Безопасность при работе с газовым баллоном для монтажа натяжных потолков

Почему взрываются газовые баллоны

Анализ происшествий показывает, что причинами большинства аварийных ситуаций при эксплуатации газового оборудования являются:

Безграмотность работников. Некоторые фирмы не заботятся о подготовке своих сотрудников в вопросах техники безопасности. К работе допускаются люди, не имеющие соответствующих знаний и навыков. В профессиональных компаниях налажено производственное обучение, где специалисты сдают экзамен по правилам безопасности и получают допуск к эксплуатации газовых пушек. Такие сотрудники уже не допустят ошибок по незнанию.

Неисправность газового баллона. Каждый резервуар должен проходить переаттестацию, при которой специалисты определяют его пригодность к эксплуатации. Дата очередной проверки всегда наносится на баллон – использовать его до этого срока безопасно

Применение оборудования с просроченной датой может привести к взрыву, даже при соблюдении всех мер предосторожности.

Неправильная заправка газовых баллонов. Зачастую рабочие пользуются услугами обычных АЗС, а не специальных станций

Многие при этом, вместо положенных 85% заправляют резервуар «под завязку», не оставляя сжиженному топливу пространства для расширения. Это особенно недопустимо в холодное время года. И вот почему: охлажденный на морозе газ занимает меньший объем, чем в условиях комнатной температуры. В стандартную ёмкость помещается уже не 5, а 6 кг сжиженного газа. Такой баллон чрезвычайно взрывоопасен. Когда впоследствии он попадает в теплое помещение, прогревающееся содержимое начинает стремительно расширяться. Давление на стенки резервуара при этом сильно увеличивается. Но наибольшая опасность возникает во время выполнения работ. При повышении температуры воздуха в комнате до 40 градусов, необходимых для натяжки потолка, вероятность взрыва перегруженного газового баллона возрастает многократно!

Халатность работников. Далеко не всегда обученные и ознакомленные с мерами безопасности сотрудники выполняют их добросовестно. Именно человеческий фактор в подавляющем большинстве случаев приводит к происшествиям.

Так, в Пушкино при установке натяжного потолка взорвался баллон только потому, что рабочие решили снять с него иней при помощи термопушки. Иногда в процессе проведения монтажных работ газовый резервуар случайно попадает под поток горячего воздуха, а никто из бригады не обращает на это внимания. При подобной организации труда нагретый баллон с газом рано или поздно взорвется.

Бывает, так называемые «специалисты», искусственно фиксируют кнопку подачи топлива, чтобы она не отключалась автоматически в случае излишнего нагрева. Это также является грубым нарушением техники безопасности и может вызвать взрыв. Стремясь ускорить процесс монтажа и быстрее получить гонорар, они подвергают риску не только свою, но и чужую жизнь.

Безопасный баллон нового поколения

Для изготовления современных резервуаров для газа применяют полимерные или стекловолоконные нити, на которые наносятся полиэфирные смолы. Такое сочетание делает композитные материалы легкими, прочными, устойчивыми к огромным перегрузкам и агрессивным средам. Сосуды, выполненные по особой технологии, не дают трещин, не лопаются и не взрываются. Баллоны отличаются высокой ударопрочностью, не подвержены коррозии и способны выдержать давление до 35 Бар. Кроме всего прочего, они легче своих металлических аналогов и обладают прозрачной структурой, что позволяет визуально оценивать степень загрузки емкости сжиженным газом.

Взрывобезопасные баллоны оборудованы дополнительной защитой:

  • клапаном для сброса избыточного внутреннего давления многократного применения;
  • свинцовым клапаном (плавкой вставкой) одноразового использования, предохраняющим емкость от взрыва при перегреве.

Такие баллоны помещают в удобный для переноски полимерный кожух. Продукция имеет все необходимые сертификаты соответствия. Стоимость самого маленького резервуара объемом 12,5 л порядка 7000 р. Большие емкости – на 30 л обойдутся не менее 10000 р.

