Шины гибкие токопроводящие

Содержание

Основные технические характеристики шин

Основные технические характеристики шин приведены в таблице 1.

Таблица 1. Основные технические характеристики шин

Наименование параметра

Значение параметра

Номинальный ток, А

800, 1300, 1600, 2000

Ток термической стойкости, кА

не менее 31,5

Ток электродинамической стойкости (ударное значение), кА

не менее 80

Время протекания тока термической стойкости, с

3

Климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ 15150-69

ХЛ1

Шины изготавливаются нескольких типоисполнений по сечению / номинальному току. Характеристики шин разных типоисполнений приведены в таблице 2.

По требованиям заказчика, технические характеристики, а также габаритные и присоединительные размеры шин могут иметь значения, отличные от указанных в табл. 1, 2.

Таблица 2. Технические характеристики шин различных типоисполнений

№ исполнения п/п

Поперечное сечение S, мм2 не менее

Номинальный ток, А не менее

Кол-во жгутов в пакете, шт.

Присоединительный размер р, мм

Толщина контактной площадки шины s, мм

Ширина шины b, мм

1

300

800

6

45

7,5

84

2

450

1300

9

45

11

84

3

600

1600

12

60

11

112

4

800

2000

16

60

15

112

Номинальные размеры электротехнических медных шин, токовые нагрузки, требования предъявляемые к техническим характеристикам и предельным отклонениям геометрических параметров согласно стандарту ГОСТ 434-89 (ссылка для скачивания нормативного документа)

Скачать стандарт на медные шины ГОСТ 434 от 1978 года.
 

Продукция выпускаемая по ГОСТ 434-78

Документ ГОСТ 434-89 нормирует изготовление электротехнических медных шин и проволоки с сечениями в виде прямоугольника.

Медные шины производят следующих марок:

  • ШМТВ – шина медная твёрдая без кислорода;
  • ШММ и ШМТ – шина медная мягкая и твёрдая соответственно.

Номинальные размеры шин из меди представлены в таблице 4 на странице 10. По вертикали указана ширина b, по горизонтали – толщина a, в пересечение – площадь поперечного сечения с учётом радиуса скругления.
 
 

Технические характеристики медных электротехнических шин согласно ГОСТ 434-78

Погонная масса электротехнической шины, выполненной из меди, вычисляется согласно выражению:m = ρ · S,
где ρ = 8900 кг/м3 – плотность меди;
S – площадь сечения шины, определяемая по таблице 4 (требуется мм2 перевести в м2 или умножить на 10-6).
 Предельные отклонения размеров нормируются согласно таблице 5 настоящего действующего стандарта.
Радиусы скругления электротехнических шин указаны в таблице 7а.
 
Для производства шинопроводов используется медная катанка, прессованная заготовка, сортовой подкат либо слитки.
Не допустимы дефекты, приводящие к отклонению размеров за отрицательный предел и за удвоенный положительный предел.
Допускается наличие остатков технологической смазки, потемнение материала из-за окисления.
 
Твёрдость шин с маркировкой ШМТ и ШМТВ не меньше 637 МПа по Бринеллю.
Относительное удлинение мягкой шины ШММ приравнивается 40 %.
 
Гарантийный срок хранения для твёрдых шин – полгода, для мягких – 1 год.
 

Токовые нагрузки на медные электротехнические шины

Значения токовых нагрузок или проводимой силы тока действительны при допустимой температуре разогрева медного шинопровода до +70 °С, температура воздушного пространства +25 °С.При размещение электротехнической шины:

  • ребром токовая нагрузка извлекается из таблицы;
  • плашмя (худшие условия охлаждения) следует снижать силу тока:

    • на 5 % для шин с большей стороной менее 60 мм;
    • на 8 % для шин с большей стороной более 60 мм.

