Dolby advanced audio v2

A/V Receivers: The Heart of the Component System

If you choose a component system, the A/V receiver (also known as the AVR) is your control center and power source. It combines:

  • A preamplifier with audio and video controls, processors, inputs, and outputs
  • A power amplifier to drive the speakers
  • A radio tuner for FM and sometimes AM and satellite bands

Everything in your home theater system connects to the A/V receiver. Be sure you get one with several HDMI inputs and enough other inputs for all your sources. See the Connections tab under Choosing the Right TV.

If you play LPs or plan to, make sure the receiver has a phono input. If not, you’ll need a separate phono preamplifier (which start at about $150) that plugs into any auxiliary input.

How Much Power?

The simple answer is «as much as you can afford.» Look for a minimum of around 50 to 80 watts per channel.

You can’t have too much power, but you can have too little. Underpowered amplifiers can damage speakers, particularly high-frequency drivers, if the volume is turned too high. Check the power ratings for your speakers and don’t go under that. It’s a good idea to get more power than you think you’ll need.

See Power Ratings in the Buying Tips tab of this page for more details.

Room Calibration

Nearly all A/V receivers now include room calibration to help you fine-tune your speaker placement. It uses a microphone (usually included) and self-generated test tones. The more expensive the receiver is, the more sophisticated the calibration circuitry is likely to be.

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ)

мплитудно-частотная характеристика представляет собой график зависимости изменения амплитуды выходного сигнала от его частоты во всем диапазоне воспроизводимых частот. АЧХ измеряют путем подачи неизменного по амплитуде синусоидального сигнала, который меняется по частоте. На графике амплитуда синусоидального сигнала, соответствующего частоте 1 кГц, принимается за 0 дБ.

В идеальном случае АЧХ представляет собой прямую линию во всем частотном диапазоне (от 20 Гц до 20 кГц). В этом случае сигнал воспроизводится без искажения. Однако в реальности таких идеальных АЧХ не бывает.

Иногда вместо термина АЧХ используют понятие FR (Frequency Response частотный отклик). В этом случае вместо графика АЧХ приводятся лишь граничные воспроизводимые частоты и неравномерность. К примеру, если указывается 120 Гц-18 кГц (± 3 дБ), это значит, что у данной АС в частотном диапазоне от 120 Гц до 18 кГц звучание достоверное и искажение (изменение амплитуды сигнала относительно амплитуды на частоте 1000 Гц) не превышает 3 дБ.

Гармонические искажения  это искажения сигнала при его воспроизведении по частоте. То есть в результате нелинейной характеристики передающего тракта сигнал при воспроизведении обогащается паразитными гармониками, которые искажают его.

Нелинейные искажения измеряются подачей синусоидального сигнала частотой 1000 Гц. С помощью специального фильтра в звуковом сигнале устанавливаются «лишние» гармоники и определяется их мощность. Итоговый результат выражается в виде коэффициента гармонических искажений (Total Harmonic Distortion, THD), который представляет собой вес дополнительных гармоник в спектре исходно синусоидального сигнала частотой 1 кГц после прохождения им искажающего тракта. Данный коэффициент вычисляется как квадратный корень отношения суммы мощностей всех гармоник, кроме основной, к мощности полезного сигнала. Акустика класса Hi-Fi должна иметь THD не более 1,5% на частоте 1000 Гц.

Соотношение «сигнал/шум» (Signal to Noise Ratio, SNR)  это характеристика, которая определяет соотношение между максимальной амплитудой полезного сигнала и паразитного шума. Паразитные шумы генерируются различными электронными компонентами аудиотракта и возникают вследствие неидеальной обработки сигнала. Соотношение «сигнал/шум» измеряется в децибелах:

,

где S  уровень полезного сигнала, N  уровень шума.

Показатель SNR для очень хорошей акустической системы имеет значение более 90 дБ, для системы среднего класса  порядка 75-85 дБ, а для некачественной системы  менее 60 дБ.

