Клеммник на дин рейку
Содержание
- 1 Сборка клеммника
- 2 Устройство и сборка клеммной колодки
- 3 Буквенная маркировка клемм
- 4 Виды клемм
- 5 Устройство и принцип работы колодки
- 6 Монтаж колодок и соединение проводов
- 7 Цвет клеммы
- 8 Маркировка клемм
- 9 Виды клеммников
- 10 Виды дин-реек
- 11 Винтовые перемычки
- 12 Плюсы и минусы применения
- 13 Клеммная колодка
- 14 Торцевой изолятор
Сборка клеммника
Клеммники редко используют для подключения одиночных проводников, как правило это несколько фаз или цепей проходящих через одну общую сборку.
Однако эту сборку предварительно нужно правильно собрать из отдельных элементов. И здесь как раз таки есть свои нюансы и особенности, о которых не все знают.
Установка клеммы на Din-рейку операция простая, не требующая особых навыков. Но даже в этом деле можно совершить ошибку.
Запомните, клеммник всегда цепляется своим выступом именно сверху динрейки и защелкивается снизу.
При этом динрейки тоже бывают разные. Стандартная идет шириной 35мм.
Встречаются более мелкие или наоборот глубокие. Отдельные производители могут иметь в ассортименте целый модельный ряд.
Разновидности din-реек и их размеры:
Поэтому если у вас клеммник почему-то не защелкивается и не встает нормально на свое место, дело скорее всего в неправильно подобранном основании крепежа.
Кстати, хорошие качественные модели имеют в своей конструкции несколько вариантов крепежа, под разные виды din реек.
После защелкивания, некоторые виды клемм могут помимо основания еще сцепляться друг с другом. Ярко выражено это у производителя ABB.
Вы даже изначально может их собрать на весу, а уже потом группой защелкнуть на подготовленную площадку.
Устройство и сборка клеммной колодки
Каждый клеммник на дин рейку фиксируется с помощью защёлки, так, чтобы один плотно прилегал к другому. Между ними не должен оставаться зазор. Затем устанавливаются необходимые перемычки, торцевые изоляторы и фиксаторы. Не стоит забывать про маркировку. Провода подключаются с её учётом и в соответствии со схемой. Если клеммник винтовой, то перед операцией болтик необходимо ослабить. Во время проведения монтажных работ в обязательном порядке проверяется надёжность всех контактов.
Зачем нужен торцевой изолятор
С правой стороны отдельной ячейки клеммника можно увидеть токоведущие элементы прижимного механизма. Производитель намеренно оставляет их открытыми и не делает дополнительную перегородку. Объясняется это экономией материала и уменьшением габаритных размеров изделия. Когда клеммы собраны на din-рейке, каждая правостоящая сама собой закрывает токоведущие части левостоящей. Т.е. один клеммник является защитной крышкой другого, так для всей линейки, кроме последнего.
Торцевой изолятор
Для защиты крайнего правого клеммника от окружающей среды и случайного прикосновения человека применяют торцевые изоляторы. Они выполняют функцию боковой крышки и позволяют получить полностью изолированный со всех сторон ряд клеммников.
Важно! Торцевые изоляторы и клеммные колодки следует приобретать от одного производителя. В противном случае возможно их несовпадение по форме
Расчёт нужно вести из того, что на одну линейку клеммников требуется один изолятор.
Фиксатор или стопор клемм
При монтаже или затяжке винтовых клемм отдельные их ячейки могут начать разъезжаться на DIN-рейке по сторонам. В результате в конструкции образуются щели и зазоры. Через них внутрь могут попасть пыль и влага из воздуха. Допускать подобного нельзя. Для решения этой проблемы используются фиксаторы или стопоры клемм. Такие детали устанавливаются с обоих торцов линейки. Пренебрегать ими не стоит, ведь это может негативно сказаться на качестве монтажа и дальнейшей работе электрощита или установки.
Винтовые перемычки
Для электрического подключения между собой соседних ячеек клеммной колодки можно использовать короткий соединительный проводок. Но такое решение непрактично и занимает слишком много драгоценного места. Гораздо удобнее применять винтовые перемычки. Делается это в случае, если имеется один приходящий питающий провод, и от него необходимо распределить по потребителям множество отходящих, т.е. получить разветвление. Винтовые перемычки представляют собой металлическую полоску с отверстиями, которая устанавливается на клеммную колодку. Они выпускаются различной длины. При желании их можно укоротить пассатижами до нужного размера.