Основы безопасного обращения с баллонами

Перед установкой баллона и подключении его к газовым приборам первое, что необходимо сделать, это убедиться в отсутствии повреждений, ржавчины на корпусе и исправности вентиля.

К основным техническим требованиям, которые нужно соблюдать при эксплуатации баллонов, относятся:

  1. Все баллоны, за исключением одного (пятилитрового для подключения к газовой плите) должны быть установлены в пристройках вне зданий и на расстоянии, не ближе 5 м от входа в них.
  2. Исключить хранение баллонов в жилых комнатах, подвалах и на чердаках.
  3. Не размещать баллоны ближе 1 м от нагревательных приборов и 5 м от открытого огня.

К очевидным, но часто забываемым мерам безопасности при пользовании сосудами с газом, следует отнести и принять к неукоснительному исполнению следующие:

  1. Не подносить к баллону зажженную спичку или зажигалку для того, чтобы проверить утечку газа.
  2. Категорически исключить применение открытого огня для отогрева редуктора или вентиля. Для этих целей допускается использование только горячей воды.
  3. При обнаружении газа в помещении не включать никакие электроприборы, в том числе свет, и не отключать их. Температура искры в розетке или выключателе может доходить до тысячи градусов.
  4. Не пытаться самостоятельно провести ремонт запорной арматуры и других конструктивных элементов баллона.

Кроме этого, нужно строго руководствоваться предписанными производителем временными рамками использования баллонов. Сосуды, выпущенные до декабря 2014 года, можно эксплуатировать в течение 40 лет.

При отсутствии сведений о разрешённом сроке использования газовых баллонов, произведённых после этой даты и не имеющих сопроводительной документации к ним, Ростехнадзор рекомендует принимать за срок годности баллона — 20 лет.

Безопасной альтернативой стальным газовым баллонам являются более современные полимерно-композитные сосуды — евробаллоны. Их колбы защищены пластиковым кожухом, не накапливают статическое электричество. Взрывобезопасность композитных баллонов обеспечивается за счёт оснащения их предохранительными устройствами нового поколения — плавкой вставкой и обратным клапаном сброса повышенного давления.

Причины взрыва газового баллона

Теперь стоит разобраться, почему газовые баллоны взрываются и на что стоит обратить внимание в первую очередь. Дело в том, что даже максимально насыщенный пропаном или метаном воздух не может воспламениться в баллоне беспричинно, нужна сильная и продолжительная искра

Именно поэтому взрывоопасность баллона нельзя рассматривать отдельно, а только в совокупности с общим состоянием автомобиля и исправностью всех систем.

Отдельно взятый баллон без внешнего воздействия попросту не может воспламениться за счет очень толстой внешней оболочки. В теории, конечно, возможно расхождение баллона «по швам», но на практике это скорее слишком редкое исключение, нежели правило.

Наиболее опасны в ГБО входящие в него комплектующие, элементы и соединения, поэтому очень важно, чтобы производилась тщательно и своевременно

Особенное внимание следует уделять предохранительным клапанам и давлению. Наиболее распространенные причины возможных аварий:

  • использование некачественного оборудования и деталей баллона;
  • неправильная установка и настройка ГБО;
  • микротрещины и коррозии, провоцирующие утечки газа из баллона;
  • проблемы с герметичностью ГБО;
  • нарушение температурного режима использования ГБО;
  • превышение допустимой нормы наполнения баллона газом.

Самым опасным поражающим фактором при использовании автономного газового оборудования является взрыв. Взрывы газа по причинам возникновения можно разделить на два типа: возгорание и взрыв после утечки газа вследствие не качественной подводки газа от источника к оборудованию или в следствие затухания пламени, и взрыв самого источника газа т.е. газового баллона.