Перекрестные помехи этот показатель определяет, сколько средних и низких частот передается на высокочастотный динамик. Вычисляются перекрестные помехи как отношение переданного сигнала к заглушенному с помощью частотного фильтра. Например, значение 60 дБ указывает, что частотный фильтр из исходного сигнала при подаче на высокочастотный динамик понижает низкие и средние частоты на 60 дБ.

Виды акустических систем

плане акустического оформления акустические системы можно условно разделить на следующие виды:

  • открытый корпус или акустически разгруженное оформление (частично или полностью отсутствует задняя стенка корпуса колонки);
  • корпус с лабиринтом для гашения волн, образуемых задней стенкой диффузора;
  • закрытый корпус или акустически нагруженное оформление;
  • корпус с фазоинвертором. Фазоинвертор  это труба определенной длины и сечения, вмонтированная в корпус. Фазоинвертор позволяет достичь нормального воспроизведения низких частот за счет того, что они многократно усиливаются в трубе фазоинвертора. Кроме того, фазоинвертор обеспечивает снижение избыточного давления в колонке;
  • корпус с пассивным излучателем.

Оцифровка и сжатие аудиофайлов

печатление, которое создается от прослушивания любой акустической системы, практически полностью зависит от качества исходного материала. Естественно, данное утверждение верно лишь для мультимедиасистем среднего класса и выше. Так, на дешевых пластиковых колонках трудно услышать разницу между mp3 192 Кбит/с и mp3 256 Кбит/с.

Вспомним, как происходит оцифровка звукового сигнала, то есть перевод аналогового сигнала в цифровую форму представления. Цифровой звук представляется в виде дискретных значений амплитуды. Оцифровка (преобразование аналогового сигнала в цифровой вид) включает дискретизацию сигнала по времени и квантование по амплитуде (рис. 2). Дискретизация  это получение значений амплитуды через определенный временной шаг. К примеру, для аудио-CD частота дискретизации составляет 44,1 кГц, то есть каждую секунду производится 44 100 отсчетов амплитуды сигнала.

Рис. 2. Принцип работы квантования и дискретизации

Квантование по амплитуде  это замена реальных значений амплитуды сигнала на приближенные с определенной точностью. Точность квантования сигнала определяется разрядностью используемого кодека. Для аудио-CD разрядность составляет 16 бит, что позволяет задать 216=65 536 различных уровней амплитуды.

Понятно, что чем выше частота дискретизации сигнала и чем больше разрядность кодека, тем в большей степени исходный аналоговый сигнал будет соответствовать своему цифровому представлению.

В математике доказывается (теорема Котельникова Найквиста), что для однозначного соответствия между аналоговым сигналом и его оцифрованным представлением необходимо, чтобы частота дискретизации была в два раза больше максимальной частоты аналогового сигнала. Таким образом, чтобы получить полную информацию об оригинальном аналоговом сигнале в частотном диапазоне от 0 до 22 050 Гц (в слышимом диапазоне частот), необходимо дискретизовать сигнал с частотой не менее 44,1 кГц.

Значения отсчетов, получаемых при дискретизации и квантовании сигнала, записываютcя в файл PCM (Pulse Code Modulation) в виде набора последовательных значений амплитуды. Понятно, что чем выше частота дискретизации и чем больше разрядность кодека, тем больше будет и размер получаемого файла после оцифровки сигнала. Так, при частоте дискретизации 44,1 кГц и разрядности кодека 16 бит в стереорежиме один час звукового файла имеет размер приблизительно 635 Мбайт. Отметим, что стандартным типом файлов для хранения оцифрованной несжатой аудиоинформации на данный момент является формат WAV.

Представление сигнала в виде PCM-файла слишком расточительно и требует довольно много места на диске. Поэтому для экономии места звуковой сигнал сжимают. Сжатие может быть двух видов: с потерями качества и без потерь.

