Расчет мощности трехфазной сети

Содержание

Практические измерения

Самый доступный способ — проверка показаний бытового счетчика электроэнергии. Сначала следует отключить абсолютно все бытовые приборы и выключить свет во всех помещениях, поскольку даже горящая лампочка на 40Вт будет искажать показания. Проследите, чтобы счетчик не крутился или индикатор не мигал (в зависимости от его модели). Вам повезло, если у вас счетчик «Меркурий» — он показывает величину нагрузки в кВт, поэтому от вас потребуется только включить двигатель на 5 минут на полную мощность и проверить показания.

Индукционные счетчики ведут учет в кВт/ч. Запишите показания до включения мотора, дайте ему поработать ровно 10 минут (лучше воспользоваться секундомером). Снимите новые показания счетчика и путем вычитания узнайте разницу. Умножьте эту цифру на 6. Полученный результат отображает мощность двигателя в кВт.

Если двигатель маломощный, вычислить параметры будет несколько сложнее. Выясните, сколько оборотов (или импульсов) равно 1кВт/ч — информацию вы найдете на счетчике. Допустим, это 1600 оборотов (или вспышек индикатора). Если при работающем двигателе счетчик делает 20 оборотов в минуту, умножьте эту цифру на 60 (количество минут в часу). Получается 1200 оборотов в час. Разделите 1600 на 1200 (1.3) — это и есть мощность двигателя. Результат тем точнее, чем дольше вы измеряете показания, но небольшая погрешность все равно присутствует.

Посчитать потребляемую мощность двигателя

Предлагаем определить тип двигателя. Помогает сделать шильдик. Указывается полная мощность (реактивная плюс активная, соединенные через косинус угла сдвига фаз, называемый коэффициентом мощности). Если известен тип двигателя (выяснили, руководствуясь изображениям, внешним видом), справочники позволят найти мощность. Неудивительно: габариты тесно связаны с параметром, каждый производитель максимально хочет экономить выпуском продукции. Размеры оптимизированы, типичный набор параметров следующий:

  1. Диаметр вала.
  2. Высота оси от основания (станины).

Двигатели АИР описаны, размеры, мощность указаны здесь: http://wp.electrostal.com.ua/kakoy-diametr-vala-u-elektrodvigatelya/. Соответственно, можно без инструментов понять детали. Увидите, аналогичного рода информация отыщется практически на любые типы моторов. Шильдик сорван, можно некоторое время потратить, отыскивая похожие модели в интернете. Россия уступает Китаю разнообразием электрических двигателей. Шанс успеха высок.

Полагаем, перечислили доступные способы определения мощности, тока, невелика проблема потратить 1000 рублей, получая нужные средства. Учитывая, что рубль сгорает, шаг будет казаться разумным. Проще определить мощность электродвигателя, пользуясь справочником. Требуется знать модель, вал измерите штангенциркулем.

Заканчиваем обзор, надеемся, постоянные читатели знают отличия асинхронного двигателя от коллекторного. Различия опускаем

Обратите также внимание: большим пусковым током страдают асинхронные двигатели. У коллекторных разброс невысок

При замене сломанного советского электродвигателя на новый, часто оказывается, что на нем нет шильдика. Нам часто задают вопросы: как узнать мощность электродвигателя? Как определить обороты двигателя? В этой статье мы рассмотрим, как определить параметры электродвигателя без бирки — по диаметру вала, размерам, току. Заказать новый электродвигатель по телефону

Трехфазные электродвигатели

Перед тем, как рассматривать трудности, которые могут возникать при запуске трехфазного электродвигателя, напомним о общих положениях. В качестве примера возьмем небольшой двигатель и расшифруем надпись на прикрепленной к нему табличке (рис. 62.1).

Ph 3 – W 375 – согласно данной надписи двигатель имеет три фазы, а его выходная мощность составляет 375 Вт.

220/380 V — двигатель может работать от переменного трехфазного тока 220 В (подключение обмоток статора выполняется по схеме «треугольник» Δ) и 380 В (подключение по схеме «звезда» Y).

