Импортозамещение

Информационные технологии

Постановление правительства и последовавший за ним Приказ Министерства связи «Об утверждении плана по импортозамещению программного обеспечения” от 01.02.2015 № 96 предписывают запрет на допуск в целях осуществления закупок для муниципальных и государственных нужд программного обеспечения, не включённого в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Разработчики программного обеспечения с начала года активно регистрируют свои программы в Едином реестре: если в феврале 2016 года в нём числилось 72 программы, то на конец сентября зарегистрировано более 600 продуктов.
В августе-сентябре 2016 года Федеральная антимонопольная служба отозвала несколько аукционов, проведённых в нарушение указанного постановления, с наложением штрафов.

В конце 2018 г. была принята директива, подписанная вице-премьером Антоном Силуановым, что государственные компании должны запланировать переход на отечественное ПО до 2021 года; пресс-секретарь президента России Д. Песков заявил, что хотя отечественный софт пока вряд ли может полностью заменить иностранный, но это важный вопрос с точки зрения киберсуверенитета.

Мнения

По мнению В. Б. Бетелина, проблема импортозамещения в отечественной отрасли IT-технологий не может быть решена за счёт «отвёрточной сборки» вычислительной и коммуникационной техники из узлов зарубежных производителей (HP, Cisco, Intel, AMD) или узлов, изготовленных в России на основе ключевых компонент с высокой добавленной стоимостью (микропроцессоров) зарубежных компаний (Intel, IBM, ARM, AMD). Такая продукция ни технически, ни экономически не может быть адекватна аналогичной продукции компаний — лидеров глобального радиоэлектронного рынка. В то же время в Китае проблема импортозамещения вычислительной и коммуникационной техники не стоит на повестке дня: в этой стране в рамках прямой экономической и политической поддержки государством реального сектора экономики созданы высокотехнологичные компании (например, Huawei Technologies и Lenovo), успешно осваивающие глобальные рынки.
В России подобных IT-компаний — лидеров глобальных рынков — не возникло, и даже предпосылок их создания в обозримом будущем нет. Бетелин полагает, что основным вкладом отечественной IT-отрасли в решение проблемы импортозамещения на текущем этапе должны стать стимулирование технологического развития стратегических отраслей экономики (аэрокосмическая индустрия, тяжёлое, энергетическое и транспортное машиностроение, атомная промышленность, судостроение, оборонно-промышленный комплекс), продажа дорогостоящей высокотехнологичной продукции которых на мировом рынке способна обеспечить финансовые потоки, вполне достаточные для устойчивого социально-экономического развития страны, а также удовлетворение потребностей внутреннего национального высокотехнологичного рынка.

Импортозамещение в промышленности

Зависимость внутреннего рынка от зарубежных поставок имеет длинный перечень товаров, что усиливает это значение. Российская промышленность на сегодняшний день не может удовлетворять внутренний спрос и в количественном, и в качественном отношении.

Одной из причин этого является спад на рынке отечественной  промышленности в последнем двадцатилетии.

Для реализации импортозамещения в российской промышленности существует два пути:

  • полная загрузка производственных мощностей и их расширение;
  • технологическое обновление производственного процесса.

Правительство разработало 20 отдельных программ по импортозамещению, которые включают более двух тысяч направлений производства, в том числе:

  • фармацевтическое производство;
  • химическое производство;
  • автомобилестроение;
  • станкоинструментальное и иные направления.

Для каждой отрасли определены предприятия, которые будут принимать участие в реализации программы, и для них разработаны меры по стимулированию, которые учитывают их специфику.

Для контроля деятельности по реализации данных программ созданы рабочие группы, которые подводят промежуточные квартальные итоги, а также помогают налаживать связь между производителем и покупателем.

Согласно итогам 3 кварталов 2016 года, наблюдается рост производства по следующим направлениям (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года):

  • паровые котлы, ядерные реакторы +17%;
  • станки +10%;
  • лекарства +11,8%;
  • чугунные и стальные трубы +6,9%.