 
Токовая нагрузка для медных шинопроводов:

Размеры шины, мм Проводимая сила тока, А
Ширина Толщина 1 2 3 4
15 3 210
20 3 275
25 3 340
30 4 475
40 4 625 — / 1090
40 5 700 / 705 — / 1250
50 5 860 / 870 — / 1525 — / 1895
50 6 955 / 960 — / 1700 — / 2145
60 6 1125 / 1145 1740 / 1990 2240 / 2495
80 6 1480 / 1510 2110 / 2630 2720 / 3220
100 6 1810 / 1875 2470 / 3245 3170 / 3940
60 8 1320 / 1345 2160 / 2485 2790 / 3020
80 8 1690 / 1755 2620 / 3095 3370 / 3850
100 8 2080 / 2180 3060 / 3810 3930 / 4690
120 8 2400 / 2600 3400 / 4400 4340 / 5600
60 10 1475 / 1525 2560 / 2725 3300 / 3530
80 10 1900 / 1990 3100 / 3510 3990 / 4450
100 10 2310 / 2470 3610 / 4325 4650 / 5385 5300 / 6060
120 10 2650 / 2950 4100 / 5000 5200 / 6250 5900 / 6800

Цифры 1, 2, 3 и 4 – количество объединённых одноразмерных шин.
При дробном указании значения, понимается токовая нагрузка для сети переменного / постоянного тока.
 
 Таблица извлечена из справочника:
Белоруссов Н. И. Электрические кабели, провода и шнуры. Справочник. — М.: Энергоатомиздат, 1987 – 536 с.
Скачать книгу возможно здесь (открывается в специальной программе, ссылка на той же странице).

РАСЧЕТ ДЛЯ МЕДНЫХ ШИН ПО ТОКУ

ТОК МЕДНОЙ ШИНЫ ПО ПЭУ П.1.3.24

Расчет сечения медной шины по длительно допустимым токам нужно проводить в соответствии с главой 1.3 «Правил устройства электроустановок» выпущенных Министерством Энергетики СССР в 1987 году.

То есть те самые ПУЭ 1.3.24, знакомые всем электрикам » При выборе шин больших сечений необходимо выбирать наиболее экономичные по условиям пропускной способности конструктивные решения, обеспечивающие наименьшие добавочные потери от поверхностного эффекта и эффекта близости и наилучшие условия охлаждения (уменьшение количества полос в пакете, рациональная конструкция пакета, применение профильных шин и т. п.).». На основании их выбираются допустимые длительные токи для неизолированных проводов и шин. Кроме того, часто в среде электротехники можно услышать, что это пропускная способность по току медной полосы. Предельно допустимые длительные токи для медных шин прямоугольного сечения ПУЭ 1.3.31 для постоянного и переменного тока при подключении 1 полосы на фазу собраны в нижеследующей таблице токов медных шин:

Допустимый ток шина медная 15×3

210

210

Допустимый ток шина медная 20×3

275

275

Допустимый ток шина медная 25×3

340

340

Допустимый ток шина медная 30×4

475

475

Допустимый ток шина медная 40×4

625

625

Допустимый ток шина медная 40×5

705

700

Допустимый ток шина медная 50×5

870

860

Допустимый ток шина медная 50×6

960

955

Допустимый ток шина медная 60×6

1145

1125

Допустимый ток шина медная 60×8

1345

1320

Допустимый ток шина медная 60×10

1525

1475

Допустимый ток шина медная 80×6

1510

1480

Допустимый ток шина медная 80×8

1755

1690

Допустимый ток шина медная 80×10

1990

1900

Допустимый ток шина медная 100×6

1875

1810

Допустимый ток шина медная 100×8

2180

2080

Допустимый ток шина медная 100×10

2470

2310

Допустимый ток шина медная 120×8

2600

2400

Допустимый ток шина медная 120×10

2950

2650

Марки алюминиевых шин: условные обозначения

Чтобы грамотно купить шину алюминиевую, нужно расшифровывать условные обозначения.

Шина алюминиевая АД 1, без обработки, размером 5 х 50 мм, длина – немерная:

Шина АД1 5х50 ГОСТ 15176

Шина алюминиевая 50 х 5 (цена варьируется от марки сплава) способна пропускать ток 665 А.