Пломбировка клемм
При сдаче электрощита в эксплуатацию может возникнуть необходимость в предотвращении к нему несанкционированного доступа. Такие требования часто выдвигают поставляющие электроэнергию организации. В этой ситуации на ряды клеммных колодок устанавливаются защитные кожухи из прозрачного оргстекла. Они удерживаются на месте с помощью гаек с отверстиями для навешивания пломб. Право на монтаж/демонтаж последних имеют только контролёры вышеуказанных организаций.
Внимание! Следует следить за целостностью пломб и не допускать к ним посторонних лиц. Обрыв пломбы или её повреждение может послужить основанием для санкций со стороны поставщика электроэнергии
Буквенная маркировка клемм
На лицевой панели клеммник на DIN-рейку часто имеет плоские поверхности для маркировки. На них можно приклеить небольшие бумажные таблички, наклейки или специально выпускаемые для этих целей бирки. В крайнем случае, допустимо аккуратно написать обозначения перманентным маркером от руки. Данная информация будет указывать на порядковый номер кабеля или его назначение (фаза, нуль, заземление). Она играет роль адресов, показывающих что и куда должно подключаться.
Важно! Маркировка принципиально важна, даже в тех случаях, если электрощиток или устройство, казалось бы, совсем простое. Без буквенно-цифровых обозначений даже у опытного мастера уйдёт огромное количество времени на то, чтобы разобраться, что как работает и куда подключается
Виды клемм
Существует разные типы клемм автомобильных аккумуляторов. Классифицируются по следующим признам:
1. По полярности батареи
Расположение контактов может сильно различаться. К источнику питания подключаются 2 клеммы для АКБ – отрицательная (-) и положительная (+).
При прямой полярности (Тип «1») «плюсовой» электрод предусмотрен слева, а «минусовой» – справа. Такое расположение контактов часто применяется в автомобилях отечественных производителей. При обратной полярности (Тип «0» и «5») электроды находятся с точностью до наоборот. Этот способ размещения используется в батареях для машин от зарубежных компаний.
Аккумуляторные клеммы могут подключаться по диагонали относительно друг друга (Тип «2»), располагаться только в правой части батареи (Тип «3» и «4»).
2. По схеме установки
Клеммы для подключения аккумулятора могут находиться в разных частях источника питания. Существует 2 основных варианта. В автомобилях из Европы и Азии электротехнические изделия подключаются к выводам на верхней грани корпуса. Это распространённый вариант установки, который также используется в российских машинах.
Обратите внимание, что американская схема расположения предполагает нахождение электродов на боковой поверхности АКБ. Батареи для автомобилей из США не могут устанавливаться в транспортные средства европейского и азиатского производства
Стандартные клеммы на аккумуляторе просто не позволят выполнить подключение.
3. По форме и габаритным размерам выводов
Выводы клемм для разных источников питания могут сильно различаться
На это необходимо обращать внимание перед покупкой аккумулятора, иначе можно столкнуться с неразрешимыми проблемами при подключении батареи
Клемма на АКБ российского изготовления и зарубежного производства имеет вывод конусообразной формы. При этом «плюсовой» контакт больше в диаметре по сравнению с «массой». На некоторых батареях выводы сделаны под болт (для монтажа в грузовиках) или винт (североамериканский стандарт).
По диаметру конусообразные контакты делятся на обычные (19,5 и 17,8 мм) и уменьшенные (12,7 и 11,1 мм) для японских машин. В обоих случаях минусовая клемма должна быть меньше по размерам, чем плюсовая.
Существует 2 варианта решения проблемы из-за несовпадения размера. Можно провести замену выводных контактов или купить аккумуляторные клеммы переходники.
4. По материалу изготовления
Свинцовые. Лучшие аккумуляторные клеммы для по соотношению цена-эксплуатационные характеристики. Отличаются повышенной механической прочностью. Несмотря на меньшую электропроводность, чем у меди и латуни, многие производители используют этот металл.
Свинец – материал с низкой температурой плавления, что является недостатком металла. Однако свинцовый контакт сыграет роль плавкого предохранителя, который расплавится из-за кратковременного воздействия высоких температур в случае короткого замыкания.
