Как опломбировать счётчик электроэнергии

Установка пломбы на счётчик является подтверждением исправности и механической целостности прибора учёта. Она выполняет защитную функцию для исключения возможности несанкционированного отбора электроэнергии из сетей поставщика. Опломбировка является обязательной, каждый рабочий электросчётчик должен иметь пломбу поставщика услуг.

Счетчик

Как выглядит опломбированный счётчик

Опломбировка: виды и причины

Существует две разновидности пломб: опломбировка заводом изготовителем счётчика и пломба поставщика услуг.

Первая пломбировка подтверждает работоспособность электросчётчика и механическую целостность, в том числе соответствие заявленным характеристикам и точности учёта, а также проведённые испытания, что подтверждается паспортом изделия.

Вторая пломбировка осуществляется при вводе в эксплуатацию органами энергосбыта при постановке электросчётчика на баланс поставщика услуг. Поставить пломбу должен инспектор контролирующей службы перед включением в работу счётчика электроэнергии.

Счётчики без пломб запрещается эксплуатировать.

Выбор электросчетчика

Для личного и промышленного применения рекомендуется покупка приборов учёта с классом точности от 2 – 1. Электросчётчик подлежит внесению в Государственный реестр и должен иметь пломбу поверителя государственной службы, на которой стоит клеймо и дата проведения поверки.

При покупке продавец обязан предоставить паспорт изделия, в котором указывается дата производства, класс точности прибора и дата проведения поверки.

Допускаются в эксплуатацию электросчётчики, с момента выпуска которых прошло:

  • не более двух лет для однофазных приборов учёта.
  • не более одного года для счётчиков трёхфазного исполнения.

Если с момента приобретения, прошло больше времени, чем предписывают государственные акты, то электросчётчик необходимо поверить в специальной организации. По окончании проверки выдаётся акт, и производится пломбировка. Срок действия акта такой же, как и для заводской продукции.

Счетчик

Заводской прибор учета электроэнергии

Нормативные акты

Поставить пломбу на приборы учёта должны бесплатно исполнительные органы поставщика услуги в том случае, если это первичная установка электросчётчика. За повторное пломбирование плата взимается. Этот вопрос регулируется соответствующими законопроектами.

Пункт 8 Постановления № 442 предписывает отсутствие оплаты услуг за пломбировку вводимого в работу оборудования или иных средств визуального контроля целостности оборудования.

Постановление № 354, пункт 81, параграфы 8, 9, 14 постановляет:

  • Опломбировка выполняется непосредственно перед подписанием приёма в эксплуатацию за счёт средств исполнительной структуры.
  • Стоимость ввода в работу электросчётчиков ложится на плечи поставщика услуги.
  • Потребитель должен оплатить повторную пломбировку и стоимость ремонтных работ в случае повреждения электросчётчика. Услуги поверки счётчика бесплатны.

Пломбировка

Причины пломбировки:

  • первичное введение в работу счётчика;
  • замена, перенос, восстановление повреждённого электросчётчика.
Пломбы

Виды пломб

Первичная

Согласно законодательству стоимость работы по пломбировке электросчётчика при первичном вводе в работу ложится на поставщика услуг, который должен выполнить эту процедуру перед подписанием акта приёма.

Под первичной установкой подразумевается:

  • Замена прибора учёта. Причин может быть несколько, а именно, несоответствие класса точности измерения, морально устаревший счётчик, смена тарифного плана день/ночь.
  • Ввод нового оборудования.
Пломбировка

Правильно выполненная пломбировка

Стоимость услуг пломбировки во всех вышеперечисленных случаях ложится на плечи поставщика. Если производитель работ настаивает на оплате услуг, возможны следующие действия:

  • Первое – это не производить расчёт без подтверждения факта оплаты, так сказать, «из рук в руки», сколько бы это ни стоило. Необходимо потребовать расчётный счёт для оплаты с помощью финансовых структур. Квитанция должна содержать информацию, что расчёт производится за определённый вид услуг и их стоимость.
  • Потребуется взять прейскурант с прописанной информацией, сколько стоят предоставляемые услуги в организации, осуществляющей пломбировку с необходимыми реквизитами, подпись и печать уполномоченного лица.
  • Оформляется официальная жалоба, что плату требуют незаконно.
  • Подаётся иск в судебные органы с необходимыми документами, квитанцией и прейскурантом с реквизитами компании.
  • Оформляется запрос в антимонопольный комитет РФ.

Оформление жалобы возможно только за требование оплаты услуг, которые попадают под действие законов № 442 п.8 и № 354 п.8, 9.

Перед приёмом оборудования создаётся однолинейная схема подключения с указаниями:

  • применяемого крепежа;
  • типа фиксации;
  • чередования фаз;
  • класса оборудования;
  • техническими характеристиками.