С утечками газа можно бороться установив в помещении газоанализатор, который просигнализирует сигналом тревоги, если концентрация газа в помещении станет взрывоопасной. С источниками газа, т.е. газовыми баллона до недавнего времени все было сложнее. Пока не появился полимерный газовый баллон. Разберем подробнее в чем же преимущества полимерных, или если быть точным, полимерно-композитных газовых баллонов, в сравнении с металлическими.

Полимерный газовый баллон, в отличие от металлического, не способен сам являться источником взрыва. Всем известно, что если возник пожар в помещении, где хранится металлический газовый баллон, то следует «любоваться» пожаром на почтительном расстоянии пока не произойдет взрыв. А вот если вместо металлического в помещении находится полимерный газовый баллон, тушить пожар можно не опасаясь взрыва. Полимерные газовые баллоны http://safegas.com.ua/ru/ не взрываются в обычных бытовых пожарах. Взрыв такой емкости для газа все-таки возможен, но в бытовых пожарах столь высоких температур не бывает. Дело в том, что под воздействием температуры и увеличением давления внутри баллона, корпус его становится мембранным и пропускает избыточное давление наружу. Этот газ сгорает в пожаре, баллон весь объят пламенем, тушить его бесполезно, но взрыва-то нет, соответственно нет потенциальных жертв и разрушений.

Вторым фактором, который так же может привести к взрыву газовой емкости, является так называемая «перекачка» баллона. При заправке баллона в зимний период следует помнить, что газ одного объема при разных температурах создает разное давление внутри газового баллона. Если вы зимой заправите газовую емкость по летнему уровню, то вы закачаете дополнительный объем газа, который в теплом помещении начет увеличивать давление внутри баллона. И это давление может увеличиться настолько, что металлический баллон просто не выдержит. Полимерный же баллон способен выдержать давление в три раза большее, чем металлический, что абсолютно исключает разгерметизацию и взрыв в следствие этой причины.

Стоимость газового баллона http://safegas.com.ua/ru/ballonyi/ полимерно-композитного типа не намного дороже обычного металлического, так что приобретение такой газовой емкости не сильно ударит по карману, но зато существенно уменьшит риски связанные с эксплуатацией автономного газового оборудования.

Автомобиль и ГБО

Газовые системы набирают большую популярность среди автолюбителей. Это объясняется их экономической выгодой при сравнении с использованием бензина.

Однако нередко такое оборудование взрывается. И самыми распространёнными причинами взрыва газового баллона в машине являются:

  1. Слабая герметичность. Из-за чего могут возникать утечки и воспламенения топлива. Как правило, нарушают герметичность мощные удары, например в ДТП.
  2. Коррозия и микроскопические трещины.
  3. Перегрев. Он ведёт к расширению газа, мощному росту давления в баллоне и последующим мрачным результатам.
  4. Стремительные температурные перепады. Типичный тому пример – водитель эксплуатировал автомобиль на морозе, затем поставил его в тёплом гараже, причём сосуд оказался под мощным сильным тепловым воздействием.
  5. Наполнение баллона «под завязку».
  6. Установка некачественной технологии и неграмотная настройка системы. Это сугубо погрешность работников сервиса.

Чтобы избежать взрывов, многие водители сегодня ставят современное ГБО, учитывая его плюсы:

  1. Стойкость к коррозии. В системе нет ёмкостей и труб из металла.
  2. Наличие мультиклапана. Он отключает заправку, если сосуд заполнен на 80%.
  3. Система без проблем работает в температурном диапазоне -40 — +650 градусов.

Основное о газовых баллонах

Незаменимость до настоящего времени газовых баллонов в быту может с уверенностью подтвердить значительная часть населения России.

На государственном уровне Ростехнадзором обозначены общие проблемы по использованию газовых сосудов, о которых необходимо знать, так как они связаны с их безопасным использованием:

  • устаревший парк — около 90% всех баллонов не защищены от переполнения во время заправки;
  • отсутствие чёткого государственного регулирования в области обращения баллонов на рынке, к чему можно отнести наличие нелегальных заправок;
  • необходимость совершенствования и доведение норм технических параметров до международных стандартов.