Сжатие данных без потерь  это способ кодирования аудиоинформации, который позволяет осуществлять стопроцентное восстановление данных. К такому способу уплотнения данных прибегают в тех случаях, когда необходимо именно стопроцентное сохранение оригинального качества звучания аудиоданных. Например, после сведения звука в студии звукозаписи данные необходимо сохранить в архиве в оригинальном качестве для их возможного последующего использования. Существующие сегодня алгоритмы сжатия без потерь (например, алгоритм, реализованный в кодеках Monkeys Audio, Flac, WavPack, TTA, OptimFrog и других) позволяют сократить занимаемый данными объем на 20-50% при обеспечении стопроцентного восстановления оригинальных данных из полученных после сжатия.

Сжатие данных с потерями используется для достижения минимального размера получаемого файла. Это достигается за счет удаления из оригинала слабослышимых деталей и обрезания частотного диапазона.

После такого преобразования декодированный сигнал при воспроизведении по звучанию похож на оригинал, однако полного соответствия между оригиналом и его преобразованной копией нет.

Методы сжатия с потерями позволяют уменьшить размер оригинала в 7-14 раз. Понятно, что чем выше степень сжатия, тем меньшее соответствие получается между оригиналом и получаемым аудиофайлом.

Методов сжатия с потерями существует достаточно много. Наиболее известные из них  MPEG-1 Layer 3 (официальное название всем известного mp3), MPEG-2/4 AAC (MPEG-2 и MPEG-4 Advanced Audio Coding), Ogg Vorbis (OGG), Windows Media Audio (WMA), MusePaсk (MPC) и др.

Где, как и почем?

Конечно, ни один стандарт не может существовать сам по себе. Помимо аппаратуры нужен и контент, созданный с применением новых технологий

Режиссеры не обошли вниманием новинку. Одной из первых с Dolby Laboratories поработала студия Питера Джексона Park Road Post Production

В октябре 2013 года компании официально заявили о том, что главная премьера этого года «Хоббит: Неожиданное Путешествие» выйдет в формате Dolby Atmos, благодаря которому картина обретет еще максимально реалистичный звуковой ряд. «Я всегда стремлюсь создавать картины, которые позволят зрителям не просто наблюдать за событиями на экране, а почувствовать себя их частью. Сейчас нам доступны потрясающие технологии, благодаря которым это достижимо: повышенная частота кадра, 3D, а теперь и потрясающая система окружающего звука Dolby Atmos», — рассказал тогда Питер Джексон. Этот проект был реализован с участием лауреатов премии «Оскар» Кристофера Бойса, Майкла Хеджса и Майкла Семаника, команды, работавшей над фильмом «Властелин Колец: Возвращение Короля». Столь серьезная поддержка поспособствовала увеличению количества залов с Dolby Atmos. Перед анонсом таких кинозалов было всего 15, а к премьере их количество выросло до 100. Недавно стало известно, что Деннис Сэндс, известный по работе со звуком в почти 300 фильмах, предложит свои услуги в качестве звукорежиссера для записи дорожек для Dolby Atmos. Для этого он уже изменил конфигурацию своей студии.

Остается главный вопрос: можно ли посмотреть фильм с дорожкой, сведенной в Dolby Atmos дома? Стандарт Blu-Ray меняться не будет. Инженеры обещают обратную совместимость, т.е. диск с дорожкой Dolby Atmos на проигрывателе, который не поддерживает этот формат, воспроизведет поток Dolby TrueHD или Dolby Digital Plus. Вот только дисков с пометкой Dolby Atmos на сегодняшний день вы не найдете. И потокового контента также нет. Студии обещают первые релизы к концу 2014 года, в это же время появится контент и в потоковых сервисах. Так что ответ на вопрос: «покупать или нет модели с поддержкой Dolby Atmos», а фактически «переплачивать ли за новую технологию» стоит отнести к вопросу о возможностях вашего кошелька, а не к сомнениям относительно совместимости, наличия контента или нежелании менять акустику. Тем более, что в конце этой статьи я предложу вам список фильмов, которые уже сделаны со звуковыми дорожками в формате Dolby Atmos (он есть в Wikipedia). Рано или поздно они все появятся на Blu-Ray-дисках или в потоковых сервисах с пометкой Dolby Atmos. То есть они все будут звучать так, будто бы звукорежиссер сел за вашей спиной, осмотрел комнату и давай в реальном времени сводить все так, чтобы вот здесь и сейчас, в этом месте и на этом оборудовании, все зазвучало так, будто и не дома вы смотрите кино, а в студии звукозаписи. Конечно, не точь-в-точь, но настолько близко, насколько это вообще возможно.