Шина алюминиевая АД31Т, цена которой также зависит от размера, обозначается так: шина из сплава АД31, закаленная и естественно состаренная, размером 40 х 4 мм, в бухте:

Шина АД31Т 4х40 БТ ГОСТ 15176

Вес шины алюминиевой АД31Т размером 5 х 50 мм составляет 0,68 кг.

Маркируется шина алюминиевая так:

  • отрезки собирают в пучки, закрепляя ярлык;
  • на индивидуальных шинах информация наносится на расстоянии минимум 2 см от кромки;
  • фасовка в бухтах маркируется ярлыком.

Должны присутствовать данные: условное обозначение, № партии, клеймо ОТК.

Шину алюминиевую от производителя можно приобрести в ПЦ Гефест. Здесь широкий сортамент, различные марки и размеры. Шина алюминиевая, цена которой зависит от ее параметров и биржевой цены сырья, имеет высокое качество.

ГОСТ 15176-89 Шины прессованные электротехнического назначения из алюминия и алюминиевых сплавов

Алюминиевая прессованная шина применяется для проведения переменного или постоянного тока, в зависимости от силы тока выбирается необходимая площадь сечения (конкретика ниже)

Определение и применение шины электротехнической

Шина электротехническая – это полоса металла определённого сечения, которая изолируется от внешних элементов и проводит электрический ток. Для крепления в электрощитовом оборудовании применяются шинные изоляторы, которые выпускаются на разную силу тока.
 
Шина является своеобразной альтернативой кабелю либо проводу.
 

По сравнению с кабельно-проводниковой продукцией шина алюминиевая или медная:

  • имеет меньшую стоимость (цену);
  • не требует проведения профилактических работ при эксплуатации;
  • проводит больший ток, так как шина может нагреваться до большей температуры, чем жила проводника;
  • занимает меньшее пространство, но может прокладываться только взаимно перпендикулярно;
  • имеет длительный срок службы (не менее 25 лет);
  • но требует определённых мер защиты людей от поражения электрическим током.

Электротехнические шины применяют для передачи электрической энергии на расстояния на промышленных объектах (создание шинопроводов) – в этом и состоит главное предназначение.
 
 

Номенклатура медной и алюминиевой шины

Разнообразие электротехнических шин определяется:

  • вариацией ширины и толщины, от которых меняется площадь сечения и пропускная способность;
  • используемым материалом (медь или алюминий – Cu и Al).

Шина алюминиевая выпускается толщиной: 2; 2,5; 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 15 и 25 мм.
Ширина изделия может принимать значения: 9, 11, 12, 15, 20, 25, 28, 30, 35, 40, 50, 60, 65, 70, 80, 100 и 120 мм.
 Шина медная производится толщиной: 4; 4,5; 5; 5,5; 6; 6,5; 7; 8, 9, 10, 11; 12,5; 14, 16, 18, 20, 25, 30 мм.
Ширина шинопровода бывает: 16, 20, 25, 30, 32, 35, 40, 45, 50, 55, 60, 65, 70, 75, 80, 90, 100, 120 мм.
 Полная выпускаемая номенклатура (все сечения) находится в файлах Excel с возможностью сортировки, там же и токовые нагрузки на шинопроводы: алюминиевая шина и медная шина.
 

Электротехническую шину выпускают из:

  • чистого алюминия марки АД0 (мало примесей, пластичная шина);
  • сплава алюминия марки АД31 (легирование магнием и кремнием, выше прочностные характеристики);
  • меди марки М1 по стандарту ГОСТ 859.

Алюминиевая электротехническая шина выпускается в соответствии с требованиями ГОСТ 15176-89.
Медная электротехническая шина изготавливается в соответствии с ГОСТ 434-78.
 
 

Характеристики электротехнической шины

Алюминиевая шина

Образец алюминиевой шины длиной 1 метр и площадью сечения 1 мм·мм имеет электрическое сопротивление: 0,029 Ом (АД0) и 0,031 Ом (АД31).
Масса необходимой шины рассчитывается по формуле: m = B · H · l · 2,71 / 1000,
где значения масса m в кг, ширина и толщина B и H в мм, длина l в м.
 
