Осветительный шинопровод: преимущества использования устройств, рекомендации по установке
Содержание
- 1 Технология монтажа магистрального шинопровода
- 2 Монтаж шинопровода
- 3 Типология и назначение
- 4 Применение осветительных моделей шинопроводов
- 5 Классификация шинопроводов
- 6 Нормы
- 7 Как подключить шинопровод?
- 8 Преимущества перед другими видами проводки шинопроводных электроцепей
- 9 Подготовка к монтажным работам
- 10 Троллейный и осветительный шинопроводы: сфера применения
- 11 Существующие разновидности
Технология монтажа магистрального шинопровода
Наиболее сложный в плане установки тип конструкции, в которой размещаются силовые кабели, работающие под высоким напряжением. Например, в числе особенностей монтажа шинопроводов и токопроводов выше 1000В можно выделить необходимость выполнения соединений посредством сварки, подключение специальной техники для подъема сборочных блоков и подготовку опорных конструкций для удержания элементов канала.
Работы начинаются с компоновки секций в модульные блоки длиной от 9 до 12 м в среднем. Углы и узлы ответвлений на этом этапе выполняются контактной сваркой в среде аргона полуавтоматическими аппаратами. Сложность этой операции заключается в том, что данный тип сварки предъявляет жесткие требования к рабочей среде. Например, в помещениях с высоким классом пожароопасности и в запыленных зонах такой метод соединения исключается, поэтому сборку производят заранее на других площадках.
Болтовые зажимы при монтаже шинопровода на 1000 В и 1200 В используют при необходимости создания разъемных соединений. Фиксация обычно выполняется болтами формата М8 и М10 по направляющим швеллера, в котором изначально должны быть предусмотрены монтажные точки для интеграции метизов. Вместе с болтами устанавливаются пружинные шайбы и боковые металлические крышки.
Монтаж шинопровода
Монтаж шинопровода — на первый взгляд простая задача: как будто собираешь конструктор из готовых элементов. И если с монтажом осветительного шинопровода для трековых светильников особых сложностей не возникает — вот действительно конструктор, то в монтаже шинопроводов большой мощности есть свои особенности:
- Каждая секция шинопровода должна лежать как минимум на двух креплениях.
- Трасса шинопровода должна быть идеально ровной: элементы крепежных конструкций не должны «гулять» по высоте и в плоскости, иначе в стыках секций шинопровода будет создаваться напряжение, ухудшаться контакт, что приведёт к выходу шинопровода из строя, как следствие, перерыву в электроснабжение и (или) пожару.
- Затяжку гаек необходимо производить при помощи динамометрических ключей с усилием, установленным производителем. Если соединение не дожать или пережать — будет перегрев в месте стыка и выход шинопровода из строя. Случаи, когда шинопровод выходил из строя из-за неквалифицированного монтажа, к сожалению встречаются.
- Монтаж должен осуществляться квалифицированным персоналом, прошедшим обучение.
Монтаж шинопровода осуществляют в четыре этапа:
- Разметка трассы шинопровода
- Монтаж несущих конструкций
- Монтаж секций шинопровода
- Монтаж коробок отбора мощности
В каталоге каждого производителя представлены все необходимые крепежные элементы для монтажа шинопровода. Из своего опыта советую использовать только специфические элементы, а кронштейны и траверсы применять от производителей кабеленесущих конструкций: так выходит дешевле.
Типология и назначение
Шинопровод представляет собой устройство из неизолированных или изолированных проводников, изоляторов и конструкций, которые служат для передачи и распределения электроэнергии в производственных помещениях, на территориях промышленных предприятий, стояках многоквартирных домов, торговых помещениях и пр. Согласно ГОСТ 28668.1-91 (МЭК 439-2-87), шинопровод — комплектное устройство в виде системы проводников, состоящее из шин, разделенных промежутками и опирающихся на изолирующий материал, помещенных внутри трубы, лотка или другой подобной оболочки, прошедшее типовые испытания.
