Как и зачем сжижают газ: технология производства и сфера использования сжиженного газа
Содержание
Страны-потребители
Основными импортёрами СПГ в 2015 году были:
- Япония (118 млрд м³ в год);
- Республика Корея (43,7 млрд м³);
- Китай (26,2 млрд м³);
- Индия (21,7 млрд м³);
- Тайвань (18,7 млрд м³);
- Испания (13,1 млрд м³);
- Великобритания (12,8 млрд м³);
На 2014 год 29 стран импортировали СПГ.
За последние десять лет мировой спрос на СПГ увеличился вдвое, составив в 2016 году 258 млрд тонн.
Импорт СПГ в Европу
На территории Европы расположено около тридцати крупных регазификационных терминалов, суммарная мощность которых по состоянию на конец 2016 г. превышала 218 млрд кубометров в эквиваленте природного газа. Однако в число крупнейших потребителей СПГ европейские страны не входят. Общий импорт СПГ в Европу в 2016 г. составил всего лишь 51 млрд кубометров в эквиваленте (15,3 % мирового рынка этого продукта).
При этом крупные поставки осуществлялись в Испанию (13,2 млрд кубометров), Великобританию (10,5 млрд кубометров), Францию (9,7 млрд кубометров).
Одна из причин низкой активности европейских стран на рынке СПГ — его высокая стоимость. В результате существующие регазификационные мощности не востребованы, терминалы работают с довольно низкой загрузкой. В 2016 г. загрузка мощностей терминалов колебалась от 19 % в Нидерландах и 20 % в Великобритании до 31 % в Бельгии и 37 % в Италии.
Хранение
Для хранения сжиженных углеводородных газов широко используются стальные резервуары цилиндрической и сферической форм. Сферические резервуары по сравнению с цилиндрическими имеют более совершенную геометрическую форму и требуют меньшего расхода металла на единицу объёма ёмкости за счёт уменьшения толщины стенки, благодаря равномерному распределению напряжений в сварных швах и по контуру всей оболочки.
Показатель | Условная вместимость, м³ | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
25 | 50 | 100 | 160 | 175 | 200 | |||
Вместимость, м³ | действительная | 27,8 | 49,8 / 49,8 | 93,3 / 93,9 | 152,4 / 154,3 | 175 | 192,6 / 192,6 | |
полезная | 23,2 | 41,6 / 44,8 | 77,8 / 83,4 | 128,9 / 139,2 | 146 | 160,6 / 173,5 | ||
Внутренний диаметр, м. | 2,0 | 2,4 /2,4 | 3,0 / 3,0 | 3,2 /3,2 | 3,0 | 3,4 / 3,4 | ||
Общая длина, м. | 9,1 | 11,3 / 11,3 | 13,6 / 13,6 | 19,7 / 19,7 | 25,5 | 21,8 / 21,8 | ||
Длина цилиндрической части, м. | 8,00 / 8,00 | 10,0 / 10,0 | 12,0 / 12,0 | 18,0 / 18,0 | 23,8 / 23,8 | 20,0 / 20,0 | ||
Расстояние между опорами, м. | 5,5 | 6,6 / 6,6 | 8,0 / 8,0 | 11,5 / 11,5 | 15,1 | 12,8 / 12,8 | ||
Наибольшее рабочее давление, кгс/см². | 18 | 18 / 7 | 18 / 7 | 18 / 7 | 16 | 18 / 7 | ||
Толщина стенок, мм. | Ст.3 (спокойная) | корпус | 24 | 28 / 14 | 34 / 16 | 36 / 18 | 22 | 38 / 18 |
днище | 24 | 28 / 16 | 34 / 16 | 36 / 18 | 28 | 38 / 18 | ||
Ст.3 Н | корпус | 20 | 24 / 15 | 28 / 14 | 30 / 14 | 32 / 16 | ||
днище | 20 | 24 / 12 | 28 / 16 | 30 / 20 | 32 / 20 | |||
Расстояние между штуцерами, м. | 1,1 | 1,4 / 1,4 | 1,1 / 1,1 | 1,4 / 1,4 | 0,9 | 1,1 / 1,1 | ||
