Ремонт вентиляторов своими руками: устройство и наладка

Устройство вентилятора

Работа этого прибора очень напоминает действие двигателя реактивного самолета. В его основание вмонтирована высокоскоростная турбина с двигателем в 40 кВт, которые соединены общим валом. Всего две основных части (основание, кольцевой диффузор) входят в состав безлопастного вентилятора. Принцип действия основан на работе турбины, обеспечивающей поступление воздуха в устройстве.

Двигатель прибора оснащен камерой Геймгольца
, который улавливает и рассеивает шум работы. Корпус устройства имеет множество отверстий, всасывающих воздух. Кольцевой диффузор у прибора создан по правилам аэродинамики. С внутренней стороны на поверхности находится специальная прорезь. С ее помощью в рабочей зоне происходит нагнетание воздуха.

Сечение кольца имеет вид капли, поскольку такая форма является идеальной, с точки зрения аэродинамики. Она минимизирует вокруг себя сопротивление, что не допускает образования турбулентности.

Безлопастной вентилятор

Принцип работы

В безлопастном вентиляторе был применен технический принцип работы турбины. Размещаясь в основании устройства, турбина через отверстия корпуса всасывает воздух снаружи и подает его в кольцевой диффузор с очень узкой щелью. Его профиль, специально адаптированный, работает на увеличение эффективности разности давления. Это заставляет воздух выталкиваться с силой за счет аэродинамического эффекта.

В полученный поток сразу вливается воздух, окружающий кольцо диффузора. За счет этого воздушный рабочий поток возрастает в 15−20 раз у вентилятора без лопастей. Принцип работы такого устройства называют «умножителем воздуха». Это позволило получить безопасную и экономичную конструкцию.

Она создает плотный монотонный поток, освежающий воздушные массы. В процессе действия он функционирует неназойливо. Прибор практически бесшумный; очень интересно наблюдать, как работает вентилятор без лопастей. В отличие от обычного устройства он не создает сквозняка и не вызывает дискомфорта.

Виды вентиляторов

От формы лопаток и самого электро вентилятора зависит направление перемещения захватываемого воздуха и от скорости его захвата. Для вытяжки санузла применяются осевые и центробежные модели.

Первая группа представляет собой изделия, где есть ось и вращающиеся лопасти на ней. Моторчик располагается за этой системой. Вентилятор устанавливается в ванных или в туалетах с малой площадью. Имея небольшую производительность, низкий уровень шума и приемлемую цену, данное изделие считается самым популярным из всех представленных в магазине.

Центробежные напоминают крутящийся барабан с лопастями по его бокам. Быстрое кручение подхватывает воздух и прогоняет его в вентиляционный канал. Такие устройства рекомендуется устанавливать в больших помещениях и в промышленности.

Для экономии электроэнергии, пространства для установки и меньшего шума следует выбирать модели с загнутыми назад лопастями. Такие электро вентиляторы могут создавать много шума, создаваемого внутри трубы.

Снятие и замена резистора вентилятора

Чтобы понят, работают они или нет, нужно от их двигателей отсоединить разъем, и к проводам через которые подается напряжение подключить лампу, аналогично делаем и с датчиком, если обе лампочки загораются, то проблема в вентиляторах.

Чтобы их снять нужно, проделать следующие действия:

  1. Отключаем все провода
  2. Снимаем верхний патрубок
  3. Снимаем бампер
  4. Если имеется кондиционер, отгибаем трубки (делать это нужно аккуратно, так как они могут лопнуть) или сливаем фреон (залить обратно будет стоить не дёшево) затем снимаем радиатор кондиционера.
  5. На кожухе радиатора нужно ослабить гайки
  6. Наклоняем радиатор таким образом, чтобы можно было извлечь блок вентиляторов
  7. Откручиваем болты, которые крепят блок и извлекаем его

Если электродвигатели вентиляторов не запускаются при подключении проводов от АКБ непосредственно к клеммам питания, необходимо заменить устройства.