Для улучшения эксплуатационных характеристик и замедления процессов окисления клеммы аккумулятора поставляются с болтами, прошедшими оксидирование и барашками из латуни.
Медные. Более дорогостоящие изделия. Медные аккумуляторные клеммы редко применяют в производстве батарей. Основная проблема — в сложной технологии изготовления. По сравнению с обычными свинцовыми электротехническими изделиями, отливка медных заготовок – трудоёмкий процесс.
Зато медь обладает хорошими физико-химическими характеристиками: отличный проводник электричества. После установки медных клемм упростится зимний запуск мотора, снизится скорость окисления контактов и ускорится зарядка АКБ.
Не стоит путать медные и омеднённые стальные клеммы. Первые качественнее вторых, обладают более высокими потребительскими свойствами. Многие дешёвые клеммы переходники изготавливают из стали и покрывают слоем меди.
Латунные. Отличаются стойкостью к влажности, простотой выполнения монтажно-демонтажных операций. Латунные клеммы АКБ оснащаются гайкой типа «барашек» и болтом, которые очень медленно окисляются. При этом необходимо аккуратно устанавливать электротехнические изделия из латуни. Материал обладает пластичностью, деформируется при слишком сильной затяжке простыми пассатижами.
Бронзовые. Это хорошие клеммы АКБ с высокой механической прочностью. В остальном схожи с латунными электротехническими изделиями.
Устройство и принцип работы колодки
В базовой комплектации клеммный зажим состоит из двух частей:
- Механизм зажима провода. Выполнен из луженой электротехнической меди. Задача зажимного механизма — зафиксировать жилу кабеля и поддерживать надежный электрический контакт между проводами.
- Изоляционный корпус. Изготовлен из негорючего полиамида. Защищает людей и окружающие и элементы проводки от контакта с находящимся под напряжением зажимным механизмом.
Устройство клеммы Wago
Дополнительно клеммники Wago могут оснащаться табличками для маркировки, встроенными диодами и защитными пломбировочными крышками.
Принцип работы состоит в зажиме провода пружиной. У некоторых моделей соединителей для этого имеется специальный рычаг (часто оранжевого цвета). Он нужен, чтобы открыть механизм и дать проводу попасть в область зажима. У других же достаточно просто вставить кабель с наконечником в пружинный механизм, и он раскроется самостоятельно.
Обратите внимание. Существуют заземляющие клеммники Ваго
Провода, которые к ним подключаются, электрически соединены с крепежом под DIN рейку. Такие колодки применяются строго только для заземления. Их легко отличить по жёлто-зелёному окрасу корпуса и металлическим защёлкам. Если подключить к такому клеммнику фазный провод, то возникнет короткое замыкание на землю и риск.
Клемма заземления WAGO
Монтаж колодок и соединение проводов
Устанавливаются колодки на установленные дин-рейки, нажатием. Колодка приставляется к рейке местом крепления и защелкивается. По ДИН-рейке колодка двигается почти свободно. Есть колодки с механизмом защелкивания, как у автоматов защиты.
Для соединения проводов в колодке, с конца провода снимется изоляция на 10-12 мм. Винт колодки, если она винтовая, обычно откручен. Защищенный конец провода вставляется в колодку, винт прочно затягивается. В пружинных колодках чтобы вставить провод в гнездо, нужно оттянуть зажим, вставить провод в контактное гнездо и отпустить зажим. Вместо зажима может использоваться поворотный рычаг.
Цвет клеммы
Обычно цвет проходной клеммы нейтральный – серый.
Однако можно встретить и модели синей и желто-зеленой расцветки. Синие применяются для подключения нулевых рабочих проводов. Желто-зеленые — для защитных заземляющих проводников.
Желто-зеленая клемма имеет отдельный каталожный номер и особое устройство.
Дело тут не только в расцветке. Ее зажим автоматически подключает к дин рейке ту цепь, которую вы сажаете под винты.
Для этого после монтажа, нужно подтянуть центральный болтик. Тем самым снизу механизм крепежа распирается и зацепляется своими металлическими частями за ободки рейки. Это обеспечивает достаточно надежный контакт.
Поэтому будьте внимательны, такими клеммами нельзя подключать фазные провода, иначе вся din рейка у вас окажется под напряжением.
