Зарядное устройство своими руками для гелевых аккумуляторов

Содержание

Что такое гелевый АКБ, его конструкция, характеристики, срок службы

Гелевый аккумулятор – это свинцово-кислотный источник питания, в котором электролит между пластинами находится в абсорбированном, гелевом состоянии. Gel-технология подразумевает полную герметизированность и необслуживаемость этого источника питания, принцип работы которого ничем не отличается от остальных видов аккумуляторов.

Конструкция гелевых АКБ

В привычных свинцово-кислотных аккумуляторах электролит представлен в виде смеси дистиллированной воды и серной кислоты. Gel-технология отличается тем, что кислотный раствор в АКБ находится в виде геля. Такая структура электролита достигается путём добавления в состав силиконового наполнителя, сгущающего смесь.

Несколько высокопрочных пластмассовых цилиндрических блоков, соединённых между собой, образовывают корпус гелевого источника питания.

Основные элементы источника питания:

  • положительные и отрицательные электроды;
  • пористые пластины-сепараторы;
  • электролит;
  • клапаны;
  • клеммы;
  • корпус.

Принцип работы гелевого источника питания аналогичен этому процессу в обычных свинцово-кислотных АКБ — заряженный источник отдает заряд. Во время этого процесса напряжение падает, а плотность электролита уменьшается.

Характеристики Gel-аккумуляторов

Выбирая новый гелевый источник питания, необходимо обратить внимание на следующие параметры:

  • Ёмкость — измеряется в ампер/часах. Показывает, в течение какого времени источник питания может отдавать энергию силы тока в 1А.
  • Максимальный ток заряда — максимально допустимое значение тока при зарядке АКБ.
  • Максимальный ток разряда, он же пусковой ток, показывает значение максимальной силы тока, которую АКБ может обеспечить на протяжении 30 секунд.
  • Рабочее напряжение на клеммах — 12В.
  • Вес источника питания зависит от его ёмкости и варьируется от 8,2 кг (26 Ач) до 52 кг (260 Ач).

Маркировка гелевых АКБ

Немаловажным параметром выбора нового источника питания является дата его производства. Формат обозначения этой информации зависит от производителя. Разберём основные примеры:

  1. Optima: на пластике выдавлены цифры: первая — год, следующие — день выпуска. Например: 3118 означает 2013 год, 118 день. На некоторых моделях дату производства можно найти на наклейке: верхний ряд — месяц, нижний — год.

  1. Delta: на наклейке с набором цифр и букв нас интересуют первые четыре знака. Первый (буква) — год начиная с 2011 (А).

            Второй (буква) — месяц начиная с января (А).

            Третий и четвёртый (цифры) — день месяца

  1. Varta: в производственном коде четвёртая цифра — год выпуска, пятая и шестая — месяц (17-январь, 18-февраль, 19-март, 20-апрель, 53-май, 54-июнь, 55-июль, 56-август, 57-сентябрь, 58-октябрь, 59-ноябрь, 60-декабрь).

Срок службы гелевых аккумуляторов

Срок службы гелевого аккумулятора, который сообщают производители — около 10 лет. Однако стоит понимать, что он может меняться в зависимости от условий эксплуатации.

На уменьшение срока службы Gel-аккумулятора влияют слишком низкие (менее −30 °C) и слишком высокие (более +50 °C) температуры. Это связано с тем, что в таких условиях электрохимическая активность источника питания то падает, то возрастает. Стоит отметить, что повышение температуры влечёт за собой ускорение коррозийности пластин. Постоянный недозаряд АКБ также ведёт к уменьшению срока годности батареи. Вместе с тем чрезмерные заряды отрицательно сказываются на продолжительности эксплуатации.

Для того чтобы пользоваться гелевым источником питания максимально долго, рекомендовано не допускать глубоких разрядов и хранить АКБ непродолжительное время в сухих помещениях с температурным режимом от −35 °C до +50 °C.

Почему заряжать гелевый аккумулятор простой зарядкой напрямую нельзя?

