Высоковольтные лэп

Условия испытаний

4.1. Испытания кабельных силовых линий до 10 кВ разрешается проводить только при положительных температурах. В холодный период (на морозе) возможно появление внутри изоляции (в кабельной структуре) наледи или льда. Такая ситуация не позволяет получать достоверные параметры, так как замерзшие частицы воды являются диэлектриком.

4.2. Перед началом испытаний проверьте влажность и наличие конденсата на жилах силовых кабелей. Присутствие частиц воды может спровоцировать пробой изоляции, что чревато выходом из строя не только испытуемых электроустановок или другой аппаратуры, но и испытательного оборудования.

4.3. Перед испытаниями кабельные воронки тщательно очистите от пыли, влаги и других загрязнений.

4.4. Атмосферное давление не влияет на текущие параметры СКЛ. При этом его величина должна фиксироваться в протоколе испытаний.

Назначение

1.1. Инструкция проведения испытаний (ИПИ) разработана в качестве руководства для профильных сотрудников, выполняющих электротехнические испытания электроустановок.

1.2. В настоящем документе определен порядок тестирования СКЛ (силовых кабельных линий) до 10 кВ.

1.3. Испытания СКЛ выполняются согласно требованиям:

  • гл. 1.8.37 ПУЭ-7;
  • гл. 2.4 приложение 3.1 таблицы 10,11 ПТЭЭП-2019;
  • гл. 29 таблицы 29.1, 29.211 РД34.45-51.300-97 «Объем и нормы испытаний электрооборудования».

1.4. Цель испытаний — тестирование соответствия измеренных параметров СКЛ или электроустановок требованиям ПУЭ-7.

Риски от ЛЭП для человека

Из соображений обеспечения наибольшей технико-экономической эффективности передача электроэнергии осуществляется преимущественно по воздушным линиям и только в городах они заменяются на кабельные линии.

Высокое рабочее напряжение ЛЭП несет потенциальную опасность для человека, что определяется:

  • конечными рисками пробоя воздушного промежутка и поражения человека электрическим током;
  • вредным влиянием напряженности электрического поля даже без прямого пробоя

С учетом этой особенности действующие нормы запрещают приближаться к ЛЭП ближе чем на определенное расстояние, которое зависит от рабочего напряжения. Оно составляет от 0,6 м для воздушных линий с напряжением не более 1000 В и постепенно увеличивается до 5 — 8 м в отношении ЛЭП с рабочем напряжением 750 и 1150 кВ.

Далеко не всегда вокруг ЛЭП имеется выраженная охранная зона. Далее рассмотрены внешние конструктивные признаки, которые позволяют сразу же определить рабочее напряжение.

Операции с ячейками КРУ

В ячейках КРУ предусмотрены блокировки:

  • не допускающая вкатывания тележки MB в рабочее положение и выкатывания ее из рабочего положения при включенном выключателе;
  • не допускающая включения заземляющего разъединителя при нахождении тележки MB в рабочем положении и не допускающая перемещения тележки в рабочее положение при включенном заземляющем разъединителе;

Перед вкатыванием тележки MB необходимо убедиться, что шторки освобождены от навесных замков, а заземляющие разъединители отключены.

Перед вкатыванием тележки MB из контрольного в рабочее положение необходимо включить штепсельный разъем и произвести опробование выключателя.

Вкатывание тележки MB из контрольного в рабочее положение производится при отключенном MB до соприкосновения втычных контактов. Затем с помощью механизма доводки тележка фиксируется в рабочем положении.

Перед выкатыванием тележки из рабочего положения в контрольное необходимо убедиться в отключенном состоянии MB.

Операции со штепсельным разъемом цепей вторичной коммутации разрешается производить только в контрольном положении тележки MB. Запрещается разъединение разъема при рабочем положении тележки.

При выкатывании тележки из контрольного положения в ремонтное штепсельный разъем должен быть отсоединен.