Есть конечно и другие разноцветные модели – желтые, оранжевые, бежевые и т.п.
Но они не несут какой-то функциональной особенности, а выпускаются для удобства сборки и комплектации электрощита.
Вы получаете наглядное расключение фаз, тех или иных силовых цепей или цепей управления.
Маркировка клемм
В клеммнике собранном из большого числа наборных элементов, без соответствующих надписей и обозначений, очень не просто найти тот или иной разъем.
Это неудобно как на первоначальном этапе при монтаже проводников, так и при эксплуатации уже готового щита. Чтобы не запутаться куда какой проводник подключен, применяют специальную маркировку клеммных модулей.
При этом производители в разных пакетиках комплектуют разные цифры. Будьте внимательны при покупке. В одном могут идти цифры только от 1 до 10, а в другом от 11 до 20.
У каждого пакета свой номенклатурный номер и своя позиция в каталоге. Существует также универсальная маркировка вообще без цифр.
Все необходимые надписи на них делаются самостоятельно при помощи маркера. Вместо цифр можно подобрать также буквы L1, L2, L3, N, PE и т.д.
Но и на этом обозначение клеммника не заканчивается. Каждая большая сборка может иметь свое название, чтобы посторонний человек свободно ориентировался в схемах.
Для этого существует еще одна комплектующая деталь – держатели маркировки клеммных коробок. Вставляются он в те самые стопоры или фиксаторы, которые имеют универсальное применение.
Есть кстати виды стопоров, которые уже изначально в своей конструкции имеют такую площадку.
Виды клеммников
Из чего состоит обычный клеммник? Если вы думаете, что для его комплектации достаточно самых простых проходных клемм, то вы глубоко заблуждаетесь.
На сегодняшний день массовое распространение получили два вида клеммников:
винтовые
пружинные
В статье будут подробно рассмотрены именно те, что под винт. Они более универсальные и ими можно зажимать что угодно – одножильные и многожильные провода, провода запрессованные под наконечник.
В своем обозначении они имеют две цифры.
первая цифра указывает на максимально возможное сечение проводника для подключения
вторая — ширину колодки в миллиметрах
Один стандартный din модуль в щите занимает 17,5мм. На него как раз вмещается один автомат. В то же время на этот самый модуль спокойно влезет три клеммы МА 2,5/5 или другие подобные модели.
Ток на который рассчитана клемма прописывается на корпусе.
Даже привычные всем проходные клеммы могут быть различных видов:
во-первых, под провода разного сечения 2,5-4-6-10мм2 и т.д.
Попадаются силовые модели вплоть до 240-270мм2.
с рубильником (ножевым размыкателем)
Легким движением отвертки цепь можно разомкнуть без откручивания винтовых зажимов.
Это бывает удобно, когда в процессе эксплуатации требуется изменение электрической схемы с отключением каких-либо цепей. Либо вам оперативно нужно найти поврежденный кабель.
Откидываете поочередно все цепи и вызваниваете провода.
с диодами
с предохранителями
Применяются для защиты слаботочных сетей линий управления, контроля и измерений с малыми токами.
двухрядными
двух, трех, четырехпроводными
С одной клеммы и одного посадочного места в щитке можно сразу подключить два контакта на кнопке или подать через нее и фазу и ноль.
Однако есть здесь один существенный минус. Большинство таких изделий имеют довольно приличную высоту. И если вы задумали с ее помощью сэкономить место у себя в щитке, то аккуратно спрятать ее под пластиковую крышку не получится.
Она будет выпирать почти на уровне с автоматом. С этим придется мириться. Либо искать варианты подороже.
токовыми
Токовые клеммы внутри имеют специальный элемент, с помощью которого, не отсоединяя провода также можно сделать разрыв цепи.
Некоторые модели снабжены тестовыми разъемами, в которые втыкаются стандартные штекеры от приборов.
Таким образом, опять же не откручивая жилы, можно проводить все необходимые измерения и испытания. А еще через них легко закорачивать токовые цепи для оперативной замены амперметра или счетчика, не выводя при этом линию отходящего фидера в ремонт.
В советское время монтажники для этого использовали обыкновенные крокодильчики. Зацепляешься ими за оголенные части и вперед.
