Гост р 52941-2008 (исо 4190-6:1984) лифты пассажирские. проектирование систем вертикального транспорта в жилых зданиях

Глубокие корни

На входе в здание предприятия выставлены для осмотра два устройства. Одно из них — лебедка лифта, которая была установлена на одном из питерских сахарных заводов в 1903 году и прослужила верой и правдой 80 лет. Да-да, Otis был в России и в те времена и даже оборудовал подъемными устройствами Зимний дворец. Старая лебедка черна и громоздка. В ней использовался редуктор в виде червячной передачи. Рядом современная лебедка. Она куда компактнее, и редуктора там нет. Лебедку приводит в действие электродвигатель с частотным преобразователем, который позволяет плавно управлять скоростью вращения вала без всяких редукторов. Именно такие используются в лифтах современного поколения.

Наша поездка в Петербург была приурочена к началу производства в России лифта под названием GeN2, в котором как раз и воплотились все новейшие «зеленые» инновации в области подъемных устройств. Кто давно не заглядывал в шахты лифтов, наверняка бы сильно удивился, узнав о том, что GeN2 передвигается, будучи подвешенным с помощью не традиционных канатов из стальной проволоки, а плоских ремней, которые состоят из ряда тонких стальных канатиков в окружении оболочки из полиуретана. Такой ремень по прочности не уступает традиционному витому канату, но имеет два важных преимущества. Во‑первых, он не требует смазки, а смазка — это фактор экологического загрязнения. Она пачкает помещение, к ней липнет грязь. Во‑вторых, у толстого витого каната есть значительные ограничения по радиусу гиба — шкив, на который его наматывают, должен иметь диаметр не менее нескольких десятков сантиметров, иначе канат начнет себя перетирать. Ремень намного гибче, его можно наматывать на шкив диаметром примерно 6,5 см. И это, наряду с отсутствием редуктора — один из факторов, позволивших миниатюризировать лебедку, так что для ее размещения уже не требуется специальное машинное отделение. Все оборудование можно разместить прямо в шахте. Поэтому сегодня Otis выпускает в нашей стране две версии GeN2 — с использованием машинного помещения и без него.

Устройства безопасности лифта

Элайша Отис после проведения своего демонстрационного шоу воскликнул — «Все безопасно , господа!» и задал темп в обеспечении безопасности лифтов до настоящего времени. И ведь если бы сегодня были многочисленные обрывы лифтов с людьми, то наш инстинкт самосохранения не позволил бы нам пользоваться лифтом. Да и органы контроля за лифтовым хозяйством не позволили бы перевозку в случае большой вероятности обрыва троса лифта без систем безопасности.

Безусловно с 19 века система ловителя лифта потерпела многочисленные изменения. Помимо технических средств добавилась электронная система управления безопасного передвижения лифта в наряду с оконечной периферией в виде разнообразных датчиков. Несмотря на наличие многочисленной электроники в конечном итоге срабатывает механический ловитель, который имеет отличное конструктивное решение от изобретение Отиса.

Давайте остановимся на примере системы безопасности лифтов, которые устанавливались в высотных домах еще в советское время. Данная система система еще не включала в себя сложные электронные блоки управления и действовала механически. По принципу — чем проще, тем надежнее.

Систему безопасности лифта можно разделить на следующие основные узлы:

  • механический ограничитель скорости.
  • ловитель, расположенный на кабине лифта.
  • канат связывающий ограничитель с ловителем.

Канат уловителя

В случае, когда конструкцию демонстрировал Отис, тянущий трос был одновременно и тросом уловителя. В современной системе безопасности трос, связывающий ловитель на кабине лифта с ограничителем, расположен отдельно от основного.

Ограничитель скорости лифта

Ограничитель скорости расположен как и основной электрический двигатель в машинном отделении над лифтовой шахтой. Роль механического ловителя заключается в контроле скорости лифтовой кабины.

На ограничителе расположен шкив с тросом, который связан с конструкций ловителя на кабине лифта.

Принцип действия ограничителя скорости лифта

В случае обрыва троса лифтовой кабины, скорость кабины увеличивается и соответственно это ускорение через трос передается на шкив ограничителя. Внутри ограничителя расположены грузы, которые под действием центробежной силы вследствии ускорения расходятся преодолевая усилие пружины и упираются в неподвижные упоры.

Шкив ограничителя блокируется и трос натягиваясь приводит в действие устройство ловителя на кабине лифта.

Что такое пневматика?