Если у вас есть или был такой аккумулятор с современными технологиями, и вы пробовали подключать стандартное зарядное устройство напрямую к гелевой батарее, можете смело выбрасывать свой вышедший из строя элемент питания. Дело в том, что при подаче определенного уровня силы тока (который воспринимается свинцовыми аккумуляторами) на гелевую батарею происходит расплавление геля. Назад в обычное состояние гель уже никогда не пройдет, а начнут разрушать даже при слабом нагревании оставшийся гель. Также существуют следующие проблемы:

  • при подзарядке на практически полностью заряженной батарее гель не плавится, но заряд аккумулятор не берет;
  • сложно заставить батарею получить заряд, даже если у вас есть настраиваемое пусковое устройство;
  • наше зарядное оборудование рассчитано на свинцовые батареи, а такие силы тока убийственны для геля;
  • гелевые аккумуляторы имеют определенную специфику процедуры зарядки, которую необходимо знать;
  • в нашей стране очень мало информации о том, как пользоваться такими аккумуляторами, и почему они выгодны;
  • батарею нельзя нагревать, поэтому при полной зарядке необходимо отключить питание немедленно.

Если ваш гелевый аккумулятор при зарядке начал греться, скорее всего, придется менять элемент питания. Дело в том, что аккумулятор при нагреве теряет свои свойства, внутри образуется жидкость, которая очень быстро съест весь оставшийся гель. Это и происходит при подключении гелевой батареи к обычному зарядному устройству — нагревается внутренняя среда аккумулятора, гель превращается в водичку, разрушение продолжается, как только вы устанавливаете батарею на ее рабочее место и начинаете эксплуатацию. После такой зарядки аккумулятор будет неизменно греться, что уже свидетельствует о его смерти.

Правила зарядки гелевого аккумулятора

То, как нужно правильно эксплуатировать гелевый аккумулятор и заряжать его, четко прописано в инструкции от производителя. Разобравшись с этим и имея опыт работы с кислотными батареями, можно проследить аналогичность процесса зарядки между этими двумя видами.

Чтобы правильно зарядить гелевую батарею, необходимо иметь правильное зарядное устройство. Для последних выдвигается одно необходимое требование – возможность регулировки напряжения, чтобы не допустить перезарядки.

Сейчас можно приобрести специальные зарядные устройства для гелевых аккумуляторов, которые пока что продают неофициально, поскольку они не лицензированы. Такие аппараты несколько отличаются от обычных, а заряжать ими аккумулятор достаточно просто:

  1. Сначала включают устройство и замеряют силы тока, которые производит аккумулятор, для выбора допустимых для такого типа батареи режимов работы.
  2. Проводить зарядку нужно на необходимых показателях силы тока, которые определяются автоматически.
  3. Спустя время автоматически происходит отключение, чтобы аккумулятор не перегревался.
  4. Несколько минут аккумулятор остывает, а затем снова включается зарядка уже на другой силе тока.
  5. В перерывах между выключением и включением зарядного устройства проводится измерение силы тока от батареи.
  6. Если сила тока остается прежней, то зарядка самостоятельно окончательно выключается.

Последней способностью может похвастаться далеко не каждое зарядное устройство. Большинство из них работает до тех пор, пока их не отключат от сети. Но перезаряжать гелевые аккумуляторы (т.е. заряжать с переизбытком) нельзя, иначе гель начинает плавиться.

Заряжать гелевый аккумулятор можно и обычным зарядным устройством. Для этого понадобится разрядившийся гелевый аккумулятор, новая батарея (в качестве посредника) и само зарядное устройство.

Выполняется процедура зарядки следующим образом:

  1. Зарядное устройство подсоединяют к батарее-посреднику.
  2. Поле этого соединяют клемы от заряжаемой батареи к гелевому аккумуляторы. Плюсы должны совпадать с минусами.
  3. После этого необходимо пару минут проконтролировать процесс зарядки: посмотреть, идет ли передача энергии от зарядного устройства к гелевой батарее.
  4. Проводят еще один тест. На ощупь определяют пригодность «гелевика» к дальнейшей работе: если корпус горячий, значит, батарея вышла из строя; если же корпус теплый, то оставляют аккумулятор на дальнейшую зарядку часа на два.
  5. Спустя 2 часа повторно определяют температуру аккумулятора, используя дополнительно амперметр.
  6. Можно еще на час-два оставить заряжаться устройство, а в конце все составляющие отключают от питания и отсоединяют клемы.