Однако такой контакт мог отцепиться самопроизвольно в самый неподходящий момент. Сейчас все более продумано, аккуратнее и безопаснее.
Одно перечисление всех вариаций и видов клеммников может занять не одну страницу. Поэтому более подробно остановимся на самых важных моментах, самых ходовых моделей, с которыми наиболее часто приходится иметь дело электрику в своей ежедневной работе.
Виды дин-реек
Что такое din рейка? Это надёжное крепление для модульного электрооборудования. Раньше, для того, чтобы закрепить автоматические выключатели и электросчетчики старого образца, мастерам приходилось проделывать большой объём работы – сверлить отверстия, нарезать на эти отверстия резьбу и так далее. Чтобы закрепить приборы, нужно было применять гайки, винты, шайбы, болты и прочие элементы для крепежа. Это было, мало того, что довольно неудобно, но ещё и небезопасно. К примеру, если выпал какой-то винт внутрь щитка, то могло возникнуть замыкание.
Сегодня, чтобы закрепить модульное электрооборудование нет необходимости пользоваться шайбами, винтами, гайками и прочим. Вместо этого используется крепление на din-рейку, которая представляет собой планку из металла. Рейки могут быть изготовлены из различного металла – стали, алюминия. Выглядят они, как сложный профиль из металла. Такой крепёжный элемент может быть перфорированным или же сплошным. Чтобы было легче разделять такие рейки, на некоторые из них наносятся насечки. Проще говоря, своим внешним видом эти крепежи очень напоминают железнодорожные рельсы, поэтому их нередко называют дин-рельсами.
Подразделяется на виды din рейка по размерам, форме, прочности, силе тока, весу.
Типы din-реек:
- Рейка Ω-типа. Её высота 7,5 миллиметров. Ширина – 35 миллиметров. В профиль рейки данного вида напоминают букву Ω, отсюда и название. Этот вид din-рейки самый распространённый. Используется такой крепёж для напольных и навесных щитков.
- Дин-рейка типа «С». Она отличается тем, что её края, если смотреть на неё в профиль, выгнуты внутрь, а не наружу, как у предыдущего типа.
- Din-рейка типа «G» аналогична предыдущей по своей форме. Производят крепление автомата на дин-рейку, который требует крепёжного элемента с подобными параметрами.
Виды ДИН реек
Кроме того, такие рейки могут друг от друга отличаться по цвету и длине. По стандарту длина рейки составляет два метра. Но в продаже, чаще всего, можно встретить рейки длиной в 200 миллиметров. Магазины продают их именно в таком виде, потому что для покупателей это удобно.
Самое главное – правильно подобрать рейку, которая подойдёт именно в вашем конкретном случае.
Винтовые перемычки
После сборки и фиксации клеммника, перед непосредственным подключением проводов, бывает необходимо объединить несколько клемм в одно целое.
Например, вам необходимо много отходящих проводов подключить к одной цепи или фазе. Не нужно в этом деле использовать самодельные кусочки проволоки, типа шунтов.
Для этого применяются винтовые перемычки. Они могут содержать в себе разное количество цепей объединяющих от 2-х до 10-ти полюсов. Заказывать лучше сразу под десять.
Потом в процессе работы отрежете нужное количество ножницами по металлу. Только предварительно скрутите соседние винтики. Если будете резать в сборе, перемычка погнется.
Объединение происходит очень быстро. Просто опускаете в специальный канал посередине клеммы (там где пустое место) перемычку, и после затяжки винтов все прекрасно держится.
Выпускаются как изолированные, так и не изолированные перемычки.
Если вы шунтируете в ряд несколько клемм, и при этом у вас на клеммнике собраны провода разных цепей и фаз, клеммы в середине колодки лучше всего отделять друг от друга.
Для этого понадобится рассмотренный выше торцевой изолятор. Только монтируется он не с самого края, а внутри всей сборки.
На силовых моделях применяют специальные разделители цепей SCFD. Отличаются они от заглушек большей шириной.
То, какие торцевые фиксаторы, изоляторы, перемычки подходят для той или иной модели, в большей степени определяется сечением проводов на которое рассчитаны клеммы.
Если вы к клемме на 2,5мм2 заказали перемычку на 4мм2, она у вас не подойдет ни по шагу, ни по размеру.
