75 гдн

Черновая работа, конструирование коробки

Что же касается сабов, у них настолько узкий диапазон частот, что требования к АЧХ динамика не такие высокие,а конструкция должна быть не такая сложная чтобы ее нельзя было бы повторить. Какие могут быть сложности. Ну во первых надо найти низкочастотный динамик. С этим проблем меньше всего.

Есть такой 75ГДН, который очень популярен из-за своих неплохих характеристик и низкой цены. Маньяки могут купить какой нибудь экземпляр импортного производства за 100 баксов, но есть ли смысл переплачивать, если разницы скорее всего можно не почувствовать.

Основные проблемы могут быть при выборе и расчете конструкции ящика для этого динамика. Но тут на помощь приходит прекрасная программа JBL SpeakerShop. В ней есть множество готовых примеров разных типы акустического оформления сабвуферов. Качаем программу, выбираем тип коробки. Я выбрал Bandpass 6А. Это такая вот коробка.

Схема будующего сабвуфера

Картинка взята с инета из статьи про саб на 75ГДН. У меня только немного другие размеры.

Наткнулся я на ветку в форуме на www.ixbt.com, как раз про построение саба, такого почти, как мне надо. Пересчитал еще раз размеры, вроде похоже на то, что я собирался делать, только чуток побольше.

Когда я отпилил первую заготовку левой стенки, то понял, что коробочка получится совсем не маленькая, однако делать было уже нечего, все было размечено. Окончательные размеры получились такие:

  • Высота 640мм
  • Длина 410мм
  • Ширина 280мм
  • Высота верхнего обьема 160мм
  • Длина верхнего фазоинвертора 70мм (диаметр 70мм)
  • Длина нижнего фазоинвертора 240мм (диаметр 70мм)

Куски ДСП были толщиной 20 мм, я подумал, что толщина самая подходящая.Пилил все обычной ножовкой по дереву, и к тому времени, когда все стенки были готовы я конкретно задолбался.Заодно приобрел мозоли на руках от ножовки.

Из за того, что времени на изготовление саба я первоначально отвел себе 2 дня, все выходные я закручивал в стенки шурупы, собирая коробку. К концу воскресенья коробка была готова и стянута по периметру шурупами.

Сборка корпуса будующего сабвуфера

Далее, всю неделю, я продумывал порядок сборки. Получилось, что последней будет закрыта верхняя стенка, предпоследней — задняя. Не устанавливая эти стенки, можно было нормально работать с корпусом внутри, чем я и занимался в следующие выходные.

Я промазал любимым клеем Ольги Саваловой — «Моментом» все стыки и установил внутренню стенку в прорезью под динамик 75ГДН, который купил на рынке за 1000р. Стенку как следует закрепил закрутив снаружи кучу шурупов.

Еще раз примерив остальные стенки, я начал проклеивать внутренню поверхность коробки пенополипропиленом толщиной 6 мм. Для этого использовал все тот же «Момент». Каждому слою я давал засохнуть, под грузом.

Чтобы пропилить круглые отверстия в задней стенке мне пришлось использовать специальную насадку на дрель, которая,со своим делом справилась хорошо и вскоре у меня была задняя стенка с двумя отверстиями идеально-круглой формы с ровными краями.

Первоначальная идея была найти трубки 70мм в диаметре от канализационных труб. К моему удивлению, таких не оказалось.Были либо 50 мм либо 100 мм, пришлось взять первые. Именно из них я сделал первые фазоинверторы. (Канализационные трубыи грали дерьмово.)

Разницу в посадочном диаметре я заполнил слоями пенополипропилена и в таком виде установил обе трубы в заднюю крышку саба.

Первое тестирование и доводка

Подождав, пока все клеевые соединения просохнут, я решил опробовать дело рук своих. Для этого я подключил левый фронтальный канал моего AV ресивера Yamaha 496RDS к новой колонке.

Стерео усилитель Yamaha 496RDS

Баланс громкости выкрутил влево, тембр BЧ на минимум, громкость на 25%, вставил диск с какой-то клубной музыкой и включил.

Звук, который распространился по все квартире, меня потряс. Это был мягкий бас, типа того, которого я с трудом добивался на моих напольных фронтах, но намного громче. Он, прямо, пробирал до костей. Однако, к звуку примешивались и посторонние высокочастотные призвуки.

Часть из них были коробочные, которые не пропали после оклейки корпуса внутри, остальные выли вызваны потоком воздуха из всевозможных щелей коробки, которые еще не были промазаны.

В течение дня я устранял щели в корпусе и в результате посадил на клей заднюю крышку. Попутно я установил пару металлических разъемов — гнезд под «бананы» для подключения проводов на заднюю стенку. Получилось совсем неплохо.

Сборка корпуса будующего сабвуфера на 75 ГДН

Следующее включение показало, что швы все герменичны, остался шум воздуха при прохождении через верхний фазоинвертор и стали явно слышны ящичные призвуки. Долго соображал, с чего начать, в результате начал делать параллельно фазик и ватно-марлевые подушки, которые прибил гвоздями к внутренним стенкам саба. В результате все стенки были полностью закрыты этими подушками.