Требования к зарядному устройству:

  • Возможность настраивать необходимую подачу электрического тока.
  • Условия для зарядки необходимо подстраивать под температурные показатели самой батареи и окружающей среды (помещения).
  • Весь процесс зарядки должен быть прерывным и состоять из 3 стадий: на 1 стадии увеличивают напряжение, на 2 стадии напряжение не меняется, на 3 стадии уменьшается сила тока. Главное – не забывать следить, чтобы на заключительной стадии ток не повышался.
  • Разброс рабочих температур должен быть широким: от +5 до +40 градусов по Цельсию. Большой температурный интервал будет уместен в том случае, когда аккумулятор понадобится заряжать при резких перепадах температур в разные времена года.

Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов

Чем же хорош этот источник энергии? Ниже будут рассмотрены основные преимущества и недостатки гелевых АКБ.

Плюсы

  1. В любом положении плотность будет одна и та же.
  2. Экологически безопасен.
  3. Гель не пропускает газ на поверхность АКБ.
  4. Имеет большой срок эксплуатации.
  5. Выдерживает глубокий разряд. Гель способствует предотвращению образования кристаллов окисного сернокислого свинца. Который может блокировать передачу тока. Но не стоит создавать ситуацию, при которой гелевый аккумулятор 12 вольт сильно сядет. Это понижает срок службы.
  6. Малый размер. Этого позволяет достичь спиральная компоновка.
  7. Долго держит заряд.
  8. Прост в обслуживании.
  9. Менее чувствительны к дополнительному мощному оборудованию автомобиля.
  10. Могут достигать до 1000 циклов заряда – разряда.
  11. Способны само восстанавливаться после того как израсходуют свой запас! Особенно такое случается из-за долгих попыток запустить двигатель. Поэтому их иногда называют тяговыми гелиевыми аккумуляторами или стартерными.
  12. Риск осыпания пластин почти отсутствует.
  13. Не нужно подливать дистиллированную воду.
  14. Срок службы более 7 лет.
  15. Зависимость плотности электролита от степени заряда выражена достаточно слабее чем у других АКБ.
  16. Можно долго не заряжать.
  17. Низкое внутренне сопротивление 3-4 мОм. От него зависит скорость отдачи тока.
  18. Слабо подвержены сульфатации.
  19. Быстро заряжается за счет использования в конструкции быстрого свинца.
  20. Можно пользоваться гелевым аккумулятором в помещение. Он не выделят газ.

Гель окутывает свинцовые пластины и тем самым предотвращает их осыпание. В результате этого уменьшается само разряд и риск внутреннего короткого замыкания.

Газы, образующиеся внутри не выходят наружу. Они формируются в пузырьки. Это позволяет изготовить корпус полностью герметичным. Со временем газ будет накапливаться и распирать корпус. Поэтому производители позаботились об этом и оснастили корпуса специальными клапанами. Открыв которые можно выпустить избыточное давление и не выплеснуть жидкость.

Из-за полностью герметичного корпуса эти АКБ так же получили название необслуживаемые свинцово-кислотные аккумуляторы.

Минусы

  1. Плохо выдерживает избыточный заряд. Из-за этого время службы может сокращаться. Напряжение бортовой сети должно быть стабилизировано. Гелевый АКБ с номинальным напряжение 12,6 вольт нельзя заряжать напряжением 14,5 в.
  2. Высокая цена. Обычно она колеблется от 600 – 77 000 р. Все зависит от компании, емкости и напряжения. Дешевый гелевый аккумулятор сегодня вряд ли можно встретить.
  3. Плохая устойчивость к низким температурам. При сильных морозах сильнее теряют заряд чем обычные кислотные АКБ. Становится более хрупким.
  4. Придется частенько проверять степень зарядки.
  5. Резкие скачки напряжения снижают срок службы.
  6. Ограничение по току зарядки. Оптимальный ток для Gel батарей равен 10% от емкости в A/h.
  7. Если использовать АКБ при сильно высокой температуре произойдет разжижение электролита. Данный процесс необратим.
  8. Бояться короткого замыкания. По этой причине даже могут выйти из строя.
  9. Реле регулятора может его убить если выдается напряжение больше 14 вольт. Гель просто растает.
  10. Иногда приходится докупать дополнительные защитные клеймы с регулирующем реле. Это позволит предотвратить батарею от скачка напряжения выше нормы.

