Что такое спецоценка условий труда и как ее провести
Содержание
- 1 Кто проводит специальную оценку условий труда (СОУТ)
- 2 Кто отвечает за несвоевременное проведение СОУТ?
- 3 Для каких целей применяются результаты проведения специальной оценки условий труда
- 4 Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2017 г. № 15-1/ООГ-1744 О проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих
- 5 Как проводить СОУТ
- 6 Как часто нужно проводить спецоценку
- 7 Важные нюансы специальной оценки рабочих мест
- 8 Отчетность в ПФР
- 9 В чем смысл СОУТ?
Кто проводит специальную оценку условий труда (СОУТ)
Закон обязывает работодателя организовать проведение спецоценки, однако запрещает выполнять ее самостоятельно. Это разрешено только специализированным компаниям, которые внесены в реестр Минтруда, детальнее можно ознакомиться на сайте цотэ.рф. Такой порядок используется, чтобы избежать злоупотреблений: не исключено, что некоторые работодатели могли бы попытаться понизить класс условий труда на местах, которые в действительности представляют опасность для здоровья работников.
Компании, проводящие оценку, могут быть внесены в реестр, только если они соответствуют нескольким обязательным критериям:
- выполнение СОУТ является для нее основным или хотя бы одним из основных видов работ в соответствии с уставными документами;
- в составе компании имеется собственная испытательная лаборатория, оборудованная необходимой аппаратурой для выполнения замеров в сфере условий труда и аккредитованная по действующему порядку. Разрешается отсутствие такой лаборатории при условии, что у компании заключен договор на предоставление таких услуг со сторонней аккредитованной организацией;
- в организации работают пять или более сертифицированных экспертов, имеющих право выполнять работы по СОУТ. При этом все они должны быть оформлены в качестве штатных сотрудников компании по трудовому договору: совместители или работники по гражданско-правовому договору не учитываются. Необходимо, чтобы хотя бы один из этих специалистов имел профильное высшее образование: профильными считаются специальности, связанные с гигиеной труда, общей гигиеной или выполнением санитарно-гигиенических обследований в условиях лаборатории.
Кто отвечает за несвоевременное проведение СОУТ?
В соответствии с законодательством, вся ответственность ложится на плечи руководителя, который и отвечает и за все нарушения, в том числе и за несвоевременное проведение СОУТ (или того хуже – не проведение подобной процедуры).
Именно работодатель должен организовать и обеспечить такие мероприятия, как медицинский осмотр на регулярной основе; выдачу индивидуальных защитных средств, спецодежды и дополнительного питания; установление рабочего дня, сокращенного по продолжительности; предоставление определенных льгот и компенсаций; а также дополнительных фондовых отчислений и многое другое.
Если директор уклоняется от проведения подобных мероприятий, то он может быть привлечен к административной или даже к уголовной ответственности (зависит от тяжести причиненного вреда работнику). Поэтому не стоит оттягивать «прекрасный момент» под названием СОУТ. А лучше как можно оперативнее провести это мероприятие и «спать спокойно».
Для каких целей применяются результаты проведения специальной оценки условий труда
В статье 7 Федерального закона от 23.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» говорится, что результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться:
- для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
- информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
- осуществления контроля за состоянием условий труда па рабочих местах;
- организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
- установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций;
- установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев па производстве и профессиональных заболеваний;
- обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- подготовки статистической отчетности об условиях труда;
- решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев па производстве и профессиональных заболеваний;
- рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
- определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
- принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
- оценки уровней профессиональных рисков;
- иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В тестах итогового контроля Вам может встретиться такой вопрос:
Варианты ответов:
- Только для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников.
- Только для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций.
- Только для обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Только для подготовки статистической отчетности об условиях труда.
- + Результаты специальной оценки условий труда используются для достижения всех перечисленных целей, включая цели, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (это правильный ответ, который включает всё вышеперечисленное).
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2017 г. № 15-1/ООГ-1744 О проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих
17 августа 2017
Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращения и сообщает, что, в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон) проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
Таким образом, вопросы проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируются положениями Федеральных законов от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также изданными в развитие их положений нормативными правовыми актами, положения которых регулируют вопросы установления условий труда на рабочих местах государственных и муниципальных служащих.
В отношении рабочих мест военнослужащих, проходящих воинскую службу, специальная оценка условий труда не проводится так как в соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, если в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей.