А еще интересно: Вентилятор охлаждения Нива Шевроле

Для этого понадобится набор гаечных ключей размером от 10 до 17 мм и крестовая отвертка.

Перед началом работ нужно загнать машину на смотровую канаву или подъемник и обесточить бортовую сеть, сняв минусовую клемму аккумулятора.

Демонтаж вентиляторов выполняется следующим образом:

  • Снять защиту картера и грязезащитный кожух.
  • Открутить саморезы и снять толстую пластину в форме паука и пару жестяных крышек, которые находятся спереди под днищем авто.
  • Открутить крепление поперечины рамки радиатора.
  • Ослабить натяжение и снять ремень гидроусилителя руля и помпы.
  • Выкрутить 4 болта, удерживающих насос ГУР.
  • Задвинуть насос назад, вывесив на шлангах.
  • Демонтировать ремень привода кондиционера.
  • Открутить болт, удерживающий зубчатый шкив ГРМ.
  • Снять шкив и ремень.
  • Открутить четыре гайки по углам корпуса электровентиляторов и два болта, фиксирующих его посередине.
  • Снять вентиляторный блок со шпилек и вытащить вниз.

Этот способ наверняка подходит для рестайлинговых моделей Нива Шевроле. На машинах постарше придется снимать решетку радиатора и бампер, откручивать крепления и отводить вперед радиаторы кондиционера и охлаждения. После этого доступ к электровентиляторам будет открыт.

Во время демонтажа следует внимательно запоминать порядок действия. Сборка производится в обратной последовательности.

Перед началом работ необходимо заехать на смотровую яму и снять клемму с аккумулятора. Для ремонта понадобятся гаечные ключи 10-13, отвертка и новый резистор. Деталь установлена в балке снизу под радиатором. Порядок снятия следующий:

  1. Открутить болты крепления и снять защиту картера вместе с грязезащитным кожухом.
  2. Демонтировать защитную планку резистора и выкрутить деталь.

Сборка выполняется в обратной последовательности.

Куда дует вентилятор охлаждения?

В этой статье мы не можем обойти вниманием вопрос о том, куда дует интересующий нас механизм. Именно его задают экспертам и коллегам-автолюбителям пользователи на десятках и сотнях форумах, посвященных обслуживанию транспортных средств

На самом деле ответ на него очень прост.

Если в вашем автомобиле поток воздуха направлен не на мотор, а на радиатор, это означает только то, что вентилятор неправильно подключили после технического обслуживания либо выполнения ремонтных работ. Вероятнее всего, просто-напросто спутали клеммы. Следует установить их правильно, и больше никогда не задаваться вопросом, куда вентилятор должен направлять поток охлажденного воздуха.

Главная →

Устройство → Система охлаждения, обогрева и вентиляции → Вентилятор →

Классификация

В зависимости от принципа действия выделяют несколько видов устройств.

  • Осевые аппараты. Наиболее распространенный вариант вентиляторов, в которых имеется двигатель с лопастным колесом, вращающимся в одной плоскости.
  • Радиальные аппараты состоят из лопаток спиралевидной формы. Воздушная масса поступает в ротор, откуда движется по радиальной оси и благодаря центробежным силам выводится в выходной патрубок в охлаждаемую зону. Такие вентиляторы охлаждают воздух с некоторой напорной силой.
  • Безлопастные устройства – наиболее современные модели, которые имеют круглую форму. Принцип их работы таков: на вертикальном основании вентилятора имеется турбина, которая необходима для забора воздушного потока, после чего она дает ему некоторую ускоряющую силу. Воздух под напором выходит из щелей формы. Непрерывность воздушного потока создается благодаря забору соседних слоев воздуха. Таким образом, безлопастные агрегаты являются исключительно безопасными.

