Замена аккумуляторов в шуруповерте
Содержание
Стоимость дрели-шуруповерта либо шуруповерта ориентировочно на 60-70% формируется из цены батареи-аккумулятора (АКБ) к ним. Поэтому закономерно, когда у человека выходит из строя АКБ, то он задается вопросами о том, нужна ли полная замена аккумуляторов в шуруповерте, как их отремонтировать или чем заменить?
Виды АКБ шуруповерта
Аккумуляторные части шуруповертов, вне зависимости от их модели или производителя, схожи по конструкции – небольшие аккумулирующие энергию элементы («банки»), собранные в последовательную цепь.
«Банки» в АКБ шуруповертов имеют стандартные габаритные размеры и показатели напряжения, отличаясь друг от друга только емкостью, что измеряется в А/ч и всегда указывается на их корпусе.
В состав батареи могут входить несколько видов накапливающих энергию элементов:
- никель-кадмиевые аккумулирующие элементы (Ni-Cd), напряжением 1,2 V;
- литий-ионные АКБ (Li-Ion), напряжение – 3,6V;
- никель-металлгидридный элемент питания (Ni-MH), напряжение – 1,2V.
Сравнение видов АКБ
Параметр | Ni-Cd | Li-Ion | Ni-MH |
---|---|---|---|
Цена | Низкая | Высокая | Средняя |
Боязнь низких температур | Нет | Нет | Да |
Емкость | Низкая | Высокая | Высокая |
Эффект памяти элемента | Высокий | Отсутствует | Низкий |
Саморазряд | Высокий | Почти отсутствует | Низкий |
Число циклов разряда-заряда | Маленькое | Большое | Достаточное |
Установление дефекта
Если шуруповерт перестал работать из-за неисправности аккумулятора, то стоит отметить, что выйти из строя сразу все составные части АКБ не могут. Так как элементы в шуруповертном аккумуляторе соединены в последовательную цепь, то при поломке одного компонента перестает функционировать вся цепь – именно такой компонент требуется найти.
Такой поиск включает в себя нижеследующие действия:
- Изначально требуется полностью зарядить аккумулятор;
- Далее надо разобрать корпус АКБ и вынуть все банки, на которых измерить напряжение специальным прибором – мультиметром. Для литиевых элементов оно должно попадать в диапазон 3,6-3,8 V, а для Ni-Cd – 1,3-1,4 V;
- Те элементы, которые не вошли в нужный диапазон, необходимо отметить маркером. Например, большинство элементов аккумулятора Ni-Cd показывают напряжение 1,3-1,4 V, а несколько имеют показатель в 1,0-1,2 V – их и нужно отметить;
- Далее стоит полностью собрать АКБ обратно и поэксплуатировать изделие до почти полной потери мощности;
- После необходимо опять замерить вольтаж у банок аккумулятора. На отмеченных элементах больше всех уменьшится этот показатель;
- Если вольтаж в компонентах АКБ разнится, и эта разница составляет порядка 0,4-0,8 V, то «банки» с меньшими показателями негодны для дальнейшей эксплуатации изделия.
Ремонт аккумулятора при неисправности его составных частей может происходить по двум сценариям: реанимирование и полная их замена.
Можно ли восстановить компоненты АКБ?
Ремонт литий-ионного аккумулятора можно произвести только посредством замены неисправных компонентов, которая связана чаще всего с химическим разложением составных веществ – лития. В таких АКБ важно правильно определить причину неисправности: схема управления либо аккумулирующий элемент. Выяснить точно причину можно двумя методами:
- Поменять схему управления АКБ от прочей аналогичной батареи. В случае если эта манипуляция помогла, то требуется найти замену и поменять элементы;
- Подать на абсолютно все компоненты аккумулятора напряжение в 4 V с силой тока 200 мА при помощи регулируемого сетевого зарядного устройства (СЗУ). Если напряжение на аккумулирующем элементе АКБ после этой манипуляции вырастает до 3,6 V, то элемент исправен. Значит, что другие части являются неисправными.