1,7/1А – рабочий ток двигателя при номинальной нагрузке составляет 1,7А, согласно схемы «треугольник» и 1 А – согласно схемы «звезда» (рис. 62.2).

Представим, что данный двигатель применяют для привода компрессора. Известно, что при изменении давления нагнетания мощность на валу компрессора и потребляемый двигателем ток также изменятся. При увеличении давления нагнетания сила тока растет и наоборот.

Получается, что потребляемая двигателем сила тока на данный момент может не соответствовать указанной на табличке, но вместе с этим, двигатель никогда не должен ее превосходить. Потребляемый двигателем ток будет равен 1 А только тогда напряжение в сети 380 В (обмотки подключены по схеме «звезда») а мощность на валу компрессора точно соответствует 375 Вт (рис. 62.3).

В свою очередь, потребляемый двигателем ток будет равен 1,7 А, когда напряжение в сети составит 220 В (что встречается довольно редко) и потребная мощность на валу компрессора составит 375 Вт (рис. 62.4).

Напомним. Что мощность, которую потребляет трехфазный двигатель можно определить по формуле:

Р=U x I х &#8730 3 х cosφ,

где U – напряжение сети, I – потребляемый ток, а cosφ – коэффициент мощности (для небольших двигателей cosφ=0,8).

Таким образом, мощность нашего двигателя составит:

  • напряжение тока 220 В: 220×1,7х 3 х0,8=520 Вт;
  • напряжение 380 В: 380×1х 3 х0,8=520 Вт.

Согласно расчетам можно сделать следующие выводы:

  • потребляемая мощность двигателя не зависит от сети;
  • потребляемая мощность (520 Вт) превышает мощность на валу (375 Вт), значение которой указано на табличке. Указанная цифра отвечает максимальному значению, которое может быть достигнуто на валу данного двигателя.

Следует помнить, что обмотка статора двигателя выполнена из медного провода, который при прохождении через него тока нагревается, аналогично любому электронагревательному прибору. Поэтому часть энергии двигателя тратится не на вращение ротора, а на нежелательный нагрев обмоток (данная энергия представляет собой потери).

Так в рассматриваемом нами примере потребляемая из сети мощность двигателя составляет 520 Вт, а на валу только 375 Вт. Исходя из этого, потери составляют 520-375=145 Вт, которые только нагревают окружающую среду (рис. 62.7).

При этом коэффициент полезного действия (КПД)? двигателя определяется отношением полезной мощности на валу к мощности, потребляемой из сети:

Из этого следует, что 72% потребляемой двигателем энергии расходуется на совершение полезной работы. При этом 28% потребляемой энергии расходуется впустую.

Отметим, что рассматриваемый нами двигатель является распространенной моделью. На его клеммной коробке имеется 6 клемм, условно обозначенные U-V-W и Z-X-Y (рис. 62.8).

Следует быть внимательными, поскольку клеммы нижнего ряда имеют обозначение не соответствующее алфавитному порядку ZXY, а не XYZ. Теперь проверим порядок подключения обмоток к клеммам и получим следующее рис. 62.9. В данном двигателе предусмотрено три обмотки, которые подключены к клеммам следующим образом: U-X; V-Y; W-Z.

Если двигатель находится в исправном состоянии, то сопротивление между его клеммами U-X; V-Y; W-Z при снятых клеммах будет одинаковое (если нет, то случилось короткое замыкание или произошел обрыв).

Расчет мощности трехфазной сети

Количество потребленной энергии в сети однофазного тока определяется простейшими расчетами, это не вызывает затруднений. Расчет мощности трехфазной сети сопряжен с некоторыми трудностями:

  • Наличие трех фаз вместо одной;
  • Различные схемы соединения потребителей – «звезда» или «треугольник»;
  • Симметрия или ее отсутствие при распределении нагрузки по фазам.

Методика определения тока электродвигателя

Для эксплуатации электродвигателя пользователю требуются различные параметры его работы

Второй по важности характеристикой такого устройства является величина потребляемого тока. Методика расчета тока зависит от числа фаз в двигателе и величине потребляемого напряжения

Проще всего рассчитать величину тока для трехфазных двигателей, подключаемых от электрических сетей напряжением 380 В. Величина потребляемого тока для таких устройств равняется умноженной на 2 мощности. К примеру, трехфазный двигатель мощностью 2 кВт умножаем на 2 и получаем потребляемый ток двигателя, равный 4 Ампер.