Шинопровод может включать в себя следующие элементы: прямые секции стандартной длины (2м, 3м, 4м), секции для распределения, блоки для соединения секций (у компании Schneider Electricс самозатягивающимися гайками), элементы подключения к щитам и трансформаторам, секции специального назначения — транспозиции фаз, компенсационные, гибкие, отводные блоки для установки автоматических выключателей и иной коммутационной аппаратуры.
По назначению шинопроводы подразделяют на магистральные, распределительные, осветительные и троллейные.
Магистральными называются шинопроводы, предназначенные для сооружения магистральных линий, связи подстанций по стороне низкого напряжения, для питания распределительных шинопроводов, распределительных пунктов, отдельных крупных электроприемников напряжением до 1000 В частотой 50 Гц. Шинопроводы представляют собой комплектную электрическую сеть, состоящую из конструкций для крепления и отдельных секций, соединяемых между собой предусмотренным способом. Они изготавливаются отдельными секциями нормализованной длины — прямые и фигурные (угловые и ответвительные), что позволяет собрать шинопровод любой конфигурации. Номиналы магистральных шинопроводов составляют от 630А до 6300А.
Распределительные шинопроводы — это шинопроводы, состоящие из специальных секций для распределения с установленными отводными блоками, непосредственно к которым присоединятся электропотребители. Номиналы распределительных шинопроводов составляют от 100А до 6300А.
Осветительные шинопроводы применяют для создания сетей освещения и подключения осветительных приборов, а также потребителей небольшой мощности. Осветительные шинопроводы производят на токи от 25 до 40 А.
Троллейные шинопроводы применяют для питания цеховых электроприемников подвижного состава (например, кранов, кран-балок, монорельсовых дорог, напольных тележек, установок для раскроя тканей) и выпускают на токи от 35 А до 1 кА.
Применение осветительных моделей шинопроводов
Различные модели шинопроводов, называемых треками, применяют для подключения источников света и точек потребления, рассчитанных на малую мощность.
Светильник, подключенный к шинопроводу
Они выпускаются с расчетом на токи номиналом от 16 до 63 А. Требования к устройствам регламентирует ГОСТ 26346-84.
Осветительная модель со светильником
При помощи монтажа шинопроводов устраивается эффективное освещение на строительных объектах, в коммерческих и общественных зданиях (цехах, фермах, теплицах, больницах, логистических центрах, складах, гаражах, станциях технического обслуживания, спортивных объектах, выставочных комплексах, супермаркетах, ресторанах, отелях и т.д.), а также в частных постройках.
Оборудование применяется в интерьерах с высокими эстетическими требованиями. Гибкие соединения позволяют обойти различные препятствия, организовать повороты в любые углы и в любых плоскостях.
Угловая конструкция
Использование шинопроводов позволяет добиться гибкости в реализации различных светотехнических решений. Осветительные модели могут устанавливаться при помощи подвесов, закрепляться на потолках и стенах при помощи объединения отдельных секций в произвольной формы конструкции. Выпускаются модели для встраивания в фальшь потолки и для прокладки в подпольных пространствах.
В конструкции самих осветительных приборов установлены специальные контакты для взаимодействия с токопроводящей шиной. Каждый источник света оснащен собственной контактной группой.
Характеристики изделий
Значения токов короткого замыкания, которые должны выдерживать шинопроводы
В соответствии с требованиями стандарта, устройства должны выдерживать:
- Перегрузки, превышающие значения номинального тока, показатели и время воздействия которых определяются в ТУ на конкретные типы шинопроводов.
- Воздействия климата в соответствии с ГОСТ 15543.
- В течение 1 минуты изоляция должна быть способна выдержать напряжение 2,5 кВ (для моделей с номинальным напряжением 660 В) или 2 кВ (относится к устройствам, рассчитанным на 300 В).
- Механические воздействия окружающей среды (по ГОСТ 17516).
Степень защиты оболочек токоведущих частей собранных в линию секций, должна определяться в соответствии с конкретными условиями эксплуатации (по ГОСТ 14254-2015).
В соответствии с ГОСТ 26346-84 для шинопроводов установлены:
- срок службы до замены — не менее 15 лет;
- безотказная наработка — не менее 7 тыс. часов.
