Климат-контроль в автомобиле: принцип работы, типы и эксплуатация
Содержание
- 1 Климат-контроль и кондиционер — главные отличия
- 2 Система климата в авто
- 3 Особенности управляющего механизма
- 4 Плюсы и минусы климат контроля
- 5 Функциональные особенности системы
- 6 Климатический комплекс какой фирмы лучше выбрать
- 7 Виды климат-контроля и их особенности
- 8 Как правильно пользоваться климат-контролем?
- 9 Как это работает?
- 10 Из чего состоит воздушная климатическая система?
Климат-контроль и кондиционер — главные отличия
Нельзя говорить о том, что климат-контроль и кондиционер являются абсолютно тождественными понятиями. Некоторые общие черты данные устройства имеют, но полностью идентичными их назвать очень сложно. Причём данные различия заключаются не только в уровне ценовых показателей, которые в случае с климат-контролем будут несколько выше, но и в функциональных особенностях систем.
Климат-контроль: плюсы и минусы
Климат-контроль позиционируется в качестве более многофункционального устройства. Посредством его использования осуществляется не только охлаждение воздуха, но также процедура теплоснабжения и вентиляции. Для этого используется система отопления, кондиционер и установленный фильтр. Все названные системы могут функционировать одновременно или же по отдельности.
Касательно основных принципов работы системы климат-контроля, то здесь осуществляется реагирование датчиков на факт изменения температурных показателей. Вследствие этого происходит их регулировка в соответствии с заданными требованиями.
Если говорить о преимуществах использования системы, то в первую очередь следует акцентировать внимание на многофункциональности устройства. Большое количество дополнительных опций способствует созданию максимально комфортной атмосферы в помещении
Также следует обратить внимание на простоту регулировки необходимых температурных режимов и других нюансов.
Существенным недостатком таких устройств является тот факт, что при выходе из строя системы охлаждения автоматически перестаёт функционировать также и отопительная система. Данный момент требует проведения целого комплекса мероприятий для устранения существующей поломки. Всё это упирается в дополнительные финансовые растраты.
Кондиционер: плюсы и минусы
Основная функция кондиционера заключается в охлаждении воздуха, вследствие чего в помещении создаются более благоприятные условия для проживания. При этом главная особенность данного устройства заключается в узкой сфере деятельности.
Кондиционер имеет механическое управление. По принципу работы можно провести некую аналогию с функционированием холодильника. Это обусловлено наличием хладагента, который способен поглощать тёплый воздух, охлаждать его и перенаправлять в помещение. При этом во время данного процесса происходит высушивание воздушных масс. Если вы выбрали мобильный напольный кондиционер, то он работает немного по другому.
Система климата в авто
Сразу отметим, что автокондиционер появился на машинах намного раньше климата. Решение является проверенным временем, относительно простым и надежным. При этом основной функцией кондиционера является охлаждение воздуха. Нагрев воздуха осуществляет печка в автомобиле. В свою очередь, климат-контроль позволяет создать и автоматически поддерживать микроклимат в салоне, при этом от водителя потребуется минимальное участие.
Чтобы было понятнее, кондиционер автомобиля фактически является установкой для охлаждения воздуха. В конструкции имеются патрубки, компрессор, испаритель и т.д. Если просто, в герметичную систему кондиционирования закачан фреон (хладагент), который циркулирует по трубкам и радиаторам благодаря работе компрессора. В свою очередь, наружный воздух нагнетается вентилятором, контактирует с радиатором (испарителем), внутри которого циркулирует фреон, и охлаждается.
Кондиционер, точнее, компрессор, работает только тогда, когда двигатель заведен. Дело в том, что компрессор кондиционера в авто приводится от ДВС. Обычно водитель сам включает и выключает кондиционер. Для регулировки температуры потока (например, чтобы кондиционер не дул слишком холодным воздухом) приходится смешивать холодный воздух от кондиционера и теплый воздух от радиатора печки. Делается это механическими регуляторами. При этом точного регулирования по температуре добиться не удается.
Теперь рассмотрим, что такое климат-контроль. Конструктивно это все тот же кондиционер с компрессором, патрубками и т.д. Однако климат-контроль оснащен большим количеством датчиков и электронной системой управления климатом (блок климата). Фактически, климат-система позволяет точно выставить необходимую температуру вплоть до градуса, после чего автоматически поддерживается заданная температура воздуха.