Величина тока электродвигателя в момент времени может зависеть от вида запуска. Зависимость величины тока от вида запуска представлена на графике ниже.

Это точная формула, однако, требующая определенных дополнений. Обязательно нужно учитывать, что результат таких расчетов – это величина потребляемого тока при номинальной нагрузке. Двигатель на холостом ходу будет иметь куда меньшую величину потребляемого тока.

Для расчета тока трехфазного асинхронного двигателя можно также использовать формулу:

Iн = 1000 Pн / √3 * (ηн * Uн * cosφн),

В этой формуле:

  • Pн – номинальная мощность;
  • Uн – номинальное напряжение;
  • Ηн – номинальный КПД;
  • Cosφн – номинальный коэффициент мощности.

Потребляемый ток однофазными двигателями рассчитывается по другой формуле. В этом случае для определения тока пользователю нужно будет разделить мощность двигателя на напряжение в электросети. Уровень напряжения в месте подключения двигателя необходимо измерить перед проведением расчетов, так как уровень напряжения при включенном устройстве в месте ввода будет снижаться.

Таким образом, если мощность мотора равняется 2 кВт или 2000 Вт, а напряжение в сети равняется 220 В, то 2000 следует разделить на 220. Получаем величину в 9 А, которая и принимается за величину потребляемого тока электродвигателем.

Расчет трехфазного асинхронного двигателя переменного тока

Расчетно-практическая

работа №1

«Расчет трехфазного асинхронного двигателя

переменного тока»

по предмету «Электротехника»

Студент

Группа                                  МВ-81

Вариант                                162

Преподаватель                    Пузько И.Д.

2001

Задание:

По данным 3-х фазного асинхронного двигателя и заданной схемой соединения обмоток статора определить:

1. Линейное напряжение питающей трехфазной цепи Uл и синхронную частоту вращения поля статора n0, номинальную nН и критическую nКР частоту вращения ротора, номинальную мощность P1 ном, потребляемую двигателем из сети, номинальный и пусковой токи двигателя IНОМ и IПУС , номинальный и максимальный вращающий моменты двигателя МНОМ и ММАХ.

2. Построить кривую зависимости M(S) при UЛ = const и определить

кратность пускового момента Kп = Мпуск/Мном.

         3. Построить механическую характеристику n2=f(M) при UC=const и определить диапазон частот вращения ротора, при которых возмодна устойчивая работа двигателя.

4. Построить характеристики M(S) и n2=f(M) при U1=0.9UC=const.

Исходные данные:

Схема соеди-нения

P2 ном,

кВт

SНОМ

lМ=ММАХ/

МНОМ

m1=IПУСК/IНОМ

hНОМ

cosjНОМ

треу-

голь-ником

200

6

0.018

1.9

7

0.94

0.9

Расчетная часть.

1. При соединении триугольником линейное напряжение составляет 220 В.

2. Синхронная частота вращения поля статора :

3. Номинальная частота вращения ротора:

4. Критическое скольжение :

5. Критическая частота вращения ротора :

6. Номинальная мощность, потребляемая из сети :

7. Номинальный ток двигателя :

9. Пусковой ток двигателя :

10. Номинальный вращательный момент :

11. Маскимальный вращательный момент :

12. Момент при пуске :

13. Кратность пускового момента :

 

S

M1

nn

S

M1

nn

 

1000

0,075

3641,38

2949,52

925

 

0,01

1144,45

927,004

990

0,08

3591,84

2909,39

920

 

0,015

1665,62

1349,15

985

0,09

3472,05

2812,36

910

 

0,02

2132,1

1727

980

0,1

3334,24

2700,73

900

 

0,023

2381,44

1928,97

977

0,2

2118,05

1715,62

800

 

0,025

2534,11

2052,63

975

0,3

1486,73

1204,25

700

 

0,03

2869,57

2324,35

970

0,4

1136,01

920,166

600

 