Преимущества использования шинопроводов
Устройства нашли широкое применение за счет:
- простоты монтажа своими руками;
- гибкости при эксплуатации, позволяющей их с легкостью трансформировать, перемещать в другое место установки, где осуществлять монтаж без особых затрат;
- высокой надежности, простоты обслуживания;
- компактности конструкции;
- большого разнообразия моделей различных конфигураций и расцветок (стандартными цветами являются белый, серый и черный, но возможно выполнение в любом оттенке);
Модели различных оттенков
- высокой степени защиты IP;
- удобству подключения источников света и добавления новых;
- прочности;
- меньшей пожароопасности по сравнению со стандартными кабельными системами;
- возможности организации управления освещением;
- высокой эстетичности;
- большого срока службы.
Недостатком шинопроводных систем является их цена, превышающая стоимость кабеля. Но, если рассмотреть организацию освещения в целом, учесть затраты на проведение монтажа, расходы по эксплуатации, применения шинопроводов — абсолютно оправдано с точки зрения экономической целесообразности.
Светильники, подключенные к кабелю
Еще одним недостатком можно считать необходимость предварительного заказа комплекта для конкретного проекта, так как из набора стандартных секций не всегда есть возможность изготовить нужную конструкцию. Соответственно, для изготовления и поставки необходимых деталей нужно время.
Классификация шинопроводов
Насколько разными могут быть условия применения изоляционных корпусов, столь же разнообразны и виды шинопроводов. К наиболее распространенным относят следующие признаки классификаций:
- Степень замкнутости корпуса. Встречаются как полностью герметизированные, так и открытые конструкции. Это напрямую зависит от требований к коммуникации устройства и эксплуатационной среды.
- Мобильность. Выделяют стационарные и переносные контуры. Выбор магистрального шинопровода по этому критерию также зависит от характера применения кабеля в конкретных условиях. Стационарные корпуса чаще используются на предприятиях с зафиксированными постоянными точками и каналами энергоснабжения. В свою очередь, переносные шинопроводы задействуются на объектах с агрессивными средами без постоянной электротехнической инфраструктуры.
- Материал изготовления. В основном используется металл, прошедший обработку для обретения антикоррозийных свойств. Это могут быть и сплавы анодированного алюминия (отличаются легкостью и компактностью), и нержавеющая сталь (массивная, но долговечная конструкция с высокой степенью защиты).
Нормы
Шинопроводы должны удовлетворять всем требованиям, указанным в стандарте МЭК 439-2.
Этот стандарт определяет производственные условия, которые необходимо учитывать при проектировании шинопроводов (например: повышение температуры, стойкость к короткому замыканию, механическая прочность и т.д.), а также методы испытаний для их проверки.
Стандарт МЭК 439-2 определяет 13 обязательных типовых испытаний конфигураций или компонентов системы.
Сборка компонентов системы на объекте в соответствии со сборочными инструкциями обеспечивает подрядчику соответствие стандарту.
Как подключить шинопровод?
Перед тем как осуществить непосредственное подключение шинопровода к электропитанию необходимо осуществить его монтаж на стену или потолок. Для этого проводятся следующие мероприятия:
Шаг 1
Сначала составляется схема шинопровода, в которой отражается порядок размещения трековой осветительной установки, места непосредственного крепления и типы светильников.
Если стандартная длина шинопровда не позволяет собрать требуемую конфигурацию трековой осветительной установки, то следует имеющийся шинопровод отмерить и отпилить на куски нужной длины. Для того чтобы обеспечить ровный распил без повреждения элементов шинопровода используется ручная дисковая пила. А для сохранения ровности кромок применяется стусло.
Шаг 2
После того как составлена план-схема трековой осветительной установки необходимо определиться с подводом электропитания к шинопроводу. Следует учесть тот факт, что максимально допустимый ток на фазу для подключения шинопровода составляет 16А. Если данное значение будет превышено, то всю систему следует разбить на группы с отдельными токовводами, отвечающими требованиям.