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Основные характеристики акустических систем

основным характеристикам акустических систем традиционно относят следующие:

• громкость акустической системы;

• мощность акустической системы;

• чувствительность;

• амплитудно-частотная характеристика;

• гармонические искажения;

• нелинейные искажения;

• соотношение «сигнал/шум»;

• разделение частот.

Громкость акустической системы измеряется абсолютно аналогично громкости звука. Единственное различие  в основу измерения закладывается не сила звука, а напряжение на электродинамической головке, то есть:

,

где U1  некоторое опорное напряжение, а U2  максимально допустимое.

Существуют различные типы опорных напряжений, поэтому, чтобы избежать путаницы, используют разные единицы измерения. Так, если применяется единица измерения дБ (dBu), то в качестве опорного напряжения используется 0,775 В. Для единиц измерения дБв (dBV) в качестве опорного напряжения принимается 1 В. Единицы измерения дБ и дБв связаны друг с другом очевидным соотношением:

.

Существует также единица измерения дБм, для которой также используется опорное напряжение 0,775 В.

Громкость акустической системы непосредственно связана с громкостью создаваемого звука. Поэтому если в паспорте АС указано, что значение громкости составляет у нее 60 дБ, то в помещении при включенной на максимум такой системе разговаривать придется на повышенных тонах.

Поскольку мощность акустической системы можно измерять различными способами, соответственно существуют разные единицы измерения мощности.

Мощность, измеряемая в RMS (Root Mean Squared среднеквадратичное значение), измеряется подачей сигнала на частоте 1 кГц на расстоянии 1 м от динамика при достижении заданных нелинейных искажений (обычно 10%). Так, если говорится, что мощность акустической системы составляет 50 Вт RMS, то это значит, что при подаче на нее сигнала мощностью 50 Вт колонка может работать длительное время без механического повреждения электродинамической головки (разрыв диффузора, повреждение подвеса, повреждение катушки и т.д.). Однако при столь сильных искажениях (10%) расслышать что-либо практически невозможно из-за сильных хрипов.

Еще одним вариантом измерения мощности является измерение пиковой кратковременной нагрузки (Peak Music Power Output, PMPO). Данная мощность определяет пиковую кратковременную нагрузку, которую акустика может выдержать без механического повреждения. Отметим, что практического смысла данная мощность не имеет.

Чувствительность акустической системы характеризует звуковое давление, создаваемое колонкой на расстоянии 1 м при подаче сигнала мощностью 1 Вт и частотой 1 кГц. Чувствительность измеряется в децибелах относительно порога слышимости (2Ѕ10-5 Па). К примеру, чувствительность 85 дБ/Вт/м означает, что колонка способна создавать звуковое давление в 85 дБ на расстоянии 1 м от динамика при подаче сигнала мощностью 1 Вт.

Условно считается, что чувствительность 84-88 дБ/Вт/м является низкой, чувствительность 89-92 дБ/Вт/м  средней, а чувствительность 93-102 дБ/Вт/м  высокой.

Чувствительность является довольно показательной характеристикой колонки, поскольку непосредственно определяет ее громкость. К примеру, при сравнении двух АС мощностью 60 Вт RMS предпочтение следует отдавать той, у которой выше чувствительность, поскольку громкость звука, создаваемого такой колонкой, будет больше при прочих равных условиях.