Каждый желает в своем жилье иметь что-то новое и современное. Это реально. Яркий пример — пневматический лифт. Его система работы упрощена. Это так называемые вакуумные лифты — у них нет ни тросов, ни шкивов. Визуально это капсула из поликарбоната. Движение осуществляется из-за разницы давления. Насос выкачивает воздух из верхней секции и начинается движение самой установки.

После происходит возврат воздуха и направление в обратную сторону. Именно такой лифт для частного дома считается самым актуальным. Потому что не нужно никаких дополнительных установок, а уровень безопасности высокий. Если в процессе работы отключается свет или же капсула разгерметизируется, то ничего не произойдет. Лифт аккуратно спустится вниз, потому что выйдет воздух. Стоит отметить один важный момент — стоимость такой установки высокая. Даже выбирая самый простой лифт с такой системой работы, нужно приготовить как минимум 500 тысяч рублей.

Так как конструкцию многие желают создать своими руками, то стоит прислушаться к мнению специалистов. Они утверждают, что самый лучший и доступный вариант – это электромеханический. Такой проект доступный и не слишком дорогой по материалам. Перед началом стоит разобраться, как монтировать лифт своими руками.

Как работает лифт?

Лифт

Дополнительные канаты, прикрепленные к кабине, и мощные металлические захваты, охватывающие контррельс, удерживают кабину лифта от падения в случае разрыва основного троса. Другие предохранительные устройства не дают кабине лифта возможности двигаться, если ее дверь открыта, а также двигаться с очень большой скоростью.

Автоматические переключающие устройства, расположенные в шахте, позволяют кабине проезжать мимо этажей, на которых никто не выходит (или не входит), а также замедлять движение и останавливаться на нужных этажах. При остановке кабины ее дверь открывается, впуская или выпуская пассажиров.

Как сделать электромеханический лифт своими руками

Общие параметры лифта

В нашем случае конструкция лифта, сделанного своими руками, это подвижная рама из квадратной трубы 60×40, которая движется между двух швеллеров – направляющих. По углам рамы попарно установлены 8 колёс, при этом оси одной пары (один угол рамы) расположены перпендикулярно друг к другу. Одно колесо упирается в стенку швеллера, другое – в полку. Такая конструкция обеспечивает свободное перемещение рамы лифта вверх-вниз, при этом надёжно фиксируя ее от фронтального и бокового смещения (Рис. 1).

К нижней части рамы привариваем грузовую платформу. Для обеспечения жёсткости конструкции платформу и раму связываем косоурами. При устройстве лифта потребуется применять сварочный аппарат, здесь рассказано как варить электросваркой подробно.

Расположение косоуров сверху или снизу диктуют конкретные условия помещения, поскольку каждый вариант имеет как плюсы, так и минусы. Косоуры расположенные над площадкой могут усложнить монтаж стенок кабины. Расположение косоуров снизу потребует удлинения подвижной рамы. В этом случае придётся делать приямок, иначе кабина лифта не будет доезжать до пола.

Схема направляющих электромеханического лифта своими руками

Монтаж направляющих

Швеллер для направляющих берём не меньше №10. Длина его зависит от требуемой высоты подъёма. Как показала практика, даже швеллер №12 при длине 7,5 метров имеет высокую гибкость, «играет» под собственным весом. Поэтому в процессе монтажа многократно контролируем вертикальность, проверяя ее в разных местах.

Швеллер крепим к стене через каждые 600 мм в двух точках. Для этого заранее привариваем к швеллеру крепёжные пластины, края которых выступают с двух сторон полки.

Чем крепить пластины к стене, зависит от её материала. В кирпич или бетон – анкеры по бетону 200×16, в газобетон – пластиковые анкеры для газобетона 10×120 и шурупы саморезы, в дерево шурупы-саморезы с шестигранной головкой, диаметром 4-5 мм (гвозди не применяем!).

Швеллеры — направляющие для электромеханического лифта с приваренными планками

Для монтажа второй направляющей ставим между швеллерами подвижную раму лифта в собранном виде (с колёсами), и постепенно поднимая её вверх, выставляем и крепим второй швеллер «по месту». Таким способом достигается максимально точная геометрия конструкции. Допуски будут минимальны, а значит, движение лифта – устойчивое, без раскачивания.

Подъёмный механизм

Решая вопрос как сделать лифт своими руками, особое внимание нужно уделить выбору силовой установки. Подойдет электрический тельфер с асинхронным двигателем и червячным редуктором

Такой механизм недорогой, надёжный и к тому же малошумящий.

Лебёдка электрическая

В зависимости от места установки, поместить тельфер можно либо сверху, прикрепив к несущей металлической балке, либо снизу, в подвале или приямке, пропустив трос через закреплённый сверху ролик.