Расстояние между штуцером и люком, м. | 1,4 | 1,4 / 1,4 | 1,4 / 1,4 | 1,7 / 1,7 | 3,15 | 1,4 / 1,4 | ||
Общая масса, т. | Ст.3 (спокойная) | 11,7 | 20,2 / 10,4 | 37,2 / 19,1 | 60,1 / 31,9 | 44,6 | 73,9 / 55,8 | |
Ст.3 Н | 9,7 | 17,4 / 9,2 | 30,5 / 16,8 | 50,4 / 25,5 | 62,7 / 32,4 | |||
Удельный расход металла (ст.3) на 1 м³, т. | 0,420 | 0,405 / 0,209 | 0,399 / 0,205 | 0,399 / 0,200 | 0,255 | 0,384 / 0,168 |
Номинальная вместимость, м³ | Внутренний диаметр, м | Внутреннее даление, 105 Па | Марка стали | Толщина стенки, мм | Масса одного резервуара, т | Число стоек | Относительная сметная стоимость, руб. на 1 кгс/см² |
---|---|---|---|---|---|---|---|
300 | 9 | 2,5 | 09Г2С (М) | 12 | 24 | 6 | 1400 |
600 | 10,6 | 2,5 | 09Г2С (М) | 12 | 33,3 | 8 | 1200 |
600 | 10,5 | 6 | 09Г2С (М) | 16 | 43,3 | 8 | 700 |
600 | 10,5 | 10 | 09Г2С (М) | 22 | 60 | 8 — 9 | 550 |
600 | 10,5 | 10 | 09Г2С (М) | 34 | 94,6 | 8 | 500 |
600 | 10,5 | 18 | 12Г2СМФ | 25 | 69,5 | 8 | 440 |
900 | 12 | 18 | 09Г2С(М) | 38 | 140 | 8 | 480 |
900 | 12 | 18 | 12Г2СМФ | 28 | 101,5 | 8 | 420 |
2000 | 16 | 2,5 | 09Г2С (М) | 16 | 101,2 | 12 | 1070 |
2000 | 16 | 6 | 09Г2С (М) | 22 | 143 | 10 | 650 |
4000 | 20 | 2,5 | 09Г2С (М) | 20 | 218 | 16 | 1100 |
4000 | 20 | 6 | 09Г2С (М) | 28 | 305 | 14 | 650 |
На крупных предприятиях все чаще используется способ хранения сжиженных углеводородных газов при атмосферном давлении и низкой температуре. Применение этого способа достигается путём искусственного охлаждения, что приводит к снижению упругости паров сжиженных углеводородных газов. При температуре −42 °C сжиженный пропан может храниться при атмосферном давлении, в результате чего уменьшается расчетное давление при определении толщины стенок резервуаров. Достаточно, чтобы стенки выдержали только гидростатическое давление хранимого продукта. Это позволяет сократить расход металла в 8-15 раз в зависимости от хранимого продукта и объёма резервуара. Замена парка стальных резервуаров высокого давления для пропана объёмом 0,5 млн м3 низкотемпературными резервуарами такого же объёма обеспечивает экономию средств в капиталовложения в размере 90 млн долларов США и металла 146 тыс. тонн., эксплуатационные расходы при этом снижаются на 30-35 %.
На практике, в низкотемпературных резервуарах газ хранится под небольшим избыточным давлением 200—500 мм вод. ст. в теплоизолированном резервуаре, выполняющем в холодильном цикле функцию испарителя охлаждающего агента. Испаряющийся в результате притока тепла извне, газ поступает на приём компрессорного блока, где сжимается до 5-10 кгс/см². Затем газ подается в холодильник-конденсатор, где конденсируется при неизменном давлении (в качестве хладагента в данном случае чаще всего используется оборотная вода). Сконденсировавшаяся жидкость дросселируется до давления, соответствующего режиму хранения при этом температура образовавшейся газо-жидкостной смеси опускается ниже температуры кипения находящихся на хранении сжиженных углеводородных газов. Охлаждённый продукт подается в резервуар, охлаждая сжиженные углеводородные газы.