Электропитание может осуществляться через самостоятельные элементы ввода питания или при помощи соединительного элемента. Здесь необходимо определиться с их типом и количеством.
Для того чтобы осуществить корректный подбор комплектующих элементов с оптимальным расположением «нейтрали» необходимо обратить внимание на следующие признаки:
1. в шинопроводе «нейтраль» (N) считается контактом, который находится со стороны выступа корпуса;
2. на корпусе переходников есть специальные обозначения расположения «нейтрали».
Шаг 3
На этом этапе определяется способ крепления шинопровода к стене или потолку, место крепления или место крепления подвесов.
Расстояние между подвесами не должно превышать 1 м. Это обеспечит возможность максимально допустимой нагрузки на шинопровод. Это в среднем 5 светильников, которые весят не более 5 кг на один шинопровод длинной 1 м.
Рекомендуемое расстояние между расположением светильников – 20 см.
Порядок крепления шинопровода на потолок или стену:
- Необходимо разметить и подготовить монтажные отверстия.
- Определяем точку ввода в шинопровод, после чего устанавливаем его на потолок или стену при помощи винтов, шурупов, саморезов или других крепежных материалов.
Подбор крепежа должен осуществляться исходя из материала потолка.
Порядок крепления шинопровода при помощи подвесов:
Для того чтобы разместить подвесной шинопровод понадобятся специальные комплекты подвесов, которые включают в себя: трос с концевым стопорным элементом, крепления, зажима, декоративный колпачок, скоба крепления.
- Необходимо разметить и подготовить монтажные крепления подвесов.
- Крепится крепление-уголок на потолке.
- Трос продевается в скобу крепления на шинопроводе.
- Зажим троса устанавливается в отверстие крепления.
- Выбирается необходимая длина подвеса и трос фиксируется зажимом.
- Шинопровод фиксируется в скобе крепления боковым винтом.
Когда осуществляется подвес нескольких элементов шинопровода, то необходимо располагать их в горизонтальной плоскости, без перекосов и неравномерного распределения подвесов.
Шаг 4
На этом этапе производится подключение к электросети. Все мероприятия должны проводиться специалистом-электриком в соответствии со схемой подключения.
Максимально допустимая мощность – 11 кВт. Шинопровод следует запитывать от отдельного автомата. Непосредственное подключение производится через коннекторы, которые могут быть различной формы. Для этого необходимо:
- Снять крышку с коннектора.
- Проделать в торце корпуса отверстие для провода.
- Ввести кабель через отверстие в клеммную колодку.
- В соответствии с обозначением контактов зафиксировать провода в зажимах.
- Установить и закрепить крышку коннектора.
Шаг 4
Установка светильников на шинопровод производится при помощи специальных адаптеров в соответствии с последовательностью, представленной на рисунке.
Преимущества перед другими видами проводки шинопроводных электроцепей
Не зависимо от типа конструкции, условий монтажа и дальнейшей эксплуатации все шинопроводы обладают удобными свойствами для потребителей:
- Стандартные формы и разъемы соединяющихся элементов, что позволяет быстро собирать и разбирать шинопровод любой формы;
- Удобно транспортировать разобранную систему при переезде на другой объект;
- Высокая надежность в процессе эксплуатации, компактные составные части всегда легкодоступны для осмотра;
- Менее горючие материалы по сравнению с проводами и кабельной продукцией, при нагреве отсутствуют испарения ядовитых составляющих;
- Конструкция имеет эстетичный внешний вид и удачно вписывается в различные интерьеры;
- Прямоугольная форма токопроводящих частей снижает сопротивление и ограничивает реактивную составляющую энергии, что обеспечивает более экономичный режим работы. На производственных участках это очень важный показатель.
- Алюминиевые корпуса шинопроводов отлично отводят тепло и работают как радиаторы, не позволяя токопроводящим частям сильно нагреваться;
- Конструкция имеет высокую степень защиты от пыли, грязи и влаги IP55. Экранирующие свойства алюминия исключают влияние электромагнитных излучений на персонал и высокоточные электронные приборы расположенные поблизости;
Надо отметить, что не все осветительные модели шинопрводов имеют защиту IP55 и обладают хорошими экранирующими свойствами, но остальные качества им присущи. Некоторые производители гарантируют при соблюдении правил эксплуатации надежную работу своих изделий в течении 25 – 50 лет.