Наш домашний лифт рассчитан на одного человека, поэтому применять противовес нецелесообразно. Он лишь усложнит конструкцию и займёт дополнительное место.

Обслуживание лифтов

Проектный срок эксплуатации пассажирского лифта (по ГОСТу) составляет 25 лет. По истечении данного срока ходовая часть устройства тщательно проверяется соответствующей службой технического контроля. После диагностики делается заключение о дальнейшем сроке эксплуатации лифта. Чаще всего он не превышает трех лет.

Помимо этого, раз в два года каждый лифт должен проходить процедуру технического освидетельствования. Эксплуатация изношенной ходовой части противоречит правилам техники безопасности и чревата небезопасными инцидентами для пассажиров. Несмотря на это, многие коммунальные службы в нашей стране игнорируют этот пункт, подвергая жильцов многоквартирных домов большой опасности.

Перечислим основные признаки изношенности ходовой части лифта:

  • Металлический скрежет во время движения.
  • Неравномерно движение лифтовой кабины.
  • Наклон кабины в сторону от вертикального положения.
  • Вибрации во время спуска или подъема.
  • Неточность остановки платформы (допускается «разбег» до 35 мм).

Лифт-электростанция

Кстати, конструкция ремней играет определенную роль в повышении безопасности всего лифта. Металлические сердечники ремней подключены к системе электронного контроля PULSE. В начале эксплуатации система замеряет электрическое сопротивление всех канатиков, а затем делает это каждые последующие 3 с. Если прибор обнаружит изменение сопротивления хотя бы одного из сердечников, лифту придет команда остановиться на ближайшем этаже. А после высадки пассажиров кабина будет заблокирована до выполнения работ по замене ремня, показывающего признаки износа.

У лифта есть кабина и противовес, состоящий из рамы, заполненной бетонными и чугунными элементами. Вес противовеса, как правило, равен весу кабины плюс половина ее грузоподъемности. Таким образом, мотор лебедки не должен тянуть вверх весь вес лифта, он лишь работает с дисбалансом, который возникает между двумя объектами. Если пустая кабина движется вниз, для этого требуется энергия извне, иначе ей ни за что не перебороть более тяжелый противовес. В этом случае мотор крутит лебедку. Но если пустая кабина едет вверх, то дополнительной энергии ей не надо, напротив, шкив лебедки раскручивает вал электродвигателя, и тот начинает работать как генератор. Вопрос о том, куда девать вырабатываемую таким образом энергию, традиционно решался с помощью мощных резисторов, которые фактически переводили электричество в тепло и рассеивали его. В лифте Gen2 такому расточительству положен конец. В системе функционирует регенеративный привод ReGen, который отдает вырабатываемую электродвигателем энергию обратно в электросеть здания, придав току стандартное напряжение (380 В) и стандартную частоту (50 Гц). Индикатор в кабине показывает пассажирам, что именно делает в данный момент лифт — потребляет электроэнергию или вырабатывает.

Открыть дверь шахты лифта, если за ней нет кабины, невозможно, так как внешние двери заперты на замок. Двигатель с частотным преобразователем обеспечивает кабине GeN2 плавное и точное «причаливание» к этажу (в лифтах старых поколений были только две фиксированные скорости, переключение между которыми происходило с помощью редуктора). Затем так называемый подвижный отвод кабины входит в зацепление с механизмом замка внешних дверей. И эти двери открываются не сами по себе, а только с помощью привода дверей кабины. В общем, как можно убедиться, новые технологии в области материаловедения и энергосбережения позволяют совершенствовать лифт и делать его все более «умным».

Статья «Шахта, полная тайн» опубликована в журнале «Популярная механика»
(№2, Февраль 2016).

Определение слова «Лифт» по БСЭ:

Лифт (от англ. lift — поднимать)стационарный Подъёмник обычно прерывного действия с вертикальным движением кабины или платформы по жёстким направляющим, установленным в шахте.Прообразы Л. имелись в Древнем Риме ещё в 1 в. до н. э., упоминания о Л. относятся к 6 в. (Египет), 13 в. (Франция), 17 в. (Англия, Франция). Первые пассажирские Л. в России были построены в середине 18 в. (Царское Село, усадьба Кусково). В 1793 в Зимнем дворце был установлен винтовой пасс. Л. конструкции И. П. Кулибина. Л. с паровым, гидравлическим, а затем электрическим приводом появились в связи с развитием многоэтажного домостроения в середине 19 в. (например, в 1852 был построен Л. в США). Механизмом подъёма Л. служили лебёдки, гидроцилиндры со штоками и грузовые винты. В 1880 в Германии Л. Сименс построил первый Л. с электрическим приводом и реечным механизмом подъёма. к началу 20 в. получил большое распространение электропривод с канатной тягой. Различают Л. грузовые (общего назначения и специальные — магазинные, тротуарные и др.) и пассажирские (обычные и скоростные). См. табл.