Реанимирование аккумулирующей энергию части шуруповерта или дрели доступно в большинстве своем для никель-кадмиевых батарей в ее составе, которые являются самым популярным в виду дешевизны видом АКБ в таких изделиях.
Восстановление никель-кадмиевых элементов можно осуществить следующими методами:
- «сжатия (уплотнения)» – этот способ имеет место быть только тогда, когда элемент потерял объем, а электролит еще в нем остался;
- «прошивка» памяти – воздействие большим от расчетных минимальных показателей напряжения током помогает скорректировать (но не полностью устранить) эффект памяти элемента и восстановить потерянную емкость.
Сжатие (уплотнение) элемента АКБ
Суть этого способа восстановления сводится к тому, что необходимо просто произвести разжижжение электролита, который, хоть и в уменьшенном количестве, остался в банке аккумулятора. Инструкция по выполнению такого восстановления компонента АКБ выглядит следующим образом:
- На торцевой части проблемного элемента питания (банки) со стороны минусового контакта требуется проделать максимально маленькое отверстие посредством пробойника или самого тонкого сверла;
- Откачать через это отверстие шприцем до 1 мл воздушную массу;
- Посредством того же шприца залить в банку от 0,5 до 1 мл очищенной воды (дистиллят);
- Провести процедуру герметизации этого элемента при помощи олигомеров – доступнее всего эпоксидная смола;
- Полностью зарядить-разрядить АКБ не менее 5 раз для выравнивания потенциала разбавленных аккумулирующих элементов.
Любой из способов реанимации поврежденных частей батареи не способен полностью исправить проблему в ее работе, а лишь отсрочить их замену.
Ремонт и замена компонентов АКБ
Замена определенных вышедших из строя элементов аккумулятора – самый действенный и правильный тип ремонта. Осуществить ремонт посредством замены проблемных элементов АКБ можно с использованием купленных новых банок или рабочих элементов с аккумулятора-донора.
Реализацией новых банок занимаются многие торговые точки или интернет-магазины, специализирующие на продаже электроинструмента и запчастей к нему. Примерная стоимость одного никель-кадмиевого элемента на 1800-2000 мА/ч составляет порядка 100-120 рублей.
Для осуществления замены понадобятся следующие материалы и инструменты:
- паяльник;
- олово;
- кусачки;
- флюс, мало подверженный коррозийным процессам, к примеру, спиртовой на канифоли.
Если есть хоть мизерный опыт в паяльной процедуре или же теоретические знания о ней, то замена пройдет легко и быстро. Состоит замена из нижеследующих действий:
- разборка аккумулятора;
- обрезка старого элемента от соединительной пластины;
- впайка на его место новой банки.
Однако при совершении данной процедуры есть ряд рекомендаций:
- при припаивании паяльным инструментом рекомендуется все операции совершать предельно быстро, дабы избежать нагрева батареи, что может привести к ее выходу из строя;
- по возможности необходимо использовать родные соединительные пластины или соразмерные им медные, так как при их неправильном размере воздействие большого тока приведет к нагреванию всего элемента, что приведет к срабатыванию защитного термистора;
- нужно проводить все работы предельно четко и внимательно, не перепутывая расположение элементов и их контактов в последовательном соединении – плюс одного элемента ложится на минус другого.
После завершения процедуры спаивания новых элементов к старым банкам требуется совершить выравнивания потенциалов напряжения. Для этого нужно провести полную зарядку АКБ: поставить на зарядку примерно на 8-10 часов, а после суток отстаивания провести замеры напряжения. В итоге все элементы должны иметь примерно одинаковый показатель напряжения – в пределах 1,3V.
Дальше надо максимально загрузить аккумулятор шуруповерта для его полной разрядки. Такую процедуру полной зарядки-разрядки (называется также процедурой удаления памяти) требуется повторить как минимум два раза.
Если проводить вышеописанную последовательность действий по стиранию памяти АКБ раз в три-четыре месяца, то можно существенно продлить работу аккумулирующих элементов шуруповерта или дрели.
Совершив верный поиск причины неисправности АКБ, грамотно проделав процедуры по восстановлению или замене аккумулятора в шуруповерте, можно вернуть к жизни привычный инструмент.