Сфера применения


Гелевый аккумулятор в автомобиле

Несмотря на усовершенствованные технические характеристики, превосходящие ранее используемые аналоги, гелевый модели имеют компактные размеры. Не так давно применяют спиральный вид компоновки в этих приборах. Где пластины выполнены винтообразно. А сепаратор вместе с электролитом сосредоточены в центре всей этой спиральной конструкции.

Преимущества аккумуляторов с гелевым наполнением делает их использование ценным для авто, которые участвуют в ралли, или же часто эксплуатируемых в неблагоприятных погодных условиях.

Учитывая постоянство подачи электропитания, надежность приборов, данные батареи служат отменным источником энергии, улучшающей работу аудиосистем. А из-за отсутствия в составе АКБ газа, их можно разместить непосредственно в салоне авто. Это, в свою очередь, снизит затраты владельца транспорта на закупку большого количества проводки.

Выбирая наилучший вариант, стоит обращать внимание на производителей. Проверенные компании всегда выгладят наиболее привлекательными для покупателей

Одной из характерных особенностей, которую некоторые считают недостатком гелевых аккумуляторов, считается высокая стоимость.

С какой периодичностью заряжать АКБ

С течением времени аккумулятор, установленный на авто, теряет часть своего заряда. Это происходит по причине проводимости среды между его клеммами, из-за необходимости в постоянном питании сигнализации или внутренних утечкек в АКБ. Саморазряд батареи также увеличивается, если поверхность накопителя заряда загрязнена, часто это происходит при езде по пыльным дорогам. Поэтому стоит следить за отсутствием грязи на поверхности батареи.

Полностью заряженный и даже новый аккумулятор теряет часть своего заряда при каждом запуске авто. Особенно это заметно при пониженной температуре на улице в холодное время года. При температуре ниже нуля градусов по Цельсию емкость АКБ уменьшается, а вязкость масла в двигателе возрастает, так что крутить мотор стартеру становится гораздо труднее и на это тратится больше заряда. Восстановить этот заряд при движении машины полностью невозможно, так как генератор выдает недостаточное для полного заряда напряжение и таким образом заряжать АКБ нужно в достаточно долгих поездках.

Правильным решением будет подзаряжать батарею авто не реже одного раза в год перед холодами

При этом есть признаки, на которые стоит обратить внимание, чтобы знать, требуется ли подзарядка аккумулятора автомобиля:

  1. Нужно взглянуть на индикатор, расположенный на корпусе АКБ. Если он отличен от зеленого, то требуется срочно проверить плотность электролита и подзарядить батарею.
  2. Можно проверить мультиметром напряжение между клеммами присоединенного к бортовой сети машины аккумулятора. Если оно ниже 12 В, батарее требуется зарядка.
  3. При запуске автомобиля стартер крутится медленно, а лампочка внутри салона при этом гаснет, что тоже указывает на снижение работоспособности накопителя заряда.