0,035

3137,52

2541,39

965

0,5

916,78

742,592

500

 

0,04

3344,8

2709,29

960

0,6

767,681

621,822

400

 

0,045

3496,69

2832,32

955

0,7

659,941

534,552

300

 

0,05

3598,83

2915,05

950

0,8

578,54

468,617

200

 

0,055

3663,03

2967,06

945

0,9

514,907

417,074

100

 

0,06

3692,31

2990,77

940

0,95

488,082

395,346

50

 

0,065

3694,15

2992,26

935

1

463,855

375,723

0,07

3675,78

2977,38

930

 

Министерство образования Украины

Расчетно-практическая

работа №2

«Расчет двигателя постоянного тока»

по предмету «Электротехника»

Студент

Группа                                  МВ-81

Вариант                                162

Преподаватель                    Пузько И.Д.

2001

Задание:

По данным варианта необходимо выполнить следующее:

1) Начертить принципиальную электрическую схему включения двигателя

2) Определить номинальный ток возбуждения Iвн и номинальный ток якоря Iян

3) Определить номинальный момент двигателя Мн

4) расчитать и построить на одном графике естественную и три искусственные скоростные характеристики двигателя:

а) естественная характеристика при U=Uн; Ф=Фн; Rп=0.

б) искусственная реостация при U=Uн; Ф=Фн; Rп=5Rя.

в) искусственная (при пониженном U) U=0,6Uн; Ф=Фн; Rп=0.

г) искусственная (при ослаблении Ф) U=Uн, Ф=0,8Фн, Rп=0.

5) Расчитать сопротивление пускового реостата для ограничения пускового тока до Iпус=2Iян.

6) Расчитать пусковой ток при ошибочном включении двигателя без пускового реостата (Rп=0).

Исхданные даные :

Номинальное напряжение                                                            Uн = 220 В

Сопротивление обмотки возбуждения                                Rов = 38.6 Ом

Сопротивление обмотки якоря и дополнительных полюсов         Rя = 0,04 Ом

КПД двигателя в номинальном режиме                                        КПД = 0,893

Номинальная мощность на валу                                                   Pн = 75 кВт

Номинальная частота вращения                                                   nн = 1000 об/мин

Расчетная часть:

1. Ток возбуждения (равен номинальному):

;     (А)

2. Мощность, потребляемая двигателем из сети:

;      (Вт)

3. Номинальный ток, потребляемый двигателем из сети:

         (А)

4. Номинальный ток якоря:

             (А)

5. Номинальный момент двигателя:

                     (Н*м)

6. Сопротивление пускового реостата для ограничения пускового тока:

         (Ом)

7. Пусковой ток при ошибочном включении электродвигателя на номинальном напряжении без пускового реостата:

              (А)

8. Построение характеристик двигателя:

Скоростная характеристика двигателя:

 (об/мин)

1) естественная характеристика (U=Uн; Ф=Фн; Rп=0):

              (об/мин)     (об/мин)

2) искусственная реостация (U=Uн; Ф=Фн; Rп=5Rя):

         (об/мин)      (об/мин)

3) искусственная при пониженном U (U=0.6Uн; Ф=Фн; Rп=0) :

            (об/мин)     (об/мин)

4) искусственная при ослаблении Ф (U=Uн; Ф=0.8Фн; Rп=0) :

    (об/мин)   (об/мин)

Для чего необходимо знать мощность двигателя

Из всех технических характеристик электродвигателя (КПД, номинальный рабочий ток, частота вращения и т.д.) самая значимая – мощность. Зная главные данные, вы сможете:

  • Подобрать подходящие по номиналам тепловое реле и автомат.
  • Определить пропускную способность и сечение электрических кабелей для подключения агрегата.
  • Эксплуатировать двигатель согласно его параметрам, не допуская перегрузок.

Мы описали, как замерить мощность электродвигателя разными способами. Используйте тот, который в вашем случае будет оптимальным. Применяя любой из методов, вы подберете агрегат, который будет лучшим образом отвечать вашим требованиям. Но самый эффективный вариант, экономящий ваше время и избавляющий вас от необходимости искать информацию и проводить замеры и расчеты – это сохранить технический паспорт в надежном месте и следить за тем, чтобы шильдик с данными не потерялся.