«Улучшать не будем»

Импортозамещение у нас — чистая политика, отмечает Виктор Новожилов с завода «Электросила». «Задано направление: нужно заместить импорт. Предприятия на этом спекулируют. Говорят: теперь вы будете у нас брать то, что есть, а улучшать мы ничего не будем», — рассказывает Виктор Новожилов.

С ним согласен Александр Логинов: по многим позициям отечественной продукции нет или она очень низкого качества.

«Одному предприятию
Минобороны
приказало использовать отечественные компоненты. Что получили? Навигационный прицельный комплекс для самолетов оказался в 5 раз больше по размеру и дороже», — делится Сергей Хвощ.

Есть и другие примеры: компьютер на базе процессора от российской компании «Эльбрус» будет стоить 400 тыс. рублей (в серийном производстве его нет). Примерно во столько же обойдется матричный принтер от «Ленполиграфмаша» (тоже серийно не выпускается), который весит 14,5 кг (обычно принтеры минимум вдвое легче).

«Зачем мне такое импортозамещение, если мне предлагают хуже и дороже?» — недоумевает Новожилов.

Нужна господдержка

Импортозамещение не самоцель, уверен главный инженер АО «Ленгидропроект» Борис Юркевич: «Не дай бог нам полностью заместить иностранную продукцию. Мы уже жили так в советские годы. Результат — отстали от мирового уровня. Выигрывает тот, кто имеет массовое производство. Пока у нас его нет, наши аналоги будут дороже».

По его мнению, нужно создавать продукцию с использованием иностранных компонентов, как это делает, например, петербургский «Ракурс». Он специализируется на радиоэлектронике для нужд промышленности, в частности, недавно запустил мониторинговые системы для гидроэлектростанций собственной разработки. Оснащение ГЭС такими системами позволяет предотвратить аварии, отслеживая техническое состояние турбины.

Гендиректор ГК «Ракурс» Леонид Чернигов рассчитывает на крупные контракты с «Русгидро». «Ленполиграфмаш» ориентирован на оборонные поставки.

Без массового серийного производства обеспечить доступную цену не получится, признают производители.

История вопроса

2017: Предложение Минкомсвязи взимать с госкомпаний сбор за закупку иностранного ПО

3 мая 2017 года Минкомсвязи предложило взимать с государственных компаний плату за приобретение иностранного ПО. Таким образом, ведомство намерено стимулировать закупки отечественных продуктов.

О том, что Минкомсвязи рассматривает возможность взимания особого сбора с госкомпаний, закупающих зарубежный софт при наличии российских аналогов в соответствующем реестре, журналистам рассказал глава министерства Николай Никифоров.

Николай Никифоров заявил о необходимости обязать госкомпании доплачивать за покупку зарубежного ПО

По его мнению, компенсационный платеж должен составлять около 5%, а собранные средства могут быть направлены в Фонд развития информационных технологий (ФРИТ), созданный в январе 2017 года.

Купил на 100 млн руб. зарубежного ПО, будь добр 5 млн рублей перечислить в Фонд развития ИТ… Считаем, что некая мера стимулирования рублем обязательно должна быть. Но эти предложения нам предстоит выработать вместе с коллегами из Минэкономразвития и Минфина, — отметил Николай Никифоров

По состоянию на май 2017 года в России действует закон, ограничивающий закупки зарубежного программного обеспечения в случае присутствия российских аналогов в специальном реестре, который распространяется только на госорганы, но не на госкомпании.

В марте 2017 года Никифоров говорил, что такие ограничения нужно распространить и на госкомпании, у которых объем закупок значительно выше, чем у всех госорганов. Тогда же президент России Владимир Путин предлагал, чтобы на начальном этапе ориентация на закупки отечественного ПО была для госкомпаний рекомендацией.

Ранее несколько госкомпаний, включая «Газпром», «АЛРОСА» и ВТБ, ввели изменения в положения о закупках корпораций и их «дочек», подразумевающие приоритет российского ПО при закупках, напоминает «Интерфакс».

Согласно проекту разработанной Минкомсвязи программы «Цифровая экономика России», направленному на согласование в ведомства в конце апреля 2017 года, стоимостная доля программного обеспечения, закупаемого федеральными и региональными органами власти, госкорпорациями и компаниями с госучастием, в 2017 году составит 80%, в 2020 — должна снизиться до 40%, а в 2025 — до 30%.