Наземные низкотемпературные резервуары сооружаются различной геометрической формы(цилиндрические, сферические) и обычно с двойными стенками, пространство между которыми заполнено теплоизолирующим материалом. Наибольшее распространение получили вертикальные цилиндрические резервуары объёмом от 10 до 200 тыс. м³., выполненные из металла и железобетона.
Что представляет собой традиционный природный газ?
В широком смысле под природным газом принято понимать практически любой из тех газов, которые применяются в качестве топлива, поскольку все они добываются из недр земли. В узком смысле под природным может пониматься газ, максимально приближенный по своим свойствам к тому, который извлекается из недр. То есть речь идет о топливе, представленном в виде несжатого, перемещаемого по специальным трубам газообразного вещества. С точки зрения химического состава традиционный природный газ чаще всего представлен метаном.
Рассматриваемый вид топлива с момента добычи и до доставки потребителю практически не меняет физического состояния и в большинстве случаев остается собственно газом. Его хранение осуществляется при задействовании специальной инфраструктуры — газовых хранилищ, в которые он закачивается. Перемещение соответствующей разновидности топлива к потребителям осуществляется, как мы отметили выше, с помощью труб.
Что такое сжиженный природный газ СПГ
Сжиженный природный газ (англ. Liquefied Natural Gas, LNG) – это производный продукт обычного природного газа.
Все дело в том, что транспортировка обычного газа возможна только через трубопроводы, что вызывает затруднения при поставках газа между странами, находящимися далеко друг от друга. Чтобы решить эту проблему, природный газ сначала сжижают, что делает возможным его транспортировку танкерами, железнодорожным и автомобильным транспортом.
После транспортировки СПГ разжижается на специальном предприятии, после чего доставляется конечному потребителю в обычном виде.
Сжиженный углеводородный газ (СУГ), сжиженный нефтяной газ (СНГ) | Энергоресурсы, топливо
Сжиженный углеводородный газ (СУГ), Сжиженный нефятной газ (СНГ) или пропан-бутан (смесь пропана C3H8и бутана C4h20)является одним из наиболее широко распространенных видов альтернативного топлива.
Газ сжиженный углеводородный представляет собой смесь пропана, нормального бутана, изобутана, пропилена, этана, этилена и других углеводородов.
Его получают как продукт переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах или при добыче нефти и природного газа.
Использование смеси данных газов в качестве топлива обусловлено рядом физико-химических свойств.
В первую очередь, это достаточно высокие температуры кипения при атмосферном давлении.
Такие свойства позволяют хранить пропан-бутановую смесь в сжиженном состоянии в диапазоне эксплуатационных температур от минус 40°С до плюс 45°С при относительно низком давлении (до 1,6 МПа).
СУГ не теряет и не изменяет своих свойств в течении долгого времени, не выветривается.
Октановое число СУГ — более благоприятно в сравнении с бензином и дизельным топливом и изменяется в интервале 90 -110, в зависимости от соотношения пропана и бутана в смеси.
Энергоэффективность СНГ ниже, чем у традиционных видов топлива из-за низкой энергии на ед объема.
Это повышает расход при сгорании на 10-20%, по сравнению с бензиновым топливом, но компенсируется в 2 раза меньшей ценой.
СНГ сгорает более эффективно и безопасно в двигателе, даже когда двигатель холодный, горит относительно чисто, без дыма и пепла, то есть более экологичен.
По сравнению с дизтопливом:
— 90 % меньше твердых частиц,
— 90 % меньше оксидов азота,
— 60 % меньше углекислого газа СО2,
— СНГ не загрязняет почву, потому что не растворяется в воде.
Каждый из компонентов газа имеет определенную температуру кипения, поэтому давление паровой фазы СУГ зависит как от температуры, так и от его компонентного состава.
