Ремонт стабилизаторов напряжения
Содержание
- 1 На выходе нет 220 Вольт
- 2 Ремонт релейных приборов
- 3 Повреждения реле
- 4 Неисправности электромеханических стабилизаторов напряжения
- 5 Основные неисправности
- 6 Ремонт платы управления
- 7 Ремонт двигателя сервопривода
- 8 Ремонт релейного стабилизатора Ресанта СПН-9000
- 9 Основные неисправности
- 10 Принцип работы
- 11 Виды стабилизаторов Ресанта
- 12 Добро пожаловать в блог сисадмина-паяльщика
- 13 Как правильно выбрать стабилизатор по мощности
- 14 Диагностика повреждений
- 15 Как проверить диод мультиметром
На выходе нет 220 Вольт
Неисправность проявляется в том, что стабилизатор не выдает напряжение 220 Вольт. Это не обязательно говорит о внутренних проблемах, причина может быть в напряжении сети – оно слишком низкое, и устройство просто не вытягивает. Если питание находится в рабочем диапазоне стабилизатора, тогда приступим к ремонту.
Что делать: в сервоприводных моделях поломка может быть вызвана износом щеточного механизма или самого сервопривода. Он может не доходить до конца обмотки или щетка может не контактировать с соответствующим её сектором. В простейшем случае может быть просто загрязнена графитом. Чтобы отремонтировать его, нужно почистить поверхность контактов до металлического блеска. Иногда нужно заменить щетку.
Интересно! Бывает и так, что из-за загрязнений рабочего сектора щеточного узла графитом часто напряжение не поднимается выше определенного значения.
В релейных СН это чаще всего говорит о том, что неисправно одно или несколько электромагнитных реле или каскад управления ими. Обычно он строится на транзисторе. Реле могут иметь различное напряжение катушки, часто это 12 Вольт.
Что делать: для проверки подайте напряжение на катушку и прозвоните силовые контакты. Они должны замыкать и размыкаться, реле при этом щелкает. Если этого не происходит – либо прилипли контакты (чаще), либо сгорела катушка реле (реже). Если реле исправно – проверьте транзистор, он не должен быть пробит, а переходы эмиттер-база и коллектор-база должны прозваниваться в одну сторону, как диод. Транзисторы используйте любые маломощные аналогичной проводимости.
В симисторных и тиристорных СН диагностика поломки аналогична – нужно прозвонить на пробой полупроводниковый силовой ключ и если он вышел из строя заменить аналогичным или более мощным.
Ремонт релейных приборов
Ремонт Ресанта аппаратов часто связан с заменой реле. В устройствах от этого производителя их обычно 4 или 5. Восстановление аппаратов такого типа усугубляется тем, что в маломощных стабилизаторах корпус реле изготовлен из непрозрачного пластика. Поэтому нельзя визуально определить, в каком состоянии находятся его контакты. Также маломощные реле неразборные, с них нельзя просто так снять крышку.
Дополнительная информация. То, что реле щёлкает как положено, ещё не означает, что оно исправно. Механическая часть этого компонента может быть в порядки, но он всё равно не будет выполнять свою функцию из-за нагара на контактах.
Второй неблагоприятный фактор заключается в том, что большую часть времени входное напряжение стабилизатора находится в узком диапазоне. Поэтому в основном срабатывают одни и те же реле. Чаще всего они располагаются рядом и подвержены наиболее частым отказам.
Неисправное реле может выдать себя оплавлением корпуса, характерным запахом гари или изменением цвета. Технически его можно попытаться разобрать, почистить контакты и отремонтировать. Но нет гарантий, что после ремонта оно долго прослужит. Поэтому при таких неисправностях реле лучше всего заменить аналогичным или более мощным.
Контакты реле
Повреждения реле
Если на стадии диагностики стабилизатора напряжения была выявлена неисправность реле, то лучшее, что можно сделать, – заменить новым. Так будет гораздо надёжнее. Однако, если принято решение ремонтировать реле, то делать это нужно по следующему алгоритму:
Необходимо прозвонить мультиметром катушку реле. Если она в обрыве, то её нужно перемотать (здесь опять нужен электрообмотчик).