Метод регулирования скорости двигателя напольного вентилятора

Ничего не сказано о способе регулирования скорости, неудивительно. В рассмотренной модели на катушки приходит четыре провода, один поставляет штекер. Три других входят в обмотку через тканевые кембрики. Что находится внутри доподлинно неизвестно. Выбор невелик, двигатель асинхронного типа с изолированным ротором управляется двумя способами:

  1. Изменение амплитуды напряжения.
  2. Коммутация обмоток с неодинаковым количеством витков.

Инверторное управление в расчет не берем, в данном случае просто негде уместиться такой сложной схеме. Остается регулирование амплитуды напряжения. На каждом из проводов сидит неодинаковое количество витков. Выйдет из строя одна скорость (две), кембрики придется резать, следовательно, станет очевидной и электрическая схема двигателя. Усидчивый мастер намотает новую катушку, ленивый возьмет с клиента деньги на покупку нового двигателя (старый пустит на цветмет).

Косвенно число витков узнают через соотношения сопротивлений между выводами каждой скорости. Тестер использует постоянное напряжение для измерения величины, поэтому индуктивная часть импеданса выбрасывается из рассмотрения. Число витков прямо пропорционально омическому сопротивлению участка обмотки.

Краткая характеристика вытяжного вентилятора

Устройство представляет собой небольшой предмет, который за счёт быстрого кручения лопастей перегоняет воздух по каналам системы вентиляции. При этом он не нарушает процесса естественного воздухообмена, если не имеет обратного клапана.

Предназначение

Электровентилятор для вытяжки играет важную роль в местах скопления лишней влаги, дыма или запаха. Неблагоприятные факторы способствуют образованию плесени в ванной или появлению копоти на потолке.

Чтобы устранить такие проблемы необходимо быстро и своевременно восстановить содержание воздуха до нормального состояния. Именно тогда вентилятор для вытяжки позволяет решить этот вопрос.

Место установки

В домах и в квартирах способы прогона воздуха в помещении отличаются между собой. Сложность вытяжной системы напрямую влияет на расположение вентилятора. Они могут располагаться:

  • на стене;
  • на потолке;
  • в канале.

Настенный и потолочный вентилятор (или накладной) монтируется напрямую. Он крепится к основанию вентиляционной шахты, которая проходит сквозь стену или потолочное преграждение. Встречается также смешанный вариант, когда вытяжка работает через стену и потолок одновременно.

Канальные электро вентиляторы монтируются в вентиляционную трубу, а не в её основании. Такое устройство может прогонять воздух одновременно из нескольких комнат, например, из ванной и туалета.

Минус один – неудобное обслуживание. Доступ к ним обычно закрыт, потому что труба для вентиляции проходит за стенами или потолком комнаты.

Как выбрать?

Покупка вентилятора в комнату – это дело непростое, ведь оно требует определенных технических знаний

Прежде всего, следует точно знать, какие существуют приоритеты, на что следует акцентировать внимание в первую очередь. Критерием при выборе агрегата является его мощность, ведь именно она является главным фактором, определяющим площадь «покрытия» помещения холодным воздухом

Также существуют различные другие приоритеты, которые важно учесть при такой покупке

Если вентилятор настольного типа, то его мощность не так уж существенна – для такого устройства важен, прежде всего, размер лопастей, а также бесшумность в работе. От последнего параметра во многом зависит его использование в ночное время. Уровень воспроизводимого шума может колебаться от 30 до 45 дБ. Для работы в ночное время уровень шума вентилятора не должен превышать 42дБ

Также следует обращать внимание на основу крепления лопастей устройства. Если присутствует втулка, то шума будет в несколько раз больше

Наличие шарикоподшипника значительно снижает этот показатель, а также увеличивает срок службы приобретаемого изделия.

Современные электронные устройства в настоящее время можно найти буквально на всех бытовых приборах, в том числе и на вентиляторах.

К ним относятся:

  • показатель времени;
  • система ионизации;
  • показатель температуры и влажности.