С фазоинвертором я поступил еще проще. Верхний объем саба был значительно меньше нижнего, поэтому шумы воздуха появлялись лишь в верхнем фазоинверторе. Я прочитал в интернете, что вполне возможно использовать не только цилиндрические трубки,а конические, лишь бы они расширялись в выходу наружу.

И тут на помошь пришел, купленный в свое время пластмассовый стакан из набора автомобильной посуды. Он имел нужный диаметр и длину, чуть больше. Именно его я и установил в качестве фазоинвернора. До кучи, я закруглил заднюю стенку в месте выхода воздуха, так что получилось так же как у моих фронтов Jamo.

Место стыковки фазика и все закругление я за шпаклевал, и после высыхания, зашкурил, до ровной поверхности.

Сборка корпуса будующего сабвуфера на 75 ГДН

Оставалось только выровнять и покрасить корпус, а также обклеить его черной пленкой, с рисунком под дерево, чтобы ящик вписался в общий вид комнатной акустики. Все это время, пока я выравнивал корпус, я периодически его подключал в ресиверу, для проверки.

Мне удалось изменением конструкции фазоинвертора убрать все звуки воздуха на номинальной громкости. Они появлялись, только при максимальной громкости ина определенных частотах. В виду того, что я подавал на саб полночастотный звуковой сигнал, а не фильтрованный, звук проходящего в фазике воздуха чуток подпорчивал картину.

Когда же подавал синусоидальный сигнал с компа сгенеренный программой CoolEditPro, то звук этот пропадал, зато слышно было, как дрожали стекла. Наметились два частотных пика в области 10-50гц. Это первый , около 25-27Гц и второй 35-37Гц.На этих частотах, громкость сиигнала сильно возрастала при воспроизведении тестового сигнала.

По ходу дела, я вдруг обнаружил трещину я своем 150 литровом аквариуме, который находился в той же комнате, где я делали испытывал саб. Почему это произошло, я до сих пор не понял. То ли, от небольшого перекоса тумбы, который я потом обнаружил, то ли от моих опытов, то ли от всего в месте.

В виду того, что я давно собирался купить себе аквариум побольше, меня трещина не сильно расстроила, скорее добавила приятные хлопоты, по выбору нового аквариума и выравниванию тумбы, что есть тема для другой статьи и в другом разделе.

Улучшаем внешний вид

Имея небольшой опыт по выравниваю поверхностей, было дело, выравнивал окна и оконные проемы в своей квартире, я купил шпатлевки и черной краски. Причем, черной краски купил два вида, обычной в банке и автомобильной флакон, которая быстро сохнет. Пользовался, в основном, автомобильной, так что она в самом конце закончилась.

Короче, сначала шлифанул стенки шкуркой, при помощи дрели и насадки-круга, потом углубления за шпаклевал акриловой шпатлевкой, которую шлифанул, сначала опять дрелью, потом вручную мелкой шкуркой. Получившуюся поверхность покрыл слоем краски из распылителя.

В принципе, этого всего можно было не делать, если бы у меня был новый лист дсп, но я использовал куски, оставшиеся от разобранного шкафа, который сделали предыдущие жильцы моей квартиры. Так что поверхность там была самая отстойнейшая. Шкурить ДСВ — дело неблагодарное, если глубоко залезть, то начнет быстро махриться, так что геморроя и поимел достаточно. В следующий раз буду использовать новые листы.

Финальный вид сабвуфера на 75 ГДН

После высыхания краски я намочил ее водой и на мокрую поверхность наклеил уже самоклеющуюся пленку. Она так называется потому, чтоесли ее неправильно приклеить, то фиг потом отклеишь. Слава богу, у меня получилось достаточно ровно, лучше чем я ожидал.

Обработав края, в установил саб в то место, где ему положено было стоять по моему замыслу. Конечно, он крупноват, но если установить напольники, на подставки, то думаю, будет в самый раз.

Естественно я его несколько раз включал, для проверки, работоспособности. Благодаря внутренней шлифовке верхнего фазоинвертора, порог появления шума ветра в нем, сдвинулся в сторону максимальной громкости и , я надеюсь, что при такой громкости я его использовать не буду и соответственно, ничего такого не услышу. В конце концов, низкочастотные звуки в фильмах редко встречаются без одновременных высокочастотных, которые легко заглушат все подобные паразитные призвуки, даже на большой мощности.

Сабвуфер на 75 ГДН в интерьере

P.S. Теперь осталось собрать усилитель, для этого саба, чтобы сделать его активным. В принципе процесс сборки я начал, вытравил плату,запаял туда все детали, но еще не отладил, времени нет.

