Пускозащитное реле холодильника

Конструкция пускозащитного реле

Пускозащитное реле напоминает внешним видом таблетку или неопределенной формы. Это такой маленький элемент, находящийся непосредственно возле черного бочкообразного корпуса компрессора. Не задумывались, почему такой цвет сажи выбран окраской сердца холодильника?

Ответ прост: черный поглощает тепло, но также хорошо и излучает. В какую сторону движется процесс, определяет направление перепада температур компрессора и окружающей среды. Когда мотор горячий, то черный корпус отдает тепло воздуху. Кроме того неподалеку присутствует вентилятор, создающий принудительное охлаждение компрессора.

Схема коммутации пускозащитного реле холодильника:

Два входа:

  1. Фаза 220 В.
  2. Земля.

Три выхода:

  1. Пусковая обмотка асинхронного двигателя компрессора.
  2. Рабочая обмотка асинхронного двигателя компрессора.
  3. Земля.

Обычно узнать, что и куда подключается, можно по цвету проводов

В любом случае ремонт следует проводить осторожно. Землю компрессора проще узнать, если соскоблить чуть-чуть краски с корпуса, прозвонить три контакта. Но этот метод оставляется напоследок, когда остальные не помогли

Но этот метод оставляется напоследок, когда остальные не помогли.

Индукционные пускозащитные реле ДХР крепятся на неподвижную раму и работают в паре с компрессорами ДХМ. После обозначения может идти цифра, которая одинакова у обоих устройств. Различие конструкций в рабочем напряжении и токах срабатывания и отпускания. Для ускорения разрыва цепи при перегреве за биметаллической пластиной расположен магнит. Если металл попадает в поле действия, то срабатывание системы ускоряется. Магнит служит и для того, чтобы удержать биметаллическую пластину с разомкнутым контактом чуть дольше, чем нужно для нормализации температуры. Это дополнительная защитная мера.

Индукционное реле компрессора холодильника РТП отличается тем, что может находиться и на проводе. Не обязательно крепить к раме. Работа ведется с компрессорами ДХМ 3 и 5. Отличие от ДХР в несколько меньшем токе срабатывания. Это позволит надежнее защитить компрессор. Ток отпускания такой же. Умельцы используют холодильные компрессоры, изготавливая аппараты высокого давления, ресиверы. Накачивают шины, используют пневматическое оборудование.

Прежде чем купить реле для холодильника, убедитесь, что изделие соответствует типу компрессора. Затем элемент необходимо правильно установить. Лучше брать именно ту марку, которая имелась до ремонта. Если реле холодильника Бирюса оснащена типом РТК, лучше такое и брать, несмотря на то, что для двигателя ДХМ подойдут также и РТП, и ДХР. Совместимость устройств помогут определить справочные таблицы. Указывают необходимые технические сведения.

«А зачем его проверять?» — спросит кто-то, прочитав заголовок. А проверить его нужно в случае, если ваш холодильник запускается с перебоями. Или не сразу. Или через раз. Или не запускается вообще. За эту функцию как раз и отвечает пусковое реле холодильника. И если ему пришел конец, то вам придется покупать новое пусковое реле для холодильника вашей модели. Поэтому прежде чем тратиться на обновку для вашего «продуктохранилища», стоит посмотреть, так ли всё плохо со старым. Специалисты компании ALM-zapchasti детально описывают последовательность диагностики пускового реле.

Принцип работы этого реле следующий. При падении температуры ниже требуемой контакты терморегулятора замыкаются, а реле получает команду запустить мотор-компрессор. На всё про всё обычно уходит две секунды. Если за две секунды мотор не запустился, срабатывает защита и ротор остается неподвижным.

Для начала посмотрите, не нарушено ли крепление. Реле должно быть зафиксировано строго вертикально — так, как указано на метке. Иначе сердечник не может втянуться быстро за те самые пару секунд и замкнуть контакт. Все в порядке? Значит, нужна диагностика пускового реле.

Принцип работы пускового реле

Несмотря на большое количество производителей комплектующих к холодильникам, схема работы и конструкция пусковых реле практически одинакова. Разобравшись в принципе их действия можно самостоятельно отыскать и устранить неисправность.

Схема устройства и подключение к компрессору

Электрическая схема реле имеет два входа от источника питания и три выхода на компрессор. Один вход (условно – ноль) проходит напрямую, а другой (условно – фаза) внутри устройства расщепляется на два:

  • первый проходит напрямую на рабочую обмотку;
  • второй проходит через разъединяющиеся контакты на пусковую обмотку.

Если реле не имеет посадочного места, то при подключении к компрессору необходимо не ошибиться с порядком соединения контактов.

Распространенные в Интернете способы определения типов обмотки с помощью измерения сопротивления не верны в общем случае, так как у некоторых двигателей сопротивление пусковой и рабочей обмотки одинаковы.