Воздушные линии электропередачи

Воздушные линии электропередач, ВЛЭП, характеризуются высокой сложностью. Их конструкция, порядок эксплуатации регламентируются специальной документацией. ВЛ характеризуются тем, что электроэнергия передается по проводам, проложенным на открытом воздухе. Для обеспечения безопасности, уменьшения потерь состав ВЛ достаточно сложен.

Состав ВЛ

Что такое ВЛ? Это не высоковольтная линия, как иногда считают. ВЛ – это целый комплекс конструкций и оборудования. Основные элементы, из которых состоит любая линия электропередач:

  • Токонесущие провода;
  • Несущие опоры;
  • Изоляторы.

Другие компоненты также важны, но их тип, номенклатура и количество зависят от различных факторов:

  • Арматура;
  • Грозозащитные тросы;
  • Устройства заземления;
  • Разрядники;
  • Устройства секционирования;
  • Маркировка для предупреждения летательных аппаратов;
  • Вспомогательное оборудование (аппаратура наложения связи, дистанционного контроля);
  • Волоконно-оптическая линия связи.

В состав арматуры входят крепежные изделия для соединения изоляторов, проводов, крепления их к опорам.

К сведению. Разрядники, заземление и устройства грозозащиты служат для обеспечения безопасности и повышения надежности при возникновении скачков напряжения, в том числе во время грозы.

Устройства секционирования позволяют производить отключение части ЛЕП на период проведения регламентных или аварийных работ.

Аппаратура высокочастотной и оптоволоконной связи предназначена для осуществления диспетчерского удаленного контроля и управления работой линии, устройств секционирования, подстанции и распределительных устройств.

Документы, регулирующие ВЛ

Основными документами, которые регулируют любую ЛЭП, являются Строительные нормы и правила (СНиП), а также Правила устройства электроустановок ПУЭ. Данные документы регламентируют проектирование, конструкцию, строительство и эксплуатацию воздушных линий электропередач.

Классификация ВЛ

Большое разнообразие конструкций и типов воздушных линий позволяет выделить в них группы, объединенные общими признаками.

По роду тока

Большинство существующих ЛЭП предназначено для работы с переменным током, что связано с простотой преобразования напряжения по величине.

Отдельные типы линий работают с постоянным током. Они предназначены для некоторых областей применения (питание контактной сети, мощных потребителей постоянного тока), но общая протяженность невелика, несмотря на меньшие потери на емкостной и индуктивной составляющих.

По назначению

  • Межсистемные (дальние) – для объединения нескольких энергетических систем. Сюда относятся ВЛ 500 кВ и выше;
  • Магистральные – для объединения электростанций в сеть в пределах одной энергосистемы и подачи электроэнергии на узловые подстанции;
  • Распределительные – для связи крупных предприятий и населенных пунктов с узловыми подстанциями;
  • ВЛ сельскохозяйственных потребителей;
  • Городская и сельская распределительная сеть.

Линия Экибастуз-Кокшетау 1150 кВ

По режиму работы нейтралей в электроустановках

  • Сети с глухозаземленной нейтралью;
  • Сети с изолированной нейтралью;
  • С резонансно-заземленной нейтралью;
  • С эффективно-заземленной нейтралью.

По режиму работы в зависимости от механического состояния

Основной режим работы ВЛ – нормальный, когда все провода и тросы находятся в исправном состоянии. Могут бывать случаи, когда часть проводов отсутствует, но ЛЭП эксплуатируется:

  • При полном или частичном обрыве – аварийный режим;
  • Во время монтажа проводов, опор – монтажный режим.

Основные элементы ВЛ

  • Трасса – расположение оси ЛЭП относительно поверхности земли;
  • Фундамент опоры – конструкция в грунте, на которую опирается опора, передавая ей нагрузку от внешних воздействий;
  • Длина пролета – расстояние между центрами соседних опор;
  • Стрела провеса – расстояние между нижней точкой провода и условной прямой между точками подвеса проводов;
  • Габарит провода – расстояние от нижней части провода до поверхности земли.