2014 Dolby Atmos Movie Releases

Unbroken (December 25, 2014)

Night at the Museum: Secret of the Tomb (December 19, 2014)

The Hobbit: The Battle of the Five Armies (December 17, 2014)

Exodus: Gods & Kings (December 12, 2014)

Penguins of Madagascar (November 26, 2014)

The Hunger Games: Mockingjay — Part 1 (November 21, 2014)

Big Hero 6 (November 7, 2014)

Book of Life (October 17, 2014)

Attention, Life in Extremes (September 26, 2014)

The Maze Runner (September 19, 2014)

Dolphin Tale 2 (September 12, 2014)

El Niño (September 1, 2014)

The Expendables 3 (August 15, 2014)

Into the Storm (August 8, 2014)

Teenage Mutant Ninja Turtles (August 8, 2014)

The Pirates (August 7, 2014)

Enchanted Kingdom (August 3, 2014)

Guardians of the Galaxy (August 1, 2014)

The White Haired Witch of Lunar Kingdom (August 1, 2014)

Hercules (July 25, 2014)

Lucy (July 25, 2014)

Kundo: Age of the Rampant (July 15, 2014)

Dawn of the Planet of the Apes (July 11, 2014)

Transformers: Age of Extinction (June 27, 2014)

Jersey Boys (June 20, 2014)

How to Train Your Dragon 2 (June 13, 2014)

Edge of Tomorrow (June 6, 2014)

Enchanted Kingdom 3D (June 3, 2014)

Open Windows (June 1, 2014)

Farewell My Concubine (May 30, 2014)

Maleficent (May 30, 2014)

Overheard 3 (May 29, 2014)

X-Men: Days of Future Past (May 23, 2014)

Coming Home (May 16, 2014)

Godzilla (May 16, 2014)

The Amazing Spider-Man 2 (May 2, 2014)

The Great Hypnotist (April 29, 2014)

Iceman 3D (April 25, 2014)

Transcendence (April 17, 2014)

Rio 2 (April 11, 2014)

Captain America: The Winter Soldier (April 4, 2014)

Noah (March 28, 2014)

300: Rise of an Empire (March 7, 2014)

Mr. Peabody and Sherman (March 7, 2014)

Kano (March 1, 2014)

Tarzan 3D (February 20, 2014)

Gunday (February 14, 2014)

The Monkey King (January 31, 2014)

I, Frankenstein (January 24, 2014)

Jai Ho (January 24, 2014)

1-Nenokkadine (January 10, 2014)

Jilla (January 10, 2014)

Veeram (January 10, 2014)

Mindscape (January 1, 2014)

Auro-3D

It may not be as well known as Atmos or DTS:X, but Auro-3D has been around for much longer than either one of them. The technology was first announced in 2006 and has been used in theaters since, though it has only recently started to come to home theater systems with companies like Marantz and Denon offering it as a firmware upgrade — usually a paid upgrade.

Though similar to Dolby Atmos in some respects, Auro-3D uses three “layers” of sound to achieve its immersive effect. Those layers typically require more speakers — up to 11 in an ideal setup — which can make Auro-3D more expensive to implement at home. Because Auro-3D usually uses a single overhead channel, its speaker configurations aren’t optimal when used with Dolby Atmos sound.

So far, Auro-3D hasn’t seen much adoption in U.S. homes, though the company claims it enjoys significant popularity in Europe and Japan.

Editors’ Recommendations

  • Dolby Atmos takes movies and music to the next level. Here’s how you can get it

  • How to know if you’re actually getting Dolby Atmos sound

  • What is WiSA? The wireless home theater technology fully explained

  • These are the best cheap soundbar deals for August 2020

  • The best Blu-ray players for 2020

Home Theater Sound Systems

Create a Complete Environment

Audio accounts for 50 percent of the cinema experience. That’s why your sound system and room acoustics are every bit as important as your TV.

Good two-channel stereo can create a holographic space—but with all the sound in front of you. Conventional 5.1- and 7.1-channel surround sound can involve you more deeply in the onscreen action. Dolby Atmos is a revolutionary new technology that uses «objects» and overhead sound to create moving audio that flows all around you.

Note that some advanced sound bars include Dolby Atmos and offer an alternative to the traditional setups.

Traditional Surround Sound Setups 

Typical surround sound setups have either 5.1 or 7.1 channels. A 5.1 system has left, right, and center speakers in front, with left and right surround speakers. 