Электрическая схема пускозащитного реле может иметь незначительные модификации в зависимости от производителя. На рисунке приведена схема подключения этого устройства в холодильнике Орск

Поэтому необходимо найти документацию или разобрать компрессор для понимания расположения проходных контактов.

Также это можно сделать при наличии символьных идентификаторов возле выходов:

  • «S» – пусковая обмотка;
  • «R» – рабочая обмотка;
  • «C» – общий выход.

Реле отличаются способом крепления на раме холодильники или на компрессоре. Также они имеют свои токовые характеристики, поэтому при замене необходимо подобрать полностью идентичное устройство, а лучше – той же модели.

Замыкание контактов посредством индукционной катушки

Электромагнитное пусковое реле работает по принципу замыкания контакта для пропуска тока через пусковую обмотку. Основной действующий элемент устройства – соленоидная катушка, последовательно включенная в цепь с основной обмоткой двигателя.

В момент запуска компрессора, при статичном роторе, по соленоиду проходит большой стартовый ток.

В результате этого создается магнитное поле, которое перемещает сердечник (якорь) с установленной на нем токопроводящей планкой, замыкающей контакт пусковой обмотки. Начинается разгон ротора.

При увеличении числа оборотов ротора, величина проходящего через катушку тока снижается, вследствие чего напряжение магнитного поля уменьшается.

Под действием компенсирующей пружины или силы тяжести сердечник возвращается на исходное место и контакт размыкается.

На крышке реле с индукционной катушкой есть стрелка «верх», которая указывает правильное положение устройства в пространстве. Если его разместить по-другому, то не произойдет размыкание контактов под действием силы тяжести

Мотор компрессора продолжает работать в режиме поддержания вращения ротора, пропуская ток через рабочую обмотку. Следующий раз реле сработает только после остановки ротора.

Регулирование подачи тока позистором

Выпускаемые для современных холодильников реле часто используют позистор – разновидность теплового резистора.

Для этого устройства существует температурный диапазон, ниже которого оно пропускает ток с незначительным сопротивлением, а выше – сопротивление резко увеличивается и происходит размыкание цепи.

В пусковом реле позистор интегрирован в цепь, ведущую к стартовой обмотке. При комнатной температуре сопротивление этого элемента незначительное, поэтому при начале работы компрессора ток проходит беспрепятственно.

По причине наличия сопротивления позистор постепенно нагревается и по достижению определенной температуры происходит размыкание цепи.

Остывает он только после прекращения подачи тока на компрессор и снова срабатывает на пропуск при повторном включении двигателя.

Позистор имеет форму низкого цилиндра, поэтому профессиональные электрики его часто называют «таблеткой»

Регулировка пускового реле холодильника

Для того чтобы мотор холодильника функционировал максимально полноценно, обязательно должно быть вращение электрического поля, расположенного внутри. Чтобы обеспечить этот момент и исключить то, что заклинил мотор или вовсе перестал работать, требуется подача тока на 3 обмотки в фазе соответствующего значения. Результатом таких действий станет наличие векторного сложения полей, что позволит обеспечить бесперебойное вращение, приводящее в действие ротор.

Катушка пускового реле и нагревательный элемент с биметаллической пластинкой защитного реле включены последовательно в цепь рабочей обмотки

При исследовании показателей трехфазного реле в сети 380 В можно обнаружить тот факт, что они будут самыми высокими на фоне всех остальных видов подключения. Именно это позволяет использовать данную деталь для промышленного производства, однако трехфазные модели считаются не слишком пригодным для бытовых устройств.

Если будет присутствовать только 1 фаза, то категорически исключено возникновение вращающегося поля, так как требуется наличие 2 векторов. Для получения необходимого показателя в квартире или частном доме, устанавливают компрессор, за счет которого проводится своеобразный сдвиг в напряжении на 90ᵒ. За счет переменного поля, которое получается при вращении, запускается ротор в нужном направлении. Схема с трехфазным напряжением не предусмотрена для использования в частных домах и квартирах.

Причина состоит в том, что подсоединить так провода и запустить аппарат трудно своими руками, так как требуется:

  • Опыт работы;
  • Необходимый инструмент;
  • Отличное знание теории.

Среднестатистическому человеку без опыта работы с электричеством достаточно сложно справиться с поставленной задачей, чтобы запустить систему. За счет одной фазы подключение провести совсем не сложно и не потребуются знания всей электрики.

Проверка реле холодильника на работоспособность

Если холодильная установка не включается либо ее включение происходит нерегулярно, то скорее всего дело в пусковом реле. Причиной его неисправности могут быть:

  • Окисление или обгорание контактов.
  • Механические повреждения.
  • Перегрев позисторного элемента.
  • Нарушение крепления реле, приводящее к его неправильному расположению.
  • Перегорание спирали.
  • Заклинивание сердечника.