Габариты ЛЭП

Удаленность защитной зоны линии электропередачи

Ее отступ в каждую сторону зависит от номинального класса напряжения (проектного). Например, охранная зона ЛЭП 10 кВ составляет 10 метров (за некоторыми исключениями).

Линии электропередачи

Данное расстояние определяется стандартом, принятым на основании исследований особенностей того или иного напряжения. Эта дистанция отмеряется в каждую сторону от линии. Получается, что такая зона ЛЭП выражена тоже в виде линии, но охватывающей и сами сооружения, и немного территории рядом.

В таблице ниже представлены установленные по документам расстояния в каждую сторону от электролиний для различных классов напряжения. Эти правила насчет зоны ЛЭП соответствуют СНиП, СанПиН и ПУЭ и обязательны к соблюдению

Так что прежде чем затевать вблизи от нее какую-либо стройку, важно удостовериться, что это не противоречит законодательству

Класс напряжения Расстояние
До 1 кВ 2 м
От 1 до 20 кВ 10 м
35 кВ 15 м
110 кВ 20 м
150 кВ, 160 кВ, 220 кВ 25 м
От 300 до 500 кВ 30 м
750 кВ 40 м
1150 кВ 55 м

Важно учесть, что если линия относится к классу напряжения 1 кВ, 10 кВ или 20 киловольт, на то, сколько метров в каждую сторону требуется отступить, влияет тип линии и где таковая размещена. Вот почему иногда при классе напряжения 1 киловольт, 10 кВ или 20 кВ хватит и 5 метров

А именно, когда это линии с изолированными или самонесущими проводами, которые локализуются в границах населенных пунктов

Вот почему иногда при классе напряжения 1 киловольт, 10 кВ или 20 кВ хватит и 5 метров. А именно, когда это линии с изолированными или самонесущими проводами, которые локализуются в границах населенных пунктов.

Однако этот аспект относится только к данному классу напряжения. Например, если это 6 кВ или 10 кВ. Охранная зона ЛЭП 110 кВ не имеет никаких исключений и соблюдается одинаково вне зависимости от каких-то внешних факторов. Даже охранная зона при уровне напряжения 35 кВ.

Схема охранных территорий различных линий

Касаются они и ЛЭП в 110 кВ, и в 1 киловольт. Согласно СанПиН рабочему может разрешаться нахождение в охранной зоне, если присутствует допуск. Правила особо не изменились с 2016 года.

Важно соблюдать любые охранные зоны линий электропередач. Это необходимая безопасность

Даже если это охранная зона ЛЭП 35 кВ или того меньше.

Иначе возможен не только штраф, но и более серьезные последствия. Ведь ограничение доступа к зоне ЛЭП иногда влечет трагические события.

Электролинии

Ориентировочно определить класс напряжения возможно даже на картинке, фото или видео, по количеству изоляторов на гирлянде:

  1. 10 киловольт – 1.
  2. 35 киловольт – 3–5.
  3. 110 киловольт – 6, 7, 8.
  4. 220 киловольт – 10–15.

Но в идеале, конечно, лучше так не делать

Важно выяснить из документации, каков точно класс напряжения ЛЭП. От этого будет зависеть разрешенное расстояние до тех или иных объектов, то есть охранная зона электролиний

И тогда никто не сможет придраться в случае чего.

Кстати, если изоляторы маленькие, значит, вполне возможно, тут действует охранная зона ВЛ 0.4 кВ. ВЛ – означает «воздушная линия». Также возможно определить, что это за тип ЛЭП и какая тут охранная зона, по опорам.

Для 4–6–10 (ВЛ-4 (4 кВ), ВЛ-6 (6 кВ), ВЛ-10 (10 кВ)) ограничения более жесткие, чем для 0.4 и 0.6 кВ. Но и для самых слабых линий всегда присутствует охранная зона. Ведь даже в этих ЛЭП напряжение очень высоко, и для человека оно может стать смертельным. Также присутствует некоторый риск возгорания различных объектов при аварии.