Если катушка исправна, то реле следует разобрать
Делать это нужно крайне осторожно, чтобы не повредить его содержимое.
У разобранного прибора осматриваются контакты на предмет оплавлений, обгораний или потемнений. Если таковые имеются, то их следует устранить надфилем или тонкой пилкой для ногтей
Сгодится что угодно, лишь бы убрать нагар и неровности.
Затем на катушку реле подаётся напряжение, чтобы убедиться, что её нормально-разомкнутые контакты приходят в движение и соединяются. Надёжность работы необходимо проверить омметром. Переходное сопротивление контактов должно быть близким к нулю.
После реле собирается. По возможности оно испытывается под нагрузкой пару часов и в случае успешно пройденных испытаний возвращается обратно.
Неисправности электромеханических стабилизаторов напряжения
Наиболее распространённая причина поломки электромеханических стабилизаторов заключается в выходе из строя щёточного механизма или сервопривода. Реже встречаются проблемы с управляющей платой, хоть они и свойственны для всех стабилизирующих аппаратов.
Сердцем электромеханического стабилизатора является тороидальный трансформатор с оголённой в одном месте обмоткой. По этому проводящему участку движется с сильным трением графитовая щётка. Через неё же протекают силовые токи потребителя. В результате щёточный узел подвержен как механическому, так и тепловому износу. В случае разрушения он подлежит замене.
Графитовые щётки
Сама механика также может дать сбой. Крепежи щётки, винты и её держатель со временем разбалтываются. В случае обнаружения люфта их следует протянуть. После необходимо убедиться в равномерности прижима щёточного узла к обмотке трансформатора.
Основные неисправности
Стабилизаторы напряжения от латвийской компании Ресанта зарекомендовали себя как достаточно надежные и высокотехнологичные. Однако и они могут ломаться. В силу особенностей конструкции релейных и электромеханических устройств бывают характерные поломки, которые требуют замены поврежденных элементов и восстановления работоспособности оборудования.
У электромеханических стабилизаторов может сломаться привод, на который в процессе эксплуатации устройства приходится повышенная нагрузка. В электросетях, где отмечаются частые скачки напряжения, электродвигатель может сломаться уже через год после начала использования оборудования.
Ремонт платы управления
Диагностика и ремонт управляющей платы требуют хотя бы минимальных знаний в электронике. Нужно убедиться, что на все узлы схемы поступает питание. Проверить напряжение на коллекторах выходных транзисторов и на операционном усилителе. Микросхема ha17324a в стабилизаторе напряжения встречается наиболее часто. Она и есть вышеописанный ОУ, на котором следует проверить питание. Затем плата исследуется на наличие вздутых или потёкших конденсаторов (электролитов), пробитых диодов, резисторов в обрыве, сгоревших предохранителей и банально отвалившихся деталей. Особо тщательно осматриваются места пайки компонентов, ведь там возможны трещины. Крупные детали нужно пошевелить рукой, чтобы убедиться, что они надёжно впаяны в плату. Данные проблемы являются наиболее распространённой причиной поломки любого электронного устройства, их нужно искать в первую очередь.
Микросхема HA17324A
Дополнительная информация. Для точной проверки транзистора его следует выпаять из платы. В противном случае возможен некорректный результат.
Для человека, владеющего знаниями и опытом по ремонту электрики и электроники, наладка стабилизатора напряжения не составит особой сложности. Такая работа в большинстве случаев считается оправданной. Покупка нового устройства обойдётся в разы дороже, чем приобретение деталей для его ремонта.
Ремонт двигателя сервопривода
Когда сгорел сам двигатель, то есть два варианта:
- Покупка нового и его установка.
- Попытка реставрации старого двигателя.
Второй вариант дает возможность реанимировать двигатель собственными силами, однако, на не долгое время. Для реанимации нужно произвести отключение двигателя от общей схемы. После этого его нужно подключить к мощному источнику питания.
Вашей задачей является подача на его выходы тока с постоянным напряжением в 5 вольт. Ток при этом должен иметь силу от 90 до 160 мА. При подаче такого тока на щетках двигателя сгорает каждая мелкая частица «мусора».
Полезный совет: поскольку двигатель относится к реверсивному типу, то при подаче напряжения нужно менять полярность. Эта процедура проводится два раза.