A 7.1 system adds left and right rear surround speakers. The «.1» in these designations is for a subwoofer (sometimes called the low-frequency effects, or LFE, speaker) for the lowest bass. Our Speaker Setup Guide has all the details on placement.  

Dolby Atmos Setups

 Dolby Atmos layouts parallel the traditional 5.1 and 7.1 surround sound setups and add height speakers. Adding two height channels creates a 5.1.2 or a 7.1.2 system. Dolby Atmos systems with four height channels are designated 5.1.4 or 7.1.4. 

There are two basic ways to add the height channels. One is to use two or four in-ceiling speakers. The second way is to use special Dolby Atmos enabled speakers that can be floor or stand mounted. From a placement perspective, these replace the left and right speakers and the left and right surround speakers. 

5.1: Surround takes shape

Dolby Digital 5.1 / AC-3: The benchmark

Remember LaserDisc? Though the medium was first invented in 1978, it wasn’t until 1983, when Pioneer Electronics bought a majority interest in the technology, that it enjoyed any kind of success in North America. One of the advantages of LaserDisc (LD) is that it provided a lot more storage space than VHS tape. Dolby took advantage of this and created AC-3, now known better as Dolby Digital. This format improved on Pro-Logic in that it allowed for stereo surround speakers that could provide higher bandwidth sound. It also facilitated the addition of a low-frequency effects channel, adding the “.1” in 5.1, which is handled by a subwoofer. All of the information in Dolby Digital 5.1 is discrete for each channel — no matrixing necessary.

With the release of Clear and Present Danger on LaserDisc, the first Dolby Digital surround sound hit home theaters. By the time DVDs came out in 1997, Dolby Digital had become the default surround sound format. To this day, Dolby Digital 5.1 is considered by many to be the surround sound standard, still included on most Blu-ray discs.

DTS: The rival

What’s a technology market without a little competition? Dolby more or less dominated the surround-sound landscape for years. Then, in 1993, DTS (Digital Theater Systems) came along, providing its own digital surround-sound mixing services for movie production, first hitting theaters with Jurassic Park. The technology eventually trickled down to LD and DVD but was initially available on a very limited selection of discs. DTS uses a higher bit rate and, therefore, delivers more audio information. Think of it as similar to the difference between listening to a 256kbps and 320kbps MP3 file. The quality difference is noticeable, but as with so many audio-related comparisons, not everyone is sold on it.

Количество каналов

Несмотря на заявленное число каналов, соответствующее стандарту 5.1, система поддерживает и другие форматы аудио:

  • Моно (только центральный канал);
  • Двухканальное стерео (левый и правый), дополнительно может содержать матричное кодирование звукового окружения;
  • Трёхканальное стерео (левый, центральный, правый);
  • Двухканальное стерео с монофоническим окружением (левый, правый, окружение);
  • Трёхканальное стерео с монофоническим окружением (левый, центральный, правый, окружение);
  • Четырёхканальная квадрофония (левый, правый, левый задний, правый задний);
  • Пятиканальный окружающий (левый, центральный, правый, левый задний, правый задний);

Перечисленные конфигурации могут дополнительно включать эффектный канал сверхнизких частот. Последние два варианта могут использовать матричное кодирование дополнительного тылового канала по системе Dolby Digital EX. Большинство декодеров Dolby Digital обладает возможностью сведения разных каналов: например, канал окружения может складываться с передними каналами при отсутствии соответствующих громкоговорителей.

Surround sound 101

The speakers

Surround sound, at its most basic, involves a set of stereo front speakers (left and right) and a set of surround speakers, which are usually placed just to the sides and just behind a central listening position. The next step up involves the addition of a center channel: A speaker placed between the front left and right speakers that is primarily responsible for reproducing dialogue in movies. Thus, we have five speakers involved. We’ll be adding more speakers later (lots more, actually), but for now, we can use this basic five-speaker arrangement as a springboard for getting into the different formats.