16 сентября 2016 года председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев
подписал постановление о приоритете товаров российского происхождения.

Дмитрий Медведев подписал постановление о приоритете российских товаров и услуг

Документ устанавливает приоритет отечественных товаров, а также работ и услуг, выполняемых россиянами по отношению к иностранным товарам и иностранным работникам. Принятое решение призвано стимулировать развитие всех отраслей российской экономики, говорится в пояснении к постановлению.

Приоритет устанавливается при осуществлении закупок госкомпаниями путем проведения конкурса, аукциона и иных способов, за исключением закупки у единственного поставщика.

Приоритет не предоставляется в случаях, если закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки, а также если в закупке содержатся предложения о поставке только российских или только иностранных товаров, оказания услуг только российскими гражданами или только иностранными.

Кроме того, приоритет отсутствует в случае, если в заявке участника стоимость российских товаров или услуг составляет менее 50% от общей цены предложения.

Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года.

2015: Путин поддержал идею ограничить закупки иностранного ПО в госкомпаниях

22 декабря Владимир Путин поддержал предложение ИТ-отрасли ограничить закупки иностранного софта не только госорганам, но и госкомпаниям. Об этом рассказала «Ведомостям» гендиректор Infowatch Наталья Касперская, участвовавшая во встрече руководителей российских ИТ-компаний с президентом на форуме «Интернет-экономика 2015». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил «Ведомостям», что Путин поддержал идею и вопрос будет прорабатываться.

Ранее идею ограничения закупок иностранного ПО госкомпаниями высказывал и глава Минкомсвязи Николай Никифоров.

Закупки госорганов и госкомпаний за первое полугодие 2015 г. подсчитал «Национальный рейтинг прозрачности закупок» (см. график). Председатель оргкомитета рейтинга Антон Назаркин сообщил «Ведомостям», что учтены в нем лишь те закупки, в названии которых было явно указано название вендора; оценить полную стоимость закупок, по его словам, невозможно. Во второй половине 2015 г. закупки как минимум удвоились, уверен Назаркин.

Лёгкая промышленность

Развивают своё производство и расширяют ассортимент производители текстиля (ткани и нетканых материалов, волокна):
Чайковский текстиль,
Донецкая Мануфактура М,
Камышенский текстиль,
Свердловский камвольный комбинат,
Фабрика нетканых материалов «Весь Мир».

Российское производство стало конкурентоспособным[когда?].
За счёт создания отечественных высокотехнологических тканей и утеплителей создаются современные российские марки одежды как для городского туризма, так и для экстремального и активного отдыха, производя горнолыжную, сноубордическую и велосипедную экипировку, одежду для военных: BASK[что?], Arctic Explorer[что?]/а что «заместили»-то?/.

Поддержим рублем и не только: госпомощь бизнесу

Участникам импортозамещения власти оказывают финансовую и административную поддержку. Какие программы и меры уже реализованы?

Кредитование комплексных инвестиционных проектов

  • Получатель преференций. На господдержку могут претендовать проекты стоимостью 1–20 млрд. руб., если производственная площадка локализована на территории РФ, а бизнес относится к приоритетной отрасли экономики. При этом заемщик обязуется оплатить из собственных средств 20% и более от стоимости проекта.
  • Суть преференций. Целевой заем по ставке 9%. Кредитной/финансовой организации затраченные средства компенсирует Банк России.
  • Реальные примеры. Займы уже получили: ООО «Русагро-Приморье» на строительство свиноводческого комплекса, ООО «ТК ТюменьАгро» на создание тепличного плодоовощного комбината, ООО «Мефро уилз Руссиа» на реконструкцию и новое производство колес для легковых автомобилей и грузовиков и еще 28 соискателей.