После таких действий двигатель сможет снова работать, и стабилизатор будет выполнять свою основную функцию. Далее по несложной схеме можно проводить процедуру подключения стабилизатора напряжения, выпущенного компанией «Ресанта».
Эта схема предусматривает подключение входного фазного и нейтрального кабелей к входной фазной и нейтральной клеммам соответственно. Аналогичным является подключение выходных проводов. Также обязательно подключают заземляющий провод.
Ремонт релейного стабилизатора Ресанта СПН-9000
Принцип действия релейных стабилизаторов базируется на ступенчатом регулировании выходного напряжения.
Стабилизация напряжения в автоматическом режиме обеспечивается микропроцессором.
Коммутация отводов автотрансформатора производится скачкообразно с помощью мощных электрических реле,
управляемых транзисторными ключами. Дискретность переключения различных стабилизаторов колеблется от 5 до 20 В.
Соответственно, чем меньше это значение, тем стабильнее выходное напряжение.
Рассмотрим две характерные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации электронных стабилизаторов, на примере СПН-9000.
Стабилизация не работает при снижении входного напряжения от ~220Vдо ~170V, либо при повышении его выше ~220 В.
При этом в обоих случаях отсутствия стабилизации выходное напряжение меняется синхронно с входным. Иногда при включении стабилизатора выбивает пробки, то есть срабатывает защита от короткого замыкания. Основная «болезнь» электронных стабилизаторов напряжения — обгорание и залипание контактов реле.
Из-за неисправных реле выходят из строя ключи, собранные на транзисторах 2SD882 производства NEC. Реле (все пять штук) заменяют новыми, либо реставрируют. Для этого снимают крышки с реле, затем снимают подвижный контакт, освобождают его от пружины и с помощью наждачной бумаги «нулёвка» тщательно очищают все контакты реле (верхний, подвижный и нижний). Затем окончательно очищают все контакты бензином «Галоша» и собирают реле в обратном порядке. Потом выпаивают все пять транзисторов 2SD882 и проверяют целостность переходов. При необходимости, заменяют транзисторы новыми.
Совсем недавно пришлось ремонтировать стабилизатор напряжения с периодическим дефектом. Внешне этот дефект проявлялся как хаотическое отображение включающихся сегментов дисплея, сопровождающееся хаотическим срабатыванием реле. Этот дефект получил кодовое название «вьюга». Возникает из-за холодной пайки кварцового резонатора XTA1 с рабочей частотой 8 МГц.
Понятно, что из-за этого не будет нормально работать микроконтроллер U2 (маркировка заклеена этикеткой). Необходимо учесть, что выводы проблемного кварцового резонатора плохо обслуживаются. Поэтому лучше всего его выпаять, зачистить его выводы наждачной бумагой «нулёвка», затем качественно их облудить, подпаять и установить XTA1 на место.
Не лишней при ремонте стабилизатора будет проверка всех электролитических конденсаторов на плате контроллера. Дело в том, что производитель использует дешёвые конденсаторы торговой марки JAKEC крайне невысокого качества. Измеряют не только их ёмкость, но и ESR. На этом ремонт стабилизатора напряжения можно считать законченным. Затем стабилизатор напряжения включают и проверяют его работоспособность.
Основные неисправности
Из вышеописанного принципа работы электромеханического стабилизатора становится понятно, что когда происходит изменение тока в электросети, происходит одновременное вращение якоря двигателя и движение графитовой щетки.
Постоянное движение сервопривода и является главной слабостью электромеханического устройства. Почему? Потому, что в результате трения щетки о витки катушки происходит чрезмерное нагревание как щетки, так и витков под ней.
Кроме этого, трение вызывает износ щетки и загрязнение медных проводов. Последняя причина обусловливает появление искр.
Учитывая тот факт, что в наших электролиниях ток меняется очень часто, то с такой же частотой происходит движение сервопривода. Такое частое вращение становится причиной выхода из строя самого двигателя.
Примечательной особенностью является то, что поломка двигателя вызывает выход из строя других деталей. Так, появляется вероятность выхода из строя выходного каскада управления двигателем.