При замене сломанного советского электродвигателя на новый, часто оказывается, что на нем нет шильдика. Нам часто задают вопросы: как узнать мощность электродвигателя? Как определить обороты двигателя? В этой статье мы рассмотрим, как определить параметры электродвигателя без бирки — по диаметру вала, размерам, току. Заказать новый электродвигатель по телефону

Составляющие электромашины

Основой для электрической машины является правило электроиндукции с магнитной индукцией. Такой прибор включает в себя статор или как его называют константной частью (характерно для асинхронных, синхронных машин изменяющегося тока) или индуктора (для приборов константного тока) и ротора, его называют активной или движущейся частью (для асинхронных и синхронных машин изменяющегося тока) или якоря (приборов константного тока). В роли константной части для машин тока с малой мощью активно применяются магниты (неизменного состояния).

Это интересно: Поверка электросчетчиков — сроки, методика, стоимость

Обозначения основных монтажных и присоединительных размеров двигателей

Условные обозначения габаритных размеров:

  • h — высота вращения вала или габарит электродвигателя. Высота от центра оси вала до земли. Важный присоединительный размер при сборе агрегата и центровке
  • l30*h31*d24 — длина, высота, ширина электродвигателя АИР, размеры по габаритам. Необходимы для калькуляции цены доставки и необходимого места при транспортировке
  • m — вес электродвигателя, масса. Нужен для расчета транспортных издержек и сопромата
  • d1 — диаметр вала. Габаритно-присоединительный размер АИР, необходимый при агрегатировании с другим оборудованием или подбора полумуфты
  • d20 — ширина, крепежный диаметр фланца. d22 — диаметр отверстий фланца. Габаритный размер для изготовления или подбора ответного фланца
  • l10 и b10 – расстояние между крепежными отверстиями на лапах электродвигателя. Важный габаритно-установочный размер, необходимый при монтаже электродвигателя к станине или на платформу
  • L1 – длина вала
  • b1 – ширина шпонки. Размер необходим для изготовления полумуфты

Монтажное исполнение – фланец, лапы, комбинированное

Присоединительный и габаритный чертеж монтажного исполнения электродвигателя АИР на лапах (IM 1081), лапы-фланец (IM 2081), чистый фланец (IM 3081).

Что такое трехфазная сеть в электричестве

Многофазная электрическая сеть переменного тока была создана благодаря американскому ученому Н. Тесле. В России ученый М. Доливо-Добровольский разработал и содействовал повсеместному внедрению трехфазной электросети.

Соединение источника и потребителей

Подаются три фазы переменного тока, которые равны по амплитуде и сдвинуты друг относительно друга на 120°. Фазы могут быть соединены между собой несколькими способами. Самыми распространенными из них являются «звезда» и «треугольник».

В первом случае у них имеется один общий провод. При таком варианте использования появляется возможность подавать линейное или фазовое напряжение. В квартире первое равно 380 В, второе — 220 В. Общий провод обычно соединен с землей, хотя существуют схемы подключения, в которых это не так.

К сведению! При подключении «треугольником» каждый выход фазы соединен с одним выходом другой фазы.

Трехфазная линия передачи

Если не получилось узнать мощность и обороты

Если не получилось узнать мощность и обороты электродвигатели или вы не уверены в измерениях – обращайтесь к специалистам «Систем Качества». Наши специалисты помогут подобрать нужный мотор или провести ремонт сломанного электродвигателя АИР.

В таблице приведена информация о диаметре вала электродвигателя и его размерах в зависимости от мощности и частоты вращения вала.

Подсоединительные размеры электродвигателей приведены по стандарту ГОСТ 2479-79 («по ГОСТУ»). На отечествнном рынке встречаються электродвигатели с подсоединительными размерами по стандарту DIN. В нашей практике чаще всего такие электромоторы встречаются в составе импортного оборудования.

Присоединительные размеры по ГОСТу и по DINу в немногом различаются. Об этих различиях я написал здесь.