Займы из Фонда развития промышленности

  • Получатель преференций. Рассматриваются проекты по производству конкурентоспособной продукции из категории импортозамещающих. Производственные активы должны размещаться в России, а заявитель – иметь положительную кредитную историю (установлены и другие критерии).
  • Суть преференций. Целевой заем в размере 50–700 млн. руб. на срок 4–7 лет по ставке 7% годовых. Сумма финансирования не может превышать 30–70% проектного бюджета (зависит от выбранной программы).
  • Реальные примеры. Займы получили: ЗАО «Интерскол-Алабуга» для локализации профессионального электроинструмента, ООО «Русское море-Аквакультура» на строительство комбикормового завода и другие проекты.

Специальные инвестиционные контракты

  • Получатель преференций. Инвестор, создающий/модернизирующий производство на территории РФ по приоритетным отраслям промышленности. Рассматриваются проекты с вложениями собственных/привлеченных средств свыше 750 млн. руб.
  • Суть преференций. В течение срока контракта действуют льготы: налоговые, по уплате арендной платы за пользование госимуществом, ускоренная амортизация оборудования, гарантии от ухудшений действующего законодательства.
  • Реальные примеры. Система стартовала в октябре 2015, заключенных контрактов пока нет.

Действующие банковские ставки по кредитам для МСБ неподъемны, поэтому рассчитывать приходится на льготное финансирование да административные меры поддержки импортозамещения. Получить дешевый заем по программе госпомощи непросто: процедура длительна, критерии для участников многочисленны, выделенные средства скромны. Так, объем Фонда развития промышленности в 2015 году составил 20 млрд., а к 2018 всего планируется из него распределить до 70 млрд. руб. В масштабах страны цифры смешные.

Импортозамещение в постсоветской России

Проблема импортозамещения в постсоветской России возникла в связи со сложившейся в 1990-е годы импортозависимостью экономики России. Последняя, по мнению академика В. Б. Бетелина, порождена принятой в России либеральной финансовой моделью экономического развития страны и не может быть решена в рамках этой модели. В. Б. Бетелин отмечает, что государство, действуя в рамках этой модели, ориентируется прежде всего на развитие и укрепление финансовой системы за счёт методом прямой государственной поддержки, в то время как приоритетной задачей должно стать развитие реального сектора экономики. Финансовый сектор экономики России, будучи встроенным в мировую финансовую систему, весьма зависим от любых происходящих в ней конъюнктурных изменений, а сложившие в России экономические условия принуждают реальный сектор работать по законам финансового
сектора: «производить деньги, а не продукты с высокой добавленной стоимостью», ориентируясь не на создание нового продукта с высокой добавленной стоимостью, а на получение сиюминутной прибыли за короткое время.

Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2019 г. N 542 “О внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по импортозамещению”

14 мая 2019

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые , которые вносятся в Положение о Правительственной комиссии по импортозамещению, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 г. N 785 «О Правительственной комиссии по импортозамещению» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 32, ст. 4773; 2017, N 36, ст. 5435; 2018, N 35, ст. 5540).

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ ПравительстваРоссийской Федерацииот 30 апреля 2019 г. N 542

Изменения,которые вносятся в Положение о Правительственной комиссии по импортозамещению

1. Абзац первый пункта 1 после слов «обеспечения снижения зависимости отраслей промышленности от импорта,» дополнить словами «обеспечения международной конкурентоспособности продукции отраслей промышленности и ее вывода на внешние рынки,».

2. В пункте 3:

а) подпункт «а» после слов «в сфере импортозамещения» дополнить словами «, обеспечения международной конкурентоспособности продукции отраслей промышленности, ее вывода на внешние рынки»;

б) подпункт «б» после слов «в сфере импортозамещения» дополнить словами «, обеспечения международной конкурентоспособности продукции отраслей промышленности и ее вывода на внешние рынки»;

в) подпункты «в» и «г» дополнить словами «, обеспечения международной конкурентоспособности продукции отраслей промышленности и ее вывода на внешние рынки»;

г) подпункты «д» и «е» изложить в следующей редакции:

«д) рассмотрение вопросов разработки, корректировки и осуществления долгосрочных программ развития и инвестиционных программ субъектов естественных монополий и организаций с государственным участием, направленных на реализацию государственной политики в сфере импортозамещения, обеспечения международной конкурентоспособности продукции отраслей промышленности и ее вывода на внешние рынки, в том числе вопросов установления ключевых показателей эффективности реализации таких программ, а также контроль реализации мероприятий по указанным направлениям;