Алюминий имеет хорошую коррозионную стойкость (не разрушается под действием сероводорода на химических объектах), лёгкий металл, достаточно прочный, не проницаем для пара и влаги, легко сваривается и режется.
 

Медная шина

Образец медной шины 1000х1х1 имеет электрической сопротивление 0,018 Ом.
Расчёт массы (веса) медной шины ведётся по формуле: m = S · 8,9 / 1000.
Численное значение площади поперечного сечения (S) с учётом скруглений находится в таблице полной номенклатуры (ссылка выше по странице).
 
 

Отличие алюминиевой электротехнической шины от медной

Главное различие кроется в двух параметрах:

  • цена, которая зависит от массы (на октябрь 2013 года – Al стоит 1830 $ / т, а Cu имеет цену 7125 $ / т, то есть алюминий дешевле в 3,89 раза);
  • удельное электрическое сопротивление: медь – не более 0,018 Ом·мм2/м; алюминий – не более 0,0295 Ом·мм2/м, для сравнения серебро – не более 0,0162 Ом·мм2/м, отсюда алюминий имеет худшую проводимость электрического тока (обратная величина) в 1,64 раза.

Электротехническая медная шина

Главным преимуществом медной шины является более высокая электропроводность, что позволяет использовать шину меньшего сечения в более компактных корпусах электрооборудования. При размещении четырёх проводников в фазе, максимальный ток нагрузки медной шины составит 5900А. Так, например, многие низковольтные распределительные устройства, как НКУ-ШНН с использованием коммутационных аппаратов на большие токи, возможно произвести только с применением медной шины.  Чаще всего применяется шина марок ШМТ и ШММ. В отличие от алюминиевой, медную шину труднее монтировать из-за её веса и невозможности сварки.

Ссылки по теме

  • Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей
    / Нормативный документ от 9 февраля 2007 г. в 02:14
  • Библия электрика
    / Нормативный документ от 14 января 2014 г. в 12:32
  • Справочник по электрическим сетям 0,4-35 кВ и 110-1150 кВ. Том 10 
    / Нормативный документ от 2 марта 2009 г. в 18:12
  • Кабышев А.В., Тарасов Е.В. Низковольтные автоматические выключатели
    / Нормативный документ от 1 октября 2019 г. в 09:22
  • Правила устройства воздушных линий электропередачи напряжением до 1 кВ с самонесущими изолированными проводами
    / Нормативный документ от 30 апреля 2008 г. в 15:00
  • Маньков В.Д. Заграничный С.Ф. Защитное заземление и зануление электроустановок
    / Нормативный документ от 27 марта 2020 г. в 09:05
  • Князевский Б.А. Трунковский Л.Е. Монтаж и эксплуатация промышленных электроустановок
    / Нормативный документ от 17 октября 2019 г. в 12:36

Производство и применение

Сырьём для выпуска полуфабрикатов является медь различных марок, или медный лом. Для повышения жаропрочности и износоустойчивости шин в отдельных случаях используется методика легирования меди серебром. Шины для высокоточного электротехнического и приборостроительного производства изготавливаются из медных катодов, содержащих минимальное количество примесей.

Шины различаются по внешнему виду:

  • сечение – круглое, прямоугольное;
  • тип краёв – обычные, скруглённые;
  • форма поверхности – сплошная, перфорированная, плетёная.

Методы производства медной полосы – вытяжка или прессование.

Наиболее высокой гибкостью отличаются плетёные шины. Они изготавливаются из медных проводов. Сфера использования таких полуфабрикатов – электроприборы, работающие в условиях повышенной вибрации. Жёсткие шины в отдельных случаях могут заменять обычный медный кабель, гибкие используются при облегчённом монтаже сетевых распределительных приборов.

