные ворвались в комнату Льва Термена и разгромили его последнюю мастерскую. Современный терменвокс концертного уровня так и остался прототипом, а прежние модели из-за отсутствия средств на ремонт постепенно вышли из строя. В 1993 году изобретатель скончался в Москве в возрасте 97 лет.
Разновидности терменвокса
Классический терменвокс
Классическим считается терменвокс, сконструированный наподобие первых терменвоксов, созданных самим Львом Терменом. При игре на таких инструментах управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя. Изменение высоты звука достигается путём приближения руки к правой антенне; громкость звука управляется приближением другой руки к левой антенне.
Львом Терменом было создано несколько концертных моделей терменвоксов:
- терменвокс для Клары Рокмор — одной из первых учениц Льва Термена;
- терменвокс для Люси Розен (англ.);
- терменвокс для Натальи Термен — дочери изобретателя;
- два терменвокса для музеев: Политехнического (где инструмент и хранится) и Центрального музея музыкальной культуры, находящегося в Москве.
Классическая модель терменвокса получила широкое распространение в разных странах мира. Самой распространённой разновидностью классического терменвокса считается инструмент американской фирмы «Moog», начавшей производство терменвоксов с момента своего основания — с 1954 года.
Терменвокс системы Ковальского
Терменвокс системы Ковальского — терменвокс, сконструированный Константином Иоилевичем Ковальским — первым исполнителем и учеником Льва Термена. При игре на подобном инструменте высота звука регулируется правой рукой, левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора, громкость звука регулируется педалью. Исполнитель играет сидя.
Исполнители — Ольга Миланич, Пётр Термен (правнук Льва Термена, изобретателя терменвокса).
Матрёмин
Матрёмин — музыкальный инструмент, созданный в Японии в 1999 году Масами Такэути — руководителем школы игры на терменвоксе. Представляет собой терменвокс с автоматической настройкой громкости, спрятанный в корпус матрёшки. При игре на инструменте частота звука изменяется при удалении и приближении руки к матрёшке. Исполнители на матрёмине собираются в большие ансамбли — до 270 человек.
Виртуальный терменвокс
Виртуальный терменвокс — виртуальный аналог терменвокса в виде программы для смартфона или КПК, оборудованного сенсорным экраном. Программа рисует на экране прямоугольную систему координат с частотой звука на одной оси и громкостью звука на другой; при касании экрана стилусом или пальцем программа определяет координаты точки касания, преобразует координаты в частоту и громкость в соответствии с отображаемой на экране системой координат и воспроизводит звук определённых частоты и громкости; так, например, при движении стилуса или пальца по горизонтали экрана может меняться высота звука, а при движении по вертикали — громкость звука. Например, программа «SunVox» российского программиста Александра Золотова реализует виртуальный терменвокс как дополнительную функцию для быстрой проверки фильтров и других частотнозависимых элементов создаваемых инструментов (удобно задать несколько, например пять-восемь, октав на экране; но использовать этот инструмент в создаваемой программой композиции нельзя).[источник не указан 385 дней]
Емкостные терменвоксы
Емкостные терменвоксы (рис.2) состоят из двух антенн WA1, WA2, двух ВЧ-генераторов G1, G2, смесителя, модулятора и УНЧ. К штыревой антенне WA1 музыкант приближает правую руку, чем изменяет частоту генерации «f1». К петлевой антенне WA2 музыкант приближает левую руку, чем изменяет амплитуду сигнала в модуляторе. Разностная частота «f1-f2» должна попадать в звуковой диапазон, для чего опорный генератор G2 подстраивается переменным резистором R1. Выходной сигнал поступает на УНЧ, нагруженный на динамик, из которого, собственно, и слышится мелодия.
Рис. 2. Схема емкостного терменвокса
Емкостные терменвоксы делятся на две большие группы:
- классические бесконтактные, собранные по схеме рис.2 и требующие от исполнителя умения синхронно манипулировать двумя руками при игре стоя;
- модифицированные контактные, у которых вместо антенны WA2 используется кнопочный манипулятор и ножная педаль для управления громкостью и тембром звука при игре сидя (система К. Ковальского).
Упрощенные модели терменвоксов могут служить хорошим подспорьем для развития у детей музыкального слуха и точной координации движений. Представьте, если заботливый папа сделает своими руками игрушку-терменвокс и разучит несколько пассажей, то в глазах у любимого чада он станет настоящим волшебником на уровне Гарри Поттера (фото 3).
Фото. 3. Девочка Janneke за терменвоксом
(Janneke | http://www.thereminworld.com/article/14272/view)
Из множества схем емкостных терменвоксов особый интерес представляют модели, имеющие стабилизацию по частоте (рис.З) и по напряжению питания (рис.4). Антенны применяют телескопические или в виде широкой металлической пластины. Схема, изображенная на рис.З, отличается от оригинала тем, что в ней исправлена ошибка в полярности включения светодиодов HL1, HL2 и добавлены поясняющие надписи. В схеме на рис.4 частоту опорного генератора регулирует именно резистор RV2, поскольку резистор RV1 в гораздо большей степени подвержен влиянию емкости, вносимой телом человека.