В отношении рабочих мест остальных категорий государственных служащих, перечисленных в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», а также работников религиозных организаций специальная оценка условий труда может быть проведена в общем порядке, установленном Федеральным законом и изданными в развитие его положений нормативными правовыми актами.
По вопросам о сроках проведения специальной оценки условий труда сообщаем, что частью 4 статьи 27 Федерального закона предусмотрена возможность поэтапного проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, на которых проведена идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов и ранее была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. При этом работодатель вправе провести на таких рабочих местах специальную оценку условий труда в порядке, установленном Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
В отношении рабочих мест, на которых не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда или идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов не проводилась в соответствии с требованиями части 6 статьи 10 Федерального закона, специальная оценка условий труда должна быть проведена в первоочередном порядке.
Вопросы установления порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда в зависимости от возникновения оснований для ее проведения, а также исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда урегулированы положениями статьи 17 Федерального закона, независимо от наличия результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.
При этом во всех случаях возникновения оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда решение о необходимости ее проведения принимается комиссией по проведению специальной оценки условий труда у работодателя и оформляется протоколом. Аналогично оформляется решение комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя о необходимости проведения внеплановой специальной оценки условий труда или об отсутствии такой необходимости в случае реорганизации работодателя или его структурных подразделений.
В перечисленных случаях работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае нарушения порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда независимо от того, какой трудовой договор был заключен с работником, занятым на рабочем месте, где должна проводиться внеплановая специальная оценка условий труда.
Как проводить СОУТ
Спецоценка условий труда проводится сторонней организацией, которая:
- не зависит от работодателя (например, не является филиалом или представительством);
- имеет СОУТ основным видом деятельности;
- прошла аккредитацию в соответствии с приказом Минсоцразвития №205н от 01-04-10 г.;
- имеет штат специалистов (5 и более), наделенных правом проводить такую оценку, минимум одного из них, имеющего соответствующее профильное образование по специальности (трудовая, общая гигиена, лабораторные исследования санитарно-гигиенического характера);
- имеет укомплектованную для проведения СОУТ лабораторию.
Вопрос: Проводится ли внеплановая спецоценка условий труда, если были приняты новые работники (на проверенные рабочие места) и/или введена сменность?Посмотреть ответ
Самостоятельно проводить такие исследования фирма не имеет права. Вместе с тем работодатель обязан сформировать внутреннюю комиссию, которая будет работать вместе с представителями сторонней организации. Согласно ст. 9 ФЗ №426 число членов комиссии должно быть нечетным.
Для малых предприятий установлено следующее:
- в комиссии должен состоять руководитель (персонально) либо ИП;
- в комиссии должен быть специалист по ОТ.
В последнем случае это может быть как сотрудник фирмы, прошедший соответствующее обучение, так и представитель сторонней организации, оказывающей услуги ОТ по договору. При наличии профсоюза нужно включить в комиссию его представителя (п. 9 пп. 3 ст.9 ФЗ №426).
Далее составляются перечень рабочих мест и график работ в свободной форме.
Важно! При составлении перечня объектов СОУТ выделяют места с одинаковыми признаками: по профессии (должности), по расположению в сходных производственных зонах (помещениях) и др. Если такие места есть, то их оценку проводят не полностью, а только в размере 1/5 от общего числа
Количественно рабочих мест не может быть менее 2-х. Считается, что таким образом все аналогичные рабочие места прошли проверку (ст.16 п. 1 ФЗ №426).
По результатам проведения спецоценки сторонняя специализированная организация составляет документ – отчет, который подписывает комиссия. Возражения комиссии или одного из его членов, если они возникают, прилагаются к отчету.
Отчет нужен для:
- списания затрат на проведение СОУТ;
- планирования и списания затрат на ОТ;
- формирования тарифа по ДСВ.
Новые рабочие места, в соответствии с законом, должны быть аттестованы в течение полугода. Такой же порядок действует, если технология, применяемая на каких-либо рабочих местах, была существенно изменена.
Важно! СОУТ проводится в разрезе рабочих мест, а не сотрудников. Если на малом предприятии один сотрудник совмещает несколько должностей, в соответствии со штатным расписанием определяют, сколько рабочих мест он занимает фактически
Проводят СОУТ по каждому рабочему месту.