е) определение мер, направленных на удовлетворение потребностей внутреннего и внешнего рынков в конкурентоспособной промышленной продукции российского производства;»;

д) подпункт «ж» дополнить словами «и производства конкурентоспособной промышленной продукции, ориентированной на внешние рынки»;

е) дополнить подпунктом «з.1» следующего содержания:

«з.1) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по созданию производства товаров, работ и услуг, обладающих международной конкурентоспособностью, и их выводу на внешние рынки;»;

ж) подпункт «и» дополнить словами «, а также обеспечения международной конкурентоспособности указанной продукции и ее вывода на внешние рынки».

3. Подпункт «в» пункта 5 изложить в следующей редакции:

«в) привлекать в установленном порядке к работе Комиссии представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, специалистов научных и общественных организаций, а также экспертные организации, оказывающие информационно-консультационное сопровождение работы Комиссии. Финансовое обеспечение экспертной организации по сопровождению работы Комиссии осуществляет федеральный орган исполнительной власти в соответствии со сферой ведения. В случае если экспертная организация является государственным учреждением, финансовое обеспечение осуществляется в форме государственного задания.».

4. Подпункт «б» пункта 6.1 изложить в следующей редакции:

«б) закупок, определяемых в соответствии с частью 6 статьи 3.1-1 Федерального закона, осуществляемых с начальной (максимальной) ценой договора от 10 млн. рублей до 200 млн. рублей включительно.».

5. Подпункт «б» пункта 6.2 изложить в следующей редакции:

«б) закупок, определяемых в соответствии с частью 6 статьи 3.1-1 Федерального закона, осуществляемых с начальной (максимальной) ценой договора до 10 млн. рублей включительно.».

6. Дополнить пунктом 6.3 следующего содержания:

«6.3. Подкомиссия по вопросам оборонно-промышленного комплекса осуществляет полномочия в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в отношении:

а) инвестиционных проектов стоимостью свыше 3 млрд. рублей;

б) закупок, определяемых в соответствии с частью 6 статьи 3.1-1 Федерального закона, осуществляемых с начальной (максимальной) ценой договора от 10 млн. рублей до 200 млн. рублей включительно.».

Критика

В ряде работ было показано, что в целом импортозамещение способствует значительному росту отечественного производства, создаются новые рабочие места, однако в долгосрочной перспективе в странах Латинской Америки и Южной Америки наблюдалось снижение выхода продукции и роста производства. Исследователи объясняли это потерей преимущества страны от специализации и международной торговли. Протекционистская политика и увеличение доли государственного владения уменьшает стимулы предпринимательского риска, что приводит к снижению эффективности. В результате дефицит и долги во многом ответственны за кризис 1980 годов в Латинской Америке.

Импортозамещение в промышленной сфере

Если с сельскохозяйственной сферой более менее ситуация понятна, то с промышленной немного сложнее. Проблема импортозамещения в промышленности главным образом возникла из-за падения курса рубля, что значительно увеличило цены на импортные товары, а, соответственно, стало предпосылкой для удорожания производимой продукции в  России.

В процессе импорта различных станков, деталей и сырья, значительно возросли издержки самого производителя, от которых напрямую зависит цена на конечный продукт.

Если говорить о сценарии импортозамещения в данной ситуации, то оно не носит вынужденный характер. Эксперты считают, что падение рубля сыграло положительную роль для экономики в целом. Из-за того, что российская валюта обесценилась, а производственные затраты в основном идут за счет иностранных денег, так же как и зарплата работников (в основном это долларовое выражение), соответственно очень снизились издержки. Российская промышленность стала притягательной с точки зрения вливания инвестиций.

Что же касается импортозамещения в машиностроении, то здесь нет жестких запретов. В конце 2015 года по инициативе Министерства промышленности и торговли было утверждено три документа, регламентирующих эту сферу — Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 2744-р, Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2015 г. № 2781-р и Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 1485. Импортозамещение в условиях санкций на данную отрасль экономики особо не повлияло.

Наиболее остро зависимой от внешних поставок отраслью промышленности остается станкостроение. Доля импорта составляет около 90%. Также острая зависимость от импорта имеется и у легкой промышленности и фармацевтике.