Архивы

АрхивыВыберите месяц Июль 2020  (2) Июнь 2020  (1) Апрель 2020  (1) Март 2020  (3) Февраль 2020  (2) Декабрь 2019  (2) Октябрь 2019  (3) Сентябрь 2019  (3) Август 2019  (4) Июнь 2019  (4) Февраль 2019  (2) Январь 2019  (2) Декабрь 2018  (2) Ноябрь 2018  (2) Октябрь 2018  (3) Сентябрь 2018  (2) Август 2018  (3) Июль 2018  (2) Апрель 2018  (2) Март 2018  (1) Февраль 2018  (2) Январь 2018  (1) Декабрь 2017  (2) Ноябрь 2017  (2) Октябрь 2017  (2) Сентябрь 2017  (4) Август 2017  (5) Июль 2017  (1) Июнь 2017  (3) Май 2017  (1) Апрель 2017  (6) Февраль 2017  (2) Январь 2017  (2) Декабрь 2016  (3) Октябрь 2016  (1) Сентябрь 2016  (3) Август 2016  (1) Июль 2016  (9) Июнь 2016  (3) Апрель 2016  (5) Март 2016  (1) Февраль 2016  (3) Январь 2016  (3) Декабрь 2015  (3) Ноябрь 2015  (4) Октябрь 2015  (6) Сентябрь 2015  (5) Август 2015  (1) Июль 2015  (1) Июнь 2015  (3) Май 2015  (3) Апрель 2015  (3) Март 2015  (2) Январь 2015  (4) Декабрь 2014  (9) Ноябрь 2014  (4) Октябрь 2014  (4) Сентябрь 2014  (7) Август 2014  (3) Июль 2014  (2) Июнь 2014  (6) Май 2014  (4) Апрель 2014  (2) Март 2014  (2) Февраль 2014  (5) Январь 2014  (4) Декабрь 2013  (7) Ноябрь 2013  (6) Октябрь 2013  (7) Сентябрь 2013  (8) Август 2013  (2) Июль 2013  (1) Июнь 2013  (2) Май 2013  (4) Апрель 2013  (7) Март 2013  (7) Февраль 2013  (7) Январь 2013  (11) Декабрь 2012  (7) Ноябрь 2012  (5) Октябрь 2012  (2) Сентябрь 2012  (10) Август 2012  (14) Июль 2012  (5) Июнь 2012  (21) Май 2012  (13) Апрель 2012  (4) Февраль 2012  (6) Январь 2012  (6) Декабрь 2011  (2) Ноябрь 2011  (9) Октябрь 2011  (14) Сентябрь 2011  (22) Август 2011  (1) Июль 2011  (5)

Что такое гелевый АКБ?

Для современного человека аккумулятор на основе гелевого электролита это не новшество, не революция в сфере автостроения, не переворот в индустрии батарей. Это скорее следующий шаг в развитии данного оборудования. В силу постоянного проведения исследований и опытов уже на протяжении последних нескольких столетий конструкторы и ученые пытаются повысить срок службы, технические характеристики, время выдержки заряда у кислотных батарей. Проблемы устранялись постепенно и далеко не в полном объеме. На сегодня все еще наблюдается процесс выкипания воды, изменения состава электролита, разрушения пластин.

Одним из успешных опытов было изобретение электролита в форме геля. Это позволяло сохранять раствору влагу более длительное время, как следствие – заряд держится дольше на необходимом уровне. В силу конструктивных особенностей аккумулятора, так как сохранились свинцовые электроды и кислотный наполнитель, принцип его действия не поменялся. Сегодня гелевые батареи производятся по двум технологиям:

  • AGM – электролит абсорбируется стекловолокном, которое одновременно выполняет функции сепаратора;
  • GEL – используется микропористый сепаратор и силикагель.

Продукция, в основе строения которой лежит данная технология, широко используется в системах с потребностью бесперебойного питания техники, судостроении, автомобильной промышленности. Для установки в автомобиль данные АКБ применяются изредка, а для менее мощных транспортных средств, например мопедов или скутеров, это оптимальный вариант. Владельцам транспорта, который ездит благодаря аккумулятору с гелевым наполнением, необходимо знать все нюансы зарядки и обслуживания этого оборудования.

Многими производителями указываются среди преимуществ батарей на основе гелеобразного электролита длительный срок службы, составляющий от 12 до 14 лет. Также можно встреть возможность переворачивания устройства и функционирование в любом расположении в пространстве. Со свинцово-кислотными аналогами на жидком электролите такие манипуляции недопустимы.

Обзор подходящих моделей

Модель Союз ВС-2410А

Высокие оценки пользователей заслужил вариант Союз ВС-2410А, рассчитанный на напряжение АКБ 24В. Функционирует такой прибор циклично: сначала выполняется первичный режим заряда, разрушающий осадочную сульфатацию, в результате чего батарея приобретает возможность заряжаться до максимального уровня.