Компонентный состав сжиженного углеводородного газа регламентируется ГОСТ 20448-90 «ГАЗЫ УГЛЕВОДОРОДНЫЕ СЖИЖЕННЫЕ ТОПЛИВНЫЕ ДЛЯ КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ».
Стандарт предусматривает 3 марки газа: ПТ (пропан технический), СПБТ (смесь пропана и бутана технических) и БТ (бутан технический).
Содержание пропана, бутана и других примесей в сжиженном нефтяном газе влияет на многие его свойства, потому что значительно влияет на величину октанового числа и плотность паров топлива.
Октановое число (ОЧ) — показатель сопротивления топлива детонации. ОЧ растет за счет увеличения содержания насыщенных углеводородов (пропана, н-бутана, изобутана и тд). Ненасыщенные углеводороды полимеризуются, что способствует образованию осадка — нагара в баке, в топливной системе и камере сгорания.
Упругость паров (летучесть смеси) является очень важной в низких температурах окружающей среды. Удержание ее на соответствующем уровне дает возможность СНГ выйти из бака
Оба компонента смеси являются газообразными и низкокипящими.
Пропан кипит при атмосферном давлении уже при — 42 ° С, бутан, в тех же условиях температуры при -0,5 ° С, поэтому в зимний период содержание пропана в топливном газе увеличивают для роста упругости паров газа.
Летом соотношение смеси составляет около 40% пропана и 60% бутана, а зимой соотношение является противоположным: 60/40.
АГНКС должны следить за этим.
Технологии производства СУГ:
Сегодня СНГ производится 3 разными методами.
— непосредственно из сырой нефти, когда при добыче выделяется попутный нефтяной газ, а при стабилизации в резервуарах выделяется этан, пропан, бутан и пентан.
— каталитический риформинг, когда СНГ получается на НПЗ во время крекинга и гидрогенизации сырой нефти. Выход СНГ — примерно 2%.
— одгазолирование природного газа, произведенного в процессе переработки нефти, в тч разделение углеводородов из газа более тяжелых чем этан.
Способы хранения и транспортировки
Танкер с СПГ прибывает в порт Бостона
Доставка СПГ — это процесс, включающий в себя несколько стадий. Сначала происходит трансформация природного газа в СПГ на заводах по сжижению газа, которые обычно располагаются рядом с районами добычи природного газа. СПГ хранится в специальных криоцистернах, устроенных по принципу сосуда Дьюара. Транспортируется СПГ на специализированных морских судах — газовозах, оборудованных криоцистернами, а также на спецавтомобилях. Регазифицированный СПГ транспортируется конечным потребителям по трубопроводам.
Полная технологическая цепь СПГ от скважины до потребителя отражена на видео Liquefied Natural Gas (LNG) value chain
Считается, что транспортировка газа в виде СПГ становится более экономичной по сравнению с трубопроводом на расстояниях более нескольких тысяч километров.
Сравнение
Главное отличие природного газа от сжиженного (если рассматривать и тот и другой в узком смысле) заключается, прежде всего, в том, что первый находится в газообразном состоянии — с температурой, примерно соответствующей той, что есть у окружающей среды, обладает минимальным давлением и является метаном. Второй может быть очень сильно охлажденной жидкостью (если это сжиженный метан), сжатым до состояния жидкости газом с иными химическими свойствами (если это пропан и бутан) либо веществом, превращенным в жидкость посредством сильной компрессии (если речь идет о компримированном газе, добытом из недр земли). Отсюда разница в методах транспортировки газа, в способах его хранения.
Традиционный природный газ, как правило, не требует дополнительной переработки перед доставкой непосредственно потребителю — достаточно обеспечить его поступление в трубу и осуществить последующее распределение топлива. Сжиженный газ, прежде чем подавать потребителям, необходимо регазицифировать либо извлечь из баллона, превратив из жидкости в стандартное состояние.
Определив, в чем разница между природным и сжиженным газом, зафиксируем выводы в таблице.