Безопасное расстояние до проводов ЛЭП

Важно понимать, что защитная зона ЛЭП четко регламентирована. Да, возможно часто встретить случаи, когда она не соблюдается грубейшим образом

Однако в любой момент, в случае обнаружения нарушения надзорными органами, возможно привлечение к ответственности нарушителей.

Незаконные постройки около линий могут в итоге быть снесены, причем срочно. Например, если требуется доступ к зоне ЛЭП для устранения аварии.

А если возникнут какие-то критические последствия, то ответственность может в итоге быть уже не административной, а уголовной. Например, если будет нанесен материальный ущерб на крупную сумму, либо же ущерб здоровью или летальный исход.

Воздушная линия — связь

Воздушные линии связи, как правило, строятся вдоль железных, шоссейных, а иногда и грунтовых дорог. В населенных пунктах они проходят вдоль улиц, а в городах — часто проходят по крышам зданий. Воздушные линии, построенные вдоль дорог и улиц, отличаются от воздушных линий, проходящих по крышам зданий, типом опор. Линии, у которых опорами служат столбы ( деревянные, железобетонные), называются столбовыми. Линии, проходящие по крышам зданий, имеют опоры в виде металлических стоек и называются стоечными.

Основные элементы — воздушной линии связи.

Воздушная линия связи состоит из проводов, опор, изоляторов, траверс, штырей, крюков, накладок для скрещивания проводов, крепежных накладок и некоторых других элементов. На рис. 2.1 показаны основные элементы воздушной линии и основные расстояния между штырями и крюками. На линиях радиотрансляционных сетей на опорах располагаются также абонентские и фидерные трансформаторы. На оконечных и кабельных ( в местах стыка воздушных линий с кабельными) опорах могут размещаться также кабельные вводные ящики, шкафы, детали оборудования воздушных вводов и другие элементы.

Воздушные линии связи представляют собою наиболее дешевый тип линейных сооружений, но они не обеспечивают необходимой надежности и стабильности электрических характеристик, что становится особенно важно на линиях с большим числом каналов. Кроме того, по цепям воздушных линий возможность создания большого числа каналов ограничена из-за сравнительно малого частотного диапазона ( до 150 кГц), который может быть эффективно использован

При организации большого числа каналов стоимость каналокилометра воздушной линии становится выше, чем при организации связи по кабельным линиям.

Воздушные линии связи и радиотрансляционных сетей представляют собою сложный комплекс устройств.

Воздушные линии связи представляют собой стальные, медные или биметаллические провода, которые с помощью изоляторов крепятся к опорам. Надежность воздушных линий также низкая.

Воздушные линии связи занимают значительное место в общей схеме линейных сооружений связи Советского Союза. Стоимость их определяется сотнями миллионов рублей.

Типы воздушных линий связи.

Воздушные линии связи по своему назначению разделяются на три класса.

Воздушная линия связи имеет следующие параметры: г0 2 84 Ом / км; L0 1 94 мГн / км; д0 0 70 мкСм / км; С0 6 25 нФ / км.

Воздушные линии связи состоят из металлических проводов, подвешенных на специальных опорах и изолированных друг от друга и относительно земли при помощи изоляторов.

Воздушная линия связи имеет следующие параметры: г0 2 84 Ом / км; L0 1 94 мГн / км; д0 0 70 мкСм / км; С0 6 25 нФ / км. Это условие совпадает с условием отсутствия искажений, так как в этом случае Zj ] / L0 / C0, се ] / г0д0, с l / / L0Co не зависят от частоты.

Устройство искровых промежутков на воздушной линии. а и б — при крюковсм профиле. в и г — при траверсном профиле.

Воздушная линия связи на железобетонных опорах не может быть использована для защиты кабеля от ударов молнии.

Воздушные линии связи и питания для всех стендов должны выполняться полимерными, медными, латунными или алюминиевыми трубками ( в тропическом климате — медными и латунными) диаметром 8X1 или 6X1 мм.

Оцените статью:
Оставить комментарий