Антенна для автомагнитолы
Содержание
Антенна для автомобильной магнитолы служит для обеспечения уверенного приема радиостанций как на стоянке, так и при движении. Необходимость в хорошей антенне обусловлена тем, что кузов автомобиля выполнен цельнометаллическим и является хорошим экраном для электромагнитных волн любого диапазона. Исключение составляют только остекленные участки и внешняя поверхность кузова. Чтобы точно определить, какую антенну выбрать, нужно знать, какие разновидности существуют.
Типы автоантенн
Наилучший прием радиоволн имеют штыревые антенны, которые размещаются снаружи автомобиля. Их основные недостатки:
- Увеличение лобового сопротивления, что актуально при движении по скоростным автомагистралям;
- Невысокая механическая прочность, которая уменьшается с увеличением габаритов антенны;
- Необходимость прокладки антенного кабеля внутрь кузова автомобиля;
- В некоторых случаях может потребоваться сверление отверстий в кузовных элементах;
- Необходимость учета конструкции кузова для максимального использования заявленных технических характеристик.
Некоторые недостатки штыревых антенн нивелируются тем, что они могут выполняться по принципу телескопической удочки, то есть в то время, когда нет необходимости, длину антенны можно уменьшить в несколько раз, но такая конструкция несколько уменьшает прочность при максимальном выдвижении.
Некоторые недостатки штыревых антенн нивелируются тем, что они могут выполняться по принципу телескопической удочки, то есть в то время, когда нет необходимости, длину антенны можно уменьшить в несколько раз, но такая конструкция несколько уменьшает прочность при максимальном выдвижении.
Более практична внутренняя антенна для автомагнитолы, которая в виде узкой полосы крепится, преимущественно, на лобовом стекле. Малая толщина полоски и ее расположение вблизи уплотнителя стекла делают антенну практически незаметной.
Один из самых существенных недостатков – необходимость в наличии усилителя, что повышает стоимость антенны и требует прокладки дополнительных проводов питания. Такая антенна именуется активная и обеспечивает прием даже на большом расстоянии от передающих радиостанций. В настоящее время все автомагнитолы имеют антенный вход, в котором имеется напряжение питания для антенного усилителя.
Кроме отличий в типах монтажа и устройства, антенны различаются по предназначению. Это связано с тем, что для различных областей используются разные частоты передатчиков, которые напрямую связаны с длиной активного участка антенны. Основные типы антенн:
- Антенны для радио (FM диапазон радиостанций);
- Антенны для приема телепередач (ТВ антенна);
- Антенны для навигаторов (GPS-антенна).
Лучший результат достигается в использовании специализированных антенн для каждого диапазона, но наличие в одном автомобиле трех конструкций не всегда приемлемо. Большинство производителей выпускает универсальные антенны, которые имеют некоторые средние параметры во всем используемом диапазоне частот.
Важно! Единственное исключение – GPS-антенну лучше приобретать отдельно.
Выбор антенны
Выбирая антенну для автомагнитолы, следует отталкиваться от вышеперечисленных критериев. Большинство автолюбителей останавливаются на установке внутренней, поскольку она требует минимума вмешательства в конструкцию машины, обладает максимально возможной надежностью и приемлемыми параметрами.
Если все-таки есть непреодолимое желание установить внешнюю антенну, то лучше выбрать с магнитным основанием или на присоске, поскольку не придется устанавливать дополнительные крепления и ее легко демонтировать в случае необходимости.
Важно! Для уверенного приема сигнала GPS лучше приобрести специализированную антенну. К тому же, благодаря высокой частоте сигнала, она имеет небольшие габариты и нормально впишется в салон любого автомобиля.
Перед приобретением следует точно определиться с местом установки и, исходя из этого, подсчитать длину кабеля.
Обратите внимание! Лучше взять кабель с некоторым запасом. Лишний можно всегда где-нибудь спрятать или, в крайнем случае, обрезать возле разъема и перепаять разъем.
Важно! Ни в коем случае нельзя резать кабель посередине и затем его спаивать. Какова бы ни была квалификация мастера и качество инструмента, кабель с нарушенной внутренней структурой будет вносить большое затухание в принимаемый сигнал, и качество приема резко ухудшится.
По этой же причине не годится антенна с коротким кабелем, который потом невозможно дорастить.
Установка антенны для автомагнитолы своими руками
В зависимости от того, какую антенну выбрали, различается и технология монтажа. Наиболее просто монтируются внешние антенны с магнитным основанием или присоской. Главное условие – ровная плоская поверхность без изъянов покрытия, соответствующая требованиям по обеспечению нормальной работоспособности. В наиболее частых случаях это передняя или задняя часть крыши автомобиля.