Взято с сайта olgol.narod.ru

Акустическая система VERNA 50-01 →
← Повторение возможно

* для динамика 16 ом конструкция катушки такова:

Марка провода ПЭТВ-1
Диаметр провода мм 0,16
Количество слоев
намотки
2
Количество витков в
1-ом слое
63
Количество витков во
2-ом слое
65
Омическое
сопротивление катушки
Ом 14.6+-0,5
Высота звуковой
катушки
мм 23
Внутренний диаметр мм 25,6
Внешний диаметр ,
вместе с намоткой
мм 26,55

Radiotehnika 20VT-5-8Область применения: среднечастотный трактТехнические характеристики:Номинальное сопротивление — 8 ОмШумовая мощность — 20 ВтЧувствительность — 89 ДбРазмеры — 125х125х75 ммRadiotehnika 25ZT-4-8Область применения: среднечастотный трактТехнические характеристики:Шумовая мощность — 25 ВтНоминальное сопротивление — 8 омRadiotehnika 25ГДН-1-8-80Современные аналоги: 25ZT-1-4, 25ZT-1-8, 25ZT-2-4, 25ZT-2-8Область применения:
низко-среднечастотный тракт
Технические характеристики:

Эффективный
рабочий диапазон частот
Гц 40 — 5000
Уровень
характеристической чувствительности
Дб/Вт*м 84
Неравномерность АЧХ Дб 14
Номинальное
электрическое сопротивление
Ом 8
Частота основного
резонанса
Гц 30
Эквивалентный обьем,
Vas
Литр 30
Механическая
добротность, Qms
4,72
Электрическая
добротность, Qes
0,375
Полная добротность,
Qts
0,35
Габаритные размеры мм d200x97
Масса г 2100

Radiotehnika 10ZT-1-4 (10ZT-1-8)Область применения:
низко-среднечастотный тракт
Технические характеристики:Номинальное сопротивление — 8 ОмШумовая мощность — 10 ВтЧувствительность — 86 ДбРазмеры — 100х100х70 ммRadiotehnika 50ZTОбласть применения: низкочастотный трактТехнические характеристики:Шумовая мощность — 50 ВтНоминальное сопротивление — 11 омДиаметр катушки — 5 см (2 дюйма)Подвес резиновыйRadiotehnika 75ГДН-1-4 (75ГДН-1-8)Современные аналоги: 75ZT-1-4, 75ZT-1-8, 4 и 8 Ом соответственноОбласть применения:
низкочастотный тракт
Технические характеристики:

Эффективный
рабочий диапазон частот,
Гц
…31,5…1000
Уровень
характеристической
чувствительности, д
…86
…10
Номинальное
среднее звуковое давление,
Па
…1,26
Полный
коэффициент гармонических
искажений при подведении
мощности, соответствующей
номинальному звуковому
давлению, на частотах
ниже 1000 Гц, %
…3

Номинальное

электрическое
сопротивление, Ом

…4
Предельная
шумовая (паспортная)
мощность, Вт
…75

Предельная

долговременная мощность,
Вт

…78

Предельная

кратковременная мощность,
Вт

…80
Частота
основного резонанса, Гц
…25±5
Полная
добротность
…0,35±0.05

Эквивалентный

объём, м^3

…0.08
Габаритные
размеры, мм
d250*124
Масса,
г
6000

Radiotehnika 30ГД-1Современных
аналогов нетОбласть применения: низкочастотный тракт акустики 35АС-1
Технические
характеристики:
Шумовая
мощность — 75 ВаттНоминальное сопротивление — 4 ОмаДиаметр
мембраны — 25 смДиаметр катушки — 2 дюйма
Подвес резиновыйГлавное отличие от головки
75ГДН-1 применение кобальтового магнита
Radiotehnika 75ГДН-5Современных аналогов нетОбласть применения: низкочастотный тракт акустики S-70Технические характеристики:Шумовая
мощность — 75 ВаттНоминальное сопротивление — 4 ОмаДиаметр
мембраны — 25 смДиаметр катушки — 2 дюйма
Диаметр магнита — 134 ммТолщина
магнита — 2х12 мм
Подвес резиновыйГлавное отличие от головки 75ГДН-1 наличие схемы ЭМОС под защитным колпакомRadiotehnika 75ZT4Область применения:
низкочастотный тракт
Технические характеристики:Шумовая мощность — 75 ВаттНоминальное сопротивление — 8 ОмДиаметр мембраны — 25 смДиаметр катушки — 2 дюймаДиаметр магнита — 134 ммТолщина
магнита — 24 мм
Подвес резиновыйRadiotehnika 75ZT-2-4 (75ZT-2-8)Область применения:
низкочастотный тракт
Технические харатеристики:Шумовая мощность — 75 ВаттДиаметр динамика — 10 дюймовДиаметр катушки — 2 дюймаНоминальное сопротивление — 4 (8) омRadiotehnika 75ZT-3-4 (75ZT-3-8)Область применения:
низкочастотный тракт
Технические характеристики:Шумовая
мощность — 75 ВаттДиаметр динамика — 10 дюймовДиаметр катушки —
2 дюймаНоминальное сопротивление — 4 (8) ом

Оцените статью:
Оставить комментарий