Если иначе, климат контроль – это автоматическая климатическая система (кондиционер и печка одновременно), оснащенная группой датчиков контроля за температурой, влажностью и т.д. Электронный блок анализирует информацию датчиков и активирует компрессор кондиционера или отопитель, перемещает заслонки воздуховодов, распределяет потоки теплого и холодного воздуха по салону и т.д.
Рассмотрев климат контроль, что это такое и как работает, можно понять, что водитель имеет возможность быстро выставить комфортный режим. Фактически, управление климатом сводится к выставлению температуры в салоне. Более того, развитые системы даже позволяют создать раздельный климат (например, двухзонный климат контроль), когда из дефлекторов ближе к водителю температура выдуваемого воздуха одна, тогда как из дефлекторов в зоне пассажиров другая.
Как видно, климат контроль и кондиционер по ряду элементов похожи конструктивно, однако системы абсолютно разные. Само собой, климатическая система на базе климат-контроля обеспечивает более высокий уровень комфорта, она проще и удобнее, управление климат контролем фактически требует только выбора комфортной температуры и зоны обдува. Особенно комфортным климат можно считать в том случае, если речь идет не о простом однозонном климате.
Особенности управляющего механизма
Вся работа системы климат-контроля базируется на взаимодействии ЭБУ (электронного блока управления) и датчиков. Выступая в роли мозгового центра, ЭБУ принимает решение о корректировке температурных условий в салоне авто. Помощником в достижении необходимых температурных показателей также выступает устройство, именуемое блоком испарителя-отопителя. Вся работа климатообразующей системы носит исключительно автоматизированный характер.
Оперируя вентилятором и заслонками, ЭБУ определяется с выбором наиболее оптимального направления, температурного режима и силы воздушного потока. Так, существуют следующие варианты направления потока воздуха:
- В область стекла;
- В область ног;
- В область стекла и ног;
- В область лица;
- В область ног и лица.
Осуществление работ по монтажу климатообразующей системы
Монтаж климат-контроля — это достаточно сложный и трудоемкий процесс, в котором лучше всего довериться профессионалам. Специфика установки климатообразующей системы в зависимости от модели авто, производителя климатообразующей системы и ее комплектации вынуждает производить эту процедуру в автосервисе несмотря на высокий ценовой диапазон. Сэкономив на этой услуге и установив климатообразующую систему самостоятельно, можно стать инициатором поломки ряда важнейших элементов.
Этапы монтажа системы климат-контроля (могут быть отличными для различных моделей авто):
- Демонтаж бардачка автомобиля и его центральной консоли.
- Осуществление слива антифриза – демонтаж печки – удаляется аккумуляторное крепление.
- Вырезание отверстия, необходимого для рециркуляции с учетом произведенной разметки — создание для испарителя крепёжных отверстий и их подсоединение.
- Аккуратное проделывание отверстия в области моторного щита.
- Осуществление замены имеющейся проводки вентилятора охлаждения специализированной проводкой датчиков климатообразующей системы.
- Монтаж и последующее подключение таких датчиков, как потолочный и датчик с вентилятором.
- Протягивание провода АКБ и проводки – подключение колодок – монтаж блока отопителя и испарителя.
- Подсоединение ЭБУ.
- Осуществление предварительного контроля работоспособности всей системы.
- Монтаж радиатора, установка магистрали фреона и кронштейна для компрессора – закрепление компрессора – прикручивание шлангов – монтаж вентилятора.
- Установка осушителя и дросселя.
- Проверка всех рабочих магистралей и герметичности системы – заправка климатообразующей системы фреоном.
- Осуществление контроля правильности поступаемых с датчиков данных.
Специфика ухода за системой климат-контроля
Обязательными условиями надлежащей эксплуатации климатообразующей системы является промывание радиатора кондиционера (не менее 2-х раз в год) и осуществление своевременной дозаправки. Выполняя все правила эксплуатации устройства, можно долгие годы наслаждаться исправной и эффективной работой системы климат-контроля.