И еще: в таблице указаны размеры подсоединения для «стандартного» фланца (IM 2081). На некоторые электромоторы может устанавливаться фланец уменьшенного размера (IM2181, про него наши покупатели говорят: «малый фланец»). Для уточнения размеров «малого» фланцевого соединения свяжитесь с нами.

Пример расчета параметров асинхронного двигателя

Пример. 3-х фазный АД с КЗ ротором типа АИР180М4 получает питание от 3-х фазной сети с линейным напряжением U1 = 380 В, частотой 50 Гц.Данные номинального режима двигателя:мощность на валу Р2НОМ = 30 кВт;синхронная частота вращения n1 = 1500 об/мин;номинальное скольжение sНОМ = 2,0 %;коэффициент мощности cosϕНОМ = 0,87;коэффициент полезного действия ηНОМ = 92 %;кратности критического кM = 2,7;пускового моментов кП = 1,7;кратность пускового тока iП = 7;соединение обмоток статора — звезда.

Найти: число пар плюсов; номинальную частоту вращения ротора; номинальное фазное напряжение; номинальный фазный ток обмотки статора; номинальный момент на валу; критическое скольжение и момент двигателя; пусковой момент при номинальном напряжении и снижении его значения на 20%; пусковой ток; емкость конденсаторов для увеличения коэффициента мощности до 1 и начертить электрическую схему двигателя с включением конденсаторов.

Решение:

Асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором — это ➠

Определяем число пар полюсов обмотки статора:

Вычисляем номинальная частота вращения ротора: об/мин.

Находим номинальное фазное напряжение:При соединении в «звезду» В.

Рассчитываем номинальный фазный ток обмотки статора: А.

Определяем номинальный момент на валу: Н⋅м.

Вычисляем критическое скольжение:

Находим критический момент: Н⋅м.

Рассчитываем пусковой момент при номинальном напряжении: Н⋅м,при пониженном напряжении: Н⋅м,

Определяем пусковой ток: А.

Вычисляем емкость конденсаторов, для повышения коэффициента мощности до 1.

Формула емкости компенсирующих конденсаторов, соединенных по схеме «звезда», имеет вид: Ф.

Формула емкости компенсирующих конденсаторов, соединенных по схеме «треугольник», имеет вид: Ф,

гдеf — частота питающей электросети, Гц;QK — реактивная мощность, вар;PHOM — активная мощность, Вт;U1 — линейное напряжение, В;ϕ1 и ϕ2 — соответственно углы сдвига фаз между напряжением и током до включения и после включения конденсаторной батареи, град. град; град.

Тогда, емкость конденсаторов, при соединении «в звезду» будет равна: Фили 1124,89 мкФ.

При соединении в «треугольник», емкость конденсаторов будет в три раза меньше, чем при соединении «в звезду» и равняется: Фили 374,96 мкФ.

В схеме соединения конденсаторов в «треугольник» емкость батареи получатся в три раза меньше, зато напряжение на конденсаторах в больше, если сравнивать со схемой соединения конденсаторов в «звезду».

Чертим схему включения конденсаторов для повышения коэффициента мощности электросети с асинхронным двигателем.

Подробно о реактивной мощности читайте здесь.

Определение количества оборотов в минуту

Частота вращения асинхронного двигателя, зависит от количества обмоток статора. Разобрав мотор можно визуально определить их число. Для определения числа оборотов используйте таблицу:

Определить число полюсов, не разбирая электромотор, можно с помощью миллиамперметра, или тестера с соответствующим режимом. Для этого подключаем измерительный прибор к одной из обмоток. Равномерно вращая вал, смотрим, сколько раз стрелка миллиамперметра отклонится. Это число, и есть количество полюсов двигателя.

При таком способе определения частоты вращения вала, надо учитывать, что реальная частота несколько ниже вычисленной. Например, не 3000, а 2940, или не 1500, а 1450.

Применение описанных выше методик, позволит подобрать электромотор, удовлетворяющий предъявляемым требованиям, но, все же, надо следить за сохранностью шильдиков и паспортов, чтобы не тратить время на расчеты и поиск информации.