В условиях высокой температуры и влажности, воздействия агрессивных сред используются специальные двух- или трёхполосные шины в изоляции. Для монтажа оборудования выносных электрических шкафов применяются перфорированные шины, которые значительно легче по весу, нежели обычные, сплошные. Наименее часто используемый тип шин – круглые. Они обладают самым высоким показателем прочности, но расход меди на их изготовление также выше, нежели для прямоугольных пластин.

Основные сферы применения полуфабрикатов – монтаж шинопроводов; установка в приборы, предназначенные для контроля и распределения электроэнергии, ускорители, проводники. Кроме электротехники плоские медные пластины применяются при производстве вакуумной техники, в авиации и ракетостроении, микроэлектронике. Шины с высоким содержанием серебра и других ценных металлов применяются в ювелирной промышленности.

Что такое колеса?

Колесо — это вращающийся и передающий элемент ходовой части, расположенный между шиной и ступицей.

Колеса транспортных средств подразделяются на одинарные и сдвоенные. Одинарное колесо устанавливается на одной ступице и несет одну шину, а сдвоенное имеет два обода, смонтированных на одной ступице и несущих две шины.

На автомобилях применяются следующие виды колес:

  • дисковые колеса
  • колеса с разборным ободом
  • составные колеса

Дисковое колесо — это неразборный узел, состоящий из обода колесного диска. Дисковое колесо грузового автомобиля может иметь составной обод, один из бортов которого состоит из съемного разрезного замочно-посадочного кольца и съемного бортового кольца, которые в сборе образуют обод. Варианты исполнения дисковых колес представлены на рисунке:

Колесо с разборным ободом — это колесо, в котором один или два разборных обода крепятся непосредственно на ступице, развитой до размера обода. Такие колеса широко применяются на тяжелых автомобилях и автобусах.

Составное колесо состоит из двух элементов, каждый из которых включает часть обода. После сборки элементы образуют обод с двумя закраинами. Такие колеса применяются для крупногабаритных широкопрофильных шин и шин с регулируемым давлением.

Типоразмер колесного диска может быть обозначен следующим образом:

Соединение колеса со ступицей обеспечивает передачу крутящего момента и центрирование колеса на ступице. Крепление штампованных дисковых колес легковых автомобилей производится, как правило, с помощью болтов или гаек, имеющих коническую центрирующую поверхность. Центрирование литых дисков колес осуществляется по посадочному пояску ступицы. Узел крепления включает шпильки и унифицированные гайки, снабженные свободно вращающимися шайбами, которые исключают возможность повреждения диска. Вместо шпилек и гаек могут использоваться болты.

Соединение дискового колеса со ступицей грузовых автомобилей осуществляется с помощью шпилек и гаек со сферической опорной поверхностью или шпилек и унифицированных гаек со свободно вращающимися шайбами.

Крепление колес с разборным ободом производится специальными крепежными элементами (прижимами), которые прижимают коническую посадочную поверхность обода к соответствующей поверхности ступицы, имеющей угол наклона 28°.

Пневматическая шина — это упругая оболочка, предназначенная для установки на ободе колеса и заполняемая воздухом под давлением. Основным элементом шины является покрышка, непосредственно воспринимающая нагрузки на шину со стороны дороги. Она состоит из каркаса, протектора, брекера, бортов и боковин.

Каркас — это силовая часть покрышки, состоящая из одного или нескольких слоев корда, закрепленных на боковых кольцах.

Протектор — наружная резиновая часть покрышки с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление шины с дорогой предохраняющая каркас от повреждений.

Брекер — часть покрышки, состоящая из слоев корда или резины и способствующая более равномерному распределению по поверхности колеса действующих на него нагрузок.

Борта — это жесткие части покрышки, служащие для крепления шины на ободе.

Боковины — резиновый слой, покрывающий боковые стенки каркаса и предохраняющий его от механических повреждений и проникновения влаги.

По конструкции каркаса и брекера различают диагональные и радиальные шины. По способу герметизации внутренней полости (при сборке с ободом) шины бывают камерные и бескамерные.