Matrix

For the purposes of this discussion, “matrix” has nothing to do with the Keanu Reeves. In this case, matrix refers to the encoding of separate sound signals within a stereo source. This approach was the basis for early surround-sound formats like Dolby Surround and Dolby Pro Logic and was motivated in part by the limited space for discrete information on early audio-video media, such as the VHS tape.

Pro Logic

Using the matrix process, Dolby’s Pro Logic surround was developed to encode separate signals within the main left and right channels. Dolby was able to allow home audio devices to decode two extra channels of sound from media like VHS tapes, which fed the center channel and surround speakers with audio. Because of the limited space, matrixed surround signals came with some limitations. The surround channels in basic Pro Logic were not in stereo and had limited bandwidth. That means that each speaker played the same thing and the sound didn’t involve much bass or treble information.

128 дорожек на 64 колонки

Разработчики Dolby планируют, что Atmos отучит от традиционного понимания саундтрека, как записи, которая воспроизводится строго в том или ином канале аудиосистемы, и вообще отучит от «мышления каналами». Каждая звуковая дорожка — отдельный объект. Некоторые из них статичные, как фоновая музыка или закадровый голос автора, другие — динамические, обычно это звуки движущегося транспорта, персонажей, спецэффекты и многое другое. Новый стандарт поддерживает внутренние маркировки дорожек. Это необходимо для того, чтобы выделить треки, где записаны окружающие звуки и которые сводятся отдельно от остальных. Dolby Atmos способна обрабатывать одновременно до 128 независимых объектов (фактически — звуковых дорожек), которые могут быть распределены на 64 выходных канала (фактически — акустических систем). Распределением, куда что пойдет, и занимается алгоритм Dolby Atmos.

Кстати, если углубиться в недра Dolby Atmos, мы найдем там специальную версию программного обеспечения для рабочих станций Pro Tools (хорошо известных у профессионалов), которое и занимается сведением дорожек. У каждого трека прописана громкость, с которой он должен играть, и его локализация (динамическая) в трехмерном пространстве. И не имеет значения, сколько громкоговорителей установлено в зале — система задействует их все

И самое важное, отпадает необходимость в оптимизации одного и того же саундтрека под конкретное место воспроизведения — не нужно делать разные «миксы» под разные типы кинозалов. Dolby Atmos сам в реальном времени определит в какой колонке/колонках и с какой громкостью должен звучать данный объект (звуковая дорожка)

По словам специалистов Dolby не нужно полностью переоснащать коммерческий или домашний кинозал, чтобы получить звук в новом формате. Можно использовать уже имеющиеся системы, лишь докупив процессор/ресивер и проведя необходимую калибровку. Однако для трехмерного звука по всем правилам советуют установить потолочные колонки, расположенные в параллели с задними динамиками. Также рекомендуется поставить дополнительные сабвуферы. Возможен постепенный апгрейд, после введения новых элементов система самостоятельно добавит их, чтобы учитывать при сведении дорожек.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Фильмы со звуковыми дорожками в формате Dolby Atmos

2014:

Хоббит: Битва Пяти Армий; Skammerens Datter; Неудержимые 3; Черепашки-ниндзя; Стражи Галактики; Кундо: Возраст Буйный; Рассвет планеты обезьян; Трансформеры: Возраст исчезновения; Jersey Boys; Как приручить дракона 2; Край завтра; Очарованный (Kindom); Окна открываются; Прощай, моя наложница; Пагубный; Overheard 34; X-Men: Days of Future Past; Coming Home; Годзилла; Amazing Spider-Man 2; Великий Гипнотизер; 3D Iceman; Превосходство; Рио 2; Капитан Америка: Зимний солдат; Ной; 300 спартанцев: Расцвет империи; Мистер Пибоди и Шерман; Кано; Тарзан 3D; Gunday; Король обезьян; Я Франкенштейн; Jai Ho; 1-Nenokkadine; Jillâ; Veeram; Sholay 3D; Mindscape; Конгресс; Эль-Ниньо.