Высокую цену шинопроводных цепей можно посчитать как недостаток, но при длительной эксплуатации и необходимости переездов в другие здания или помещения затраты оправдываются. Особенно для производственных компаний при размещении оборудования и осветительных систем. Практически во всех случаях при установке станков, швейных, токарных или другого назначения к каждому подводится электропитание и освещение.
При переезде с одного места в другое, скрытую проводку с распределительными коробками из стен вырывать и забирать с собой ни кто не станет. Устанавливать в новом здании под свое оборудование новую электросеть не дешево, поэтому шинопроводные системы в этих случаях считаются оптимальным вариантом. Составные части быстро разбираются, перевозятся и собираются на новом месте по той схеме, которая соответствует местным условиям.
Подготовка к монтажным работам
Вам будет интересно:Луженая медь: понятие, состав, изготовление, характеристики и применение
К моменту выполнения технических операций у исполнительной бригады должен быть на руках план работ с проектным решением, в котором описывается схема сборки и размещения оборудования. В частности, проектная документация включает:
- Чертежи сборочных узлов. Указывается тип соединения, характеристики крепежных материалов, способы компоновки и варианты усиления корпуса.
- Параметры оборудования. Поскольку конструкции шинопровода бывают разными, должен быть предварительно составлен план сопряжения частей корпуса с несущими поверхностями места установки. Например, модели со сплошной конструкцией могут крепиться прямо к стене по направляющим профилям, а некоторые перфорированные версии шинопровода монтируются и на подвесных рамах.
- Данные по требуемой физической силе, инструментам и механизмам для выполнения сборочных и установочных мероприятий.
Вам будет интересно:Светосигнальное оборудование аэродрома: виды, размещение и назначение
Относительно подготовки компонентов шинопровода выполняются следующие операции:
- Проверка состояния деталей на предмет изъянов и дефектов.
- Проверка на соответствие характеристик оборудования проектным параметрам.
- Проверка комплектности.
- Доставка компонентов на место временного содержания перед сборкой или непосредственно на место выполнения монтажных работ.
Вам будет интересно:Ростовский комбинат шампанских вин: адрес, продукция, магазины
В части непосредственной организации монтажного процесса производится подготовка рабочих мест, выполняется проверка инструмента и необходимых приспособлений на объекте.
Троллейный и осветительный шинопроводы: сфера применения
Осветительный тип шинопроводов сегодня довольно часто применяется при планировке торговых объектов. Такая линия позволяет быстро и экономно смонтировать освещение по всему периметру выбранного объекта. Смотрится шинопровод эстетично, поэтому часто такие линии выбирают для освещения витрин в магазинах.
К слову, еще один интересный тип шинопровода – троллейный, такой закрытый токопровод используется для передачи и распределения электричества в передвижных системах.
Плюсы использования такого шинопровода очевидны:
- Экономит время благодаря быстрому и простому монтажу. Монтировать систему может всего несколько человек.
- Экономит электроэнергию, пусть немного, по сравнению с кабельными системами, однако в промышленных масштабах это ощутимо сказывается на будущих счетах за электроэнергию.
- Безопасно распределяет электричество. Шинопроводы не становятся причиной пожара, в отличие от кабелей, склонных к возгоранию.
- В отличие от кабельных систем, шинопроводы создают чрезвычайно малый уровень электромагнитного излучения. Это означает, что работа электропреборов не будет искажаться, а для людей создает более комфортные и безопасные условия пребывания в помещении.
- Эстетическая ценность также играет свою роль. Провода смотрятся совсем нелепо, когда их много, именно поэтому в торговых и офисных помещениях сейчас все чаще можно наблюдать появление шинопроводов.
- Срок эксплуатации шинопроводов выше, чем у кабеля, и это тоже значительный плюс. Качественный магистральный шинопровод способен работать до 30 лет, нуждаясь лишь в регулярном техническом осмотре и в крайнем случае замены отдельных элементов.