По типу рисунка протектора различают шины:

  • с дорожным рисунком в виде шашек или ребер, разделенных канавками; предназначены для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием
  • с универсальным рисунком в виде шашек и ребер в центральной зоне беговой дорожки и грунтозацепами по ее краям; предназначены для эксплуатации на дорогах с усовершенствованным и облегченным покрытием
  • с рисунком повышенной проходимости, в котором имеются высокие грунтозацепы, разделенные выемками; предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах
  • с зимним рисунком, имеющим острые кромки выступов; предназначены для эксплуатации на заснеженных и обледенелых дорогах и могут оснащаться шипами противоскольжения
  • с направленным рисунком, не симметричным относительно радиальной плоскости колеса
  • с всесезонным рисунком

Технические требования, перечень технических характеристик, токовые нагрузки, правила приёмки электротехнических алюминиевых шин согласно стандарту ГОСТ 15176-89 (ссылка для скачивания нормативного документа)

Ссылка для скачивания нормативного документа на шины электротехнические ГОСТ 15176 от 1989 года.
 
Поставка электротехнической алюминиевой шины по всей территории Украины. Изготовление под заказ в течение 2 недель – это предельный срок, зачастую быстрее. Минимальный заказ 8 кг – технологическое ограничение, так как разогретую заготовку данной массы продавливают через фильеру.
 
 

Сфера действия стандарта ГОСТ 15176-89

Стандарт ГОСТ 15176-89 приводит технические требования к электротехническим шинам, которые выливаются из алюминия и его сплавов. Содержит указания для приёмки, ссылки на стандарты, описывающие методики испытаний и способы транспортировки и хранения изделий из алюминия, 
 
 

Геометрические и массовые характеристики прессованных алюминиевых шин по ГОСТ 15176

Алюминиевые электротехнические шины классифицируются по следующим признакам:

  • размеры сечения (ширина и толщина – B и H соответственно), с помощью которых определяется площадь сечения, наименьший радиус описанной окружности, а также расчётная погонная масса;
  • конкретный состав материала (марки Al и марки сплавов);
  • варианты обработки материала (закалка и старение).

В таблице 1 описываемого нормативного документа указываются все возможные вариации размеров шины, просчитаны площадь сечения и погонная масса 1 метра.
 

Масса высчитывается по формуле: m = S · l · ρ,
где S = B · H – площадь сечения;
l – длина необходимой электротехнической шины;
ρ = 2,71 г / см3 – плотность алюминия одинаковая для сплавов и нескольких марок алюминия.
 
Изменим формулу, чтобы учесть приведение всех длин в метры и массу в килограммы:m = B · H · l · 2,71 / 1000 (получается масса в килограммах),
где B и H (ширина и толщина) подставляются в миллиметрах, l (длина) в метрах.
 
В таблице 2 указываются минимальные и максимальные отклонения размеров поперечного сечения от заявленных.
Таблица 3 приводит числовые значения радиусов скруглений углов (R) алюминиевой шины.
 
Шины производят длиной от 3 до 10 метров в зависимости от площади сечения.
 
 

Технические характеристики электротехнических шин согласно ГОСТ 15176-89

Материалами для электротехнических шин могут выступать:

  • алюминиевые сплавы марок АД31 и АД31Е;
  • алюминий марок АД00 и АД0.

По окончанию горячего прессования шины могут:

  • закаливать (полностью либо неполностью);
  • состаривать (естественно либо искусственно);
  • или не подвергать термической обработке.

Шины не должны иметь: пятен возникших вследствие коррозии, инородных включений, расслоений и растрескиваний.Шины могут иметь: остатки технологической смазки, локальные потемнения и просветления, пузыри, механические повреждения (вмятины, риски, задиры, царапины), которые не выводят фактические размеры за допустимые.
Срез алюминиевой шины может иметь скос до 5°.
 Электрическое сопротивление постоянному току при t = +20°С при размерах S = 1 мм2 и l = 1 м:

  • для алюминия АД0 – 0,029 Ом;
  • для сплава без температурной обработки АД31 – 0,031 Ом.