2013:

Vizha Tamil; Махабхарат; Тайная жизнь Уолтера Митти; Полицейская история; Бирьяни; Dhoom 3; Хоббит: Пустошь Смауга; Белый шторм; Замороженный; Голодные игры: И вспыхнет пламя; Тор: Царство тьмы; Игра Эндера; Гвадалквивир; Vanakkam Chennai; Metallica: сквозь невозможное; Вес; 3D Inferno; Young Detective Dee: Rise of the Sea Dragon; Ведьмы из Суггарамурди; Warning; Kvinden ja Buret; Проклятое место; Вилла; Коварная: Глава 2; Zanjeer; Sholay; Гроссмейстер; Кафе Мадрас; Элизиум; Самолеты; Thalaivaa; Перси Джексон: Море чудовищ; Росомаха; D-Day; Мистер Гоу; Turbo; Bhaag Milkha Bhaag; Тихоокеанский рубеж; Конгресс; Копы в юбках; Ghanchakkar; Университет монстров; Железный человек; Kuiba 2; Эпик; Star Trek into Darkness; Серебряный доллар; Shootout at Wadala; Napa Valley Dreams; Oblivion; Nautanki Saala!; Commando; Trance; GI Joe: Retaliation; Семейка Крудс; Aatma; Oz the Great and Powerful; A Good Day to Die Hard; Journey to the West: Conquering the Demons; ABCD-Any Body Can Dance; Ah Boys to Men 2; Race 2; Mama.

2012:

The Last Tycoon; The Guillotines; Chinese Zodiac; The Hobbit: An Unexpected Journey; 3D Sivaji; Back to 1942; Rise of the Guardians; Life of Pi; Ah Boys to Men; Chasing Mavericks; Taken 2; Brave.

P.S. Подробней о главном конкуренте и еще одном объектном кодеке DTS:X читайте в статье Что такое DTS:X, или Перестаньте считать колонки

P.P.S. Подробнее о профессиональном Dolby Atmos и его домашней версии читайте в интервью с генеральным директором российского офиса Dolby: Алексей Угринович: «Исторически сложилось, что звук для кино — это Dolby»

Технологии Dolby на цифровых носителях

Стандарт сжатия AC-3 допускает максимальный битрейт 640 килобит в секунду. На 35-мм фильмокопиях этот параметр ограничен значением 320 килобит и соответствует максимальному битрейту двухканального MP3. На дисках DVD допустимая скорость потока выше и составляет 448 килобит в секунду, при этом, многие видеоплееры позволяют воспроизводить и более скоростные потоки. Стандарт HD DVD и цифровое телевидение ATSC также ограничивают битрейт значением 448 килобит, а игровые приставки PlayStation 3 и Xbox, как и диски Blu-Ray могут использовать максимальные значения — 640 килобит в секунду.

Dolby является полноправным участником среди организаций, развивающих стандарт Advanced Audio Coding. Стандарты Dolby Digital являются частью спецификации MPEG и преемником звукового формата MP3. Стандарты Dolby Digital Plus и TrueHD считались обязательными для дисков HD DVD, и рассматриваются, как дополнительная опция дисков Blu-Ray.

Blu-ray Disc HD DVD DVD-Video DVD-Audio Лазердиск
Кодек Аппаратная поддержка Число каналов (макс.) Макс. скорость потока Аппаратная поддержка Число каналов (макс.) Макс. скорость потока Аппаратная поддержка Число каналов (макс.) Макс. скорость потока Аппаратная поддержка Число каналов (макс.) Макс. скорость потока Аппаратная поддержка Число каналов (макс.) Макс. скорость потока
Dolby Digital Обязательно 5.1 640 кбит/с Обязательно 5.1 504 кбит/с Обязательно 5.1 448 кбит/с Дополнительно в видеочасти для совместимости с обычными DVD-плеерами 5.1 448 кбит/с Дополнительно 5.1 384 kbit/s
Dolby Digital Plus 7.1 3 Мбит/с Дополнительно 7.1 1.7 Мбит/с
Не используется
Dolby TrueHD 8 18 Мбит/с 8 18 Мбит/с
Оцените статью:
Оставить комментарий