По итогам спецоценки условий труда фирмой подается в территориальную инспекцию по труду декларация. Это нужно сделать не позднее 30 дней после того, как документ был утвержден. Декларация действует 5 лет, этот срок можно продлить при отсутствии профзаболеваний и травматизма в рабочем коллективе.
Заполняется документ согласно приказу Минтруда №80н.
Как часто нужно проводить спецоценку
Спецоценка бывает двух видов — плановая и внеплановая.
Плановую СОУТ проводят раз в пять лет. Если хотя бы на одном рабочем месте выявили вредные или опасные условия труда, через пять лет нужно обязательно провести СОУТ заново. Если по итогам предыдущей спецоценки вредных факторов на рабочих местах не выявили и за пять лет условия не изменились, новую оценку проводить не придется: будут действовать результаты старой.
В первый раз спецоценка проводится не позднее года после регистрации компании или оформления первого работника ИП.
Внеплановую СОУТ проводят, когда условия труда изменились так, что нужно заново определять их вредность. Или когда оказалось, что условия могут быть вредными и даже опасными. Вот все поводы и сроки для внеплановой спецоценки.
Внеплановая спецоценка — ст. 17 закона о СОУТ
Основание для внеплановой спецоценки условий труда | В какой срок провести |
---|---|
Появились новые рабочие места. В этом случае нужно проверить только их. Если взяли еще одного специалиста, который будет работать на том же рабочем месте, например сменного официанта, проводить СОУТ не нужно | В течение года с даты приема работника на новое место |
Проверка трудовой инспекции выявила нарушения охраны труда и вынесла предписание провести спецоценку его условий | В течение шести месяцев с даты предписания |
На рабочем месте изменился рабочий процесс или поставили новое оборудование, и оно может влиять на вредность работы. Если купили новый компьютер, проводить внеплановую оценку не надо. Если новый станок с абсолютно другими характеристиками — скорее всего, придется | В течение года после изменения должностной инструкции или с подписания акта установки оборудования |
Работники стали использовать новые материалы или сырье, и поэтому уровень вредного воздействия изменился | В течение шести месяцев с даты документа, подтверждающего изменения |
ы ввели для работников новые средства индивидуальной защиты, поэтому уровень защиты изменился | В течение шести месяцев с даты документа, подтверждающего изменения |
На предприятии произошел несчастный случай, связанный с работой, или у работника выявили профзаболевание | В течение шести месяцев с даты документа, подтверждающего изменения |
аботники недовольны предыдущей оценкой условий труда, и профсоюз или другой выборный орган мотивированно предложил провести СОУТ | В течение шести месяцев с даты документа, подтверждающего изменения |
Если вводите новые должности или меняете названия должностей, но при этом рабочие места не меняются, внеплановая СОУТ не нужна. Но решение об этом должна принять комиссия. Чтобы у трудовой инспекции не было претензий, лучше оформить такое решение актом об отсутствии оснований для проведения внеплановой спецоценки.
Важные нюансы специальной оценки рабочих мест
Вопрос Ответ Что такое специальная оценка? Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах (п. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ) Кто должен проводить специальную оценку?
Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ) Какие рабочие места подлежат специальной оценке? Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ): — надомных работников; — дистанционных работников; — работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?
Да, органы ФСС устанавливают скидку в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки (абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки? Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб. При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить (ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ. Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку? Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. п. 3 ст. 273 НК РФ
Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст
318 НК РФ) Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах? Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога (п. 1 ст. 346.14 НК РФ). При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу (п. 1 ст. 346.29 НК РФ) Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов? Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов
Отчетность в ПФР
Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п, можно выделить следующее:
- раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
- в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ);
- в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.
В чем смысл СОУТ?
СОУТ — аббревиатура, смысл её следует знать всем нанимателям, у которых трудятся работники в организации. С 2014 года, ею была вытеснена АРМ и расширен перечень осуществляемых работ.
АРМ обязательная для нанимателей и действовала в ТК РФ до 31.12.2013. Она осуществлялась в соответствии с указом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н. СОУТ фигурировала в ч. 4 ст. 58.3 закона «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ», итоги которой могли использоваться как основание для того, чтобы освободить организацию от страховых отчислений в ПФР по допставкам.
28.12.2013 приняли закон о внесении поправок в отдельные законодательные акты от 28.12.2013 № 421-ФЗ, упразднивший выше рассмотренные нормы и исключивший АРМ из ТК. Также был принят закон «О СОУТ» от 28.12.2013 № 426-ФЗ, заменивший положения об АРМ.