На этом этапе зарядный ток возрастает постепенно, далее подается максимальный номинальный ток и в режиме прибор функционирует до уровня заряда 80%.

И в конце зарядка осуществляется током, который постепенно снижается. В общей сложности зарядное разнотипное устройство для питания гелевых аккумуляторов 24В этого вида реализует 7-этапный процесс. Цена данной модели – 7 000 руб.

Omnicharge

Более дорогой вариант (TSB Electronics) – Omnicharge 12-40, рассчитанный на напряжение 12В и ток 40А. Его цена – прядка 34 000 руб., а подходит такой прибор для батарей типа GEL, AGM и жидко-кислотных. В этой модели реализована возможность зарядки с применением 4 режимов.

Нюансы работы

В случае встроенной функции, определяющей уровень напряжения батареи, устройство самостоятельно выберет требуемый режим работы. При наличии регулятора тока заряда, следует установить достаточный предел для зарядки определенного АКБ. Значение этого параметра должно повышаться постепенно: от минимального до максимального. Если выбран режим небольших токов, тогда процесс зарядки несколько затянется, поэтому с целью исключения риска нагрева зарядное устройство периодически отключается.

Смотрим видео, способы зарядки:

Некоторые умельцы предпочитают собрать зарядное устройство для питания гелевых аккумуляторов своими руками. Для этого понадобится в числе прочего микроконтроллер, который позволяет более качественно выполнять контроль процесса зарядки АКБ. При желании можно сделать так, чтобы устройство отключалось по достижении максимального уровня заряда, однако, есть возможность реализовать режим постоянной подзарядки малыми токами до момента, когда будет достигнуто максимальное значение напряжения. В случае снижения величины этого параметра процесс зарядки возобновится.

Схема зарядного устройства для гелевых аккумуляторов 12В предусматривает наличие еще и термокомпенсации и вентилятора, который будет включаться с помощью непосредственно контроллера в ситуации, когда отсутствует датчик температуры. Управление устройством происходит посредством изменения величины зарядного тока, на которую влияет уровень сопротивления. Включение прибора выполняется нажатием кнопки, далее происходит определение уровня заряда батареи, что обуславливает выбор определенного режима работы.

Основные критерии выбора подобной техники: диапазон тока заряда, тип аккумулятора, который можно заряжать, наличие температурного датчика и количество этапов процесса зарядки

Дополнительно следует обращать внимание и на диапазон рекомендуемых значений температур воздуха

Что такое гелевый АКБ, его конструкция, характеристики, срок службы

Гелевый аккумулятор – это свинцово-кислотный источник питания, в котором электролит между пластинами находится в абсорбированном, гелевом состоянии. Gel-технология подразумевает полную герметизированность и необслуживаемость этого источника питания, принцип работы которого ничем не отличается от остальных видов аккумуляторов.

Конструкция гелевых АКБ

В привычных свинцово-кислотных аккумуляторах электролит представлен в виде смеси дистиллированной воды и серной кислоты. Gel-технология отличается тем, что кислотный раствор в АКБ находится в виде геля. Такая структура электролита достигается путём добавления в состав силиконового наполнителя, сгущающего смесь.

Несколько высокопрочных пластмассовых цилиндрических блоков, соединённых между собой, образовывают корпус гелевого источника питания.

Основные элементы источника питания:

  • положительные и отрицательные электроды;
  • пористые пластины-сепараторы;
  • электролит;
  • клапаны;
  • клеммы;
  • корпус.

Принцип работы гелевого источника питания аналогичен этому процессу в обычных свинцово-кислотных АКБ — заряженный источник отдает заряд. Во время этого процесса напряжение падает, а плотность электролита уменьшается.