Тип лифта Грузоподъемность, кг Номинальная Высота подъема, м
скорость, м/сек
Грузовой 100-3200 0,17-0,5 5,2-45
Пассажирский 320-1600 0,7-4 45-150
(4-20 чел.)

скоростьдвижениявместимостичеловек,требования,безопасность,надёжность,плавностьторможения,точностьостановкиРаботасопровождатьсявызыватьпомехителе-показанокабинапроходящейчереззданиеПодъёмныймеханизмлебёдка,зданияВертикальноеположениескользящиероликовыебашмаки,шахтыбезопасностименееРавномерноенатяжениепружинныебалансирныезависимостирасположенияпланировкиразличныекинематическиенепосредственнойподвескойограничителипревышенииболееослабленииШирокосрабатываниивключениявверхостановкаустройствокогдапредельнойпримененияНаиболеесистемазначительноснижатьмикроприводбольшийдиапазонрегулированияразгон,замедление,изменениенаправленияБезопасностьпользованиясредстванеобходимостисветовойтакжеодновременнонесколькоУправлениеместаустановкибываетплощадки,ЧастособирательноеуправлениерегистрироватьвыполнятьсоответствиипоследовательностьюэффективностьиспользованиябезостановочнойдоставкеопределённыйуровеньсначаласовместнойработымаксимальнойожиданиядневнойнапряжённостиобслуживанияпомещениймеханическиелюбоерешениеПавловподъёмники,БродскийВишневецкийРемонт,модернизацияЭлектрооборудованиеМонтажСхемамашинноенаправляющиенатяжнойканатограничительмагнитнаяКинематическиепосленаправляющая

Гидравлический лифт. Как он работает?

В прошлом выпуске мы рассказали вам о том, как работает лифт с электрическим приводом. Сегодня же речь пойдет о гидравлических грузоподъемных машинах, которые появились даже раньше электрических. Они были представлены в 1867 году на Всемирной выставке в Париже как альтернатива канатным лифтам и позднее были установлены на Эйфелевой башне. С тех пор принцип действия гидравлического лифта не претерпел существенных изменений.

Гидравлический лифт приводится в движение с помощью гидравлического домкрата и подвижного поршня внутри цилиндра под кабиной. В свою очередь цилиндр связан с гидравлической системой, нагнетающей специальное гидравлическое масло. Она состоит из трех частей: объемного резервуара с гидравлическим маслом, насоса, питаемого от электромотора, и клапанного распределительного устройства между цилиндром и резервуаром.

Мощный насос перекачивает масло из бака в высокий вертикальный гидроцилиндр, установленный в шахте. Поршень в цилиндре под давлением масла приводится в движение и передает энергию кабине лифта при помощи системы блоков и тросов.

Если клапан между цилиндром и баком закрыт, гидравлическое масло закачивается насосом в цилиндр, поднимая кабину вверх. Когда лифт достигает нужного этажа, контрольная система посылает на электромотор сигнал на постепенное выключение насоса. Он перестает работать, новое гидравлическое масло не поступает в цилиндр, а уже закачанное остается в нем из-за закрытого возвратного клапана. Кабина плавно останавливается. Пока поршень пребывает в состоянии покоя, кабина лифта стоит на месте.

Чтобы начать движение лифта вниз, контрольная система открывает возвратный клапан между цилиндром и резервуаром с жидкостью. Спуск кабины происходит под действием сил тяжести, которая обеспечивает слив масла обратно в бак. Таким образом напор масла нужен лишь для поднятия кабины, а спускается она под собственным весом. Для остановки кабины клапан снова закрывается.

Управление движением кабины лифта осуществляется микропроцессорным контроллером, взаимодействующим с гидравлической системой и датчиками контроля положения кабины. Также гидравлический лифт оборудуется защитными устройствами, которые ограничивают давление масла и предотвращают возможность падения кабины в случае разрыва напорного трубопровода или утечки жидкости.

Гидравлическим приводом оснащаются в основном лифты для малоэтажных зданий, так как их скорость и высота подъёма ограничена. Как правило, гидравлические лифты не используют в домах выше 8 этажей. Однако такие подъемные машины имеют ряд существенных преимуществ, а именно: плавность хода, высокая грузоподъемность, бесшумность, простота компоновки и долговечность.