Как отремонтировать заслонки климат-контроля своими руками:
Цена климатообразующих систем
Системы климат-контроля отличаются высокой ценой. Как показывает статистика, средние ценовые предложения рынка колеблются в пределах 1 000 – 15 000$. Дешевые модели, как правило, отличаются ограниченным функционалом и низким качеством.
Плюсы и минусы климат контроля
Преимуществ, конечно, больше у этой системы и они превосходят недостатки. У каждой системы есть плюсы и минусы, когда минусов больше и они существеннее, тогда встает вопрос, а нужна ли эта система. Но это не в этом случае.
Плюсы климат контроля:
- создает комфортные условия для водителя и пассажиров;
- работает на автомате, один раз задал режим и включил;
- большой выбор регулировок;
- участие человека сведено к минимуму, не надо каждый раз выставлять температуру;
- обычно система простая и управлению ею быстро учатся.
Минусы:
- высокая стоимость автомобиля, если имеется установленный климат контроль;
- высокая цена ремонта и заправки, если сломается;
- повышает расход топлива при включенном режиме;
- невозможно самому отремонтировать.
Как видите, минусы не такие серьезные, чтобы отказываться от системы климат контроля машины. Ну и что, что расход чуть больше, ну и что, если ремонт будет дорогим, ну и что, если на пару десятков тысяч рублей автомобиль будет стоить дороже, но зато ездить будет в комфорте.
Функциональные особенности системы
Количество возможных функций климат-контроля зависит от модели автомобиля, его типа и используемых датчиков. В список возможностей входит:
- поддержание нужной температуры благодаря охлаждению салона в летнее время и обогреву зимой;
- учет температуры окружающей среды с помощью сигналов от датчика анализа солнечной радиации, который определяет воздействие ультрафиолетового излучения, а также датчика забортной температуры;
- рециркуляция и очистка воздуха в салоне автомобиле, благодаря наличию специальных фильтров;
- сложное регулирование температуры в различных зонах салона, включая место водителя, пассажиров, задние сидения и многое другое;
- профилактика запотевания стекол в салоне в зимнее время благодаря качественному и равномерному отоплению.
Движение воздушных потоков
Большое количество водителей отдают предпочтение климат-контролю вместо кондиционера. Оба решения предназначены для единственной цели — поддержание комфортного температурного режима в салоне. Но кондиционер нужно настраивать вручную, а система климата автоматически регулирует параметры работы.
Климатический комплекс какой фирмы лучше выбрать
На мировом рынке такое оборудование представляют как крупнейшие производители, так и мелкие фирмы, которые специализируются только на такой технике.
Рейтинг климатических комплексов для квартир включает продукты следующих компаний:
- Panasonic – крупнейшая японская корпорация, свое начало берет в 1918 году, именно тогда компания начала изучать и производить первые электронные и механические приборы для дома. Сейчас основные ниши фирмы – автомобильная, бытовая и промышленная техника.
- Sharp – южнокорейская фирма, пользуется большой популярностью на мировом рынке. Разрабатывает и производит различную бытовую технику, телефоны, компьютеры и комплектующие.
- Redmond – торговая марка, которой принадлежит производство бытовой техники в Китае и Корее. Фирма специализируется на производстве мелкой и средней бытовой техники.
- Winia – китайская компания по производству и разработке бытовой техники, занимает одну из лидирующих позиций на мировом рынке. Основана в 1968 году. Поставляет промышленные системы кондиционирования и очистки воздуха.
- Leberg – китайская компания, но ее главный офис находится в Германии, в производстве техники принимают участие и в других страны – Украина, США, а также Таиланд и Швеция. Фирма специализируется на разработке климатического оборудования.
- Philips – торговая марка, объединяет под собой производителей из 5 стран: Россия, Италия, Польша, Китай и Словакия. Каждая из стран занимается своим типом продукции, что позволяет фирмам более качественно проводить работу над техникой.
- Атмос – отечественная торговая марка, которой принадлежит производство бытовой техники в Китае и Корее. Фирма специализируется на производстве мелкой и средней бытовой техники.
- Boneco – компания специализируется на разработке промышленной и бытовой технике: системы кондиционирования, очищения и увлажнения воздуха. Фирма находится в Германии, техника и ее комплектующие выпускаются в Китае.