По мнению экспертов, чтобы выровнять ситуацию в этих направлениях, нужна хорошая программа импортозамещения, которая будет поддержана и инициирована органами государственной власти. Если грамотно ее проработать и реализовать, зависимости указанных сфер от импорта снизится, по мнению экспертов, как минимум на 30-35 %.

Политика импортозамещения

Экономический рост сдерживается ограничением платежного баланса согласно закону Тирлвола, поэтому необходимо предпринимать действия для увеличения экспорта или ограничения импорта.

Большинство стран мира проходили стадию ограничения импорта и стимулировали у себя процесс импортозамещения при индустриализации, а также продолжают практиковать такую политику в настоящее время.
В ежегодно публикуемых «Докладах о торговле и развитии» ЮНКТАД отмечали влияние импортозамещающей индустриализации на экономический рост стран:

  • во времена, когда возможности импортировать продукцию ограничены (национальная валюта девальвирована, низкий уровень доходов), вводятся импортные ограничения; центральные банки оказывают поддержку отечественной банковской системе, удовлетворяя финансовые потребности частного и государственного секторов, что позволяет быстро расширить отечественное производство промышленной продукции, которая постепенно вытесняет импорт.
  • промышленное производство росло опережающими темпами в тех странах, которые уже обладали промышленным потенциалом и правительства которых принимали меры для поддержки внутреннего спроса.
  • подтверждается гипотеза Пребиша — Зингера<span title=»Статья «Гипотеза Пребиша — Зингера» в русском разделе отсутствует»>ru</span>en, когда экономическое положение стран-экспортеров сырьевых товаров (развивающихся государств) постепенно ухудшается, если они не прибегают к политике импортозамещения при индустриализации.

В связи с существующими ограничениями по экспортоориентированию (все страны не могут одновременно экспортировать; мировая торговля растет медленно; труд не используются полностью) ряд стран (Япония, Франция) используют политику импортозамещения, защищая свои внутренние рынки. Стране, сталкивающейся с дефицитом валюты и резким удорожанием импортной продукции, также требуется проведение политики  импортозамещения, в том числе России.

Импортозамещающий экономический рост


Импортозамещающий рост

Когда: 1) один из товаров, например, товар A{\displaystyle A}, конкурирует с импортом; 2) один из факторов производства, например, капитал, интенсивно используется при производстве товара A{\displaystyle A}; 3) другие факторы остаются без изменения; 4) а предложение капитала вырастет,
то: 1) объём производства товара A{\displaystyle A} вырастет, так как возрастающий капитал, снижающий свою доходность, удешевляет товар A{\displaystyle A}; 2) удешевление капитала более существенно скажется на производстве товара A{\displaystyle A}, чем на товаре B{\displaystyle B}, так как капитал более интенсивно используется при производстве товара A{\displaystyle A}, чем в товаре B{\displaystyle B}.

Таким образом, 1) выпуск отечественного товара A{\displaystyle A} будет расти быстрее, чем будет расширяться производство товара В; 2) рост производства отечественного товара A{\displaystyle A} заместит импорт, прежде чем предельные издержки вновь не поднимутся до уровня мировой цены.
На рисунке «Импортозамещающий рост» показан механизм замещения импорта товара A{\displaystyle A} отечественным производством. Общий объём производства составлял C1{\displaystyle C_{1}}, объём производства отечественного товар A{\displaystyle A} составлял S1{\displaystyle S_{1}}, а импорт составлял разницу C1−S1{\displaystyle C_{1}-S_{1}}; рост предложения капитала удешевил капитал и увеличил производство товара A{\displaystyle A}, сместил кривую предложения товара A{\displaystyle A} вправо с S1{\displaystyle S_{1}} до S2{\displaystyle S_{2}}, а также сместил кривую производственных возможностей вправо с S1{\displaystyle S_{1}} до S2{\displaystyle S_{2}}.
Так как предложение капитала выросло, то увеличились и расходы на все товары, произошло смещение общего объёма производства вправо с C1{\displaystyle C_{1}} до C2{\displaystyle C_{2}}, сместились кривые безразличия вправо с I1{\displaystyle I_{1}} до I2{\displaystyle I_{2}}, сместились кривые спроса вправо с D1{\displaystyle D_{1}} до D2{\displaystyle D_{2}}, а значит рост капитала сокращает импорт с C1−S1{\displaystyle C_{1}-S_{1}} до C2−S2{\displaystyle C_{2}-S_{2}} и снижает экспорт товара B{\displaystyle B}.