Фев 16, 2018Геннадий

Как начать монтаж?

Самая простая модель лифта на 2 этаж в частном доме – это электрическая. Для создания не потребуется приобретать или брать напрокат специальное оборудование. Но не стоит думать, что все так просто и легко — ручной работы в этом процессе больше всего. Помимо этого, потребуется соблюдать правила и рекомендации ГОСТа. Правда, при создании такой установки своими руками в итоге получается качественная конструкция, даже не хуже, чем заводская установка.

Нужно принять решение, где именно монтировать агрегат. Так как потребуется фиксировать рельсы для передвижения кабины, то сами стены должны быть надежными. Иногда их даже улучшают или укрепляют для создания безопасного передвижения. Чтобы безопасно двигался домашний лифт в частном доме, стоит учесть несколько моментов:

  • Если трос рвется, то должна быть специальная система, позволяющая автоматически остановить лифт.
  • Внутри должна быть любая система связи на случай, если происходит остановка агрегата в ненужный момент или между этажами.
  • Напряжение не должно превышать 24 Вольт, в противном случае это несет опасность.

Специалисты советуют разработку плана доверить профессионалу, который имеет опыт в этой работе, а уже реализовывать готовый проект можно и своими руками. Сегодня настоящих мастеров не так много, при этом за такие услуги придется заплатить. Но не стоит экономить в поисках мастера. Иначе конструкция получится ненадежной и может нести опасность для жильцов.

Принципы работы различных лифтовых систем

Лифтовые подъёмники подразделяются на следующие основные виды:

1) Электрический (электромеханический).
2) Гидравлический.
3) Пневматический (аэролифт).

Направляющие лифта своими руками

Для движения лифта требуется некое силовое устройство, наиболее удобным и практичным питанием которого будет электричество. Поэтому электродвигатели входят в состав привода, независимо от его вида. Однако электрическими принято называть лифты наиболее распространенной, тросовой системы, вероятно, потому, что у них усилие двигателя непосредственно передаётся тросам, перемещающим кабину.

1. Электрический лифт, которым мы пользуемся в многоэтажных домах, работает по принципу противовеса: кабина закреплена на тросах, на других концах которых закреплён груз-противовес. Приводной механизм, расположенный в верхней части лифта (машинное отделение), получив электрический сигнал от кнопок панели, через шкив-колесо приводит систему в движении. Благодаря противовесу инерция кабины сводится к минимуму, что обеспечивает плавность движения и позволяет обойтись электродвигателем значительно меньшей мощности.

2. Гидравлический лифт работает по принципу домкрата. Электродвигатель создаёт давление жидкости в системе, гидроцилиндр толкает кабину вверх. На спуске электричество не потребляется. Этот вид лифтов не имеет противовесов и отличается бесшумностью. Но из-за высокого давления в гидравлической системе требует квалифицированного обслуживания и мощной силовой установки.

3. Кабина пневматического лифта работает как поршень. Для движения лифта вверх в аэрошахте над кабиной мощными вентиляторами создаётся разрежение воздуха. В результате повышенное давление под кабиной толкает её вверх. Для спуска давление сверху и снизу кабины выравнивается, и она плавно опускается вниз.

Пневматический лифт своими руками

Теперь зададим себе вопрос: как сделать лифт своими руками в доме, посильно ли это для рук и для кошелька?

Для пневматического лифта необходимы комплектующие, которые практически невозможно сделать своими руками. Если покупать готовые или заказывать их изготовление, теряется сама идея изготовления лифта своими руками. Да и окончательная стоимость округлится до такой цифры, что приобретение и монтаж готового аэролифта обойдется дешевле.

Гидравлический лифт своими руками

Теперь – гидравлика. Увы, не менее сложно и дорого. Потребуется высокопроизводительная гидравлическая насосная станция, а стоит она недешево. Ну, а главное – гидроцилиндр. Даже для поднятия кабины лифта на один этаж требуется значительное выдвижение штоков. Подобные блоки имеются у автомобилей-самосвалов но, даже решив установить такой гидроцилиндр, мы столкнёмся с другой проблемой — опускание кабины. Гидроцилиндры автомобильного типа складываются под весом тяжёлой грузовой платформы самосвала. Веса кабины лифта тут будет недостаточно. Комбинирование из различных других готовых механизмов будет не менее сложно и дорого.

Решение вопроса, как самому сделать лифт очевидно: делать лифт электромеханический.

Оцените статью:
Оставить комментарий