- Beurer – немецкая фирма, специализируется на мелкой и средней бытовой технике. Приоритет компании – разработка промышленных систем кондиционирования для больших площадей.
- LG – компания Южной Кореи, один из крупнейших мировых фирм по производству бытовой техники, смартфонов, компьютеров и их комплектующих.
- Candy – представляет элитное итальянское производство бытовой техники.
- Electrolux – южнокорейская фирма, пользуется большой популярностью на мировом рынке. Разрабатывает и производит различную бытовую технику, телефоны, компьютеры и комплектующие.
Виды климат-контроля и их особенности
Системы климат-контроля делятся по разным критериям — наличию отдельных рабочих зон, мощности, удобству управления, наличию дополнительных функций. Для начала расскажем об одно- и многозонных системах.
Работа многозонной системы КК
На сегодняшний день используются однозонные, двухзонные, трехзонные и четырехзонные климат-контроли. Что это такое, и чем они отличаются? Однозонный климат-контроль — это самая простая из представленных систем. Он устроен по описанному выше принципу и контролирует параметры воздуха в районе водителя и переднего пассажира. Двухзонный климат-контроль делит воздушное пространство между водителем и передним пассажиром, соответственно, на две части, для которых можно установить разные климатические параметры. Это дает дополнительное удобство. Трех- и четырехзонные системы позволяют также устанавливать индивидуальные климатические параметры и для задних пассажиров. Последний вариант считается наиболее совершенным и комфортным.
Теперь несколько слов об отличиях систем климат-контроля от привычного на сегодняшний день автомобильного кондиционера. Начнем с последнего. Он выполняет две функции — охлаждает воздух и осушает его. То есть, это устройство не имеет обратной связи. Водитель должен самостоятельно в режиме реального времени регулировать подаваемую кондиционером температуру. А это не всегда удобно. Основным же отличием климат-контроля является как раз наличие обратной связи, которая нужна для поддержания заданных пользователем параметров на постоянной основе.
Простейший однозонный климат-контроль может работать в таких режимах автоматической подачи охлажденного или подогретого воздуха:
- ноги;
- голова;
- голова/ноги;
- ветровое стекло/ноги;
- ветровое стекло (в этом случае, как правило, воздух дополнительно осушается с целью недопущения запотевания).
Многозонные системы климат-контроля имеют дополнительные, более расширенные, режимы работы по распространению воздуха в салоне.
Как правильно пользоваться климат-контролем?
Общая последовательность управления климатической установкой:
- Включить установку при помощи отдельной кнопки или регулятора скоростей вентилятора.
- Установить требуемую температуру. Большинство систем позволяют выставлять температуру с шагом 0,5 ºС. Допустимая разница между зонами составляет в лучшем случае 4-5 ºС.
- При ручном режиме принудительно включить кондиционер и выставить частоту вращения вентилятора.
- Для включения автоматики требуется нажать на кнопку «Auto». Дальнейшее регулирование интенсивности потока воздуха и распределение его по салону установка возьмет на себя.
- Если владелец мало использует климатическую установку, то рекомендуется профилактическое включение кондиционера раз в месяц на 10-15 минут.
Ниже приведен образец блока управления двухзонным климат-контролем с описанием функций кнопок и переключателей:
- 1 — клавиша управления компрессором кондиционера;
- 2 — ступенчатый регулятор системы водителя;
- 3 — рукоятка изменения температуры воздуха, подаваемого на место водителя;
- 4 — автоматический режим работы;
- 5 — сверху расположена кнопка подачи потока на уровень груди, ниже — в район головы, еще ниже — к ногам;
- 6 — увеличение числа оборотов крыльчатки вентилятора;
- 7 — рукоятка изменения температуры воздуха, подаваемого на место пассажира;
- 8 — ступенчатый регулятор системы обогрева сидения пассажира;
- 9 — максимальный обдув лобового стекла;
- 10 — обогрев заднего стекла;
- 11 — уменьшение числа оборотов крыльчатки вентилятора;
- 12 — рециркуляция воздуха в ручном или автоматическом режиме;
- 13 — управление электрическим обогревом руля.
Назначение кнопок климат-контроля
На блоке управления могут иметься дополнительные кнопки и табло:
- индикация температуры воздуха в зоне водителя и пассажира;
- включение электрического ;
- подача воздуха от автономного отопителя.