Довольно часто внешние антенны на автомобиль крепятся на переднем или заднем крыле. Используются специальные хомуты, либо антенну можно поставить при помощи болтового соединения. Последний вариант в основном используется производителем автомобилей для установки штатной радиоаппаратуры, входящей в комплектацию авто.
Наибольшую трудность при установке внешней антенны представляет прокладка антенного кабеля. Кабель с крыши авто прокладывается по уплотнителю двери таким образом, чтобы отсутствовала возможность непреднамеренного передавливания при закрывании дверей. Внутри салона кабель прокладывается под обшивкой кузова.
Несколько проще проложит кабель от антенны, установленной на крыле, поскольку от антенны он уже попадает непосредственно внутрь кузова, а далее через ближайшее технологическое отверстие его можно проложить в любое место салона.
Внутренняя антенна для приемника автомобиля крепится к стеклу, а кабель от нее проходит под уплотнителем стекла, поэтому такой вариант антенны получил наибольшее распространение, несмотря на несколько худшие параметры.
Ход работы
Технология работ несколько различается для антенн разных типов. Для приема TV и FM программ используются антенны больших габаритов, поэтому они представляют собой полоски металла («усы»), наклеиваемые вдоль верхней или боковой кромки стекла. Кроме полосок, антенна имеет согласующее устройство и усилитель, которые располагаются посередине между двух «усов» и имеют сравнительно небольшие габариты.
Есть два варианта установки согласующего устройства на лобовом стекле: под зеркалом заднего вида или в одном из верхних углов. В первом случае получаются лучшие параметры усиления антенны, но требуется большая длина антенного кабеля. По второму варианту один из «усов» прокладывается вертикально по боковой кромке стекла, а кабель к автомагнитоле имеет значительно меньшую длину, поскольку согласующее устройство расположено в углу.
Кабель к магнитоле можно проложить как под резиновым уплотнением стекла, так и под обшивкой салона. В каждом конкретном случае надо исходить от того, какая конструкция салона, толщина кабеля, трудоемкость работ и так далее.
Важно! При приобретении антенны нужно убедиться, что усилитель расположен между «усов», а не непосредственно там, где находится штекер для подключения к магнитоле. В таком случае усиливаться будет не только полезный сигнал, но и всевозможные помехи, наводящиеся на кабель.
Немного подробнее надо остановиться на таком параметре, как расстояние от усов до кромки стекла. Естественным стремлением будет уменьшить это расстояние до минимума, чтобы не портить внешний вид стекла и обзорность. С другой стороны, требуется максимальное расстояние от посторонних проводящих предметов. Здесь необходимо найти разумный компромисс. Для облегчения решения задачи производители указывают в инструкции диапазон допустимых значений расстояния от антенны до кромки стекла.
Усы и одна из плоскостей усилителя (согласующего устройства) покрыты клеящим слоем, закрытым бумажкой или пластиковой лентой, которые удаляются непосредственно в процессе монтажа. Перед началом работы нужно тщательно очистить стекло от пыли и грязи и обезжирить. Сначала приклеивается согласующее устройство, а затем металлические полоски «усов». Предохранительную ленту снимают по мере продвижения. Работать нужно в тканевых перчатках, чтобы не испортить обезжиренную поверхность.
GPS антенна отличается малой длиной активных элементов (часто они просто спрятаны в корпусе), поэтому не нуждается в дополнительном креплении, но требует расположения таким образом, чтобы отсутствовала возможность поломки. Наиболее разумное решение – размещение блока за зеркалом заднего вида.
Самодельная антенна
В качестве временной меры, при отсутствии возможности приобрести промышленную антенну, можно попытаться изготовить ее самостоятельно. Простейший вариант представляет собой отрезок медного изолированного провода, проложенного под уплотнителем стекла и подключенного в антенное гнездо магнитолы.
Обратите внимание! К сожалению, данный вариант жизнеспособен только в условиях черты города, когда прием достаточно хороший. Вне населенного пункта при некотором удалении от радиостанции прием программ станет невозможным.
Имея усилитель от телевизионной антенны («полячки») и отрезок экранированного кабеля, можно сделать антенну с усилителем, которая обладает характеристиками, близкими к промышленным устройствам. Дополнительно потребуются такие элементы, как малогабаритные дроссель и конденсатор для организации подачи питания усилителя. Данный вариант того, как сделать антенну с усилителем, можно рекомендовать только тем, кто хорошо разбирается в радиоэлектронике, поскольку велика возможность выхода из строя магнитолы и усилителя.
Как итог, можно сказать, что самостоятельная установка антенны не вызывает особых затруднений. В любом случае можно обратиться к профессионалам, которые не только посоветуют в выборе, но и выполнят основную и самую трудоемкую часть работы.