Специалисты компании «Ресанта» собирают этот каскад на основе пары транзисторов Q2 TIP41C и Q1 TIP42C. Когда происходит сгорание этих транзисторов, то сгорают и резисторы R45 и R46.
Они являются составляющими коллекторной цепи вышеуказанных транзисторов. R45 и R46 характеризуются сопротивлением в 10 Ом и мощностью в 2 ватта.
Когда есть такие неисправности, то надо провести проверку линейного стабилизатора. Его латвийские специалисты собирают на базе стабилитрона DM4 и транзистора Q3 TIP41C.
Если все эти составляющие электросхемы стабилизатора напряжения электромеханического типа, изготовленного компанией «Ресанта», сгорели, то их в любом случае нужно купить и заменить.
Принцип работы
Как и все стабилизаторы напряжения, так и нормализаторы марки «Ресанта» состоят из:
- автоматического трансформатора.
- электронного блока.
- вольтметра.
- элемента, который осуществляет подключение/отключение определенных обмоток.
Учитывая то, что производитель осуществляет выпуск различных видов стабилизаторов, элементы для подключения обмоток являются разными. О них мы отметим несколько ниже, а именно тогда, когда будем рассматривать особенности работы и ремонта каждого вида нормализатора от латвийского производителя.
Электронный блок любого стабилизатора компании «Ресанта» осуществляет управление всей работой устройства. Он управляет работой вольтметра и получает данные об уровне входного напряжения. Дальше он сравнивает это напряжение с нормированным и определяет, сколько вольт нужно добавить или отнять.
После этого определяется то, какие обмотки стабилизатора нужно подключить или же отключить. Когда известна эта информация электронный блок подключает/отключает необходимые обмотки с помощью реле или сервопривода и наши электроприборы получают нормализованный ток.
Такой принцип стабилизации тока присущ каждому стабилизатору напряжения от компании «Ресанта». Однако процесс стабилизации в различных моделях компании имеет отличия. Они обусловлены тем, что по-разному происходит подключение/отключение обмоток трансформатора.
В стенах компании выпускается два типа стабилизаторов:
- Электромеханические.
- Релейные.
И, конечно, ремонт каждого из них имеет свои особенности.
Виды стабилизаторов Ресанта
Что сегодня предлагает латвийская компания? В ассортименте две разновидности:
- Электромеханические стабилизаторы.
- Электронные цифровые.
В основе конструкции первого вида лежат два электрических прибора: автотрансформатор и сервопривод. Именно с их помощью производится плавное и точное регулирование напряжения из сети. Все показатели при этом выведены на панель корпуса, которые показывают вольтметр и амперметр. Стабилизаторы мощностью свыше 5 кВт снабжены дополнительно двумя графитовыми щетками. Это обеспечивает снижение перегрева прибора, а соответственно и увеличение срока его эксплуатации.
В конструкцию также вставлен температурный датчик, который отслеживает колебания температуры нагрева и подает сигнал, если перегрев становится выше нормы. Основное достоинство электромеханических стабилизаторов Ресанта – это стабильная работа и устойчивость к перегрузкам напряжения. Сегодня эти приборы чаще всего используются в быту при подключении бытовой и компьютерной техники.
Электромеханическая модель
Цифровой вид устроен на основе автотрансформатора и электронных ключей. Для этих приборов характерна быстрая коммутация, то есть, выравнивание напряжения до номинальной. Обычно на это уходит полсекунды. Это современное устройство с современным дизайном, где есть панель с дисплеем, на котором отображаются два напряжения: входное и выходное. Сюда же приходят и сервисные сообщения. К тому же электронные стабилизаторы Ресанта – это компактные приборы с небольшим весом. Так что разместить их можно в любом удобном для вас месте.
Есть еще одна классификация по типу подключения. Здесь разделение производится на:
- Однофазные.
- Трехфазные.
Первые используются в сети переменного тока напряжением 220 вольт. Это небольшие устройства мощностью от 0,5 до 30 кВт. Вторые – это приборы, работающие только от сети в 380 вольт. Кстати, они выравнивают входное напряжение в диапазоне 240-430 вольт. Мощность трехфазных стабилизаторов напряжения Ресанта – 3-150 кВт.
Добро пожаловать в блог сисадмина-паяльщика
Из этой толщины вычтем изоляцию 0,1 мм, и у нас остается 1,1 мм.