Существующие разновидности
Магистральный
Данный тип конструкции предназначен для передачи электроэнергии от подстанции к производственным помещениям. Чаще всего магистральный шинопровод применяют в том случае, если оборудование на производстве расположено рядами по всему цеху и существует вероятность изменения местоположения станков.
Магистральные системы способны выдержать ток до 4000 А и к тому же рассчитаны на достаточно большое количество ответвлений, которые нужны для подключения электрооборудования. Как правило, предусматривается 2 ответвления на 6 метров длины.
Существуют магистральные шинопроводы переменного тока (маркировка ШМА) и постоянного (ШМАД). Конструкция изделий типа ШМА может включать три либо четыре шины. В первом случае каждая фаза представлена двумя прямоугольными изолированными шинами, изготовленными из алюминия. Нулем в этом случае являются два уголка (также алюминиевых), которые располагаются за пределами корпуса и используются для монтажа шинопровода. Что касается системы из 4-х шин, в этом случае все они расположены внутри конструкции.
Магистральные конструкции типа ШМА комплектуются из секций размерами 0,75; 1,5; 3 и 3,5 метра. Секции могут быть прямыми, подгоночными, тройниковыми, угловыми ответвительными или же присоединительными, что видно на схемах ниже.
Помимо этого существует еще 2 вида секций ШМА: фазировочные (позволяют чередовать фазы) и гибкие (для обхода препятствий, возникающих на пути прокладки). Чаще всего применяются прямые трехметровые секции при проектировании шинопровода.
Кстати, соединяются секции между собой с помощью одноболтовых сжимов однако более надежное соединение достигается за счет сварки.
ШМАД рассчитан на постоянный ток до 6300 А. Маркировка ШМАДК означает, что шины защищены крышками.
Распределительный
Назначением распределительного типа изделий (ШРА) является распределение электрической энергии от магистрального шинопровода непосредственно к потребителям. Такие конструкции применяют для подключения однофазных и трехфазный приемников.
Они комплектуются из угловых секций, тройниковых и прямых, длиной 3 метра. На 3-метровую секцию предусмотрено от 3 до 6 мест для подключения приемников. ШРА рассчитаны на ток до 630 А. Все 4 шины также прямоугольные и изготавливаются из алюминия, являются неизолированными. Соединение секций осуществляется за счет болтов.
Обращаем ваше внимание на то, что распределительный тип шинопровода может иметь маркировку ШРМ, что означает – шины медные
Осветительный
Данная разновидность конструкции может применяться не только на производстве, но и в быту, а также в торговых центрах для подсветки витрин. Секции могут быть прямыми, угловыми, вводными и гибкими. Стандартная длина составляет 1,5 и 3 метра.
Устройство представлено четырьмя изолированными проводниками, сечением 6 мм2. Осветительный шинопровод (ШОС) способен выдержать ток до 25 А. Данный тип конструкции применяется в сетях 220 и 380 Вольт для установки и подключения трековых светильников.
Троллейный
Ну и последний тип шинопровода – троллейный (ШТМ). Область применения – питание подъемных кранов, подвесных дорог, монорельсов и т.д. ШТМ рассчитаны на напряжение 380 и 660 Вольт в сетях с глухозаземленной нейтралью. Номинальный ток составляет 200 или же 400 А.
Данная разновидность конструкций комплектуется прямыми секциями, длиной от 0,75 до 3 метров, а также угловыми на 45 и 90 градусов. Это позволяет осуществлять сборку трассы практически любой схемы. Для соединения секций используют специальные муфты.
Этапы монтажа
Вот мы и рассмотрели, какие бывают типы шинопроводов, и какими преимуществами и недостатками обладают данные изделия по сравнению с кабелем. Надеемся, информация была для вас полезной и интересной!
Рекомендуем также прочитать:
- Причины потерь электроэнергии в электрических сетях
- Кабель-каналы: типы и размеры
- Расшифровка маркировки проводов и кабелей