В случае самостоятельной установки электросчётчика перед приходом инспектора необходимо проверить и сфотографировать следующие параметры:

  • Контакты счётчика подлежат закрытию и опломбированию после завершения монтажных работ. Для того чтобы избежать штрафных санкций и претензий со стороны компании в самовольном подключении в случае повреждения пломбы рекомендуется выполнить фотосъёмку и приложить к паспорту на изделие.
  • В момент заключения договора схема подключения не прикладывается, а именно она устанавливает зоны разграничения ответственности и может помочь в случае споров с компанией. Таким образом, рекомендуется составить и заверить чертёж с дальнейшим приложением к документу.
  • Произвести проверку маркировки подходящих и отходящих соединений и обозначить на чертеже. В случае необходимости дополнительного подключения это поможет избежать лишней платы за повторную установку пломбы.
  • После опломбировки сделать фото каждой отдельной пломбы с высоким разрешением изображения и приложить к договору. На фото должны быть даты и реквизиты с бирок.
  • Цифровые значения на пломбах должны совпадать с указанными данными в договоре, подтверждение – фотосъёмка. Прикладывается к общему пакету документации.
  • Проверяется наличие реквизитов производителя и сроков действия поверки устанавливаемого и вводимого в работу оборудования.
Щит

Щит учёта электроэнергии

Повторная

Если счётчик уже находился в работе, и пломба оказалась нарушенной, процедура восстановления стоит некоторую сумму. В зависимости от региона и поставщика услуг цена может отличаться.

Например, счётчик находился на лестничной клетке, и потребитель решает перенести его в квартиру (без замены прибора). Для этого владелец недвижимости обязан поставить в известность поставщика услуг и уведомить о необходимости срыва пломбы в связи проведением монтажных работ. Стоит отметить, что в данном случае эти действия попадают под классификацию повторной пломбировки (так как электросчётчик остался прежний).

Если пломба сорвана

При обнаружении повреждения опломбировки системы учёта необходимо выполнить следующие действия:

  • Делается фотосъёмка и осмотр на предмет несанкционированного вмешательства в схему с датой фиксации неисправности.
  • Оформляется уведомление поставщика услуг на предмет обнаружения нарушения.
  • Пишется заявление в двух экземплярах с указаниями показаний счётчиков на момент обнаружения нарушения целостности пломбы. Один экземпляр – компании, второй – остаётся на руках с соответствующими подписями.

В этой ситуации создаётся следственная комиссия, которая априори будет считать виновником собственника прибора учёта, именно с этой целью потребуются все фотографические доказательства.

Замена и установка

Причины для замены (установки) прибора учёта:

  • отсутствие счётчика;
  • неисправность;
  • несоответствие класса точности (ниже 2);
  • перенос (с лестничной клетки в квартиру и, наоборот, из дома на улицу и т.д.).

Во всех вышеперечисленных случаях расходы на приобретение и установку ложатся на плечи владельца недвижимого имущества.

Для замены (установки) необходимо:

  • Купить новый счётчик электроэнергии. Как выбрать прибор учёта и на что следует обратить внимание, написано выше.
  • Осуществить монтажные работы по замене и подключению счётчика к сети одним из двух способов, а именно при помощи специализированных служб поставщика услуг (УК, ТСЖ, ИСЖ и т.д.) или собственными силами при желании немного сэкономить.
  • С целью упрощения процедуры установки прибора учёта специализированными организациями необходимо убедиться в отсутствии деформации проводов, отгоревших контактных соединений, должной длине кабеля для выполнения корректного подключения.
  • Если хотя бы одно из вышеперечисленных условий не соблюдается, потребуются услуги монтажной организации или штатного электрика (в случае ТСЖ, ИСЖ и других коллективных форм собственности) для выполнения корректной заводки кабеля с соблюдением всех норм.
  • После того, как удовлетворены все требования по соблюдению технических норм, представитель компании поставщика производит установку и опломбировку прибора учёта.
Счетчик

Полностью опломбированный щит

Вариантов замены существует несколько. Если недвижимость находится в составе ТСЖ, ИСЖ и других форм коллективной собственности и управления, можно пригласить специалиста из состава обслуживающего персонала организации, который выполнит работы по замене прибора учёта. При этом в обязательном порядке нужно сохранить старый счётчик для предоставления в органы энергосбыта при включении в работу нового электросчётчика.

С целью вызова ответственного лица для опломбировки прибора учёта достаточно обратиться в компанию поставщика услуг. Номера телефонов указываются на платёжных документах. Услуга опломбировки ничего не стоит и выполняется за счёт компании.

Многотарифные счётчики

Процедура монтажа и введения в работу этого вида оборудования не отличается от обычных приборов учёта с той разницей, что перед приёмом в работу потребуется запрограммировать прибор на тарифные планы для каждого отдельного региона страны.

Для собственника дома потребуется проектная документация лицензированного исполнителя по организации электроснабжения частного строения. Без этих документов ввод в эксплуатацию запрещён.

Для замены и опломбировки отводится три расчётных периода. В это время начисление платы производится из среднесуточного потребления.

Для перерасчёта начисленной абонентской платы за период неисправности прибора учёта потребуется предоставить счётчик в абонентский отдел, где методом экспертизы вычисляется погрешность работы прибора.

Подключение. Видео

О безопасном подключении трехфазного счетчика электроэнергии расскажет видео ниже.

Опломбировка – серьёзный процесс, он содержит много тонкостей юридического характера. При неправильно составленном договоре и реквизитах номерных бирок учёта организация поставщик услуг имеет право предъявить иск о краже электроэнергии и самовольном подключении, что приведёт к штрафным санкциям и отключению от электросети с последующей платной процедурой включения.

Оцените статью:
Оставить комментарий