Особенности эксплуатации климат-контроля летом
Летняя эксплуатация устройства имеет ряд особенностей:
- Не рекомендуется выставлять значение температуры климат-контроля ниже 10 ºС внешней среды. Это связано с риском простудных заболеваний из-за переохлаждения организма.
- Перед запуском климатической установки рекомендуется проветривать салон. Это снижает температуру воздуха и ускоряет охлаждение.
- Для ускорения процесса охлаждения используется режим рециркуляции воздуха.
- Не рекомендуется открывать окна после охлаждения салона, поскольку датчики фиксируют изменение температуры и нагружают компрессор.
Особенности эксплуатации климат-контроля зимой
Особенности использования системы в зимнее время:
- из-за возможности образования льда и конденсата на заслонках не рекомендуется изменять потоки воздуха до прогрева салона;
- периодически включать компрессор кондиционера для профилактики резиновых уплотнений магистралей хладагента.
Как это работает?
Контроль и поддержание температуры производится автоматически – при помощи термостата, которым Вы можете управлять вручную, программой или через интернет с мобильного устройства. В холода – воздух подогревается и увлажняется, а в жаркую погоду – охлаждается.
Помимо создания идеального для Вас климата в доме с учетом сезона, автоматика позволяет снижать расходы на отопление – например, понижая до определенного минимума температуру в те часы, когда Вы обычно уходите из дома.
В отличие от широко распространенной в нашей стране системы водяного отопления, многофункциональная климатическая система не обладает инерционностью – а это значит, что теплый (или прохладный) воздух начинают поступать в помещения дома сразу же после подачи сигнала на включение системы. Вам не нужно ждать, пока прогреются батареи, чтобы они уже затем прогрели воздух в помещении. Через незаметные и стилизованные под Ваш интерьер декоративные решетки в полах / стенах / потолках воздух нужной температуры, предварительно прошедший через фильтр и очищенный от пыли (а также увлажненный и обеззараженный – при наличии данных опций) сразу поступает в помещения.
При этом (немаловажная деталь!) воздух поступает бесшумно (перед сдачей системы в эксплуатацию все решетки проходят балансировку, то есть поток воздуха в них регулируется при помощи задвижки и замеряется специальным прибором – анемометром). И помимо того, что поступающий подогретый воздух еще и вентилирует помещение, он распределяется и циркулирует по нему оптимальным образом: подается такой воздух снизу (в нижней части помещения), а выводится – через решетки в потолке (или рядом с ним). В случае с радиатором водяной батареи теплый воздух просто устремляется вверх – «подогревая» потолок, а уже потом – все остальное (при этом скопившаяся на радиаторах пыль также разносится по всему дому).
Воздух, который циркулирует в системе, подразделяется на воздух рекуперации – то есть воздух, выведенный из помещений через воздуховоды обратного потока – и воздух с улицы, который к нему постоянно подмешивается. Таким образом, система позволяет максимально рационально использовать тепло, и одновременно постоянно вентилировать помещения дома за счет свежего приточного воздуха с улицы.
Вы сами задаёте нужные параметры и создаёте комфортный для Вас климат в своём доме!
Из чего состоит воздушная климатическая система?
Основные задачи воздушных климатических систем — охлаждение и нагрев воздуха, очистка его от загрязнений, обеспечение притока свежего воздуха и удаление загрязненного.
Любая воздушная климатическая система состоит из следующих частей:
- Блок для подготовки воздуха. Данный блок разделен на два модуля. В одном нагревается воздух, в другом расположена система кондиционирования.
- Модули фильтрации. Необходимы для очистки воздуха от различных загрязнений, в том числе микроорганизмов. Некоторые модели имеют трехступенчатую систему очистки, а также оснащены ультрафиолетовыми лампами, которые уничтожают бактерии.
- Увлажнитель воздуха. Бывает двух видов: поверхностный и паровой. Поддерживает оптимальный уровень влажности воздуха в доме.
- Рекуператор. Вентиляционное устройство, главной задачей которого является эффективная утилизация образуемой тепловой энергии.
- Шлюз управления. Управление системой осуществляется с помощью интеллектуальных систем контроля. Отслеживать или изменять параметры, заданные климатической системе, можно удаленно.