Рис. 3. Терменвокс со стабилизацией по частоте
Рис. 4. Терменвокс со стабилизацией по напряжению питания
Рис. 4. Таже схема с сайтаhttp://harrisoninstruments.com/101/101_schematic.html
[править] Принцип работы
Школота пытается понять, как оно работает
Схема девайса довольно проста и состоит из двух генераторов частотой несколько сотен килогерц. Первый генератор — опорный aka базовый — имеет постоянную частоту. Единственное отличие устройства второго генератора — дополнительная ёмкость в виде антенны, реагирующей на изменение расстояния от руки и в итоге меняющей частоту генератора. Выходы генераторов заводятся в смеситель, где из одной частоты вычитается вторая, на выходе — частота звукового диапазона. Вот и вся кухня — а чего ты ещё ждал от схемы начала XX века? В современных схемах, само собой, используются всяческие навороты, призванные улучшить качество звучания, но это всё примочки, суть нисколько не меняющие. Если же очередного самоделкина из кружка юных радиотехников спросить, зачем ему здесь куча дополнительных RC-фильтров и прочей лабуды (синусоида — она и в Африке синусоида), вразумительный ответ услышать вряд ли придётся. Тем не менее, определённый смысл в них есть, ибо чистая синусоида человеческому уху зело отвратна, и при изготовлении хороших терменвоксов, претендующих на звание музыкального инструмента, а не отпугивателя котов от балкона, используют вторую и третью гармоники основной частоты, кои музыканты величают первым и вторым обертонами. Также существует ещё несколько схем, но все они — более поздние моды первоначальной.
Управление терменвоксом.
Аппарат собран, остается игра. Для этого включается питание, конденсатор С2 лучше всего ставить на максимум; вращая конденсатор C1, мы ловим наиболее громкий свист. После этого регулируем добавочной пластиной настройку до пропадания свиста, т. е. до получения нулевых биений. В это время нужно держаться подальше от антенны и второго конденсатора.
Когда оба контура отрегулированы на нулевые биения, можно приступить к игре. Приближая руку к антенне, мы нарушаем равновесие и вызываем ноту. Можно так настроить контура, чтобы при приближении руки к антенне звук понижался или, наоборот, повышался. Обычно удобнее последний способ.
Терменвокс.
Если руку держать неподвижно в каком-либо положении, звук получается тусклого безжизненного оттенка; для придания ему живой окраски следует слегка тремолировать, как на скрипке, т. е. заставлять руку дрожать.
Комбинация из 4 ламп вполне достаточна для домашнего обихода при хорошем репродукторе типа «Рекорд». Для большого помещения следует прибавить еще одну ступень усиления низкой частоты. При отсутствии хорошо подобранных трансформаторов, лучше поставить усилитель на сопротивлениях или же применить оконечное усиление с мощными лампами.
Наилучший тон получается при пользовании рупорным репродуктором типа «Аккорд» или «Вестерн».
О самом методе игры сказать можно мало, так как метода или школы еще, конечно, не имеется и придется работать самоучкой. Лицам, имеющим опыт игры на струнных инструментах, особенно виолончели, будет, конечно, легче. Во всяком случае, все зависит от желания, от практики и от выносливости ваших домочадцев. Последнее играет здесь немалую роль.
Кроме описанного выше способа возможен еще один метод получения звуков различной высоты посредством лампы, а именно, путем возбуждения генерации на низкой частоте. Конструкция такого аппарата, соединенного с клавиатурой, будет описана в одном из номеров «Радио всем» в будущем году.
[править] История
Терменвокс с планеты Плюк. Скрипач не нужен
загнивающему капитализмуЛенину
Александр Васильев из Сплина на новосибирском концерте шутканул: «Лев Термен в 20х годах его изобрёл, принёс к Ленину, сыграл на нём, и Ленин, увы…», после чего зал, как и ожидалось, лёг. |
Интересно описывает терменвокс и его изобретателя замечательный академик-ракетчик Черток (заместитель Королёва) в своих мемуарах:
В 20 годы изобретатель руководил радиокружком и частенько пиздил пионеров (в число которых и входил Черток), желающих помузицировать. Данный прибор настолько запомнился академику, что в 1990-м году при его случайной встрече с изобретателем (когда одному было 78 лет, а второму, наверно, под 90) он попросил дать ему уроки игры. |
Немного истории
Если вас интересует, как появился инструмент (как и меня в своё время)…
Вот совсем коротенький рассказ
Русский физик Лев Термен собрал первый терменвокс в 1920 году…
И, как утверждают многие источники, это был первый в мире электронный инструмент.
Затем он привёз своё изобретение на Запад, рассчитывая на то, что он станет популярным в США.
Но долгие годы его попытки были тщетными, и на терменвоксе никто не играл, кроме нескольких музыкантов.
Так обстояло дело до 50-х годов, пока Роберт Муг не начал собирать собственные терменвоксы. В последующие десятилетия инструмент становился всё популярнее.
Наконец, в 1993 году вышел фильм Лев Термен: Электронная одиссея, и инструмент вышел на, возможно, наивысший уровень популярности среди музыкантов и кинематографистов.
Теперь…