Несоответствие этим требованиям и рекомендациям европейской комиссии накладывает сложность в обеспечении безопасности используемой в России и импортной газобаллонной продукции.

Кроме знания общих проблем, чтобы легче было представить причины, приводящие к взрыву, и условия, которые могут способствовать этому, полезным будет знать, какие существуют баллоны, разобраться с устройством, понять некоторые нюансы из физики взрыва и горения используемой в них смеси.

Виды сосудов для газа

В зависимости от области применения, используемого наполнителя и способов подключения, газовые сосуды могут отличаться как конструктивно, так и по материалу, из которого изготовлен корпус.

Наиболее популярны металлические баллоны, как новые, так и сосуды старого парка. Главная причина повышенного спроса на резервуары этого типа — относительно невысокая цена на них и большое количество предложений на рынке, в том числе, за счёт емкостей, изготовленных ещё в советские времена.

Но именно стальные баллоны подвержены наибольшей опасности взрыва и, следуя принципам безопасности, требуют соблюдения ряда условий при их хранении и эксплуатации. Поэтому подробней остановимся именно на них.

Как устроен баллон?

По конструкции газовый сосуд напоминает обычную зажигалку, ёмкость которой также заполнена веществом, находящимся в двух агрегатных состояниях. Часть резервуара занимает газ в жидкой фазе, оставшееся свободное пространство заполнено этим же веществом, но в газообразном (рабочем) виде. Через запорное устройство газ поступает в соответствующее оборудование для поджига и использования по назначению.

Стандартная комплектация газового баллона включает в себя:

  1. Сам сосуд для газа или обечайка, цилиндрической формы и с минимальной толщиной стенок 2 мм.
  2. Баллонный вентиль с запорным элементом и маховиком.
  3. Кольцевая опора (башмак), обеспечивающая устойчивое вертикальное положение ёмкости с газом.
  4. Кожух, защищающий вентиль от повреждений и загрязнений при транспортировке, хранении и эксплуатации.

На специальную резьбовую деталь — кольцо горловины баллона крепится колпак.

Его применение позволяет снижать, стабилизировать и поддерживать давление смеси в заданных для конкретного газового потребителя значениях. Такой адаптер легко устанавливается на баллонах любого вида.

Газовая смесь для бытовых баллонов

Наполнителем для баллонов служит углеводородный газ — смесь пропана и бутана, которая закачивается в сосуд под давлением до 15 МПа.

Соотношение этих углеводородов определяет сезонность использования смеси или конкретный регион. Дело в том, что при относительно одинаковых основных свойствах, пропан и бутан имеют существенную разницу значений температур испарения: бутан — 0,5 °С, пропан — 43 °С (со знаком минус).

Знание принципа смешения используемых в газовых резервуарах углеводородов имеет существенное значение не только в возможности удешевить топливо (бутан дешевле пропана), но и в снижении, из-за менее интенсивного испарения бутана, риска образования повышенного давления при значительном увеличении температуры окружающего воздуха. Резкое увеличение давления в резервуаре может послужить причиной его разгерметизации и, соответственно, взрыва или пожара.

Ситуации с автомобилями

В целях экономии многие автомобилисты оснащают свои машины системами ГБО.

Почему взрываются газовые баллоны в машине? Причины тому следующие:

  1. Микротрещины из-за коррозии. Этот фактор не касается последних поколений ГБО. Поскольку в них уже не применяют металлические сосуды и трубы.
  2. Нарушенная герметичность из-за сильных ударов.
  3. Перегрев ёмкости. Вследствие чего горючее расширяется и образует мощное давление. В последних модификациях оборудование такие перегревы не создают угрозу взрыва, поскольку приспособлено для работы в условиях от -40 до +650 градусов.
  4. Резкие температурные скачки. Например, если с сильных холодов водитель помещает машину в тёплом гараже и баллонов в самый обогреваемый участок, он создаёт благоприятные условия для взрыва.
  5. Перенасыщение сосуда. Если он заполнен на 100%, то высок риск его взрыва при п.4. В современных системах ставится мультиклапан, который блокирует заправку баллона при его заполнении на 80%.
  6. Установлено некачественное оборудование, и система настроена неправильно.