Ключевой перечень импортозамещающей продукции

С момента создания Правительственной комиссии по импортозамещению государство определило стратегический перечень продукции с наивысшим приоритетом импортозамещения в ключевых отраслях экономики, опубликовав соответствующий перечень на официальных площадках.

  • Сельское хозяйство;
  • Информационные технологии;
  • Машиностроение;
  • Запрещённые к импорту в госзакупках товары.

Наиболее зависимыми от импортного сырья и комплектующих оказались такие отрасли, как сельское хозяйство, машиностроение и сфера информационных технологий, где доля импорта доходит до 90 % при производстве отдельных товаров.
Список товаров к импортозамещению в подавляющем большинстве случаев носит рекомендательный характер с перспективой плавной замены импорта путём поступательной локализации производства на территории России.
Исключение составляет отрасль сельского хозяйства, где были сразу приняты жёсткие заградительные меры. Однако программа Правительства обозначила перспективу развития импортозамещения до 2020 года, что предоставляет для бизнеса целый ряд освобождающихся ниш.

1 мая 2020 Правительство запретило приобретать через госзакупки некоторые иностранные промышленные товары.

Агропромышленный комплекс

В 2015 году из федерального бюджета на проекты по импортозамещению сельхозпродукции уже выделено 266 миллиардов рублей, а в 2016 году объём финансирования госпрограммы по развитию агропромышленного комплекса (АПК) может увеличиться. Наиболее важным документом, регламентирующим активность государства в сфере сельского хозяйства — Доктрина продовольственной безопасности, принятая в 2010 года и скорректированная в 2014 году. Согласно доктрине, резкое прекращение поставок продуктов из-за рубежа приравнивается к национальной угрозе. Отсюда следует, что обеспечивать свою продовольственную безопасность Россия будет за счёт собственного производства и сокращения доли импорта.

Московский регион

Наряду с рынками и продовольственными магазинами реализация сельскохозяйственной продукции, в том числе фермерских товаров, осуществляется на ярмарках и фестивалях. В Москве работают 102 ярмарки выходного дня и региональные ярмарки, а также организуются различные фестивали, где можно попробовать и приобрести не только свежие овощи и фрукты, но и фермерские сыры, мёд, мясные изделия. В 2015 году количество торговых мест на ярмарках выходного дня в Москве для фермеров увеличилось до 50 %, с 1 апреля 2016 года до 70 % из 3233 торговых мест.

Северо-Западный регион

18 июня 2015 года на Петербургском международном экономическом форуме создан Центр импортозамещения и локализации Северо-Западного региона, где оказываются содействия промышленным и инновационным предприятиям в совместной разработке и внедрении импортозамещающей продукции, использовании их научно-технического потенциала для нужд государственных заказчиков и акционерных обществ с государственным участием.

Хроники борьбы с импортом в документах

Вопросом продовольственной безопасности власти озадачились еще в 2012 году. Одна из целей «Госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013–2020» – импортозамещение. В остальных отраслях процесс запустило введение западных санкций.

В 2015 году импортозамещение стартовало в важнейших сферах реального сектора. Работа ведется одновременно по двум направлением: стимулирование национальной промышленности и ограничивающе-запретительные меры по ввозу. Вносит свой вклад и девальвация рубля, естественным образом смещая фокус компаний на закупку отечественной продукции.

Таблица 1. Политика по сокращению импорта в документах

Отрасль

Документ/мероприятие

Задачи и сроки

Сельское хозяйство

Госпрограмма развития с/х на 2013–2020 (пост. правительства №717от 14.07.12, разработка Минсельхоза)

До 2020 г. увеличить вес российских продтоваров в общих ресурсах:

  • мяса – до 91,5%;
  • зерна – до 99,7%;
  • молока – до 90,2 %;
  • свекловичного сахара – до 93,2%;
  • картофеля – до 98,7%;
  • растительного масла – до 87,7%.