Не нужно спешить покупать новое реле холодильника, лучше узнать, как его проверить, и попробовать сделать это.

В индукционном механизме вытаскивается соленоид, проверяются контакты, при окислении, зачищаются наждачной бумагой. Может быть сломан сердечник, тогда его нужно заменить. Протереть спиртом соприкасающиеся поверхности. Проверить целостность всех элементов. Необходимо помнить, что реле данного типа устанавливаются строго в определенном направлении, указываемом стрелкой. После вышеперечисленных действий присоединяем реле к компрессору и включаем холодильник. Если двигатель не заработал, то вероятнее всего поломка компрессора.

Проверка устройств РТП-1 и РТК-Х

Для проверки поставить реле в правильное положение (стрелкой вверх) и прозвонить мультиметром 1 и3 контакты.

Схема устройства РТК-Х

Если контакты прозваниваются, то реле исправно. В данных моделях желателен визуальный осмотр, так как замыкание может произойти через пластину держателя контактов.

Проверка устройств ДХР и LS-08B

ДХР нужно положить планкой с клеммами вверх и проверить мультиметром целостность между 1 и 3 либо 1 и 4.

LS-08B расположить внутренней стороной вверх, прозвонить между 2 и всеми клеммами или между 3 и всеми клеммами. Где контакты не прозваниваются, там ищите неисправность.

Неполадки агрегата Атлант

Компрессор является главным элементом системы. Он состоит из электрического мотора, обладающего клапанами и поршнями; пускового реле и внутренней обмотки. Это устройство отвечает за снижение температуры, происходящее благодаря воздействию фреона. Мотор-компрессор регулирует его циркуляцию. Фреон перемещается из конденсатора в испаритель, проходя через капиллярный трубопровод и фильтр-осушитель.

Проверить реле холодильника Атлант следует даже при незначительных проблемах с подключением компенсатора. Мотор бытового прибора работает от переменного тока, вследствие чего в пусковом механизме располагаются сразу три выхода. Эксплуатация холодильной установки невозможна без реле, поэтому если оно выходит из строя, ее работоспособность пропадает.

Подобные осложнения возникают также из-за сгорания двигателя и разрыва кабеля. Проверить пусковое реле не сложно. Главное иметь все необходимые инструменты, электрическую схему холодильника и опыт в проведении ремонтных работ.

Если ваш холодильник перестал включаться или начал выключаться сразу после включения, то в первую очередь следует проверить работоспособность всех контактов электрической цепи в холодильнике. Проверять следует всю цепь от входного щитка в квартиру до внутренностей холодильного агрегата. И если проводка, розетка, сетевой шнур и терморегулятор оказываются работоспособными, то может оказаться, что неисправно пусковое реле холодильника.

Неисправности пускозащитного реле и способы их устранения

В домашних условиях отремонтировать реле можно при наличии следующих проблем с контактами:

  • окислились;
  • покрылась ржавчиной;
  • обгорели.

При этом цепь не замыкается и запуск двигателя не происходит.

В первом случае контакты обработайте салфеткой, смоченной в спиртовом растворе. Ржавчину удалите с помощью наждачной бумаги. При обгорании контактов проведите очистку и выравнивание их пятачков.

Если при проверке реле вы обнаружили, что перегорел его позистор, спираль, то неисправную запчасть нужно заменить.

При отключении холодильника даже при нормальном температурном режиме высока вероятность сбоя в работе пластины. Существует 2 типа проблем детали:

  • не пропускает ток при замыкании контактов;
  • залипает и не опускается.

Такие неисправности возникают при искривлении ее положения или окислении контактов. В первом случае пластину нужно установить горизонтально, а во втором выполнить зачистку контактов. Если эти действия не дают положительный результат, то вам нужно покупать новое реле.

Пошаговая инструкция по замене двигателя

Лучше всего осуществлять замену мотора в сервисных центрах, но если такой возможности по какой-то причине нет, и вы решили восстанавливать работу самостоятельно, рекомендуем строго придерживаться следующего алгоритма.