При поступлении в ремонт электродвигателя с отсутствующей табличкой, приходиться определять мощность и обороты по статорной обмотке. В первую очередь нужно определить обороты электродвигателя. Самый простой способ для определения оборотов в однослойной обмотке это посчитать количество катушек (катушечных групп).

Количество катушек (катушечных групп) в обмотке шт.
Частота вращения об/мин.
При частоте питающей сети f=50Гц.
Трёхфазные
Однофазные
в рабочей обмотке
Односл.
Двухсл.
6 6 2 3000
6 12 4 1500
9 18 6 1000
12 24 8 750
15 30 10 600
18 36 12 500
21 42 14 428
24 48 16 375
27 54 18 333
30 60 20 300
36 72 24 250

По таблице у однослойных обмоток на 3000 и 1500 об/мин. одинаковое количество катушек по 6, визуально отличить их можно по шагу. Если от одной стороны катушки к другой стороне провести линию, и линия будет проходить через центр статора, то это обмотка 3000 об/мин. рисунок №1. У электродвигателей на 1500 оборотов шаг меньше.

2p
2 4 6 8 10 12
об/ мин f=50Гц
3000 1500 1000 750 600 500
2p
14 16 18 20 22 24
об/ мин f=50Гц
428 375 333 300 272 250
2p
26 28 30 32 34 36
об/ мин f=50Гц
230 214 200 187,5 176,4 166,6
2p
38 40 42 44 46 48
об/ мин f=50Гц
157,8 150 142,8 136,3 130,4 125

Определить мощность двигателя

Если вы постоянно используете электромашины, то часто натыкались на шильдики в которых, по сути, указанно все характеристики, в том числе и варианты мощности. Если посмотреть изображение шильдика, то среди разных параметров можно увидеть и значение мощности. Как видно, против надписи максимальная мощность стоит значение 1000 Вт. Но это не его электрическая мощность, как часто думает потребитель.

На изображённом ниже шильдике показана максимально допустимая мощность электротока. Часто пишут на шильдике рекомендуемую мощность и обозначают её киловаттами.

Итак, как же возможно рассчитать используемую мощность определенного двигателя из собственной электрической сети. Для этого нужно смотреть и на другие показатели на том же шильдике исследуемого прибора — это КПД и cosφ. Где КПД, бывает обозначают аббревиатурой КПД, или буквой η. Сначала нужно учитывать связь полезной мощности механики на валу и КПД. Имея данные значения можно легко рассчитать мощность потребляемую двигателем из электрической сети. Узнаем по соотношению: Ра=Р/η. Но это еще не результаты. Нужно помнить, электроприборы потребляют из сети как активную, так и реактивную энергию. При расчётах используемой движком полной мощи, необходимо получить соотношение из треугольника мощностей.

Как узнать свою схему

Для правильного определения и расчета мощности требуется знание нескольких факторов:

  • Количества фаз питания;
  • Способа соединения потребителей.

При однофазном подключении используется два провода:

Для трехфазной сети характерно наличие трех или четырех проводников (подключение с заземленной нейтралью). При этом используется две различных схемы включения:

  • «Треугольник». Каждая нагрузка подсоединяется с двумя соседними. Напряжение каждой фазы подводится к точкам соединения потребителей.
  • «Звезда». Все три потребителя соединяются в одной точке. Ко вторым концам подключаются фазы питания. Это схема с изолированной нейтралью. В схеме с заземленной нейтралью точка соединения потребителей подключается к нулевому проводнику.

Определение оборотов вала

Асинхронные трехфазные двигатели по частоте вращения ротора делятся 4 типа: 3000, 1500, 1000 и 750 об. мин. Приводим пример маркировки на основании АИР 180:

  1. АИР 180 М2 – где 2 это 3000 оборотов.
  2. АИР 180 М4 – 4 это 1500 об. мин.
  3. АИР 180 М6 – 6 обозначает частоту вращения 1000 об/мин.
  4. АИР 180 М8 – 8 означает, что частота вращения выходного вала 750 оборотов.

Самый простой способ определить количество оборотов трехфазного асинхронного электродвигателя – снять задний кожух и посмотреть обмотку статора.