К изготовленным шинам крепятся бирки с данными по марке алюминия либо его сплава, по температурной обработке, по номеру партии, а также устанавливается клеймо, подтверждающее технический контроль.
 

Токовые нагрузки на алюминиевые шины

Алюминиевые шины способны проводить силы тока, указанные в таблице.
Значения получены для эксплуатации при температуре окружающей среды +25°С, в случае предельной температуры нагрева шины до +70°С.
 
Следует учитывать расположение алюминиевой шины в пространстве. При установке на большую сторону (горизонтально), скорость охлаждения алюминия падает, следовательно, сила проводимого тока снижается на 5% для шин с шириной менее 60 мм и на 8% для шинопроводов с шириной более 60 мм.
В числителе указывается сила тока при переменном напряжении, в знаменателе указана токовая нагрузка при постоянном токе.
 

Токовая нагрузка на алюминиевую шину при числе полос от 1 до 4:

Размеры, мм Сила тока, ампер
Ширина Толщина 1 2 3 4
15 3 165
20 3 215
25 3 265
30 4 365 / 370
40 4 480 — / 855
40 5 540 / 545 — / 965
50 5 665 / 670 — / 1180 — / 1470
50 6 740 / 745 — / 1315 — / 1655
60 6 870 / 880 1350 / 1555 1720 / 1940
80 6 1150 / 1170 1630 / 2055 2100 / 2460
100 6 1425 / 1455 1935 / 2515 2500 / 3040
60 8 1025 / 1040 1680 / 1840 2180 / 2330
80 8 1320 / 1355 2040 / 2400 2620 / 2975
100 8 1625 / 1690 2390 / 2945 3050 / 3620
120 8 1900 / 2040 2650 / 3350 3380 / 4250
60 10 1155 / 1180 2010 / 2210 2650 / 2720
80 10 1480 / 1540 2410 / 2735 3100 / 3440
100 10 1820 / 1910 2860 / 3350 3650 / 4160 4150 / 4400
120 10 2070 / 2300 3200 / 3900 4100 / 4860 4650 / 5200

Значения силы тока взяты из книги:Прайс-лист

Соединение медной и алюминиевой шины

Из-за разных электрохимических потенциалов меди и алюминия в местах соединения они образуют гальваническую пару, что ведёт к появлению коррозии. В результате увеличивается переходное сопротивление контакта, приводящее к его нагреву. 

В соответствии с пунктом 2.2.16 ПУЭ производителю следует предусмотреть это негативное явление и предпринять адекватные меры.

Решениями поставленной задачи могут быть:

  1. Лужение либо медной, либо алюминиевой шины в месте контакта. Соединение осуществляется болтами (оцинкованными, анодированными). 
  2. Использование медно-алюминиевого перехода. Соединение производится методом холодной сварки давлением.
  3. В случае необходимости соединить медную шину и алюминиевый провод, можно использовать специальные наконечники, одна часть которых медная, а другая алюминиевая.

Электротехническая алюминиевая шина

Электротехническая шина изготавливается в виде полосы прямоугольного сечения и применяется в качестве проводника электрического тока в электротехнических установках. Широкая номенклатура сечений шины от 3х15 до 12х120 позволяет подобрать проводник для любого тока вплоть до 4650А (переменный ток). 

При производстве электротехнического оборудования применяются марки АД0 (более пластичная, но не закаленная шина) и АД31 (термически обработанная алюминиевая шина).
Алюминиевая электротехническая шина отличается относительно низкой ценой, более лёгким весом, стойкостью к коррозии и колебаниям температуры и, главное, высокой электропроводностью. Алюминиевая шина легче гнётся на станке и с ней в целом проще работать, чем с медной. Однако, стоит заметить, что на открытом воздухе на поверхности алюминия со временем всё же может появляться окисная плёнка, снижающая электропроводимость ввиду дополнительного сопротивления. 

Оцените статью:
Оставить комментарий