  1. Первым делом необходимо подготовить набор инструментов и приспособлений. В него будут входить: кислородная горелка, пассатижи, накопитель для хладагента, вентили, переносное устройство для заправки системы, устройство для резки труб, зажимы, приспособления для более плотного соединения устройства с патрубком для заправки системы, медная трубка, фильтр и баллон с хладагентом.
  2. После того, как мы подготовили все необходимые инструменты, приступим к высвобождению хладагента. Для этого нам потребуется пассатижами перекусить трубки, которые соединяют компрессор с системой охлаждения для слива фреона. Делать это следует аккуратно, не допуская образование пыли, поскольку она может испортить остальные элементы холодильника. После того, как мы перережем трубки, включим холодильник в сеть примерно на 5 минут. За это время хладагент успеет перейти в газообразное состояние. После этого можно приступать к забору фреона. Для этого присоединим шланг баллона к линии заправки, откроем вентиль и соберем фреон. На всю процедуру у нас уйдет не больше одной минуты. Затем снимем пусковое реле вместе в проводами, кусачками убираем фиксаторы и отключаем проводку, которая идет к вилке. После этого снимем компрессор. Перед установкой нового элемента необходимо прочистить трубки.
  3. Третьим шагом станет проверка сопротивления. Для этого воспользуемся либо мультиметром, либо омметром. Получившиеся значения сравним с номинальными величинами для конкретной модели.
  4. Затем определим силу тока. Сначала измерим значение на пусковом реле, а затем — на компрессоре. Так же сравним с номинальной величиной.
  5. Теперь можно приступать к монтажу нового мотора. Для начала нужно закрепить элемент на поперечной планке холодильника, снять заглушки с трубок и измерить давление. Не забывайте о том, что заглушки можно снимать всего за несколько минут до монтажа. В противном случае в систему может попасть пыль. Далее необходимо состыковать трубки и припаять их друг к другу. Подсоединять их следует в следующей последовательности: трубки заправки, трубка отвода и трубка нагнетания.
  6. В завершении необходимо заправить систему непосредственно хладагентом, подключить контакты и вернуть защитное реле. Осуществлять запуск нужно поэтапно: сначала следует заполнить подключенный к электрической сети холодильник фреоном лишь на 45%, затем отключить технику и проверить надежность подключения, сравнять давление до 10 Ра и заправить до конца.

Принцип действия пускозащитного реле

Пусковую катушку нужно отключить, когда обороты набраны. В момент старта обмотки потребляют большой ток, эффект позволяет отследить момент перекоммутации. Пусковое реле холодильника выполняет защитные функции (не всегда). Опцию реализует разогрев чувствительного элемента электрическим током. Порог превышен – цепь разрывается, невзирая, достигнут нужный режим холодильника согласно показаниям термостата или нет. Придумано две схемы работы пускового реле (одновременно может быть защитным):

«Таблетки» работают на основе материала, расширяемого нагревом. Изначально рабочий элемент холодный, пусковая обмотка потребляет ток, обеспечивая плавный пуск асинхронного двигателя. Постепенно температура таблетки поднимается, вызывая размыкание контакта, включенной остается рабочая катушка. Полагаем, для поддержания режима внутри реле установлен механизм предотвращения охлаждения таблетки. Дроссель рабочей обмотки, греющий элемент. Если таблеточное реле ломается, часто внутри можно услышать шорох рассыпавшегося порошка, изменяя положение корпуса прибора.
Индукционные реле основаны на действии электромагнитов. При запуске ток большой и за счет этого сердечник прижимает контакты пусковой катушки. Со временем потребление двигателя падает

В результате сила тока уже не уравновесит пружину, контакты пусковой катушки размыкаются
Обратите внимание: важно сориентировать реле в пространстве правильно. Часто сердечник падает, увлекаемый действием силы тяготения
Зато и тестировать такие элементы гораздо проще: повертите из стороны в сторону, чтобы контакты пускового реле изменяли сопротивление от нуля до бесконечности.

С таблетками часто идут в одном корпусе тепловые реле на биметаллической пластине. Через него проходит ток рабочей катушки. Как только величина превысит порог срабатывания, то контакты размыкаются, останавливая компрессор. Схема реле холодильника биметаллического типа основана на нагреве чувствительного элемента. В этом нет ничего сложного! Две пластины приварены друг к другу плотно. Коэффициент расширения металлов в них различен. Когда происходит нагрев двойная пластина изгибается в сторону материала, который меньше удлиняется. Становится возможным срабатывание реле. Такая схема часто применяется бытовой техникой.

В индукционных реле часто используется нагревающаяся спираль. Здесь материал уже один. Но греет (!) биметаллическую пластину. Через спираль проходит ток рабочей катушки. Если ампераж слишком велик, то биметаллическая пластина разрывает контакты. У индукционного пускозащитного реле виды неисправностей следующие:

  • перегорела спираль, в этом случае контакты не будут звониться в любом положении;
  • заклинило сердечник, запуск двигателя не выполняется, или мотор глохнет через 5 – 10 секунд;
  • нарушен режим работы пластины, холодильник отключается даже в нормальном режиме.

Хотим обратить внимание: тепловая защита полностью аварийная. В нормальном режиме работы срабатывать реле не должно

В то же время пусковая функция сопровождает холодильник в течение периода эксплуатации. Процесс переключения сопровождается легким щелчком. Пускозащитное реле в холодильнике часто слышим, когда прибор работает.

Оцените статью:
Оставить комментарий