Также при покупке рекомендуется обращать внимание на вес. С увеличением скорости вращения возрастает коэффициент неустойчивого равновесия (за исключением вентиляторов, которые крепятся на вертикальные поверхности)

Не рекомендуется покупать модели неизвестных торговых марок, ведь в погоне за дешевизной можно приобрести некачественный товар, который в ближайшее время может выйти из строя.

Что это такое?

Небольшой бытовой вентилятор хорошо поставить в частном загородном домовладении – обычно такие устройства «окучивают» до 25 кв. м полезной площади. Мощность такого устройства для дома может достигать 50 Вт. В современных вентиляторах, которые приобретаются в специализированных магазинах, имеется три скорости, также присутствует поворотный узел, который легко отключается при необходимости. Управляются такие агрегаты с помощью пульта или кнопок, расположенных на панели у основания устройства.

Существует два основных вида охлаждающих устройств:

  • центробежные;
  • осевые.

Второй вариант применяется в домашних условиях чаще, так как он создает незначительное давление воздушных потоков. Крыльчатка устройства может состоять из 3 лопастей, а может – из 30. Устройство такого агрегата выполнено следующим образом: на втулке прикреплены лопасти;

  • сама втулка насажена на ось;
  • ось вращается благодаря работе электродвигателя, к которому она также крепится.

Тип управления

Управление вентиляторами может осуществляться следующими способами:

  • Механический – распространенный и самый простой тип управления. Все действия производятся нажатием соответствующих кнопок или поворотом реостата.
  • Электронный – вместо обычных кнопок используются сенсоры (кнопка, но выполнена в виде гибкой пластины), находящиеся на панели управления. Часто вместе с сенсорными кнопками внедряется небольшой ЖК дисплей, отображающий основные параметры и режимы работы. Электронное управление расширяет функционал и позволяет делать более гибкие настройки.
  • При помощи пульта дистанционного управления – позволяет вносить изменения в работу вентилятора удаленно. Пульт ДУ чаще всего используется в потолочных, настенных или напольных моделях.

Благодаря управляющим механизмам можно изменять основные характеристики работы устройства:

  • Регулировка скорости – данная возможность есть у большинства типов вентиляторов. Скорость изменяется понижением или повышением тока поступающего к электродвигателю.
  • Регулировка наклона рабочей части – позволяет изменять направление обдува по вертикали. Поток может быть направлен вверх, вниз или прямо.
  • Поворот рабочей части – прибор поворачивается по горизонтальной плоскости, увеличивая площадь обдува.
  • Таймер – позволяет задавать время включения/выключения и создавать комфортные условия в помещении.

Некоторые особенности

Хотелось бы обратить внимание, что принцип действия центробежного вентилятора построен таким образом, что он качает постоянный объем воздуха, а не массу, что позволяет фиксировать скорость расхода воздуха. Кроме того, такие модели намного экономичней, чем осевые аналоги, а конструкцию при этом имеют проще

Схема элементов центробежного вентилятора: 1 – ступица, 2 – основной диск, 3 – рабочие лопатки, 4 – передний диск, 5 – лопастная решетка, 6 – корпус, 7 – шкив, 8 – подшипники, 9 – станина, 10, 11 – фланцы.

Автопромышленность использует данные вентиляторы, чтобы охлаждать двигатели внутреннего сгорания, которые отдают «в пользование» свою энергию такому аппарату. Также это вентиляционное устройство применяется для перемещения газовых смесей и материалов в вентиляционных системах.

Могут использоваться как одно из составляющих систем отопления или охлаждения. Такая техника применима и с целью очистки и фильтрации промышленных систем.

Для обеспечения нужного уровня давления и расхода используется обычно целая серия вентиляторов. Конечно, центробежные модели имеют более высокую мощность, но при этом остаются экономичными (всего лишь 12% затрат от электричества).