Характеристики Gel-аккумуляторов

Выбирая новый гелевый источник питания, необходимо обратить внимание на следующие параметры:

  • Ёмкость — измеряется в ампер/часах. Показывает, в течение какого времени источник питания может отдавать энергию силы тока в 1А.
  • Максимальный ток заряда — максимально допустимое значение тока при зарядке АКБ.
  • Максимальный ток разряда, он же пусковой ток, показывает значение максимальной силы тока, которую АКБ может обеспечить на протяжении 30 секунд.
  • Рабочее напряжение на клеммах — 12В.
  • Вес источника питания зависит от его ёмкости и варьируется от 8,2 кг (26 Ач) до 52 кг (260 Ач).

Маркировка гелевых АКБ

Немаловажным параметром выбора нового источника питания является дата его производства. Формат обозначения этой информации зависит от производителя. Разберём основные примеры:

  1. Optima: на пластике выдавлены цифры: первая — год, следующие — день выпуска. Например: 3118 означает 2013 год, 118 день. На некоторых моделях дату производства можно найти на наклейке: верхний ряд — месяц, нижний — год.

  1. Delta: на наклейке с набором цифр и букв нас интересуют первые четыре знака. Первый (буква) — год начиная с 2011 (А).

Второй (буква) — месяц начиная с января (А).

Третий и четвёртый (цифры) — день месяца

  1. Varta: в производственном коде четвёртая цифра — год выпуска, пятая и шестая — месяц (17-январь, 18-февраль, 19-март, 20-апрель, 53-май, 54-июнь, 55-июль, 56-август, 57-сентябрь, 58-октябрь, 59-ноябрь, 60-декабрь).

Срок службы гелевых аккумуляторов

Срок службы гелевого аккумулятора, который сообщают производители — около 10 лет. Однако стоит понимать, что он может меняться в зависимости от условий эксплуатации.

На уменьшение срока службы Gel-аккумулятора влияют слишком низкие (менее −30 °C) и слишком высокие (более +50 °C) температуры. Это связано с тем, что в таких условиях электрохимическая активность источника питания то падает, то возрастает. Стоит отметить, что повышение температуры влечёт за собой ускорение коррозийности пластин. Постоянный недозаряд АКБ также ведёт к уменьшению срока годности батареи. Вместе с тем чрезмерные заряды отрицательно сказываются на продолжительности эксплуатации.

Обслуживание: как восстановить гелевый аккумулятор, замена электролита

Если вы обслуживаете источник питания согласно рекомендациям производителя, то скорее всего он беспроблемно отслужит свой срок эксплуатации и не потребует дополнительных действий. Если источник питания вздулся или разрушились пластины, то мы рекомендуем не заниматься его восстановлением, а приобрести новый. В каких случаях можно попытаться оживить гелевый АКБ?

Если вы заметили потерю ёмкости у вашего аккумулятора, то, возможно, произошло высыхание гелевого компонента. В таком случае необходимо восстановить водный баланс элемента с помощью дистиллированной воды. Далее мы поэтапно расскажем, как это сделать.

Снимите пластиковую крышку.

Удалите резиновые заглушки на банках.

  • Возьмите шприц и наберите 1–2 кубика дистиллированной воды.
  • Влейте воду в каждую банку.

  • Оставьте батарею на несколько часов, чтобы гель пропитался водой.
  • Если воды недостаточно — долейте; если есть излишки — удалите их шприцем.
  • Проверьте уровень напряжения на клеммах.
  • Верните заглушки на место и закройте аккумулятор крышкой.
  • Поставьте батарею на зарядку.

Также оживление аккумулятора может понадобиться при сильной сульфации пластин, которая образовывается во время эксплуатации батареи. Есть два способа десульфации:

С помощью химического состава Трилон В. Его необходимо приобрести, развести в указанной пропорции и залить в предварительно осушенный аккумулятор

Обращаем ваше внимание, в гелевых аккумуляторах не всегда есть возможность удалить электролит в виде геля полностью. После десульфации с помощью Трилона В понадобится промыть внутренности дистиллированной водой, снова залить гелевый электролит в аккумулятор, предварительно приготовив раствор

Как видите, способ довольно хлопотный и требует знаний и навыков.
С помощью импульсных токов различной амплитуды. Во время данной операции импульсные токи разрушают сульфат свинца. Стоит отметить, что гелевые аккумуляторы, как говорилось выше, крайне отрицательно воспринимают резкие перепады напряжения и повышенные токи. Пользователи, опробовавшие этот метод, говорят о том, что не всегда получается достичь поставленной цели. Объясняется это тем, что кроме сульфата свинца разрушаются и сами пластины, а это влечёт потерю ёмкости.