План мероприятий по содействию импортозамещению в с/х на 2014–2015 (распоряжение правительства №1948-р от 02.10.14)

Снижение ввозных пошлин по оборудованию для рыбоводства

Промышленность

До 2020 г.:

  • снизить долю импорта, используемого для российского производства и потребления;
  • повысить конкурентоспособность отечественной продукции;
  • обеспечить внутренний спрос;
  • увеличить экспорт российских товаров.

Создание фонда развития промышленности (распоряжение правительства №1651-р от 28.08.14)

Закон «О промышленной политике в РФ» №488-ФЗ от 31.12.14

20 отраслевых планов импортозамещения (приказы Минпромторга от 31.03.15)

«О специнвестконтрактах для отдельных отраслей промышленности» (пост. правительства №708 от 16.07.15)

Региональные программы содействия импортозамещению (разработки правительств субъектов РФ)

  • в промышленности обычных вооружений;
  • радиоэлектронике, судостроительстве, лесопромышленном комплексе;
  • производстве дорожно-строительной, коммунальной и наземной аэродромной техники, гражданском авиастроении;
  • станкоинструментальной, легкой, автомобильной, химической, фармацевтической, медицинской промышленности;
  • нефтегазовом, лесном, энергетическом, транспортном, тяжелом и сельскохозяйственном машиностроении;
  • черной и цветной металлургии;
  • производстве электротехники;
  • машиностроении для пищевой и перерабатывающей промышленности.

Таблица 2. Импортозамещающие позиции в гражданских отраслях (выборочно)

Промышленность

Продукт/технология

Доля импорта, %

в 2014

к 2020

Разработка программного обеспечения (ПО)

Бизнес-приложения (ERP, CRM и т. п.)

75

50

Антивирусное ПО

60

50

Интернет-сервисы (электронная почта, файлообменники, браузеры и т. д.)

50

25

Клиентские/мобильные ОС

95

75

Офисное ПО пользовательское

97

75

Автомобильная

Автоматические коробки передач

100

20–30

Шины повышенной грузоподьемности

100

20

Легкие дизельные двигатели

93

50

Топливные насосы высокого давления

100

36

Гильзы цилиндров, поршни

100

70

Топливные форсунки электронно-управляемые

100

20

Легкая

Ткани для домашнего текстиля

100

15

Спецодежда и спецобувь

30

3

Школьная форма

70

30

Флисовые ткани

100

60

Постельные принадлежности

65

45

Утепленная рабочая одежда

90

50

Машиностроение для пищевой промышленности

Оборудование для резки и упаковки хлебобулочных изделий

100

50

Автоматы для закатки жестяных банок

85

25

Овощесушильные комплексы

90

40

К преодолению зависимости от ввоза подключились и «бюджетообразующие» гиганты. Разработали свои программы импортозамещения «Газпром», «Роснефть», «Росатом», «Роскосмос» и прочие госкорпорации. Каждая из них сформировала перечень оборудования, инструментов, комплектующих и материалов для замены отечественными аналогами и зафиксировала желаемую долю локализации к 2020 (2025) году.

Импортозамещение в сельском хозяйстве

Вопросы замещения импортного товара отечественным в аграрном секторе поднимаются с 2010 года, когда еще не были введены санкции и контрсанкции. Основной проблемой в развитии данного сектора является привлечение инвестиций.

Правительство России определяет сельскохозяйственную отрасль как основную в программе импортозамещения, так как она позволит обеспечить продовольственную безопасность государства. Согласно программе, к 2020 году более 90% товаров сельского производства должны быть отечественными.

Для  привлечения  финансовых  средств  отрасль  должна  обладать высокой степенью инвестиционной привлекательности. Однако, российский аграрный сектор не  занимается вопросами  формирования  привлекательности для инвесторов. Основными средствами на реализацию импортозамещения будут в период до 2020 года бюджетные средства.

Оцените статью:
Оставить комментарий
Adblock
detector