Устройство центробежного вентилятора состоит из крыльчатки, которая оснащена несколькими шеренгами лопастей (ребер). В центре расположен вал, который проходит через весь корпус. Воздушные массы попадают с края, где находятся лопасти, далее за счет конструкции происходит их поворот на 90 градусов, а затем благодаря центробежной силе они разгоняются еще больше.

3 Устройство прибора

Вращающиеся элементы находятся на оси, а воздушный поток движется параллельно к ней. На входе в механизм установлен коллектор, улучшающий аэродинамические свойства всей системы. Если встречный поток отсутствует, процент потребляемой мощности устройства существенно снижается. При наличии интенсивного воздушного потока он сильно вырастает.

Диагональные вентиляторы работают по аналогичному принципу, что и предыдущий тип, а единственное отличие заключается в специфическом выпуске воздуха. Здесь он осуществляется диагональным образом. Кожух обладает конической формой, что увеличивает скорость потока при появлении давления на вращающийся пропеллер. Для таких вентиляторов характерна высокая скорость обдува и минимальный уровень шума (аксиальные приборы работают более шумно).

Радиальные агрегаты представляют собой незамысловатую конструкцию, которая включает в себя рабочее колесо, зафиксированное в спиральный кожух. Во время вращения этого механизма воздушная масса направляется в радиальном направлении и сжимается. После этого поток подается в кожух под воздействием центробежной силы и возвращается в отверстие нагрева.

Вентилятор охлаждения двигателя – разновидности устройства

Конструкция данного механизма, который нередко называют вентилятором радиатора, достаточно проста. В ней предусмотрено наличие одного шкива, на котором размещаются четыре и больше лопасти. По отношению к плоскости вращения они монтируются под определенным углом, за счет чего интенсивность нагнетания воздуха повышается (ниже мы расскажем, куда именно дует вентилятор).

Также в конструкции имеется привод. Он может быть: гидромеханическим; механическим; электрическим. Привод гидромеханического типа – это гидравлическая либо специальная вязкостная муфта. Последняя получает требуемое движение от коленвала. Такая муфта частично или полностью блокируется при повышении температуры заполняющего ее силиконового состава.

Само повышение температуры обуславливается увеличением нагрузки на мотор транспортного средства, которая возникает при увеличении количества оборотов коленвала. Вентилятор включается в тот момент, когда происходит блокировка муфты. А вот блок гидравлической муфты включается при изменении в ней объема масла. В этом заключается ее принципиальное отличие от вязкостного приспособления.

Под механическим понимают привод, выполняемый ременной передачей от коленвала двигателя. На современных автомобилях он практически не используется, так как для вращения вентилятора затрачивается значительная мощность ДВС (мотор отдает слишком много своих сил). А вот электропривод, наоборот, применяется очень часто. В его составе два основных компонента – система управления и электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя.

Система управления отслеживает температуру, которую имеет мотор автомобиля, и обеспечивает функционирование механизма охлаждения. Электромотор привода подключен к бортовому компьютеру. Схема управления стандартного электрического привода состоит из:

  • ЭБУ (электронный блок управления);
  • температурного датчика, который следит за температурой охлаждающего состава;
  • расходомера воздуха;
  • реле (по сути, регулятор), по команде коего включается и выключается вентилятор;
  • датчика для отсчета оборотов коленвала.

Исполнительным механизмом при этом является именно электрический мотор, обеспечивающий привод. Принцип работы озвученной схемы достаточно прост: датчики передают сообщения в ЭБУ; электронный блок, куда попадают сигналы, производит их обработку; после анализа сообщений ЭБУ запускает регулятор (реле) вентилятора.

Многие авто последних лет выпуска в своей конструкции имеют не регулятор, по командам которого включается и выключается вентилятор, а отдельный блок управления. Его использование дает гарантию на более экономичное и по-настоящему эффективное функционирование всей охлаждающей системы (блок всегда знает, куда дует вентилятор, под каким углом он расположен, когда требуется отключить устройство и так далее).

Оцените статью:
Оставить комментарий