У двигателя на 3000 об/мин катушка обмотки статора занимает половину окружности — 180 °, то есть начало и конец секции параллельны друг другу и перпендикулярны центру. У электромоторов 1500 оборотов угол равен 120 °, у 1000 – 90 °. Схематический вид катушек изображен на чертеже. Все обмоточные данные двигателей смотрите в таблице.

Узнать частоту вращения с помощью амперметра

Узнать обороты вала двигателя, можно посчитав количество полюсов. Для этого нам понадобится миллиамперметр — подключаем измерительный прибор к обмотке статора. При вращении вала двигателя стрелка амперметра будет отклонятся. Число отклонений стрелки за один оборот – равно количеству полюсов.

  • 2 полюса – 3000 об/мин
  • 4 полюса – 1500 об/мин
  • 6 полюса – 2000 об/мин
  • 8 полюса – 750 об/мин

Оценочный расчёт по току холостого хода и напряжению

Определить мощность электродвигателя можно и по току или, как говорят дилетанты, «по амперажу». Но измерять ток, когда машина находится под нагрузкой, чтобы узнать его номинальную мощность неправильно, потому что вы никак не можете знать работает он под номинальной нагрузкой, в перегрузе или наоборот недогружен. От нагрузки зависит ток статора. Это значит, что вы измерите не номинальный ток, а ток потребления в этот момент.

Итак, нужно измерить ток холостого хода, то есть когда двигатель работает без нагрузки. Прежде чем вы будете измерять что-либо, для получения правильных данных нужно чтобы он какое-то время поработал, а именно 0,5-1 час для двигателей мощностью до 100 кВт и 1-2 часа — свыше 100 кВт. После измерения, по таблице узнать типовые отклонения Iхх от Iном в процентах и посчитать предполагаемый Iном.

Давайте приведем пример, допустим, вы измерили ток, оказалось, что это 5 Ампер. Оцениваем мощность двигателя «на глаз», допустим, что он довольно крупный, и вы предполагаете, что она больше 5 кВт. При этом это «трёхтысячник», то есть его вал вращается с частотой 3000 об/мин. Тогда измеренный ток холостого хода составляет 40% (или 0,4) от номинального. Чтобы узнать номинальный ток, нужно разделить Iхх на проценты из таблицы:

Iном=Iхх/0,4=5/0,4=12,5А

Тогда полную и активную мощность можно определить по формулам:

S=UI*1,73=380*12,5*1,73=8217 Вт=8,2 кВт.

Примем, что cosФ двигателя равен 0,85, а его КПД 0.8, тогда активная P1 равна:

Р = Iср*Uср*1,73*cosf*КПД=12,5*380*1,73*0,85*0,8=5,5 кВт

Правда стандартных асинхронных трёхфазных двигателей с такими параметрами не бывает, числа были взяты лишь для примера, но приведенным выше способом вы можете узнать мощность двигателя, зная ток и напряжение.

Климатические исполнения электродвигателей

При выборе электродвигателя учитываются не только его технические характеристики, но и условия окружающей среды, в которых он будет эксплуатироваться.

Современные электроприводы выпускаются в разных климатических исполнениях. Категории маркируются соответствующими буквами и цифрами:

  • У — модели для эксплуатации в умеренном климате;
  • ХЛ — электродвигатели, адаптированные к холодному климату;
  • ТС — исполнения для сухого тропического климата;
  • ТВ — исполнения для влажного тропического климата;
  • Т — универсальные исполнения для тропического климата;
  • О — электродвигатели для эксплуатации на суше;
  • М — двигатели для работы в морском климате (холодном и умеренном);
  • В — модели, которые могут использоваться в любых зонах на суше и на море.

Цифры в номенклатуре модели указывают на тип ее размещения:

  • 1 — возможность эксплуатации на открытых площадках;
  • 2 — установка в помещениях со свободным доступом воздуха;
  • 3 — эксплуатация в закрытых цехах и помещениях;
  • 4 — использование в производственных и других помещениях с возможностью регулирования климатических условий (наличие вентиляции, отопления);
  • 5 — исполнения, разработанные для эксплуатации в зонах повышенной влажности, с высоким образованием конденсата.
Оцените статью:
Оставить комментарий