Основные причины взрыва газовых баллонов

  • нарушение правил заправки
  • нарушение правил хранения
  • нарушение правил транспортировки

Автомобильные газовые баллоны

  • Внешний удар по топливной системе автомобиля, что происходит в аварийных ситуациях.
  • Неисправное состояние топливной системы автомобиля.

Время чтения:
3
минут

Вряд ли кто-то будет спорить, что ГБО выгодно. Но насколько оно надежно? Ведь многие слышали, а некоторые даже своими глазами видели последствия пожара на автомобиле с газобаллонным оборудованием. Конечно, причиной не всегда является ГБО, но дополнительные риски для безопасности оно все же несет. Современное оборудование предоставляет определенные гарантии, но стоит порой дороговато, а если обслуживание проводится нерегулярно и не с должным качеством, то исключать взрыв газового баллона в машине невозможно. О том, как обезопасить себя и пассажиров, мы и расскажем.

Пошаговая инструкция слива газоконденсата

Для начала нужно подготовить ёмкость подходящего размера (подойдёт обрезанная пластиковая бутылка) и ветошь, которую не жалко утилизировать. Перед удалением жидкости, необходимо чтобы мотор авто поработал на газу, для прогрева испарителя. Лучше всего делать это в тёплую погоду или в закрытом боксе.

Если сливаем с редуктора Tomasetto AT 07 (Томасетто) он же Digitronic (Диджитроник), правильнее будет приготовить, для замены, фильтр грубой очистки пропан-бутановой смеси и уплотнительные кольца к нему. Затем нужно перекрыть вентиль подачи топлива из баллона и выработать остатки газа из системы.

  1. заменить элемент;
  2. подставить емкость под сливную пробку (слив находится снизу испарителя);
  3. выкрутить пробку (шестигранником на 6 мм);
  4. сцедить жидкость (часто количество не превышает 30-50 грамм);
  5. ввернуть заглушку обратно;
  6. протереть места подтёков тряпкой.

Частота слива конденсата с баллона

Но когда нужно сливать конденсат? Этот вопрос весьма индивидуален и зависит от качества заправляемого газа, условий эксплуатации.

Многие пользователи газовых баллонов вообще не сталкивались с такой необходимостью, другие же делают это перед каждой заправкой. Обе эти крайности – нормальное поведение при определённых условиях, а чтобы определить, что ближе вам, рассмотрим эти условия подробнее.

Вариант #1 — заправка на специализированной подстанции

Если вы заправляете баллон на специализированной подстанции, с конденсатом вы можете и не столкнуться вовсе, сразу по нескольким причинам. Во-первых, там заправляют «правильный» газ, с высоким содержанием пропана, а не только дешёвый бутан, как на автомобильных заправках.

Во-вторых, контроль качества газа у них значительно строже, поэтому степень очистки газа выше, а посторонних примесей практически нет.

В-третьих, на большинстве подобных подстанций баллоны берут на обмен, и перед заправкой проводят их осмотр и обслуживание, выбраковывая чрезмерно изношенные, а после заправки – контроль безопасности и герметичности. В том числе, работники подстанции сливают конденсат, если он накопился в баллоне.

Даже если вы настоите на заправке именно вашего баллона, её не выполнят, предварительно не убедившись в исправности и безопасности агрегата. Дело в том, что специализированные подстанции работают официально, соблюдая нормы и технические требования по заправке баллонов, несут ответственность за безопасность каждого клиента.

Вариант #2 — заправка на станции АГЗС

Баллоны, заправленные на автомобильных заправках, но используемые в бытовых целях, гораздо больше склонны к образованию конденсата.

Оцените статью:
Оставить комментарий
Adblock
detector