Как видите, способы восстановления аккумуляторов существуют, однако, они не очень подходят для гелевых источников питания. Мы рекомендуем не пытаться реанимировать гелевый АКБ, а приобрести новый.

Можно ли в гелевый аккумулятор залить электролит или воду?

В рамках обслуживания гелевых аккумуляторов в них можно доливать дистиллированную воду тем способом, который мы описали выше. Обычную воду из-под крана в источники питания наливать не рекомендовано – в ней слишком много примесей, которые будут мешать протеканию правильно реакции.

Электролит в чистом виде в гелевые АКБ не заливают. Можно попробовать сделать абсорбированный электролит, однако, за результаты такого эксперимента мы не ручаемся.

Гелевые аккумуляторы для автомобилей довольно популярны благодаря отсутствию необходимости их обслуживания. Как видите, эксплуатация этих источников питания крайне проста. Однако многих отпугивает их высокая стоимость. При должном обслуживании — своевременном подзаряде, соблюдении условий хранения — эта батарея прослужит долго, а восстановление ёмкости не займёт много времени и сил. Как вы ухаживаете за гелевым АКБ? Приходилось ли сталкиваться с проблемами во время зарядки или восстановления? Поделитесь своим опытом с нашими читателями.

Можно ли заряжать обычным зарядным устройством

У каждого владельца транспорта есть зарядник для аккумулятора, подходящий АКБ с жидким электролитом. С гелевой батареей он несовместим, поскольку высокий ток расплавит гель внутри, а он не способен восстанавливаться.

При использовании стандартных зарядников есть ряд проблем:

  • при заряде батареи более половины, гель не расплавится, но и окончательно АКБ не зарядится;
  • нельзя обеспечить этапную зарядку с плавной сменой тока и напряжения;
  • недопустимо оставлять батарею на зарядке слишком долго. Нагрев аккумулятора разрушит структуру электролита и он потеряет свои качества.

Всему этому есть объяснение в виде нагрева корпуса АКБ при подключении стандартного зарядника. При отсутствии контроля электролит расплавляется, но даже если вовремя отключить подачу тока, от разогретого корпуса образуется конденсат.

При этом способ восполнения энергии гелевых автомобильных АКБ даже с обычной зарядкой существует. Для этого потребуется стандартная кислотная батарея, даже выработанная. Она станет трансформатором, снижая нагрузку на конечную точку.

Батарейки соединяются параллельно, а зарядное устройство подключается к трансформатору. Основная энергия будет поступать на переходник, от которого уже в меньшем количестве отправится на гелевый аккумулятор. Первое время нужно отслеживать есть ли нагрев. Если его нет– то зарядка продолжается пару часов, замеряются параметры и при необходимости ЗУ подключается снова.

Преимущества

К преимуществам гелевых источников питания относятся такие качества:

Гелевый аккумуляторы отличаются безопасностью и длительным сроком службы.

  1. Высокая сила пускового тока. Гелевый наполнитель плотно прилегает к свинцовым электродам. Это выручает пользователя в зимнее время.
  2. Невозможность утечки кислотного состава. При незначительном повреждении корпуса электролит не выводится наружу.
  3. Разнообразие вариантов установки. Батарею можно размещать на горизонтальной, наклонной или вертикальной поверхности. Подобное объясняется отсутствием жидкого наполнителя.
  4. Безопасность. Аккумулятор не выделяет ядовитых или взрывоопасных паров.
  5. Подача тока стабильной силы и напряжения. Параметры не изменяются даже при падении уровня заряда до 30%.
  6. Длительный срок службы. АКБ выдерживает до 700 циклов разряда и заряда. Некоторые модели не утрачивают емкость даже после 1000 зарядок.
  7. Нечувствительность к перепадам температур. При нагревании или охлаждении гелеообразный электролит сохраняет свойства.
Оцените статью:
Оставить комментарий