Обратите внимание, что на некоторых токовых клеммниках из-за наличия внутри специального размыкателя, установить стандартные перемычки уже не получится. Придется воспользоваться другими видами, наподобие гребенчатой шинки, которая многим знакома по модульным автоматам
Придется воспользоваться другими видами, наподобие гребенчатой шинки, которая многим знакома по модульным автоматам.
Однако есть варианты токовых клемм и под внутренние шунты, но уже немного другой формы.
Самое главное что нужно помнить про такие перемычки – они рассчитаны на определенный ток, равный току самой клеммы.
Поэтому при сборке нескольких клемм вместе, следите чтобы суммарный ток, проходящий через этот шунт, не превышал его номинального значения!
Плюсы и минусы применения
Практикующие электромонтеры разделились на две категории
Одни акцентируют внимание на достоинствах клеммников Ваго, другие же отмечают в основном недостатки. На деле же истина где-то между этими двумя мнениями
Плюсы применения Ваго:
- быстрый безвинтовой монтаж;
- минимальный набор нужных инструментов и материалов;
- клеммник легко купить даже в небольшом электротехническом магазине;
- аккуратность и логичность проводки;
- соответствие правилам безопасности.
Минусы клеммников:
- необходимость в периодическом осмотре;
- должны быть визуально доступны;
- плохо справляются с нагрузками больше 1 кВт;
- большое переходное сопротивление контактов;
- риск перегрева и расплавления;
- высокая стоимость.
Клеммная колодка
Наиболее простое и дешёвое решение – полиэтиленовые клеммные колодки. Они не отличаются высокой ценой и продаются в каждом магазине электротоваров.
Полиэтиленовый каркас рассчитан на несколько ячеек, внутри каждой располагается латунная трубочка (гильза). Кончики соединяемых жил нужно вставить в эту гильзу и зажать с помощью двух винтов. Очень удобны, что от колодки отрезается столько ячеек, сколько необходимо соединить пар проводов, к примеру, в одной распределительной коробке.
Но не всё так гладко, есть и недостатки. В комнатных условиях алюминий под винтовым давлением начинает течь. Придётся производить периодическую ревизию клеммных колодок и подтягивать контакты, где зафиксированы алюминиевые жилы.
Если не делать этого своевременно, алюминиевая жила в клеммнике будет расшатываться, терять надёжный контакт, как следствие искрить, нагреваться, что может закончиться пожаром. С медными проводниками таких проблем не возникает, но не будет лишним производить периодическую ревизию и их контактов.
Клеммные колодки для соединения многожильных проводов не предназначены. Если в такие соединительные клеммы зажимать многожильные провода, то во время закручивания под давлением винта тонкие жилки частично могут поломаться, что приведёт к перегреву.
В случае, когда возникает необходимость зажатия многожильных проводов в клеммную колодку, то обязательно надо пользоваться вспомогательными штыревыми наконечниками.
Как итог всего вышесказанного, клеммная колодка – идеальный вариант для одножильных медных проводов. С алюминиевыми и многожильными придётся соблюсти ряд дополнительных мер и требований.
Торцевой изолятор
Еще один важный момент – изолированная часть клеммы всегда должна быть слева, неизолированная справа.
То есть, оголенная контактная часть должна располагаться с правой стороны. Когда клеммник набран, большинство монтажников на этой конструкции и останавливаются. Начинается подключение проводов.
Однако не забывайте про одну из оголенных сторон. Все производители делают свое оборудование так, чтобы оно было защищено от случайного прикосновения токоведущих частей.
Поэтому вместе с покупкой клемм не забывайте про концевые изолированные крышки.
Поштучно они редко продаются, придется покупать целый набор в пакетике. Хотя зачастую на всю сборку в щите может понадобится не более 3-х штук.
Технически грамотно такое изделие называется торцевой изолятор. Легким движение руки он защелкивается благодаря своим выступающим частям.
Торцевые изоляторы также могут выпускаться различных цветов. А что делать, если у вас нет торцевых изоляторов, а изолировать последнюю правую клемму необходимо?
Самый простой выход это поставить рядышком дополнительную пустую клемму. Подключать при этом провода на нее не нужно. Она хоть и будет оголенная, но уже без напряжения.
Либо принудительно удалите из нее все металлические внутренности. Еще один вариант — использовать в качестве крайней клеммы заземляющую.