Итак, как я уже говорил в предыдущей статье про трехфазные стабилизаторы, трехфазный стабилизатор — это три однофазных.
В конечном итоге каждый домашний электроприбор работает в течение долгого времени и очень редко требует ремонта. Электронная плата Что же заставляет двигаться двигатель автотрансформатора? Даташит документацию на транзисторы можно скачать в конце статьи.
Эти конденсаторы не характеризуются высоким качеством. Сам сервопривод состоит из двигателя, на котором располагается электрический контакт щетка.
Ремонт электромеханического стабилизатора АСН-10000/1-ЭМ
Сильное загрязнение контактирующих витков автотрансформатора Таким образом, ускорение загрязнения набирает лавинообразный характер, что приводит к быстрому износу контактов автотрансформатора и выгоранию контактной щетки, после чего стабилизатор перестанет выдавать напряжение. Сердцем аппарата является повышающий автотрансформатор.
Так, появляется вероятность выхода из строя выходного каскада управления двигателем. В его конструкции присутствует сервопривод, который и осуществляет запуск и отключение обмоток в устройстве. С чего вдруг ему снесло голову…….
Ремонт стабилизаторов Ресанта может выполняться как в домашних условиях, так и в специализированной мастерской. Попытаться произвести ремонт поврежденного. Кроме этих транзисторов от перегрева выгорают резисторы R45 и R46, включенные в их коллекторную цепь. В электросетях, где отмечаются частые скачки напряжения, электродвигатель может сломаться уже через год после начала использования оборудования. Что такое контрольная цепь, её отличие от аварийной и тепловой цепей, и почему ремонт любой серьезной автоматики надо начинать с проверки контрольной цепи — подробно расписано , очень рекомендую, если дочитали до этого места Второе — отсутствие вентилятора охлаждения, в данном случае охлаждение естественное.
Осуществляем данную манипуляции для обоих контактов — верхнего и нижнего. Нужно осуществить подачу на выходы двигателя тока мощностью в 5 В. Это происходит за счет размыкания контактов реле KL см.
Стабилизатор напряжения. Ресанта, отзыв пользователя.
Как правильно выбрать стабилизатор по мощности
В основе выбора лежит потребляемая мощность потребителя. Стабилизаторы напряжения Ресанта можно подключать к одному потребляющему прибору или к нескольким. Поэтому для расчета мощность берется суммарная мощность всех потребителей. Какова мощность потребителя, можно узнать из его паспорта, инструкции по применению или бирке на корпусе. В интернете есть специальные таблицы, в которых эти показатели собраны.
Если суммарное значение вами определено, то прибавьте к нему еще 20%. Это своеобразный резерв, который обеспечит нормальную работу и стабилизатора, и потребителей. И все это увеличит срок их эксплуатации.
Выбор модели
Выбор модели зависит от того, в каком виде присутствует напряжение в сети вашего дома. Если оно всегда пониженное, то лучше выбирать электромеханическую модель, которая обеспечит высокую точность стабилизации. Если в сети напряжение все время скачет (то вверх, то вниз), то лучше установить цифровой прибор.
Кстати, релейные цифровые модели делятся, в свою очередь, еще по нескольким показателям с отдельной маркировкой. Так стабилизаторы настенного исполнения обозначаются серией «LUX», компактные устройства – «С», и приборы для пониженного напряжения в сети – «СПН».
Функциональность
Итак, в основе функциональных особенностей лежит безотказная и корректная работа бытовых приборов при заниженном или завышенном напряжении в сети вашего дома. К тому же стабилизаторы Ресанта обеспечивают определенную защиту бытовым приборам, что влияет на долгосрочный срок эксплуатации последних.
При этом сам стабилизатор контролирует входное и выходное напряжение в автоматическом режиме, поддерживая последний показатель в номинальном значении.
Диагностика повреждений
Ремонт стабилизаторов напряжения начинается с оценки его целесообразности. Если вольтаж на выходе аппарата равен нулю, то это ещё не значит, что проблема именно в нём. Возможно напряжение не приходит на сам стабилизатор, поэтому первым делом нужно убедиться в его наличии на входных клеммах. Сделать это можно с помощью любого вольтметра или лампочки на 220 В.
Если проблема не в этом, то следует снять крышку стабилизатора. Сначала строго обязательно нужно отключить входные автоматы и убедиться, что на прибор не приходит напряжение. Затем следует осмотреть стабилизатор на предмет обгорания дорожек платы управления, потемнения проводов, реле и их контактов или разрушения графитовых щёток.
Сгоревшая дорожка
Нелишним будет принюхаться. Если чувствуется запах гари, то следует по возможности выяснить его источник. Часто именно это становится прямым указанием на причину поломки.
Как проверить диод мультиметром
На сегодняшний день мы не можем себя представить без электроники, она нас окружает почти все время. Но, к сожалению, электроника не работает вечно и довольно распространенной причиной поломки является выход из строя диода. В этой статье я расскажу, что такое диод в принципе и как его можно проверить с помощью электронного мультиметра.
Что такое диод и как он работает
Диод – это элемент платы, представляющий из себя полупроводник с P-N переходом и вследствие этого обладающий однонаправленной проводимостью.
Конструктивно простой диод имеет два выхода: катод (отрицательный) и анод (положительный).
Примечание. В данной статье рассматривается самый простой вариант диода, имеющего только один P-N переход. В принципе их может быть больше, например, у динистора их три.
Диод работает следующим образом: когда он включен в цепь «прямо», то есть к «+» подходит положительный заряд, а к «-» отрицательный. В этом случае P-N переход раскрывается и по проводнику протекает ток, если же на «+» подать отрицательное значение, а на минус – положительное, то в данном случае переход закрывается и через проводник ток не проходит.
На этом простом принципе и построен алгоритм проверки работоспособности диода. Зная это, можно приступать к непосредственной проверке.
Проверяем исправность диода
Для успешной проверки целостности диодов нам понадобится сами диоды и мультиметр.
В подавляющем большинстве мультиметров есть функция проверки диодов и визуально она выглядит так:
Для этого просто переводим положение регулятора в данную область, берем концы и красный прислоняем к аноду (обычно производители маркируют его белой полосой или же просто пишут «-»), а черный к катоду. При этом вы увидите определенное значение:
Причем это значение является не сопротивлением, а пороговым напряжением.
Важно. При выполнении проверки не прикасайтесь пальцами к катоду и аноду, так как в таком случае вы получите не совсем корректные показания
Теперь меняем концы мультиметра местами и проверяем диод в обратном направлении.
При таком подключении на циферблате мультиметра вы увидите «1» в старшем разряде. Это говорит о том факте, что в этом направлении P-N переход закрыт, ток не протекает.
Из этих измерений можно сделать вывод – диод полностью исправен.
Виды неисправности диодов
Есть лишь два вида неисправности диодов, это:
1. Пробой. В этом случае диод становится самым обычным проводником, по которому ток может беспрепятственно перемещаться в любом направлении. При такой неисправности мультиметр издает тонкий писк, а на дисплее вы увидите значение близкое или равное нулю.
2. Обрыв . А в данном случае диод в принципе не пропускает ток ни в одно направление и по факту становится изолятором. При этом дисплей прибора в обоих случаях показывает «1». Эту поломку можно диагностировать и ошибочно, чтобы этого избежать при каждой проверке замыкайте их на себя, чтобы проверить целостность концов.
Как вы видите, диагностировать данные неисправности довольно легко.
Можно ли проверить диод, не выпаивая его из схемы
Этот вопрос вполне логичен и понятен и ответ не него таков: Полностью выпаивать диод из схемы для его проверки не обязательно, достаточно выпаять лишь одну из «ножек», этого будет вполне достаточно для его полноценной проверки.
Если не производить выпаивание одной «ноги», то при проверке вы получите неверные данные, так как в этом случае ток будет еще растекаться по схеме.
Как по показаниям мультиметра понять, по какой технологии и из какого материала выполнен диод
Проверяя различные диоды, вы можете заметить, что показания мультиметра различаются и порой довольно существенно. Это связано с тем, что диоды выполняются из различных материалов и по разным технологиям. И по этим показаниям можно определить из чего они выполнены:
Вот таким нехитрым образом происходит проверка диодов на работоспособность и исправность
Спасибо за внимание